Родин Андрей Викторович, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Смоленск, Смоленская государственная академия физической культуры и спорта,
Егоров Владимир Николаевич, канд. пед. наук, директор, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Кашмина Екатерина Олеговна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
TECHNOLOGY OF DESIGN OF CLASSIFICATION OF INDIVIDUAL TACTICAL ACTIONS
IN VOLLEYBALL
A.V. Rodin, V.N. Egorov, E.O. Kashmina
In article data of long-term researches of the individual tactical actions which allowed to study and prove classification in volleyball are for the first time provided. The obtained data allowed to rationalize process of matching of effective training remedies for enhancement of individual tactical actions in volleyball.
Key words: volleyball, classification, individual tactical actions, cluster analysis.
Rodin Andrey Viktorovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, department chair, rodin67@,bk, Russia, Smolensk, Smolensk State Academy of Physical Culture and Sport,
Egorov Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, director, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Kashmina Ekaterina Olegovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.61.093.54
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ-ШОССЕЙНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Л.В. Руднева, М.В. Куликова, А.Д. Белоусова
Представлены экспериментальные материалы по созданию педагогических условий тренировки велосипедистов-шоссейников с нарушением зрения, которые позволяют расширить методическое обеспечение подготовки спортсменов в велоспорт-тандеме спорте слепых с учетом первичного дефекта и вторичного отклонения незрячего гонщика.
Ключевые слова: подготовка велосипедистов-шоссейников с нарушением зрения, педагогические условия учебно-тренировочного процесса в велоспорт-тандеме.
В настоящее время «Спорт слепых» представлен в программе паралимпийского движения многими видами спорта, в число которых входит и велоспорт-тандем.
Нарушение зрения, по мнению профессора С.С. Евсеева, это «термин, касающийся незрячих и слабовидящих людей» [2]. Так в
велоспорте выделяют 3 группы функциональных нарушений зрения. К первой группе относятся спортсмены, имеющие полную потерю зрения (класс В 1). Во вторую группу входят лица с частичной потерей зрения (класс В 2). Третью группу представляют спортсмены с незначительными нарушениями зрения (класс В 3).
В Тульской области подготовка высококвалифицированных спортсменов осуществляется в спортивно-реабилитационном центре инвалидов (ГОУДО «СРЦИ»), где на сегодняшний день велоспорт-тандем развивается наиболее активно [1, 4]. С 2010 года данный вид спорта приобрел свою популярность в Липецкой и Калининградской областях, а с 2012 года велоспорт-тандем начал свое развитие и в Тульской области. Как показывает анализ спортивных результатов, в настоящее время лидерские позиции в данных гонках велосипедистов-шоссейников занимают Тульские спортсмены, в частности тандем Корнилова Дмитрия и Ермакова Михаила.
Тренер сборной команды России Шелудянов В.В. и действующие спортсмены отмечают, что подготовка велосипедистов-шоссейников в тандеме достаточно сложный процесс, требующий согласованной работы ведущего спортсмена (зрячего) и пилота (спортсмена с нарушением зрения). Сложность тренировочного процесса заключается в необходимости учета первичного дефекта и вторичных отклонений незрячего велогонщика.
Анализ имеющихся литературных источников по проблеме исследования позволяет утверждать, что на сегодняшний день существует малое количество разработок по подготовке спортсменов в велоспорт-тандеме спорте слепых, также в полной мере не освещены и педагогические условия проведения учебно-тренировочных занятий с данным контингентом спортсменов, что обуславливает актуальность нашего исследования.
Цель исследования: совершенствование системы подготовки велосипедистов-шоссейников с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс подготовки велосипедистов-шоссейников с нарушением зрения будет более эффективным при создании следующих педагогических условий:
использование специальных вербальных и тактильных средств
общения;
компенсация, как первичного, так и вторичных отклонений незрячего спортсмена в учебно-тренировочном процессе;
• создание коррекционно-развивающей среды реализации учебно-тренировочного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо было разработать экспериментальную программу подготовки велосипедистов-шоссейников с нарушением зрения и оценить ее эффективность.
Педагогическое наблюдение и анализ литературных источников позволили выявить следующие затруднения, возникающие в учебно -тренировочном процессе велосипедистов-шоссейников с нарушением
зрения, которые, на наш взгляд, во многом обусловлены первичным дефектом: в восприятии учебного материала и проезжающей дистанции; в пространственной ориентировке; в согласованности действий с партнером; боязнь падения; в удержании равновесия на велосипеде, в процессе педалирования и «крутящего» момента велосипеда.
Особенностями организации экспериментальной программы спортивной подготовки велосипедистов-шоссейников с нарушением зрения являлось соблюдение следующих педагогических условий:
1. Использование специальных вербальных (команды типа «спуск», «подъем») и тактильных средств общения (касание туловища при повороте, касание спины для разгона).
2. Компенсация, как первичного, так и вторичных отклонений незрячего спортсмена в учебно-тренировочном процессе. Первичный дефект компенсируется тактильными ощущениями и сенсорными восприятиями речи.
При организации тренировочного процесса со спортсменами с нарушением зрения необходимо учитывать, что у них основной дефект сопровождается рядом вторичных отклонений со стороны двигательной сферы, функциональных систем организма и здоровья в целом.
Отставание в развитии двигательных способностей, в частности координации, корректируется включением в процесс подготовки специальных упражнений для развития данной способности. В процессе общей физической подготовки немаловажное место отводится упражнениям для укрепления и снятия напряжения со зрительных мышц.
3. Создание коррекционно-развивающей среды реализации учебно-тренировочного процесса. У незрячих спортсменов наблюдаются незначительные нарушения познавательной деятельности и эмоционально -волевой сферы, улучшению которых способствуют занятия данным видом спорта. Независимо от специфики первичного дефекта у всех спортсменов с нарушением зрения отмечается не высокая умственная работоспособность, снижение концентрации внимания, памяти. По нашим наблюдениям отмечается также некоторая эмоциональная неустойчивость. Все вышеизложенное необходимо учитывать при проведении учебно-тренировочных занятий.
К специфическим особенностям подготовки спортсменов необходимо отнести и создание коррекционно-развивающей среды (условий) реализации учебно-тренировочного процесса, а именно:
1. Использование световых, цветовых, звуковых ориентировок, к которым относятся громкая подача команд, хлопки, звук свистка.
2. Применение адаптированного спортивного инвентаря (озвученные набивные мячи, велостанки с лонжей, удерживающей спортсмена от
падения). Инвентарь необходимо использовать яркий, наиболее уместны красный, желтый, зеленый и оранжевый цвета.
3. Дистанционное (на расстоянии) управление действиями спортсмена с нарушением зрения, когда тренер на расстоянии по громкой связи вносит коррективы в прохождение дистанции велогонщиков.
4. В процессе обучения объяснение проводится в форме емких и кратких фраз (подъем, спуск), что создает условия для быстрого реагирования спортсмена.
5. Больше времени, в сравнении со здоровыми спортсменами, отводится на объяснение двигательных действий.
6. При выполнении комплексов общей физической подготовки незрячий спортсмен обеспечивается «лидером».
7. Необходимо многократное повторение отдельных упражнений или двигательных действий с опорой на осязательные, мышечно-двигательные ощущения.
8. Объем физической нагрузки регулируется индивидуально и дифференцировано, в зависимости от степени и характера зрительной депривации и спортивно-функциональной группы (класс В 1, В 2, В 3). При регулировании физической нагрузки используются как стандартные (одинаковые по скорости, темпу), так и переменные (изменяющиеся в ходе занятий) виды нагрузок.
9. Используется дифференцированный подбор упражнений и индивидуальный подход с положительной оценкой, а также своевременные приемы физической помощи и страховки.
10. Активизация деятельности кардиореспираторной системы организма при проведение занятий в летний и осенне-весенний периоды подготовки.
Исследование проводилось на одном тандеме велосипедистов-шоссейников, в частности на спортсмене с нарушением зрения. В основу изучения физической подготовленности велосипедиста-шоссейника за период с 2014 по 2016 годы были положены следующие контрольные упражнения: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, заезд 10 км, спуск с горы 5 км, удержание равновесия на станке.
Полученные результаты по приросту изучаемых показателей, выраженных в процентах, свидетельствуют об улучшении физической подготовленности. Наибольший пророст (80 %) отмечен в тесте «заезд 10 км», что указывает на высокую динамику в развитии специальной выносливости.
Тест «спуск с горы 5 км» из-за повышенной травмоопасности выполнялся в тандеме со здоровым спортсменом. Прирост в данном контрольном упражнении составил 70 %, что на наш взгляд, указывает на
применение адекватных средств тренировки координационных способностей и быстроты в учебно-тренировочном процессе велосипедиста.
Наиболее низкий прирост показателей (33 %) зафиксирован в удержании равновесия на станке, что во многом обусловлено первичным дефектом. Следует также отметить, что у испытуемого достаточно сложно проходил процесс тренировки координации. Развитие данного качества у незрячего спортсмена более растянуто во времени.
В контрольном упражнении «сгибание и разгибание рук в упоре лёжа» прирост составил 50 %, что указывает на эффективность тренировочных воздействий, в частности разработанных нами педагогических условий.
При оценке качественных показателей велосипедиста-шоссейника можно отметить, что в начале 2014 года тренеры-преподаватели оценили технику педалирования спортсмена в 2 балла, так как он допускал грубые ошибки, а в 2016 году оценка стала более высокой - 4 балла, что указывает на улучшение качественных показателей техники выполнения одного из ведущих навыков спортсмена.
При оценке техники стартового разгона и ускорения в начале 2014 года спортсмен также допускал грубые ошибки (1 балл), в 2016 году за технику эксперты выставили ему 3 балла, так как количество ошибок уменьшилось.
В 2014 году также наблюдалось слабое взаимодействие с партнером по тандему и сбои в некоторых опорных моментах движения по дистанции, в то время как по окончанию педагогического эксперимента спортсмены показали полную согласованную работу, а также широкое использование вербальных и невербальных средств общения во время движения.
Проводя анализ результатов участия тандема Корнилова Дмитрия и Ермакова Михаила в соревнованиях, можно отметить улучшение спортивных результатов на протяжении всего экспериментального периода. С 2014 по 2016 годы тандем занимал призовые места, как на чемпионате Тульской области, так и на чемпионатах России. Так же следует отметить положительную динамику участия данного экипажа на чемпионате мира. В 2015 году в Голландии экипаж Корнилова Дмитрия и Ермакова Михаила показал результат 4 мин 33 с, проехав 4 км и установив свой собственный рекорд.
Экспериментальная программа, основанная на описанных выше педагогических условиях, доказала свою эффективность, что подтверждается положительной динамикой и высоким приростом результатов во всех контрольных упражнениях, направленных на изучение физической подготовленности спортсмена, улучшением его технических показателей, а также результатами соревновательной деятельности.
Список литературы
1. Белашенко О.В., Оськин И.А., Руднева Л.В. Из опыта подготовки спортсменов-инвалидов по зрению «спорт слепых» в Тульском регионе // Инновационные технологии в физическом воспитании и спорте: матер. Всерос. науч.-практ. конф. Тула, 2015. С. 306-310.
2. Евсеев С.П., Евсеева О.В. Теоретические проблемы адаптивного спорта на современном этапе // Культура физическая и здоровье. 2015. № 4(55). С. 78-83.
3. Романов В.А., Руднева Л.В., Куликова М.В. Особенности преподавания теоретических основ физической культуры с учётом индивидуальных особенностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Психология и педагогика в XXI веке. Очерки научного развития: матер. XI Междунар. науч.-практ. конф. М. 2015. № 3 (11). С. 52-54.
4. Руднева Л.В. Мониторинг эффективности работы спортивно-реабилитационного центра инвалидов г. Тулы // Адаптивная физическая культура. 2016. № 2 (66). С. 40-42.
Руднева Лидия Викторовна, канд. пед. наук, доц., mv_kulikova2010@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,
Куликова Марина Викторовна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,
Белоусова Анна Денисовна, студент, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PREPARATION CYCLISTS-ROADIES VISUALLY
IMPAIRED
L.V. Rudnevа, M.V. Kulikova, A.D. Belousovа
The paper presents experimental materials to create pedagogical conditions of training of cyclists-roadies with visual impairment, which allow you to enhance methodological support the training of athletes in Cycling-tandem sport for the blind subject to the primary defect and secondary deviation the blind rider.
Key words: training cyclists-roadies with impaired vision, pedagogical conditions of training process in the Cycling-tandem.
Rudneva Lidiya Viktorovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State pedagogical University named after L.N. Tolstoy,
Kulikova Marina Viktorovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State pedagogical University named after L.N. Tolstoy,
Belousova Anna Denisovna, student, [email protected], Russia, Tula, Tula State University