Научная статья на тему 'Технология проектирования классификации индивидуальных тактических действий в волейболе'

Технология проектирования классификации индивидуальных тактических действий в волейболе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
354
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / VOLLEYBALL / CLASSIFICATION / INDIVIDUAL TACTICAL ACTIONS / CLUSTER ANALYSIS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Родин Андрей Викторович, Егоров Владимир Николаевич, Кашмина Екатерина Олеговна

Представлены данные многолетних исследований, обоснована классификация индивидуальных тактических действий в волейболе. Полученные данные позволили рационализировать процесс подбора эффективных тренировочных средств для совершенствования индивидуальных тактических действий в волейболе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Родин Андрей Викторович, Егоров Владимир Николаевич, Кашмина Екатерина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF DESIGN OF CLASSIFICATION OF INDIVIDUAL TACTICAL ACTIONS IN VOLLEYBALL

In article data of long-term researches of the individual tactical actions which allowed to study and prove classification in volleyball are for the first time provided. The obtained data allowed to rationalize process of matching of effective training remedies for enhancement of individual tactical actions in volleyball.

Текст научной работы на тему «Технология проектирования классификации индивидуальных тактических действий в волейболе»

УДК 796.325

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ВОЛЕЙБОЛЕ

А.В. Родин, В.Н. Егоров, Е.О. Кашмина

Представлены данные многолетних исследований, обоснована классификация индивидуальных тактических действий в волейболе. Полученные данные позволили рационализировать процесс подбора эффективных тренировочных средств для совершенствования индивидуальных тактических действий в волейболе.

Ключевые слова: волейбол, классификация, индивидуальные тактические действия, кластерный анализ.

Основной структурной единицей игровой деятельности в теории волейбола является технический прием, который реализуется в определенных тактических ситуациях соревновательного процесса [1, 2].

Эффективность управления игровыми действиями во многом зависит от степени усвоения играющими субъектами классификационной системы игровой деятельности, когда определены основные классы, обобщенны специфические признаки на уровне понятий, выраженные в форме знака [3, 4]. В свою очередь выстраивание тезауруса между знаком и классом способствует оперативно организовать интерпретацию ассоциативных связей между большим числом игровых ситуаций для достижения высокой эффективности игровых действий в процессе игровой деятельности [5-7].

Цель исследования - разработать и обосновать технологию проектирования классификации индивидуальных тактических действий в волейболе.

Методы исследования: изучение и обобщение научно-методической литературы, документальных и архивных данных; педагогические наблюдения с элементами видеосъемки; методы математической статистики.

Исследование проводилось в период с 2008 по 2016 гг. В исследовании приняли участие 207 спортсменов в возрасте от 10 до 22 лет, специализирующиеся в волейболе. Квалификация спортсменов колебалась от II-го юношеского разряда до кандидата в мастера спорта (КМС). Исследования проводились на этапах начальной подготовки, спортивной специализации и совершенствования спортивного мастерства МБУДО СДЮСШОР № 7 г. Смоленска. Также в исследовании приняли участие волейболисты команды «Феникс» и студенческая волейбольная команда «СГАФКСТ», участвующие в чемпионате России среди мужских команд Высшей лиги «Б» и Студенческой волейбольной лиги России.

Для обоснования классификации индивидуальных тактических действий в волейболе был проведен кластерный анализ, направленный на

выделение классификационных признаков индивидуального тактического выполнения подач, нападающих ударов, приема мяча и блокирования с целью дальнейшего их совершенствования. Передача мяча не рассматривалась, так как она обуславливает выполнение нападающего удара.

Полученные данные иерархического кластерного анализа технико-тактических действий волейболистов свидетельствуют, что в результате анализа 22 переменных при индивидуальном тактическом выполнении подачи мяча наибольший вклад в группировки внесли 15 переменных, которые имеют четкое выделение по 6 диаграммам рассеивания.

Следует обратить внимание на то, что 7 переменных находятся на существенном отдалении от диаграммы рассеивания, которые мы посчитали исключить из общего рассмотрения, так как они не имеют существенного значения по вкладу в классификацию и не определяют значения при проведении педагогических воздействий. Диаграммы рассеивания послужили основой для определения классификации индивидуальной тактики подач волейболистов, которая позволит упорядочить действия спортсменов, с одной стороны, и обеспечит подбор эффективных средств для целенаправленного их воздействия - с другой, в процессе формирования индивидуального тактического мастерства спортсменов.

В результате анализа 6 группировок точек установлено, что переменные, характеризующие зоны выполнения подачи № 1, 6 и 5, принадлежат к одному кластеру, так как расстояние между этими точками достаточно мало. При этом следует отметить, что переменные, характеризующие зоны приземления мяча с подачи № 1, 6 и 5, также принадлежат к одному кластеру, так как между точками наблюдается незначительное расстояние.

Переменные, характеризующие способ выполнения подачи (силовая и планирующая), имеют наименьшее расстояние между точками и принадлежат к одному кластеру.

Проведенный иерархический кластер более чем с двумя переменными показал, что двумя большими группировками точек диаграммы являются с одной стороны, переменные, характеризующие выполнение подачи на определённого игрока, таких как (3 переменные): связующего, слабо владеющего приемом и между игроками, а с другой - в определенную часть площадки (4 переменные): близкую к боковым и лицевым линиям, близкую к сетке и в середину площадки. Все показатели имеют малое расстояние между переменными, тем самым, образуя два самостоятельных кластера.

В процессе соревновательной деятельности волейболистами установлено 28 переменных, характеризующих индивидуальное тактическое выполнение нападающего удара, при этом 20 переменных четко распределяются по кластерам и имеют близкое линейное расстояние.

Характерно, что 8 переменных не распределены по группировкам и, тем самым, не имеют важного значения при формировании классификации индивидуальной тактики подач у волейболистов.

Полученные диаграммы рассеивания позволили установить 8 группировок точек, среди которых близкое линейное расстояние отмечается в двух кластерах: зона выполнения подачи и зона приземления мяча, включающие по 3 характеристики (зоны № 1, 6 и 5) (рис. 1).

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТАКТИКА НАПАДАЮЩЕГО УДАРА

Зона выполнения нападающего удара

Зона приземления мяча

Траектория передачи Скорость передачи

Передача по отношению к сетке

Высокая

Средняя

Низкая

С поворотом и переводом

о

и

а

р

с

и о

а я и е Ч

и И

и

о

ч

н

Рис. 1. Классификация тактических действий при выполнении нападающего удара волейболистами

При индивидуальном тактическом выполнении нападающего удара переменные имеют 2 группировки, которые характеризуют действие с поворотом отдельной части тела (туловище и рука), а также выполнения его по отношению к блокирующим (удар от края рук блокирующих, сверху и встык блока). Переменные в двух этих группировках имеют близкое линейное расстояние между собой, тем самым, образуя два самостоятельных кластера.

В процессе анализа индивидуальной тактики приема мяча в соревновательной деятельности установлено 26 переменных, которые легли в определение кластеров и выделения классификационных признаков. Анализ диаграмм рассеивания точек переменных показал, что 7 из них не входят в группировки, тем самым, только 19 точек имеют четкое распределение по кластерам.

Кластерный анализ позволил установить, что при индивидуальном тактическом выполнении приема мяча существует 5 группировок точек переменных, образующих самостоятельные кластеры.

Первый кластер характеризуется как зона приема мяча, в которую входят 5 переменных, имеющих близкое линейное расстояние (зона № 1, 6, 5, 2, 4).

Второй кластер образует близкую связь, между переменными, характеризующими зону направления приема мяча (зона № 2, 3 и 4).

Третий кластер назван нами как способ выполнения приема мяча после подачи и нападающего удара, включающий прием мяча двумя руками снизу и сверху, которые имеют близкую линейную связь внутри группировки точек рассеивания.

Анализ данных рис. 1 свидетельствует, что в диаграммах распределения точек группировок четко выделено 3 кластера, которые названы нами, как выполнение нападающего удара с передачи различной траектории (высокая, средняя, низкая), скорости (быстрая и медленная) и направления (близкая и далекая к сетке), переменные которых имеют близкое друг к другу внутри каждого кластера расстояние.

Четвертый и пятый кластеры выделены нами как выполнение приема мяча с определенной траекторией (высокая, средняя и низкая) и по отношению к сетке (близкий, далекий, выбитый вверх, доведенный), которые имеют близкое расстояние в диаграмме рассеивания переменных.

Иерархический кластерный анализ позволил определить, что в процессе индивидуального тактического выполнения блока существует 21 переменная, из которых 15 имеют четкое рассеивание внутри группировки, тем самым, образуя 6 самостоятельных кластеров (рис. 2).

Первый кластер имеет внутри своей группировки близкое расстояние между точками, характеризующими выполнение блока в той или иной зоне - № 2, 3 и 4.

Рис. 2. Классификация индивидуального тактического выполнения

блока волейболистами

Второй кластер обозначен нами как вид блокирования, так как в группе имеются близкие линейные расстояния между выполнением этого действия индивидуально, вдвоем и втроем.

Анализ группировок точек позволил определить третий кластер, который характеризует способ выполнения блокирования (ловящий и неподвижный).

Четвертый кластер представлен близкими линейными связями выполнения блокирования против передач различной траектории (высокая, средняя и низкая).

Пятый и шестой кластеры включают в себя близкое распределение точек переменных блокирования по скорости (быстрая и медленная) и направлению передачи на нападающий удар (близкая к сетке и далекая от сетки).

Для выявления структуры связей и уровня значимости различных сторон индивидуальной технико-тактической подготовленности проведен

многомерный корреляционный анализ. Он базировался на расширенной корреляционной матрице, включающей в себя парные коэффициенты корреляции между показателями всех изучаемых в ходе соревновательной деятельности показателей.

В результате проведенного исследования установлено, что из зоны № 1 у волейболистов при выполнении подачи отмечается достаточно слабая индивидуальная тактическая вариативность данного приема. Так, подача выполняется в зоны № 6 и 5, о чем свидетельствует высокая взаимосвязь результатов - г=0,893 и 0,703 соответственно. Из зоны № 1 выполняется, как силовая, так и планирующая подачи, уровень взаимосвязи показателей равен - г=0,789 и 0,734 соответственно. Также следует обратить внимание на то, что подача выполняется в середину площадки - г=0,783 и с высокой траекторией - г=0,706 (р<0,05).

При выполнении подачи из зоны № 6 отмечается более богатый тактический арсенал исполнения этого технического приема, что подтверждается высокими коэффициентами взаимосвязи данных. Так, волейболисты выполняют, как правило, подачу по углам площадки в зоны № 1 и 5 - г=0,913 и 0,803 соответственно, при этом она силовая - г=0,905 и выполняется между принимающими игроками - г=0,782. Из зоны № 6 существует больше возможностей для подачи, близкой к боковым - г=0,794 и лицевым линиям - г=0,729, с низкой траекторией - г=0,743 (р<0,05).

При выполнении подач мяча волейболистами существует более широкий тактический арсенал действий, при котором, как правило, подача направляется в зоны № 1 и 5, о чем свидетельствует высокая взаимосвязь показателей - г=0,847 и 0,843 соответственно. К этому необходимо добавить, что выполняется планирующая подача на игрока слабо владеющего приемом мяча, показатели которых подтверждаются высокой корреляционной взаимосвязью - г=0,862 и 0,883 соответственно (р<0,05; табл. 1). При выполнении подачи из зоны № 5 существует сильная взаимосвязь с показателями тактического выполнения на связующего игрока - г=0,709, а также к боковым и лицевым линиям - г=0,885 и 0,883 соответственно. Волейболистам из зоны № 5 наиболее комфортно выполнять подачу к сетке - г=0,704, при этом используя, как правило, низкую траекторию полета мяча - г=0,844.

Современным волейболистам, с одной стороны, необходимо расширять индивидуальный тактический арсенал выполнения подач из зоны № 1, с другой выполнять большее количество подач и продолжать совершенствовать уже имеющиеся варианты и разновидности выполнения подач из зон № 6 и 5.

Анализ взаимосвязи показателей, характеризующих индивидуальное тактическое выполнение нападающего удара, показал, что с передней линии волейболисты выполняют это действие, как из зон № 4, 3 и 2, о чем свидетельствуют высокие коэффициенты корреляции - г=0,849; 0,904 и

0,783 соответственно (табл. 1). Из зон № 3 и 2 волейболисты могут атаковать с задней линии, о чем свидетельствует сильная взаимосвязь показателей - г=0,824 и 0,738 соответственно (р<0,05).

При выполнении нападающего удара из зоны № 4 велика вероятность попадания мяча в середину площадки в зону №6 - г= 0,883, что снижает атакующий потенциал, о чем свидетельствуют ранее полученные данные. При выполнении нападающего удара из зон № 3 и 4 мяч часто попадает в зону № 1 - г=0,883 и 0,753 и зону № 5 - г=0,794 и 0,899, соответственно, тем самым, обеспечивая большую эффективность атаки (табл. 1).

Таблица 1

Корреляционная матрица тактического выполнения нападающих

ударов волейболистами

№ Нападающий удар Из зоны №4 Из зоны №3 Из зоны №2

1 С передней линии 0,849 0,904 0,783

2 С задней линии -0,482 0,824 0,738

3 В зону № 1 0,629 0,883 0,753

4 В зону № 6 0,833 0,514 -0,549

5 В зону № 5 0,655 0,794 0,899

6 С высоких передач 0,893 -0,492 0,805

7 С низких передач -0,619 0,783 0,785

8 Со средних передач 0,652 0,596 -0,683

9 С быстрых передач -0,583 0,739 0,757

10 С медленных передач 0,709 0,582 -0,607

11 Близкие 0,759 0,762 0,730

12 Далекие 0,503 0,802 0,722

13 С переводом туловища 0,606 0,996 0,862

14 С переводом руки 0,486 0,702 0,883

15 От края блока 0,682 0,792 0,756

16 Сверху блока -0,605 -0,472 0,800

17 В стык блока 0,664 -0,263 0,793

Волейболисты выполняют нападающий удар из зоны № 4 с высоких, медленных и близких к сетке передач, что констатирует взаимосвязь показателей - г=0,893; 0,709 и 0,759 соответственно. Спортсменам не удается реализовать свой индивидуальный тактический потенциал для выполнения нападающего удара с переводом руки и туловища, от края, сверху и встык блока, о чем свидетельствует средняя взаимосвязь коэффициентов корреляции.

Противоположная тенденция отмечается, когда волейболисты чаще выполняют нападающий удар из зон № 3 и 2. Так, при выполнении нападающего удара в зоне № 3 он, как правило, выполняется с низких и быстрых передач, как близких, так и далеких к сетке - г=0,783; 0,739; 0,762

и 0,802 соответственно, что увеличивает индивидуальный тактический потенциал и обеспечивает более быструю игру, которая требует от блокирующих защищающихся команд более быстрого реагирования на действия нападающего, с последующими двигательными действиями. При этом возникает больше возможностей для игры с переводом туловища и руки от края блока соперника.

При выполнении нападающего удара из зоны № 2 у волейболистов создаются благоприятные условия для его выполнения как с высоких, так и низких передач - г=0,805 и 0,785 соответственно (р<0,05). При этом игроки, выполняющих нападающий удар из зоны № 2, могут эффективно атаковать, как с низких - г=0,730, так и высоких передач - г=0,722, тем самым увеличивая свой индивидуальный тактический арсенал.

Сильная взаимосвязь результатов отмечается при анализе нападающего удара из зоны № 2, который выполняется с переводом туловища и руки - г=0,862 и 0,883 соответственно, а также от края, сверху и встык блока - г= 0,756; 0,800 и 0,793 соответственно.

В тренировочном процессе юных волейболистов необходимо больше применять средств, расширяющих индивидуальный тактический арсенал игрока при выполнении нападающего удара из зоны № 4, который выполняется с наибольшей загруженностью в соревновательной деятельности в данной зоне, при этом чаще применять атаку из зон № 3 и 2, что дает возможность игрокам для раскрытия своих атакующих действий.

Результаты анализа корреляционной зависимости характеристик выполнения приема мяча свидетельствуют, что в процессе выполнения приема мяча в зонах №1 и 5, он в основном направляется в зону № 3 -г=0,793 и 0,755 соответственно, что не создает достаточно благоприятных предпосылок для атаки из-за слабого потенциала использования всей длины сетки. При этом в процессе выполнения приема мяча в зоне № 6 он направляется в зоны № 2 и 3, о чем свидетельствует сильная корреляционная взаимосвязь - г=0,782 и 0,759, соответственно. В связи с этим волейболистам достаточно комфортно принимать мяч в зоне № 6, а на краях площадки - затруднительно, что требует дальнейшего совершенствования технического действия для обеспечения качественного приема в зоне № 2.

В зонах № 1 и 5 волейболисты более часто выполняют прием подачи - г=0,803 и 0,707 соответственно, о чем свидетельствует сильная взаимосвязь коэффициента корреляции, а в зоне № 6 игроки выполняют прием мяча с подачи и нападающего удара - г=0,932 и 0,726 соответственно (р<0,05). Весьма характерно, что прием мяча игроки выполняют двумя руками снизу, как в зоне № 6, так и в зонах № 1 и 5.

У волейболистов существуют трудности с приемом мяча в зонах № 1 и 5, что подтверждается сильной взаимосвязью показателей с выбитым вверх приемом - г=0,740 и 0,839, соответственно. При этом, в зоне № 6

игрокам удается принять мяч, доведя его до сетки с высокой траекторией -г=0,749 и 0,745 соответственно.

Игрокам, выполняющим прием мяча в зоне № 6, удается выполнить это действие ближе к сетке - г=0,739, а в зонах № 1 и 5 мяч доводится далеко от сетки - г=0,749 и 0,713 соответственно, о чем свидетельствуют высокие коэффициенты корреляции, но это, в свою очередь, не позволяет качественно организовать атаку.

Полученные данные дают основание установить, что волейболисты умеют достаточно эффективно выполнять прием мяча в зоне № 6, а в зонах №1 и 5 существуют трудности, так как это, на наш взгляд, обусловлено недостаточно качественной индивидуальной тактической подготовкой и развитием психофизиологических способностей, позволяющих с высокой результативностью осуществлять действия в определенных временных и пространственных координатах.

Корреляционный анализ позволил установить, что в зоне № 3 волейболисты выполняют индивидуальное блокирование - г=0,769, а в зонах № 2 и 4 - вдвоем - г=0,782 и 0,751 соответственно. В зоне № 3 отмечается сильная взаимосвязь показателей выполнения ловящего блока -г=0,738 (р<0,05; табл. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Корреляционная матрица вариантов индивидуального тактического выполнения приема мяча волейболистами в процессе соревновательной

деятельности

№ Блок В зоне В зоне В зоне

п/п №2 №3 №4

1 Индивидуальный -0,593 0,769 0,630

2 Вдвоем 0,782 -0,281 0,751

3 Втроем 0,672 0,220 -0,596

4 Ловящий -0,572 0,738 0,622

5 Неподвижный 0,733 0,558 0,714

6 Быстрые передачи -0,582 0,739 -0,483

7 Медленные передачи 0,707 -0,480 0,783

8 Высокие передачи 0,739 0,411 0,790

9 Средние передачи 0,586 0,382 0,655

10 Низкие передачи -0,492 0,749 -0,596

11 Близкие передачи 0,782 0,736 0,750

12 Далекие передачи 0,811 0,385 0,885

Неподвижный блок волейболисты, как правило, выполняют в зонах № 2 и 4, о чем свидетельствует сильная взаимосвязь рассматриваемых показателей - г=0,733 и 0,714 соответственно.

Выполнение блокирования в зоне № 3 быстрых передач имеет сильную связь показателей - г=0,739, а в зонах № 2 и 4 - медленных и высоких передач - г=0,707; 0,783; 0,739 и 0,790 соответственно (р<0,05).

В зоне № 3 игроки осуществляют блокирование, как правило, нападающих ударов, выполненных с низкой траекторией и близких к сетке - г=0,749 и 0,736 соответственно. В зоне № 2 и 4 осуществляется блокирование нападающих ударов с близких - г=0,782 и 0,750 и далеких -г= 0,811 и 0,885 передач соответственно.

На краях сетки в зонах № 2 и 4 необходимо совершенствовать индивидуальное блокирование, как высоких, так и низких по траектории передач, которые направлены с быстрой и медленной скоростью. В свою очередь, это позволит повысить эффективность технико-тактических действий волейболистов групп спортивного совершенствования в процессе соревновательной деятельности.

Следует констатировать, что для эффективной организации совершенствования индивидуальных технико-тактических действий в первую очередь необходимо знать классификационные признаки выполнения подач, нападающих ударов, приема мяча и блокирования, учитывать многочисленные варианты и разновидности их выполнения в целях эффективного применения в соревновательной деятельности.

Список литературы

1. Погорелый М.В. Программа индивидуальной тактической подготовки волейболистов 16-18 лет с учетом развития их психофизиологических способностей: дис. ...канд. пед. наук. Тула, 2015. 175 с.

2. Волейбол: учебник / под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. 4-е изд. М.: ТВТ Дивизион, 2009. 360 с.

3. Макаров Ю.М., Чуркин А.А. Дидактические аспекты начальной тактической подготовки в спортивных играх: учеб. пособие. СПб.: Олимп, 2008. 120 с.

4. Губа В.П., Хрусталев Г.А. Концепция управления соревновательной деятельностью высококвалифицированных команд в спортивных играх // Теория и практика физической культуры. 2015. № 6. С. 101-104.

5. Родин А.В. Особенности этапного контроля индивидуальных технико-тактических действий квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта // Вестник спортивной науки. 2014. №3. С. 9-12.

6. Рыцарев В.В. Волейбол. Теория и практика: учебник. М.: Спорт, 2016. 456 с.

7. Родин А.В., Погорелый М.В. Факторная структура индивидуальной тактической подготовки волейболистов групп спортивного совершенствования // Теория и практика физической культуры. 2014. № 2. С. 15.

Родин Андрей Викторович, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, rodin67@bk.ru, Россия, Смоленск, Смоленская государственная академия физической культуры и спорта,

Егоров Владимир Николаевич, канд. пед. наук, директор, EgorovW@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Кашмина Екатерина Олеговна, канд. пед. наук, доц., kkashmina@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

TECHNOLOGY OF DESIGN OF CLASSIFICATION OF INDIVIDUAL TACTICAL ACTIONS

IN VOLLEYBALL

A.V. Rodin, V.N. Egorov, E.O. Kashmina

In article data of long-term researches of the individual tactical actions which allowed to study and prove classification in volleyball are for the first time provided. The obtained data allowed to rationalize process of matching of effective training remedies for enhancement of individual tactical actions in volleyball.

Key words: volleyball, classification, individual tactical actions, cluster analysis.

Rodin Andrey Viktorovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, department chair, rodin67@,bk, Russia, Smolensk, Smolensk State Academy of Physical Culture and Sport,

Egorov Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, director, EgorovW@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Kashmina Ekaterina Olegovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, kkashmina@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.61.093.54

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ-ШОССЕЙНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Л.В. Руднева, М.В. Куликова, А.Д. Белоусова

Представлены экспериментальные материалы по созданию педагогических условий тренировки велосипедистов-шоссейников с нарушением зрения, которые позволяют расширить методическое обеспечение подготовки спортсменов в велоспорт-тандеме спорте слепых с учетом первичного дефекта и вторичного отклонения незрячего гонщика.

Ключевые слова: подготовка велосипедистов-шоссейников с нарушением зрения, педагогические условия учебно-тренировочного процесса в велоспорт-тандеме.

В настоящее время «Спорт слепых» представлен в программе паралимпийского движения многими видами спорта, в число которых входит и велоспорт-тандем.

Нарушение зрения, по мнению профессора С.С. Евсеева, это «термин, касающийся незрячих и слабовидящих людей» [2]. Так в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.