Научная статья на тему 'Совершенствование пространственно-временной ориентировки у квалифицированных волейболистов'

Совершенствование пространственно-временной ориентировки у квалифицированных волейболистов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
899
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА / "ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ" / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бурцев А. В.

Данная статья посвящена проблеме формирования пространственновременной ориентации квалифицированных волейболистов 17-20 лет. Совершенствование «чувства времени и пространства» является необходимым условием повышения спортивного мастерства игроков. Разработана методика усвоения навыков объективной оценки пространственно-временных параметров технических действий, обеспечивающая совершенствование индивидуальной техники выполнения приемов, составляющих содержание игры в волейбол. Экспериментальная проверка данной методики показала ее осуществимость и перспективу у игроков экспериментальной группы существенно повысились показатели пространственно-временной ориентировки, увеличилась точность передачи мяча.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование пространственно-временной ориентировки у квалифицированных волейболистов»

УДК 796.325

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

А.В. Бурцев - аспирант Ульяновский государственный педагогический университет

Ульяновск

SPACE-TIME ORIENTATION IMPROVEMENT OF SKILLED VOLLEYBALL

PLAYERS

A.V. Burtsev - postgraduate student Ulyanovsk State Pedagogical University Ulyanovsk

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: волейбол, спортивная подготовка, пространственно-временная ориентировка, «чувство времени», педагогические условия.

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме формирования пространственно-временной ориентации квалифицированных волейболистов 17-20 лет. Совершенствование «чувства времени и пространства» является необходимым условием повышения спортивного мастерства игроков. Разработана методика усвоения навыков объективной оценки пространственно-временных параметров технических действий, обеспечивающая совершенствование индивидуальной техники выполнения приемов, составляющих содержание игры в волейбол. Экспериментальная проверка данной методики показала ее осуществимость и перспективу - у игроков экспериментальной группы существенно повысились показатели пространственно-временной ориентировки, увеличилась точность передачи мяча.

Key words: volleyball, athletic training, space-time orientation, "time sense", pedagogical conditions.

Summary. Given article is dedicated to the problem of space-time orientation's formation of skilled 17-20 year-old volleyball players. "Time and space sense" improvement is a necessary condition of the athletic skill improvement of players. The technique of mastering the skills of objective assessment of space and time parameters of technical operations, ensuring the improvement of individual technology of skill implementation that make up the content of the volleyball game. Experimental verification of this technique has shown its feasibility and perspective - of the players of the experimental group performance of space-time orientation significantly increased, the accuracy of passing the ball increased

Современный волейбол характеризуется высокой скоростью двигательных действий, низкой траекторией вторых передач, четким взаимодействием блокирующих игроков, необходимостью усвоения защитных приемов, позволяющих нейтрализовать удар с переводом мяча в обход блока. В волейболе оценивается деятельность команды как единой системы и каждого игрока по его вкладу в общий результат [1-3,5].

Результативность отдельного спортсмена определяется совокупностью приемов и качеством их проведения, обеспечивающих определенный успех команды. Для достижения высокого спортивного мастерства волейболисту нужно усвоить разнообразные технические

приемы подачи, точную вторую передачу, нападающий удар, блокирование, защитные действия, различные виды страховки.

Успех команды в значительной мере определяется результативностью игроков в нападении. При моделировании двигательного действия эффективность решения поставленной задачи достигается вариативностью движений верхних и нижних конечностей. Четко организованные в пространстве и времени моторные акты отличаются незначительной вариативностью участвующих в работе звеньев при высокой вариативности вспомогательных движений.

Изучение различных способов выполнения двигательных действий квалифицированных волейболистов в нападающем ударе позволило определить степень вариативности кинематических параметров в различных фазах выхода к мячу. Установление соответствия тренировочных средств осуществляется с учетом особенностей их структурного содержания и направленности.

Основным требованием к рациональному выбору упражнений является соизмерение ведущих характеристик моторных актов с параметрами летящего мяча, основными из которых являются скорость и перемещение в пространстве.

Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости пространственно-временной ориентировки для технической подготовки квалифицированных волейболистов.

Задачи исследования:

1. Разработать методику формирования «чувства времени».

2. Проверить эффективность данной методики в ходе педагогического эксперимента.

В волейболе важная роль принадлежит скоростным качествам, определяющим

эффективность нападающих и защитных действий. Точность ощущения времени позволяет установить рациональную последовательность выполнения элементов моторного акта, их длительность, темп и ритм движений, эффективность управления двигательными реакциями.

Восприятие времени формируется в условиях, требующих объективной оценки длительности выполнения технического приема в целом или его отдельных частей на основе образования условных рефлексов на время с участием первой и второй сигнальной системы. По мнению Б.И. Цуканова (1988, с. 32-35), «чувство времени», под которым следует понимать индивидуальный уровень точности восприятия длительности, характеризует особенности личности спортсмена, наряду с такими ее свойствами как внимание, память, оперативное и тактическое мышление.

Индивидуальное восприятие времени является одним из важнейших показателей, определяющих стабильность и надежность игровой деятельности волейболиста в условиях соревнований различного масштаба.

В основе «чувства времени» заложен механизм восприятия пространства и времени, рассматриваемый как система перцептивных действий, направленных на создание временного образа технического приема для оценки измерения и воспроизведения продолжительности выполнения его отдельных фаз. Так, при выполнении второй передачи мяча для ее успешного усвоения необходимо выделить:

- время полета мяча;

- длительность решения двигательной задачи;

- продолжительность обработки мяча и другие ее структурные части, без четкого усвоения которых в соответствии с их пространственно-временными параметрами невозможно усвоить данный технический прием в целом.

С помощью двигательного анализатора осуществляется переход от оценки качества выполняемого моторного акта к определению длительности его каждого структурного элемента. Совокупность нескольких анализаторов - зрительного, слухового, двигательного -обеспечивает воспроизведение длительности выполняемого двигательного действия или его

отдельного движения. В процессе восприятия времени ведущая роль принадлежит кинестетическому анализатору.

Существование тесной взаимосвязи между показателями точности восприятия длительности временных интервалов усваемого технического приема и вариативностью двигательного темпа находит свое подтверждение в трудах И.М. Сеченова (1952), показавшего, что в восприятии времени и пространства особая роль принадлежит мышечно-суставным ощущениям, подтверждаемым слуховыми, а также зрительными. Мышечные ощущения в совокупности со слуховым и зрительным анализаторами позволяют оценивать пространственные и временные параметры двигательных актов.

Анализ результативности подачи и приема мяча как первых игровых действий волейболистов, определяющих эффективность дальнейшего хода игры, показал следующее:

- успешность приема мяча с подачи на минимальном расстоянии от сетки обусловлена тем, что расстановка игроков, принимающих мяч, локализована в этой зоне, что создает условия для пространственно-временного опережения действий, необходимых для приема мяча;

- 50% подач мяча, направленных к лицевой линии, не достигают цели, так как уходят

в аут;

- при подаче мяча большое значение имеет выбор места, так как с увеличением расстояния от лицевой линии значительно возрастает сила удара по мячу, обусловливающая повышение скорости полета мяча, что снижает точность подачи и повышает риск ее потери.

В волейболе одним из факторов, влияющих на целесообразность выбора игрового действия, является количество времени, отводимого на принятие решения. Исследования авторов свидетельствуют о взаимосвязи показателей, характеризующих эффективность принятия решения по параметрам выполнения второй передачи мяча (точность передачи, четкость решения игровых задач, выбора направления полета мяча) и времени создания игровой ситуации, чем меньше времени на выполнение задания, тем хуже его качество. Это свидетельствует о необходимости целенаправленного формирования «чувства времени» при усвоении разнообразных двигательных умений и навыков, способствующих эффективному выполнению технических приемов.

На рост спортивного мастерства волейболистов оказывают существенное влияние скоростные качества, определяющие темп игровой деятельности при разыгрывании мяча и игры в целом. Преимущество команды в скорости выполнения основных и вспомогательных действий позволяет владеть инициативой, определять характер взаимодействия игроков, выстраивать тактику нападения и защиты.

Ведущими технико-тактическими приемами в волейболе являются нападающие удары, эффективное выполнение которых дает возможность выиграть большую часть очков. Нападающий удар имеет следующую временную структуру:

- длительность опорной фазы - от момента напрыгивания на опору до начала безопорного периода (определяется с помощью электромиллисекундомера);

- время полета до момента достижения высшей точки и выполнения удара по мячу;

- длительность безопорного периода после ударного действия до приземления.

В соответствии с данными временными параметрами нападающего удара первостепенное значение приобретают следующие проявления скоростных качеств игроков:

- быстрота двигательной реакции;

- скорость принятия решения;

- время выполнения подготовительных движений;

- быстрота перемещения на коротких отрезках игровой площадки (3 м) и др.

Это выдвигает задачу увеличения скорости выполнения, как отдельных моторных актов, так и игровых тактических комбинаций в целом. Специальная скоростная подготовка волейболистов является одним из ведущих факторов, определяющих результативность их соревновательной деятельности.

Для повышения показателей скоростной подготовки квалифицированных волейболистов необходим комплексный подход, предусматривающий создание специальных педагогических условий, направленных:

- на осознание спортсменами ведущей роли скоростной подготовки для повышения роста тренированности;

- на разработку комплекса физических упражнений, обеспечивающих: совершенствование двигательной реакции; дифференцирование временных параметров сложного технического приема; объективную оценку временных параметров вспомогательных, дополнительных и основных двигательных действий;

- на применение педагогических воздействий, способствующих развитию различных разновидностей быстроты движений, в числе которых можно назвать следующие:

а) создание облегченных условий для выполнения скоростных двигательных действий;

б) применение опоры с различной структурой: песком, глиной, травой и т.д.;

в) выполнение упражнений на скорость по наклонной поверхности в гору;

г) выпрыгивание вверх после одного и трех шагов разбега по сигналу тренера;

д) изменение направления бега по сигналу без снижения скорости.

Для формирования «чувства времени» нами была разработана следующая методика. Для совершенствования техники выполнения подачи с лицевой линии волейболистам предлагалось:

- выполнение подачи после напрыгивания на верхнюю часть гимнастического мостика, в верхней точке вылета;

- выполнение подачи мяча после прыжка вверх с места в безопорной фазе;

- выполнение подачи мяча с пробиванием блока;

- выполнение подачи мяча на четвертой, затем на третьей секунде после свистка тренера и др.

Для улучшения пространственно-временной ориентировки волейболистов при приеме мяча выполнялись следующие упражнения:

- и.п. стоя спиной к сетке, по восприятию звука удара по мячу поворот кругом и прием мяча;

- и.п. присед спиной к сетке, после удара по мячу, вставая, прием мяча прыжком поворот кругом;

- и.п. глубокий выпад вперед спиной к сетке после удара по мячу, прыжком встать с поворотом кругом и принять мяч;

- и.п. упор лежа, спиной к сетке, после удара по мячу, прыжком встать с поворотом кругом и выполнить прием;

- и.п. сед с прямыми ногами спиной к сетке, после удара по мячу встать с поворотом кругом и принять мяч;

- при выполнении нападающего удара определить время его каждого структурного элемента;

- в последующих попытках увеличивать скорость выполнения фаз данного технического приема.

На тренировочных занятиях в подготовительной основной и заключительной частях выполнялись двигательные задания с увеличением скорости движений по звуковому и зрительному сигналу тренера; использовались специально-подготовительные упражнения, направленные на развитие специфических скоростных качеств волейболистов: челночный бег 5х6 м; бег на отрезки 3,6 и 9 м, прыжок вверх с места, с одного шага и др., без помощи и с помощью рук.

Применение данной методики в экспериментальной группе (ЭГ) показало ее эффективность. У квалифицированных волейболистов 17-20 лет ЭГ существенно повысились показатели пространственно-временной ориентировки по сравнению со

спортсменами контрольной группы (КГ). Так, если игроки КГ из 20 попыток приемов мяча после подачи, находясь спиной к сетке в разных исходных положениях, успешно выполнили 8, то в ЭГ - 14; в КГ из 19 спортсменов успешно выполнили подачу на четвертой секунде после сигнала тренера - 3 волейболиста, на третьей секунде - 2; в ЭГ из 20 волейболистов смогли выполнить подачу с лицевой линии на четвертой секунде - 9 игроков, на третьей секунде - 5.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о необходимости целенаправленного формирования «чувства времени» у квалифицированных волейболистов, как главного условия повышения показателей пространственно-временной ориентировки, обеспечивающих рост спортивного мастерства.

Литература

1. Железняк, Ю.Д. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе / Ю.Д. Железняк, Г.Я. Шипулин, О.Э. Сердюков // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 4. - С. 30-33.

2. Железняк, Ю.Д. Волейбол : у истоков мастерства / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский; под ред. Ю.В. Питерцева. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 1998. - 336 с.

3. Каширин, В.А. Структурный подход к развитию ловкости у волейболистов / В.А. Каширин, А.В. Бурцев, Л.Д. Назаренко. - Ульяновск : УлГУ, 2009. - 132с., ил.

4. Цуканов, Б.И. Восприятие времени и спортивная специализация / Б.И Цуканов // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 10. - С. 32-35.

5. Шипулин, Г.Я. Научное обеспечение соревновательной деятельности и тренировочного процесса в современном волейболе / Г.Я. Шипулин // Спорт и здоровье : материалы I междунар. науч. конгресса (Санкт-Петербург, Россия) / С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2003. - Т. 2. - С. 288-289.

Literature

1. Zheleznyak, Yu.D. Trends of the classic volleyball development at the present stage / Yu.D. Zheleznyak, G.Ya. Shipulin, O.E. Serdyukov // Theory and Practice of Physical Culture. - 2004. - No. 4. - P. 30-33.

2. Zheleznyak, Yu.D. Volleyball : at the origins of skill / Yu.D. Zheleznyak, V.A. Kunyanskiy, ed. Yu.V. Pitertsev. - M. : FAIR-PRESS, 1998. - 336 p.

3. Kashirin, V.A. A structural approach to the development of volleyball players legerity / V.A. Kashirin, A.V. Burtsev, L.D. Nazarenko. - Ulyanovsk : USU, 2009. - 132 p., Ill.

4. Tsukanov, B.I. The perception of time and sports specialization / B.I Tsukanov // Theory and Practice of Physical Culture. - 1988. - No. 10. - P. 32-35.

5. Shipulin, G.Ya. Scientific support of competitive activity and training process in today's volleyball / G.Ya. Shipulin // Sport & Health : Materials of the I International Scientific Congress (St. Petersburg, Russia) / St. Petersburg State Academy of Physical Culture named after P.F. Lesgaft. - SPb., 2003. - Vol. 2. - P. 288-289.

Статья поступила в редакцию 06.09.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.