Научная статья на тему 'Педагогические условия эффективности двигательных действий квалифицированных волейболистов'

Педагогические условия эффективности двигательных действий квалифицированных волейболистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ / PHYSICAL / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / TECHNICAL READINESS / МЕТОДИКА / METHODOLOGY / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тинюков А.Б.

Проблема сохранения лидирующих позиций российских волейболистов на мировой спортивной арене является весьма сложной. Решение данной задачи связано с необходимостью проведения постоянного мониторинга уровня физической и технико-тактической подготовленности сильнейших игроков в волейбол различных стран; получения новой информации об использовании в теории и практике подготовки высококвалифицированных волейболистов последних научных данных, инновационных методик и технологий. Материалы. В данной статье предлагается новый подход к проведению тренировочного процесса квалифицированных волейболисток, применение которого создает педагогические условия для повышения показателей физической и технической подготовленности, основными из которых являются: использование элементов новизны на тренировочных занятиях; формирование навыков адекватного реагирования на действия противника; применение специальных упражнений для увеличения концентрации внимания, быстрого принятия эффективного решения двигательной задачи и др. Методы. Анализ и обобщение научно-методической литературы, тестирование, создание «искусственной управляющей среды», педагогический эксперимент, статистическая обработка данных. Результаты. Инновационная методика основана на применении трех щитов с отверстиями различной конфигурации: в виде прямоугольника, круга и треугольника, расположенных выше волейбольной сетки на 2 см. Различная форма отверстий обеспечивает постепенное усложнение двигательных заданий, формирование специфического чувства игровой площадки и волейбольной сетки; позволяет улучшить способность концентрации внимания, глазомер; развивать специальную ловкость и точность движений, прыгучесть; формировать навыки дифференцирования мышечных усилий и т.д. Заключение. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности предложенной автором методики формирования навыков выполнения верхней подачи мяча и других передач одной и двумя руками. Использование данных щитов с отверстиями различной конфигурации создает у спортсменов определенный запас «прочности», обусловленный выполнением игровых упражнений в более сложных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PHYSICAL ACTIONS EFFECTIVENESS AMONG QUALIFIED VOLLEYBALL PLAYERS

The problem of leadership preservation of volleyball players at world sport arena is difficult one. This problem solution is connected with the necessity to hold a constant monitoring of physical and technical-tactical readiness level of the strongest volleyball players from different countries; with getting new information about the use of modern scientific data, innovative methodologies and technologies in theory and practice of highly-qualified volleyball players training. Materials. The article presents a new approach to the training process of qualified volleyball players, the use of which creates pedagogical conditions for physical and technical readiness indices increase, the main of which are the following: the elements of novelty use at training lessons; the skills of an adequate reaction formation to opponent’s actions; special exercises use for the concentration of attention increase, for a quick and effective decisions of a physical objective making. Research methods. Scientific-methodical literature analysis and summarizing, testing, “imitation controlling environment” creation, pedagogical experiment, statistical data manipulation. Results. Innovative methodology is based on three shields application with the holes of different configuration: in a form of a rectangle, circle and a triangle, situated 2 centimeters higher than a volley-ball net. Different form of the holes provides a gradual complication of physical tasks, a specific sense of a playground and a volley-ball net formation; helps to improve the ability to concentrate attention, visual estimation; helps to develop special dexterity and the accuracy of movements, spring ability; helps to form the skills of muscular efforts differentiation. Conclusion. Pedagogical experiment results prove the effectiveness of the offered methodology of the skills formation of the upperballserving and other passes with one and two hands. The use of the offered shields with the holes of different configuration creates the definite reserve of “strength” among sportsmen, which is conditioned by game exercises fulfillment in more difficult conditions.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия эффективности двигательных действий квалифицированных волейболистов»

УДК 796 DOI 10.14526/01_1111_83

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

Тинюков А.Б. - ст. преподаватель ФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический университет имени

И.Н. Ульянова»,

432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PHYSICAL ACTIONS EFFECTIVENESS AMONG QUALIFIED VOLLEYBALL PLAYERS

Tinykov A.B. - senior lecturer Federal State Budgetary Educational Establishment "Ulyanovsk State Pedagogical

University named after I.N. Ulyanov", 432700 Ulyanovsk, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, house 4

e-mail: elena funina@mail.ru

Аннотация. Проблема сохранения лидирующих позиций российских волейболистов на мировой спортивной арене является весьма сложной. Решение данной задачи связано с необходимостью проведения постоянного мониторинга уровня физической и технико-тактической подготовленности сильнейших игроков в волейбол различных стран; получения новой информации об использовании в теории и практике подготовки высококвалифицированных волейболистов последних научных данных, инновационных методик и технологий. Материалы. В данной статье предлагается новый подход к проведению тренировочного процесса квалифицированных волейболисток, применение которого создает педагогические условия для повышения показателей физической и технической подготовленности, основными из которых являются: использование элементов новизны на тренировочных занятиях; формирование навыков адекватного реагирования на действия противника; применение специальных упражнений для увеличения концентрации внимания, быстрого принятия эффективного решения двигательной задачи и др. Методы. Анализ и обобщение научно-методической литературы, тестирование, создание «искусственной управляющей среды», педагогический эксперимент, статистическая обработка данных. Результаты. Инновационная методика основана на применении трех щитов с отверстиями различной конфигурации: в виде прямоугольника, круга и треугольника, расположенных выше волейбольной сетки на 2 см. Различная форма отверстий обеспечивает постепенное усложнение двигательных заданий, формирование специфического чувства игровой площадки и волейбольной сетки; позволяет улучшить способность концентрации внимания, глазомер; развивать специальную ловкость и точность движений, прыгучесть; формировать навыки дифференцирования мышечных усилий и т.д. Заключение. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности предложенной автором методики формирования навыков выполнения верхней подачи мяча и других передач одной и двумя руками. Использование данных щитов с отверстиями различной конфигурации создает у спортсменов определенный запас «прочности», обусловленный выполнением игровых упражнений в более сложных условиях.

Ключевые слова: физическая, техническая подготовленность; методика, педагогический эксперимент.

Annotation. The problem of leadership preservation of volleyball players at world sport arena is difficult one. This problem solution is connected with the necessity to hold a constant monitoring of physical and technical-tactical readiness level of the strongest volleyball players from different countries; with getting new information about the use of modern scientific data, innovative methodologies and technologies in theory and practice of highly-qualified volleyball players training. Materials. The article presents a new approach to the training process of qualified volleyball players, the use of which creates pedagogical conditions for physical and technical readiness indices increase, the main of which are the following: the elements of novelty use at training lessons; the skills of an adequate reaction formation to opponent's actions; special exercises use for the concentration of attention increase, for a quick and effective decisions of a physical objective making. Research methods. Scientific-methodical literature analysis and summarizing, testing, "imitation controlling environment" creation, pedagogical experiment, statistical data manipulation. Results. Innovative methodology is based on three shields application with the holes of different configuration: in a form of a rectangle, circle and a triangle, situated 2 centimeters higher than a volley-ball net. Different form of the holes provides a gradual complication of physical tasks, a specific sense of a playground and a volley-ball net formation; helps to improve the ability to concentrate attention, visual estimation; helps to develop special dexterity and the accuracy of movements, spring ability; helps to form the skills of muscular efforts differentiation. Conclusion. Pedagogical experiment results prove the effectiveness of the offered methodology of the skills formation of the upperballserving and other passes with one and two hands. The use of the offered shields with the holes of different configuration creates the definite reserve of "strength" among sportsmen, which is conditioned by game exercises fulfillment in more difficult conditions.

Keywords: physical, technical readiness; methodology, pedagogical experiment.

Актуальность. Волейбол - одна из широко распространенных массовых спортивных игр, популярность которой не снижается в разных странах мира. Особенностью данной игры является сравнительно небольшое количество технических приемов (подача мяча, прием, передача, нападающий удар и блокирование). Однако их сложность обусловлена рядом факторов:

необходимостью развития качественных сторон двигательной деятельности до оптимального уровня; согласованностью двигательных и вегетативных функций; способностью к распределению и перераспределению мышечных усилий; объективной оценкой действий

противника, прогнозированием характера технических приемов и способов его выполнения и т.д.

В процессе игровой деятельности в организме спортсмена происходят сравнительно небольшие вегетативные сдвиги, что детерминировано менее интенсивным передвижением

волейболистов по площадке. Повышение физической и технической

подготовленности игроков связано с необходимостью улучшения показателей пространственно-временных и

пространственно-силовых параметров моторных актов, формирования навыков дифференцирования мышечных усилий; адекватного реагирования на внутренние и внешние раздражители (А.В. Беляев, Ю.Д. Железняк, Ю.Н. Клещев и др.).

Зрелищность игры в волейбол обусловлена высоким уровнем сложности технических приемов, требующих виртуозности движений в опорной и безопорной фазе, развития комплекса двигательно-координационных качеств, специфического проявления работы мелких мышц пальцев кисти; совершенствования силовых и скоростных качеств при высоком уровне специальной ловкости и точности движений (О.В. Демиденко). Ведущим игровым приемом специалисты по волейболу считают верхнюю передачу двумя руками.

Точность полета мяча достигается высоким уровнем согласованности движений мышц плечевого пояса, предплечья, кистей и пальцев, в частности, указательных и средних. Недостаточные показатели мышечных усилий не обеспечивают движения мяча в требуемом направлении, уменьшают траекторию его полета, создают предпосылки для нарушения техники и снижения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности игроков.

Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости разработки новых подходов к совершенствованию технической

подготовленности квалифицированных волейболистов.

Задачи: 1. Выявить

педагогические условия повышения эффективности тренировочного процесса.

2. Разработать методику формирования навыков выполнения верхней подачи, других передач мяча двумя и одной рукой сверху и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.

Изучение механизмов улучшения технико-тактической подготовленности волейболистов свидетельствует о целесообразности применения моторных актов, направленных на достижение стабильности высокоэффективных

нападающих и защитных приемов. О.Э. Сердюков, Б.Я. Гончаров, 2002; Л.Д. Назаренко, О.В. Демиденко, 2004; В.А Каширин, 2009 и др. подчеркивают, что эффективность выполнения технических приемов в волейболе определяется уравновешенностью нервной системы, повышением точного прогнозирования действий партнеров и соперников, характером реагирования на внешние раздражители. Ю.Д. Железняк, 2004. считает, что выявление структурного игрового взаимодействия с командой противника будет способствовать повышению эффективности

соревновательной деятельности

квалифицированных волейболистов.

Другие специалисты отмечают, что рациональный выбор индивидуальных

тренировочных нагрузок обеспечивает условия для получения информации о степени соответствия характера нервно-мышечной нагрузки функциональным показателям.

А.В. Беляев, 2004; В.А. Клевцов, 2007; А.В. Бурцев, 2011; Н.В. Аврамова, 2012 и др. считают, что применение упражнений для усвоения техники ударных приемов силовой и точной направленности обусловливает повышение уровня технико-тактической

подготовленности волейболистов.

Значительное количество различных идей, мнений, подходов к выбору способов повышения спортивного мастерства квалифицированных волейболистов

свидетельствует об отсутствии

универсальных методик, способствующих улучшению уровня физической и технической подготовленности

волейболистов. Многопараметрическая сложность данной проблемы

обусловливает необходимость

дальнейшего поиска путей выявления педагогических условий, разработки инновационных технологий,

обеспечивающих эффективность

тренировочной и соревновательной деятельности игроков.

Анализ научной и научно-методической литературы, изучение и обобщение передового педагогического опыта, материалы наших собственных исследований позволили выявить педагогические условия, реализация которых позволяет существенно повысить эффективность тренировочного процесса. Такими условиями, на наш взгляд, являются:

- включение элементов новизны в содержание каждого тренировочного занятия;

- использование специальных упражнений для концентрации внимания, формирования навыков быстрого решения возникающей двигательной задачи;

- высокий уровень развития мышечной силы верхних и нижних конечностей, прыгучести и точности движений.

На основе данных педагогических условий нами разработана методика формирования навыков выполнения верхней подачи мяча двумя и одной рукой. С этой целью было изготовлено три щита размером 1,5x1,5 м, на которых вырезаны отверстия различной конфигурации. Каждый щит крепится на стойку для

прыжков в высоту и располагается на 2 см выше верхней части волейбольной сетки. На первом щите (№1) отверстие имеет форму прямоугольника размером 50 х 40 см; на втором щите (№2) отверстие имеет форму круга диаметром 35 см; на третьем (№3) - треугольник, каждая сторона которого имеет длину 35 см (рисунок 1).

Щиты устанавливаются вместо волейбольной сетки следующим образом: щит №1 располагается по правой стороне игровой площадки на средней линии; щит №2 - в центре площадки впереди щита №1 на расстоянии 1м; щит №3 находится по левой стороне игровой площадки впереди щита №2, также на расстоянии 1 м.

В основной части тренировочного занятия после соответствующей разминки волейболисты выполняли верхнюю передачу мяча двумя и одной рукой, используя щит №1 как облегченный вариант. Прямоугольное отверстие имеет увеличенную площадь обзора, высокую вариативность полета мяча; возможность выполнения подачи с места, с одного и трех шагов разбега; двумя руками, затем поочередно правой и левой рукой, после выпрыгивания вверх с места, с одного и трех шагов. Подача мяча через круглое отверстие (щит №2) представляет собой постепенное усложнение условий выполнения верхней передачи мяча двумя

руками, подачи атакующего удара; формирования навыков концентрации мышечных усилий в заданную точку с возможностью направления мяча влево, вправо, вперед-вниз; выполнение передачи, подачи, нападающего удара двумя руками, одной - поочередно, правой и левой с места, с прыжка, с одного и трех шагов разбега.

Наиболее сложный вариант, требующий максимальной концентрации внимания и мышечных усилий, представлен на щите №3, где направление мяча ограничено движениями вперед-вниз с места, с прыжка, с одного и трех шагов разбега. Выполняются: верхняя подача мяча двумя руками, атакующие удары правой и левой рукой. Применение щитов с отверстиями различной конфигурации создает условия для формирования разнообразных двигательных навыков, способствующих совершенствованию показателей физической (развитие мышечной силы плечевого пояса, верхних

конечностей, укрепление мелких мышц кистей пальцев; специальной ловкости, точности движений; концентрации внимания; прыгучести) и технической (улучшение пространственно-силовой и пространственно-временной ориентировки; своевременной коррекции характеристик моторного акта;

согласованности движений верхних и нижних конечностей и т.д.) подготовленности [3, 9].

Для проверки эффективности предлагаемого подхода к

совершенствованию физической и технической подготовки

квалифицированных волейболистов был проведен педагогический эксперимент с участием 28 волейболисток 17-20 лет II и I разрядов. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, по 14 спортсменок в каждой. Перед началом педагогического эксперимента был выявлен исходный уровень физической подготовленности с использованием следующих тестов: челночного бега 6х5 м (с); ускорения на 30 м (с); бега на 2000 м (мин); прыжков в длину и в высоту с места (см); броска набивного мяча (1 кг) в верхней фазе прыжка с места вверх правой и левой рукой (м); сгибания и разгибания рук в упоре лежа (кол-во раз).

Анализ полученных данных не выявил существенных различий по уровню физической подготовленности

волейболисток КГ и ЭГ (р>0,05). Исходные показатели технической подготовленности определялись по количеству точных верхних передач мяча двумя руками из 5 попыток; по эффективности приемов мяча в различных игровых ситуациях; количеству точных подач мяча правой и левой рукой; по эффективности игровых действий при блокировании. Анализ исходных показателей технической

подготовленности не выявил

существенных различий у волейболисток КГ и ЭГ (р>0,05).

В КГ тренировочные занятия проводились по общепринятой методике в соответствии с программой спортивной подготовки квалифицированных

волейболисток, утвержденной федерацией волейбола РФ. В ЭГ тренировки осуществлялись с применением разработанной нами методики. После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование показателей физической и технической подготовленности спортсменок,

результаты которого показали, что улучшение произошло в обеих группах: КГ и ЭГ, однако характер их изменений оказался разным. В КГ при исходных данных в челночном беге 6х5 м 10,09±0,21 с к завершению педагогического эксперимента показатели увеличились и составили 9,81±0,18 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 10,03±0,11 с данные возросли и составили 9,17± 0,09 с (р>0,05); в прыжке в высоту с места при исходных данных в КГ 37,91±0,42 см к окончанию педагогического эксперимента показатели увеличились и составили 38,57±0,42см (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 38,04±0,36 см к завершению педагогического

эксперимента результаты улучшились и составили 42,16±0,34 см (р<0,05). Подобная тенденция улучшения показателей физической подготовленности волейболисток ЭГ была выявлена и по другим тестам.

Сопоставительный анализ

показателей технической

подготовленности спортсменок КГ и ЭГ также свидетельствует об их повышении при существенном преимуществе игроков ЭГ. В КГ при исходных данных выполненияточных подач из пяти попыток 3,1±0,2 к окончанию педагогического эксперимента количество удачных подач оказалось 4,0±0,3 (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,20 ±0,3 точных подач к завершению педагогического

эксперимента их количество возросло до 5,3±0,4 (р<0,05). При исходных данных количества точных подач мячаиз десяти в КГ 6,2±0,2 к окончанию педагогического эксперимента показатели возросли до 7,3±0,3 подач (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных

5,4±0,2 эффективных передач показатели улучшились до 9,0±0,4 успешных передач (р<0,05).

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что разработанная нами методика формирования навыков выполнения верхней подачи, а также различных передач мяча двумя и одной рукой позволила внести в содержание тренировочных занятий элементы новизны; более эффективно использовать упражнения для концентрации внимания; быстро решать двигательные задачи; развивать мышечную силу плечевого пояса, верхних и нижних конечностей, мелкой моторики кистей и пальцев, а также совершенствовать прыгучесть. Техника верхней подачи мяча двумя руками, а также различных передач двумя и одной рукой через отверстие в щитах различной конфигурации

совершенствуется благодаря повышению точности их использования, увеличению способности к концентрации внимания, приросту мышечной силы; способности к более эффективному управлению движениями мяча в заданном направлении. Постепенное усложнение двигательных задач способствует повышению уверенности в своих силах, стимулирует стремление к самопознанию

возможностей, способностей, поиску эффективных способов самореализации.

Литература

1. Аврамова, Н. В. Тесты и критерии оценки навыков программирования двигательных действий волейболисток 15-17 лет / Н. В. Аврамова, Л. Д. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. -№ 2(23). - С. 10-16. (0,43/0,21 п.л.) Режим доступа http://kamgifk.ru/sites/default/files/magazine/avramova .pdf

2. Аврамова, Н. В. Разработка модели основных направлений совершенствования технической подготовки волейболисток 15-17 лет / Н. В. Аврамова// Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - № 4(25). - С. 6-11. (0,5 п.л.) Режим доступа http://www.kamgifk.ru/magazin/25_(4)_2012.pdf

3. Беляев, А. В. Основные упражнения как средство развития физических качеств волейболисток / А. В. Беляев, Л. В. Булыкина //

Теория и практика физической культуры: Тренер : Журнал в журнале. - 2004. - №4. - С. 34-35.

4. Бурцев, А. В. Формирование навыков пространственно-временной ориентировки квалифицированных волейболистов при выполнении технических приемов на основе экстраполяции двигательных действий : автореф. дис. ... канд.пед.наук / А.В. Бурцев. - Набережные Челны, 2011. - 21 с.

5. Железняк, Ю. Д. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе / Ю. Д. Железняк, Г. Я. Шипулин, О. Э. Сердюков // Теория и практика физической культуры: Тренер : Журнал в журнале. - 2004. - № 4. - С. 30-33.

6. Каширин, В. А. Структурный подход к развитию ловкости у волейболистов / В. А. Каширин, А. В. Бурцев, Л. Д. Назаренко. -Ульяновск : УлГУ, 2009. - 132 с.

7. Клевцов, В.А. Силовая тренировка волейболистов / В. А. Клевцов, Г. Я. Шипулин // Состояние и перспективы развития физкультурного образования на современном этапе : материалы Междунар. науч.-практ.конф. - Белгород : изд. БелГУ, 2007. - С. 293-298.

8. Клещев, Ю. Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям : Учебное пособие / Ю. Н. Клещев. - М. : Спорт Академ Пресс, 2002. - 192 с.

9. Назаренко, Л. Д. Место и значение точности как двигательно-координационного качества / Л. Д. Назаренко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - №

2. - С. 30-35.

10. Назаренко, Л. Д. Развитие точности в подготовке волейболистов массовых разрядов : Учебно-метод. пособие / Л. Д. Назаренко, О. В. Демиденко. - Ульяновск : УлГТУ, 2004. - 64 с.

11. Назаренко Л. Д. Средства и методы развития двигательных координаций / Л. Д. Назаренко. - М. : Изд. «Теория и практика физической культуры», 2003. - 258 с., с ил.

12. Сердюков, О. Э. Развитие скоростно-силовых качеств на занятиях секции волейбола / О.

3. Сердюков, Б. Я. Гончаров // Современные технологии и оздоровительные программы педагогического процесса по физической культуре и спорту в учебных заведениях : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 27-28 февр. 2002 г. / Белгород. гос. академ. физ.культуры. - Белгород, 2002. - С. 173-176.

References

1. Avramova N. V. Pedagogiko-psikhologicheskieimediko-biologicheskieproblemyfizicheskoikul'turyisporta, 2012, No. 2(23), pp.10-16. http://kamgifk.ru/sites/default/files/magazine/avramova .pdf

2. Avramova N. V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2012, No. 4(25), pp. 6-11. http://www.kamgifk.ru/magazin/25_(4)_2012.pdf

3. Belyaev A. V. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury: Trener, 2004, No. 4, pp. 34-35.

4. Burtsev A. V. Formirovanie navykov prostranstvenno-vremennoi orientirovki kvalifitsirovannykh voleibolistov pri vypolnenii tekhnicheskikh priemov na osnove ekstrapolyatsii dvigatel'nykh deistvii [The skills formation of spatiotemporal orientation of qualified volleyball players during techniques fulfillment on the basis of physical actions extrapolation], Extended abstract of candidate's thesis, Naberezhnye Chelny, 2011, 21 p.

5. Zheleznyak Y. D. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury: Trener, 2004, No.4, pp. 30-33.

6. Kashirin V. A. Strukturnyi podkhod k razvitiyu lovkosti u voleibolistov [Structural approach to dexterity development among volleyball players], Ulyanovsk : Ulyanovsk State University, 2009, 132 p.

7. Klevtsov V.A. Sostoyanie i perspektivy razvitiya fizkul'turnogo obrazovaniya na sovremennom etape [State and the prospects of physical education development at a modern stage] materials of the International scientific-practical conference, Belgorod : Belgorod State University publishing house, 2007, pp. 293-298.

8. Kleshchev Y. N. Voleibol. Podgotovka komandy k sorevnovaniyam [Volleyball. Team training

for competitions], Moscow : Sport Academ Press, 2002, 192 p.

9. Nazarenko L. D. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 2001, No.2, pp. 30-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Nazarenko L. D. Razvitie tochnosti v podgotovke voleibolistov massovykh razryadov [Accuracy development in training volleyball players of mass categories], Ulyanovsk : Ulyanovsk State University, 2004, 64 p.

11. Nazarenko L. D. Sredstva i metody razvitiya dvigatel'nykh koordinatsii [Means and methods of motional co-ordinations development], Moscow : "Theory and practice of physical culture" publishing house, 2003, 58 p.

12. Serdykov O. E. Sovremennye tekhnologii i ozdorovitel'nye programmy pedagogicheskogo protsessa po fizicheskoi kul'ture i sportu v uchebnykh zavedeniyakh Mo[dern technologies and health-improving programs of a pedagogical process in physical culture and sport at educational establishments], materials of International scientific-practical conference, February, 27-28, 2002, Belgorod, 2002, pp. 173-176.

Статья поступила в редакцию: 26.01.2016 г.

Тинюков Алексей Борисович - ст. преподаватель кафедры спортивных игр ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4. e-mail: ld_nazarenko@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.