УДК 796.325 DOI 10.14526/01_1111_84
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Тинюков А.Б. - ст. преподаватель ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени
И.Н. Ульянова»,
432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4
QUALIFIED VOLLEYBALL PLAYERS' TECHNICAL READINESS
DEVELOPMENT
Tinykov A.B. - senior lecturer Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov", 432700 Ulyanovsk, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, house 4
e-mail: ld_nazarenko@mail.ru
Аннотация. Естественный процесс развития волейбола, изменение правил соревнований, рост спортивного мастерства ведущих игроков обусловливают поиск новых направлений совершенствования системы спортивной подготовки. В специальной литературе предлагаются различные подходы к повышению уровня технической подготовленности волейболистов разной квалификации, однако рассматриваются в основном отдельные вопросы, не позволяющие решить проблему в целом. В данной статье предлагаются направления повышения показателей технической подготовленности квалифицированных волейболистов, реализация которых дает возможность выхода на качественно новый уровень организации тренировочного процесса. Методы исследования: анализ и систематизация научно-методической литературы, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, статистическая обработка данных. Материалы. Теоретическое обоснование значимости повышения уровня технической подготовленности квалифицированных волейболисток. Результаты. Автором сформулированы основные концептуальные положения, позволяющие осознать главные принципы построения тренировочных занятий, суть которых заключается в том, чтобы на каждой тренировке у игрока не было возможности выполнить моторный акт с отклонениями от рациональной техники. Тренеру и волейболисту важно осознать, что техника игровых действий разрабатывается для каждого спортсмена индивидуально с учетом его росто-весовых показателей, уровня физической и функциональной подготовленности, развития ведущих двигательно-координационных качеств. Как показали результаты исследования, большинство респондентов (тренеров по волейболу) считают современную методику спортивной подготовки квалифицированных волейболистов не соответствующей мировым стандартам спортивного мастерства, требующей существенного улучшения. Разработана методика повышения уровня технической подготовленности, обеспечивающая творческую атмосферу занятий и создание положительного психоэмоционального фона, как условия для возникновения оригинальных идей по совершенствованию тренировочного процесса или техники конкретного игрового приема. Определение характеристик каждого моторного
акта осуществлялось с учетом индивидуальных показателей тренированности, морфофункциональных особенностей, уровня развития двигательно-координационных качеств. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали целесообразность использования данной методики, что подтверждается существенным улучшением показателей технической и физической подготовленности волейболисток экспериментальной группы. Рационально построенное тренировочное занятие не может способствовать формированию неверного двигательного навыка; тренеру необходимо контролировать технику каждого двигательного действия в различных ситуациях тренировочной и соревновательной деятельности. При этом важно понимать, что самоконтроль не может подменять педагогический контроль пространственно-временных и пространственно-силовых параметров моторного акта.
Ключевые слова: волейбол, техническая подготовленность, физическая подготовленность, методика.
Annotation. A natural process of volleyball development, the rules of competitions change, sportsmanship improvement of the leading players condition the search for new directions of sports training system development. Special literature offers different approaches to the level of technical readiness increase among volleyball players of different qualifications, however, as a rule, only separate questions are considered, which doesn't help to solve the problem in general. The article offers different directions of technical readiness indices increase among qualified volleyball players, the realization of which gives an opportunity to gain a new level of the training process organization. Research methods: scientific-methodical literature analysis and systematization, pedagogical experiment, survey, testing, statistical data manipulation. Materials. Theoretical importance substantiation of technical readiness level increase among qualified female volleyball players. Results. The author formulates the main conceptual theses, which help to realize the main principles of the training lessons organization, the essence of which is to deprive a player of the opportunity to fulfill a motor act with the deflection from a rational technique at every raining. It is important for a trainer and a volleyball player to realize, that the technique of the playing actions is created for each sportsman individually, taking into consideration his height-weight indices, the level of physical and functional readiness, the leading motional-coordinating qualities development. As the research results showed, most respondents (volleyball trainers) think that a modern methodology of sports training among qualified volleyball players doesn't correspond to world standards of sportsmanship and demands improvement. The methodology is created of technical readiness level increase, which provides a creative atmosphere at the lessons and creates a positive psycho-emotional atmosphere, as the condition for original ideas appearance concerning the training process or the technique of a definite playing method development. The characteristics determination of each motor act was fulfilled taking into consideration individual indices of the training level, morphofunctional peculiarities, the level of motional-coordinating qualities development. Conclusion. The results of the pedagogical experiment showed the expediency of this methodology use, which is proved by a considerable improvement of technical and physical readiness indices among female volleyball players form the experimental group. A rational training lesson can't provide wrong motor skill formation; a trainer should control the technique of each motor act in different situations of the training and competitive activity. At the same time, it is important that self-control can't replace pedagogical control over spatio-temporal and spatiopower parameters of a motor act.
Keywords: volleyball, technical readiness, physical readiness, methodology.
Актуальность. Волейбол является одним из наиболее сложных видов спорта, что обусловлено непредсказуемостью характера двигательных действий соперника; необходимостью постоянного моделирования своего поведения на
площадке в неожиданно возникающих игровых ситуациях, улучшения
показателей скорости реагирования на внешние и внутренние раздражители, совершенствования навыков
экстраполяции выполнения технических
приемов в зависимости от условий их выполнения. В.Ю Шнейдер, В.Ю. Лосев, 2015, отмечают, что в настоящее время методика тренировки ориентирована на квалифицированных спортсменов и довольно длительный период спортивной подготовки, причем техника специальных двигательных действий усваивается путем проб и ошибок. По мнению М.П. Спирина, Г.Я. Шипулина, О.Э. Сердюкова, Л.В. Жилина, О.В. Черных, 2007, эффективность соревновательной
деятельности волейболистов определяется их способностью к результативным защитным действиям. Одним из наиболее значимых и распространенных видов защиты является блокирование, что детерминировало привлечение игроков высокого роста. Для пробивания блока требуется определенный уровень развития специфических для волейбола
двигательно-координационных качеств: мышечной силы, скорости выполнения моторных актов, точности движений, прыгучести, ловкости, что способствует усилению физической и технической подготовленности атакующих игроков [2, 5, 7, 8, 13]. Это обусловливает необходимость повышения эффективности защитных действий волейболистов.
Цель данной работы -теоретическое обоснование значимости повышения уровня технической подготовленности квалифицированных волейболисток.
Задачи:
1. Выявить направления совершенствования показателей технической подготовленности квалифицированных волейболисток.
2. Разработать методику повышения уровня технической подготовленности волейболистов и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.
Материалы. Существенные
изменения в содержании игровой деятельности волейболистов:
использование силовой подачи в прыжке, укороченные подачи тактической направленности; увеличение частоты приема подачи двумя руками сверху;
возможность отбивания мяча любой частью тела и др. - обусловили необходимость совершенствования
методики их спортивной подготовки. Анализ научной и научно-методической литературы показал, что специалисты по волейболу предлагают различные подходы к повышению эффективности
тренировочного процесса. По мнению А.В. Гончаровой, 2007, одной из сложных проблем повышения уровня спортивного мастерства квалифицированных
волейболистов является обеспечение надежности решения соревновательных двигательных задач. Автор считает, что надежность выполнения игровых действий отстает от возможностей волейболистов вследствие несовершенства методики спортивной тренировки, не
обеспечивающей их готовность к эффективному противоборству с противником. Результаты исследований П.В. Пустошило, 2010, показали, что повышение уровня психофизиологической подготовки волейболистов является необходимым условием достижения высоких спортивных результатов. А.Л. Сидаш, 2012, предлагает использовать локальные отягощения как средство повышения точности верхней передачи, часто используемой в игровой деятельности. Ежи Новик, 2007, одним из важнейших компонентов спортивной подготовки волейболистов считает применение тренажеров, позволяющих выполнять комплекс упражнений силовой и скоростно-силовой направленности. Все эти подходы позволили прийти к выводу, что современный волейбол предъявляет требования к разносторонней
универсальной подготовленности высоко квалифицированных игроков.
Результаты и их обсуждение. Нами была разработана анкета для тренеров по волейболу различной квалификации, стажа и опыта работы. В анкетировании участвовали тренеры г. Ульяновска, Тольятти, Самары и Саратова, всего 96 человек. Обработка материалов исследования позволила выявить, что 89% респондентов считают современную методику спортивной подготовки
отметили, что значимым компонентом педагогического мастерства тренера является способность формирования у игроков навыка прогнозирования действий противника: определение его точного направления перемещения по площадке, высоты вылета при выполнении атакующего действия или блокирования мощности удара по мячу; скорости, направления и траектории его полета; устойчивости тела.
Анкета
для тренеров по волейболу Цель: выявить отношение специалистов к современной методике спортивной подготовки квалифицированных волейболистов.
№ Содержание вопроса Варианты ответов
п/п Да Нет Не знаю
1 Считаете ли Вы современную методику спортивной подготовки квалифицированных волейболистов эффективной?
2 Что, по Вашему мнению, характерно для современной методики подготовки волейболистов?
- организация тренировочного процесса путем «проб и ошибок»;
- направленность занятий на повышение уровня скоростно-силовой подготовки;
- широкое использование тренажеров, обеспечивающих развитие ведущих качеств: точности, прыгучести, ловкости;
- отработка техники отдельных игровых приемов: силовой подачи с прыжка, с короткой тактической подачи; постановки и пробивания блока; приема мяча двумя руками сверху и снизу.
3 В каком направлении необходимо тренеру совершенствовать свое мастерство?
- тренеру нужно знать, что рациональная техника обеспечивает точное соответствие игровых действий законам физики: о центре тяжести, о количестве движений, о рычагах и углах падения;
- все движения игрока надо рассчитывать в соответствии с этими законами;
- тренер не должен позволить спортсмену сформировать неверный навык, контролируя технику каждого моторного акта;
- тренер должен помнить, что техника игровых действий требует постоянной коррекции, без достаточного контроля она постепенно искажается;
- тренеру следует знать, что техника любого двигательного действия индивидуальна и требует
квалифицированных волейболистов не соответствующей мировым стандартам спортивного мастерства в волейболе. 77% опрошенных убеждены, что многие тренеры не умеют создать творческую атмосферу положительного
психоэмоционального состояния игроков как условия для возникновения у них оригинальных идей по
совершенствованию тренировочного
процесса или техники конкретного игрового приема. 64% респондентов
выявления ее специфических проявлений;
- по мере повышения спортивного мастерства техника физических упражнений должна совершенствоваться;
- тренер должен помнить, что точные, четкие, краткие, понятные указания, приказы и пояснения сокращают время усвоения техники игрового приема.
Спасибо. Анкета анонимна, ее можно
Анализ полученных анкет показал, что методика спортивной подготовки квалифицированных волейболистов
требует существенного улучшения. Результаты собственных исследований, опыт педагогической деятельности позволили разработать концептуальные положения, направленные на
совершенствование тренировочного
процесса по волейболу:
- причинно-следственная зависимость результатов соревновательной деятельности волейболистов от технической подготовленности обусловливает необходимость создания условий для ее повышения;
- морфо-функциональные ограничения можно существенно расширить путем рационального упорядочения деятельности в течение длительного времени [6].
Для реализации данных положений была разработана методика
совершенствования технической
подготовленности квалифицированных волейболистов, содержание которой было направлено на создание условий, обеспечивающих понимание мыслеобразов игровых действий, их сущности, роли и места в технической подготовленности. Каждый моторный акт имеет конкретные пространственно-временные и
пространственно-силовые параметры, что предъявляет требования к способности своевременного распределения и перераспределения мышечных усилий; рационального соотношения формы и содержания игрового действия.
Технически точное его выполнение связано с использованием зрительных и звуковых ориентиров, разметки, образных сравнений, оценки и самооценки двигательных действий;
самопроговаривания алгоритма
не подписывать.
воспроизведения каждой их фазы; четкого представления о величине развиваемых мышечных усилий, их соответствия структуре данного игрового приема. Определение характеристик каждого моторного акта осуществлялось с учетом индивидуальных показателей
тренированности, росто-весовых данных, соотношения длины верхних и нижних конечностей, уровня развития мышечной силы, быстроты двигательной реакции, сформированности «чувства противника».
В ходе учебной игры давалась оценка эффективности атакующих и защитных действий, выявлялась самооценка, определялась степень расхождения между ними. Волейболисты приобретали навыки моделирования своих действий в каждой сложной игровой ситуации, требующей ее объективной оценки, выявления наиболее сложного момента, обусловливающего поиск нового нестандартного подхода, согласованности действий с партнерами, прогнозирования характера игровых приемов противника. Спортсмены выполняли двигательные действия с последующим выявлением их результативности: точности реализации поставленной задачи, заданной величины мышечных усилий, направления, скорости и траектории полета мяча, высоты выпрыгивания, мощности атакующего удара, своевременности постановки блока и др. Измерение параметров каждого игрового приема позволяло объективно оценить его эффективность. Игроки поочередно выступали в амплуа нападающего, защитника, либеро, связующего.
Недостаточный уровень развития двигательно-координационных качеств волейболистов обусловливал
необходимость использования
специальных упражнений,
обеспечивающих прирост показателей мышечной силы плечевого пояса, широких мышц спины, рук, кистей; нижних конечностей. Точность игровых действий увеличивалась при применении
зрительных ориентиров, установленных на заданной высоте с постепенным увеличением расстояния: кольца на стойке определенного диаметра с его последовательным уменьшением;
треугольника на стойке, форма которого требует четкого выбора направления движения мяча и дифференцирования мышечных усилий; хорошего глазомера, остроты и глубины зрения; ромба на подставке с помощью которого отрабатывалась траектория полета мяча и другие его параметры. Для увеличения показателей прыгучести использовались: прыжки в глубину с отскоком на скорость отталкивания от опоры; многоскоки с постепенным ускорением; выпрыгивание из приседа с увеличением высоты вылета, с применением отягощений и др.
Для проверки эффективности данной методики был проведен педагогический эксперимент с участием 28 волейболисток 17-20 лет II и I разрядов. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, по 14 человек в каждой. Перед началом педагогического эксперимента выявлялся исходный уровень физической
подготовленности, для чего использовали следующие тесты: челночный бег 6х5м (с); ускорение 30 м (с), прыжок в длину с места (см); прыжок в высоту с места (см), бег 2000 м (мин), бросок набивного мяча (1 кг) в прыжке правой и левой рукой; подтягивание в висе (количество раз). Анализ полученных результатов не выявил существенных различий по уровню физической подготовленности
спортсменов КГ и ЭГ(р>0,05).
Исходный уровень технической подготовленности определялся по выполнению силовой подачи в прыжке, укороченной подачи тактической направленности; нападающего удара по ходу; атакующего удара из глубины площадки; высоты выпрыгивания и точности постановки блока.
Сравнительный анализ данных
исследования также не выявил существенных различий у волейболистов КГ и ЭГ (р>0,05). В КГ тренировочные занятия проводились по традиционной, общепринятой методике, в ЭГ использовалась разработанная нами методика совершенствования технической подготовки квалифицированных
волейболистов.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование физической и технической подготовленности спортсменов КГ и ЭГ. Результаты педагогического эксперимента показали, что улучшение показателей произошло в обеих группах: КГ и ЭГ, однако, величина их прироста оказалась различной. В челночном беге в КГ при исходных данных 10,11±0,23 с к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли до 10,06±0,36 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 10,13±0,51 с к завершению педагогического
эксперимента результаты улучшились до 10,04±0,37 с (р>0,05); в прыжке в высоту с места в КГ при исходных данных 38,19±0,19 см, к окончанию педагогического эксперимента показатели увеличились до 38,79±0,35 см (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 38,27±0,39 см к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 41,93±0,22 см, (р<0,05). Подобный характер увеличения показателей физической подготовленности в ЭГ был выявлен и по другим тестам.
Анализ показателей технической подготовленности также свидетельствует об улучшении результатов в КГ и ЭГ. При исходных данных эффективности выполнения силовой подачи в прыжке в КГ - 3,27±0,29 балла к окончанию педагогического эксперимента результата улучшились до 3,42±0,20 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 3,36±0,04 балла к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 4,19±0,18 балла (р<0,05). В КГ при исходных данных результативности выполнения атакующего удара из глубины
площадки 3,23±0,15 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели возросли до 3,53±0,16 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 3,31±0,15 балла к завершению педагогического эксперимента результаты улучшились до 4,49±балла (р<0,05). Подобный характер прироста показателей технической подготовленности был выявлен и по другим контрольным упражнениям.
Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что повышение эффективности тренировочного процесса
квалифицированных волейболистов,
сокращение сроков роста их спортивного мастерства в значительной мере определяется подходом к организации тренировочных занятий, при котором спортсмен попадает в условия, не позволяющие ему выполнить ни одного неправильного движения. Перспективным направлением совершенствования
показателей технической
подготовленности игроков является разработка методики, обеспечивающей понимание сущности каждого
двигательного действия; создание условий его выполнения при соответствии пространственно- временных и
пространственно-силовых параметров модели идеального моторного акта для каждого волейболиста с учетом его росто-весовых данных и показателей тренированности.
Педагогический контроль и самоконтроль техники каждого игрового приема являются важным структурным компонентом методики
совершенствования технической
подготовленности квалифицированных волейболистов, не позволяющим сформировать ложный двигательный навык.
Литература
1. Аврамова, Н. В. Тесты и критерии оценки навыков программирования двигательных действий волейболисток 15-17 лет / Н. В. Аврамова, Л. Д. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. -
№ 2(23). - С. 10-16. Режимдоступа http:// kamgifk.ru/sites/default/files/magazine/avramova.pdf
2. Бурцев, А. В. Совершенствование пространственно-временной ориентировки у квалифицированных волейболистов / А. В. Бурцев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - № 1. - С. 34-38. - Режим доступа: http ://www/kamgifk. chelny. net/j ournal.
3. Гончарова, А. В. Повышение надежности защитных действий волейболисток с учетом решения спортивных двигательных задач / А. В. Гончарова // Теория и практика физической культуры. - № 12. - 2007. - С. 45-48.
4. Ежи Новик Применение тренажеров в кондиционной и технической подготовке волейболистов / Новик Ежи // Теория и практика физической культуры. - № 12. - 2007. - С. 42-44.
5. Колесник, И. С. Формирование пространственно-временной ориентировки волейболистов на основе экстраполяции двигательных действий : учебное пособие / И. С. Колесник, А. В. Бурцев. - Ульяновск, 2012. - 157 с.
6. Кузнецова, З. М. Реализация программы формирования личностных качеств студентов в образовательной деятельности как одна из реальных предпосылок обновления содержания подготовки специалистов в системе высшего образования (на примере студентов ПовГАФКСиТ по специальности «Сервис и туризм») / З. М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - №1 (18). - С. 143-149. http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=932037
7. Назаренко, Л. Д. Средства и методы развития двигательных координаций / Л. Д. Назаренко. - М. : Теория и практика физической культуры, 2003. - 258 с.
8. Спирин, М. П., Соревновательная деятельность волейболистов на современном этапе развития игры / М. П. Спирин, Г. Я. Шипулин, О. Э. Сердюков, Л. В. Жилина, О. В. Черных // Теория и практика физической культуры. - № 9. - 2007. -С. 34-37.
9. Сидаш, А. Л. Использование локальных отягощений для повышения точности верхней передачи волейболистами / А. Л. Сидаш // Теория и практика физической культуры. - № 1. -2012. - С. 79-82.
10. Пустошило, П. В. Психофизиологические аспекты подготовки студентов-волейболистов в процессе годичного тренировочного цикла/ П. В. Пустошило // Теория и практика физической культуры. - № 10. - 2010. -С. 18.
11. Шнейдер, В. Ю. Психологические условия развития компетентности будущих тренеров как организаторов инновационной стратегии обучения волейболу / В. Ю. Шнейдер, В. Ю. Лосев // Теория и практика физической культуры. - № 11. - 2015. - С. 89-93.
Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №1(38) 2016
ISSN2070 4798(Print) _ISSN 2070 4 798 (Online)
volleyball players on the basis of motional actions extrapolation], Ulyanovsk, 2012, 157 p.
6. Kuznetsova Z. M. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2011, No.1 (18), pp. 143149. http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=932037
7. Nazarenko L. D. Sredstva i metody razvitiya dvigatel'nykh koordinatsii [Means and methods of motional coordinations development ], Moscow : Theory and practice of physical culture, 2003, 258 p.
8. Spirin M. P. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2007, No. 9, pp. 34-37.
9. Sidash A. L. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2012,No. 1, pp. 79-82.
10. Pustoshilo P. V. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2010, No. 10, 18 p.
11. Shneyder V. Y. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2015, No. 11, pp. 89-93.
12. Zheleznyak Y. D. Volleyball. Theory and methodology of training / Y. D. Zheleznyak. -Barcelona, 1993. - 438p.
Статья поступила в редакцию: 3.03.2016 г.
Тинюков Алексей Борисович - ст. преподаватель кафедры спортивных игр ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4. e-mail: ld_nazarenko@mail. ru
12. Zhelezniak, Y. D. Voleibol. Teoria y metodo de ia preparacion / Y. D. Zhelezniak. -Barcelona, 1993. - 438p.
Reference
1. Avramova N. V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2012, No. 2(23), pp.10-16. http://kamgifk.ru/sites/default/files/magazine/avramova .pdf
2. Burtsev, A. V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2011, No. 1, pp. 34-38. Access mode: http://www/kamgifk.chelny. net/journal.
3. Goncharova A. V. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2007, No. 12, pp. 45-48.
4. Ezhi Novik Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2007, No.12, pp. 42-44.
5. Kolesnik I. S., Burtsev A.V. Formirovanie prostranstvenno-vremennoi orientirovki voleibolistov na osnove ekstrapolyatsii dvigatel'nykh deistvii [Spatio-temporal orientation formation among