Научная статья на тему 'Формирование способности к экстраполяции как условие повышения спортивного роста в волейболе'

Формирование способности к экстраполяции как условие повышения спортивного роста в волейболе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКАЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / VOLLEYBALL / EXTRAPOLATION / TECHNICAL / PHYSICAL READINESS / PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочурова Л. А., Аврамова Н. В., Бурцев А. В.

Поиск новых путей совершенствования системы спортивной подготовки на основе более глубокого изучения кинезиологического потенциала дает тренеру возможность использовать различные подходы к построению тренировочных занятий. Являясь высокодинамичной игрой, волейбол предъявляет повышенные требования к изменчивости структурного содержания моторного акта в связи с постоянным возникновением новых игровых ситуаций, требующих выполнения усвоенного приема с существенными изменениями его параметров: направлением движения, скоростью перемещения, силы и траектории полета мяча и т.д. Это связано с необходимостью смены условий выполнения усвоенного ранее технического приема. Конструирование новых форм двигательных действий осуществляется более успешно при упрочении двигательного навыка. Материалы. Одними из факторов, определяющих технико-тактическую подготовленность волейболиста, являются экстраполяция двигательных действий, формирование новых навыков на базе усвоенных ранее. В основе этого явления заложено использование базовой структуры изучаемого двигательного действия как необходимого условия для его выполнения в системе однотипных по структуре упражнений, но в другой ситуации. Такая вариативность двигательных действий связана с изменением условно-рефлекторных связей при формировании новых двигательных навыков. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Результаты. Повышение уровня технико-тактической подготовленности волейболисток связано с многократным выполнением двигательных действий со сходной структурой, что снижает работоспособность, эмоциональность тренировочных занятий, обусловливает более быструю утомляемость. Разработана методика, обеспечивающая совершенствование механизма экстраполяции на основе расширения диапазона использования подготовительных и подводящих упражнений в волейболе и экспериментально проверена ее эффективность. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали, что явление экстраполяции спортивной деятельности волейболиста является значимым фактором, обеспечивающим повышение уровня физической и технико-тактической подготовленности. Разнообразие мышечной нагрузки повышает интерес к учебно-тренировочному процессу, оптимизирует психо-эмоциональное состояние спортсменок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ABILITY TO EXTRAPOLATION FORMATION AS THE CONDITION FOR SPORTSMANSHIP IMPROVEMENT IN VOLLEYBALL

The search for the new ways of sports training system development, on the basis of a deeper study of kinesiological potential, gives a trainer an opportunity to use different approaches to the training lessons organization. Volleyball is a highly dynamic kind of sport and it has high demands to the variability of the structural content of a motor act because of constant new situations in a game, which demand the mastered technique fulfillment with considerable changes of its parameters: direction of movement, speed of movement, power and the flight trajectory of a ball and others. It is connected with the necessity to change the conditions of the mastered earlier technique fulfillment. New forms of motional actions construction is realized more successfully in case of motional skill formation. Materials. One of the factors, which determine technical-tactical readiness of a volleyball player, is motional actions extrapolation, new skills formation on the basis of mastered earlier. This phenomenon is based on the use of the main structure of the studied motional action as a necessary condition for its fulfillment in the system of one-type in structure exercises, but in another situation. Such kind of variability of a motional action is connected with the change of conditionedreflexive connections during new motional skills formation. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, statistical data processing. Results. The level of technical-tactical readiness increase among female volleyball players is connected with a repeated fulfillment of motional actions with the same structure, which decreases the level of working capacity, emotional state of the training lessons, conditions faster tiredness. The methodology is created, which provides the mechanism of extrapolation development on the basis of the range of preparatory exercises broadening in volleyball. Its effectiveness is checked experimentally. Conclusion. The results of pedagogical experiment showed, that extrapolation of sports activity of a volleyball player is an important factor, which provides the level of physical and technical-tactical readiness increase. The diversity of muscular load increases the interest concerning educational-training process, optimizes psycho-emotional state of sportsmen.

Текст научной работы на тему «Формирование способности к экстраполяции как условие повышения спортивного роста в волейболе»

DOI 10.14526/01_1111_101 УДК 796.32 ББК 75.569+

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К ЭКСТРАПОЛЯЦИИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ СПОРТИВНОГО РОСТА В ВОЛЕЙБОЛЕ

Л.А. Кочурова - кандидат педагогических наук ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.

Ульянова»,

Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700 Н.В. Аврамова - кандидат педагогических наук Самарский государственный технический университет, ул. Молодогвардейская, 244, Самара, Россия, 443100 А.В. Бурцев - кандидат педагогических наук Самарский государственный технический университет, ул. Молодогвардейская, 244, Самара, Россия, 443100

E-mail: [email protected]

Аннотация. Поиск новых путей совершенствования системы спортивной подготовки на основе более глубокого изучения кинезиологического потенциала дает тренеру возможность использовать различные подходы к построению тренировочных занятий. Являясь высокодинамичной игрой, волейбол предъявляет повышенные требования к изменчивости структурного содержания моторного акта в связи с постоянным возникновением новых игровых ситуаций, требующих выполнения усвоенного приема с существенными изменениями его параметров: направлением движения, скоростью перемещения, силы и траектории полета мяча и т.д. Это связано с необходимостью смены условий выполнения усвоенного ранее технического приема. Конструирование новых форм двигательных действий осуществляется более успешно при упрочении двигательного навыка. Материалы. Одними из факторов, определяющих технико-тактическую подготовленность волейболиста, являются экстраполяция двигательных действий, формирование новых навыков на базе усвоенных ранее. В основе этого явления заложено использование базовой структуры изучаемого двигательного действия как необходимого условия для его выполнения в системе однотипных по структуре упражнений, но в другой ситуации. Такая вариативность двигательных действий связана с изменением условно-рефлекторных связей при формировании новых двигательных навыков. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Результаты. Повышение уровня технико-тактической подготовленности волейболисток связано с многократным выполнением двигательных действий со сходной структурой, что снижает работоспособность, эмоциональность тренировочных занятий, обусловливает более быструю утомляемость. Разработана методика, обеспечивающая совершенствование механизма экстраполяции на основе расширения диапазона использования подготовительных и подводящих упражнений в волейболе и экспериментально проверена ее эффективность. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали, что явление экстраполяции спортивной деятельности волейболиста является значимым фактором, обеспечивающим повышение уровня физической и технико-тактической подготовленности. Разнообразие мышечной нагрузки повышает интерес к учебно-тренировочному процессу, оптимизирует психо-эмоциональное состояние спортсменок.

Ключевые слова: волейбол, экстраполяция; техническая, физическая подготовленность; педагогический эксперимент.

THE ABILITY TO EXTRAPOLATION FORMATION AS THE CONDITION FOR SPORTSMANSHIP IMPROVEMENT IN VOLLEYBALL

Lyudmila A. Kochurova

Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia

Nadegda V. Avramova Samara State Technical University, 244, Str. Molodogvardiis'ka, Samara, 443100, Russia Alexander V. Burtsev Samara State Technical University, 244, Str. Molodogvardiis'ka, Samara, 443100, Russia

E-mail: [email protected]

Annotation. The search for the new ways of sports training system development, on the basis of a deeper study of kinesiological potential, gives a trainer an opportunity to use different approaches to the training lessons organization. Volleyball is a highly dynamic kind of sport and it has high demands to the variability of the structural content of a motor act because of constant new situations in a game, which demand the mastered technique fulfillment with considerable changes of its parameters: direction of movement, speed of movement, power and the flight trajectory of a ball and others. It is connected with the necessity to change the conditions of the mastered earlier technique fulfillment. New forms of motional actions construction is realized more successfully in case of motional skill formation. Materials. One of the factors, which determine technical-tactical readiness of a volleyball player, is motional actions extrapolation, new skills formation on the basis of mastered earlier. This phenomenon is based on the use of the main structure of the studied motional action as a necessary condition for its fulfillment in the system of one-type in structure exercises, but in another situation. Such kind of variability of a motional action is connected with the change of conditioned- reflexive connections during new motional skills formation. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, statistical data processing. Results. The level of technical-tactical readiness increase among female volleyball players is connected with a repeated fulfillment of motional actions with the same structure, which decreases the level of working capacity, emotional state of the training lessons, conditions faster tiredness. The methodology is created, which provides the mechanism of extrapolation development on the basis of the range of preparatory exercises broadening in volleyball. Its effectiveness is checked experimentally. Conclusion. The results of pedagogical experiment showed, that extrapolation of sports activity of a volleyball player is an important factor, which provides the level of physical and technical-tactical readiness increase. The diversity of muscular load increases the interest concerning educational-training process, optimizes psycho-emotional state of sportsmen.

Keywords: volleyball, extrapolation; technical, physical readiness; pedagogical experiment.

Актуальность. Спортивная деятельность волейболиста характеризуется

динамичностью и вариативностью двигательных действий. Одним из основных качеств, присущих современному волейболу

является универсальность двигательной подготовленности каждого игрока на площадке. Это предъявляет более высокие требования к физической и функциональной подготовленности, в основе которой

заложены не только оптимальные показатели ведущих двигательно-координационных качеств и психических свойств личности, но и большой арсенал двигательных умений и навыков [3, 5, 8].

Механизм экстраполяции двигательных действий имеет условно-рефлекторный характер, благодаря чему на основе прочно выработанных условных рефлексов формируются новые алгоритмы движений. Феномен экстраполяции достигает своей наибольшей выраженности в момент адекватной оценки ответственного игрового момента; в прогнозировании

направленности и содержания двигательных действий команды противников; выборе рациональных приемов защиты, способных обеспечить результативную контратаку. Изменение касается лишь его деталей, например исходного и конечного положений, амплитуды движений, величины развиваемых мышечных усилий и т.д. Замедление роста спортивного мастерства часто объясняется построением учебно-тренировочных занятий,

предусматривающих усвоение технических приемов в основном за счет многократного выполнения двигательного задания. Ограниченность используемых

подготовительных и подводящих упражнений, однообразие мышечной нагрузки приводят к быстрой утомляемости, снижению уровня психоэмоционального состояния.

С переходом на качественно новое содержание игровой деятельности волейболистов, каждый из которых должен владеть умениями и навыками защиты, нападения, разводящего и т.д., значимость экстраполяции существенно возрастает. Возможности экстраполяции существенно расширяются по мере увеличения диапазона двигательных умений и навыков, повышения уровня развития двигательно-координационных качеств, формирования морально-волевых, психических и интеллектуальных свойств личности [4, 7]. Экстраполяция проявляется в моторных актах со сходным структурным содержанием, благодаря чему волейболист,

например, усвоив технику блокирования в нападающем ударе, может использовать приобретенные двигательные навыки при блокировании подачи мяча,

осуществляемом в различных условиях тренировочной и соревновательной деятельности [1, 2, 6]. В процессе игровой деятельности при быстрой смене технических приемов, защиты, контратаки, обманных движений волейболист может быстро сменить темп, ритм движений, сохраняя правильную структуру

двигательного акта. При небольшом запасе двигательных умений и навыков, ограниченном количестве вариантов их выполнения возможности экстраполяции снижаются. Перспективным направлением методики подготовки волейболистов является использование механизма экстраполяции двигательных навыков.

Целью данной работы является теоретическое и экспериментальное обоснование значимости формирования экстраполяции двигательных действий волейболистов как ведущего фактора повышения их спортивного мастерства.

Задачи:

1. Теоретико-методическое обоснование экстраполяции как структурного компонента спортивной подготовки волейболистов.

2. Разработка системы педагогического воздействия, обеспечивающей совершенствование механизма экстраполяции, и экспериментальная проверка ее эффективности.

Материал. Способность нервной системы к экстраполяции обусловливает применение усвоенных физических упражнений для расширения запаса технических приемов, совершенствования ведущих и фоновых двигательных координаций, управления основными параметрами движений в зависимости от игровой ситуации в процессе взаимодействия с противником.

Следовательно, творческое использование базовой структуры новых двигательных действий является ведущим условием

совершенствования механизма

экстраполяции.

Значимость явления экстраполяции обусловлена тем, что небольшой арсенал средств физической специальной и технической подготовленности

волейболиста приводит к ограничению видов и форм мышечной деятельности. При этом выполнение узкого диапазона подготовительных и подводящих упражнений препятствует формированию новых двигательных умений и навыков, обусловливает снижение интереса к учебно-тренировочным занятиям и уменьшению чувства удовлетворенности характером двигательной деятельности. В

педагогическом плане реализация механизма экстраполяции в процессе тренировочно-соревновательной деятельности представляет собой творческий характер взаимодействия тренера и команды, от успеха которого зависит результативность тренировочной и соревновательной деятельности.

С целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса по волейболу на основе использования экстраполяции двигательных действий, составляющих содержание игры в волейбол, нами были разработаны системы двигательных заданий, направленных на повышение уровня технико-тактической подготовленности волейболистов. Так, часть из них ставила задачи усвоения вариативной техники выполнения различных видов подач при использовании разнообразных исходных положений, выбора подготовительных действий, индивидуализации техники выполнения ведущего звена данного технического приема и т.д.

Одним из факторов, влияющих на формирование способности к

экстраполяции двигательных действий, является вариативность моторных актов, обеспечивающих высокую динамичность нервных процессов. Применение любого технического приема в волейболе приобретает существенные отличия в исполнении отдельных игроков. Различия

проявляются в количестве

подготовительных действий,

последовательности их выполнения, темпо-ритмовых характеристиках, траектории и скорости полета мяча и т.д. Количество вариантов упражнений и их выбор обусловлен квалификацией волейболиста, уровнем его физической и технико-тактической подготовленности,

показателями пространственно-временной ориентировки. В волейболе нападающие удары выполняются преимущественно из второй и третьей зоны. Однако наиболее успешным данный технический прием является при проведении его из глубины площадки. Это обусловлено

стереотипностью двигательного навыка и неготовностью игроков к другим вариантам выполнения известного технического приема. В фазе упрочения двигательного навыка спортсмен способен подбирать подготовительные упражнения не только со сходной структурой основного

технического приема, но и с другим структурным содержанием в зависимости от поставленной моторной задачи. В результате на базе прочного двигательного навыка формируются новые

условнорефлекторные связи.

Ряд двигательных заданий был направлен на усвоение более результативных способов приема и передачи мяча, при использовании низких положений с применением различных акробатических элементов до двигательных действий, выполняемых в высшей точке безопорной фазы в момент вылета игрока для завершения атакующего действия. Разнообразие двигательных умений и навыков создавало необходимый запас движений, позволяющий

конструировать новые виды и формы двигательных действий.

Результаты и их обсуждение. Для проверки эффективности данного подхода к организации системы спортивной подготовки волейболистов нами был проведен педагогический эксперимент с участием 44 юношей 17-20 лет, имеющих II и III спортивные разряды. Были организованы контрольная (КГ) - 22

человека, и экспериментальная (ЭГ) - 24 человека, группы. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование для выявления исходных показателей физической подготовленности занимающихся, в котором использовались следующие контрольные упражнения: челночный бег 3х10 м (с); бег на 30м (с), прыжок в длину с места (см); бросок набивного мяча (2кг) правой и левой рукой; подтягивание в весе на перекладине (количество раз); наклон вперед стоя на гимнастической скамейке (см). Обработка полученных данных не выявила существенных различий по уровню физической подготовленности

занимающихся КГ и ЭГ (р>0,05). Кроме того, определялась способность к экстраполяции двигательных действий. На основе сформированных ранее

двигательных умений и навыков занимающихся КГ и ЭГ необходимо было усвоить технику заданного физического упражнения в установленный период времени. Анализ результатов исследования также не выявил существенных различий у занимающихся КГ и ЭГ по данному параметру (р>0,05).

Занятия в КГ проводились в соответствии с программой, рекомендованной

Федеральным агентством по физической культуре и спорту; в ЭГ большое внимание уделялось развитию экстраполяционных способностей занимающихся. С этой целью на каждом тренировочном занятии волейболистам предлагались двигательные задания, требующие творческого выполнения физических упражнений на основе усвоенных ранее двигательных актов. Так, научившись правильному выполнению прямой подачи, стоя лицом к сетке, волейболист должен был технически правильно выполнять этот вид подачи с различными дополнительными

движениями: с шагом вперед, поворотом туловища вправо, с небольшим пружинящим приседанием, с подниманием на носки и т.д.

Это позволяло выполнять эффективную подачу при увеличении темпа движений,

при сокращении времени для выполнения элементов двигательного акта, на фоне эмоционального подъема команды, с целью повышения плотности игровых действий. Закрепление навыков выполнения низкой подачи в ЭГ осуществлялось также путем совершенствования экстраполяционных способностей. Юные волейболисты выполняли данный прием, меняя различные исходные положения (глубокий присед, глубокий выпад, с поворотом влево или вправо, отводя руки в одноименную сторону, с положением ладоней одна на другую, в положении «замка»; то же с закрытыми глазами с изменением скорости движений; с изменением характера движений по сигналу тренера и т.д.). В ходе тренировочного процесса использовались разнообразные слуховые и зрительные ориентиры, разметки, специальные сигналы, регламентирующие характер игровой деятельности.

В конце педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью оценки динамики показателей физической подготовленности. Анализ полученных данных показал, что результаты улучшились в обеих группах: КГ и ЭГ. Однако в ЭГ результаты оказались более значительными. Так, прирост показателей выполнения прыжка в длину с места повысился в КГ с 2,23±0,13 м до 2,36±0,16 м (р > 0,05), в ЭГ, соответственно, - с 2,30±0,15 м до 2,61±0,11 м (р<0,05); количество подтягиваний в висе на перекладине в КГ увеличилось с 11,92±0,71 до 14,70±0,81 раза, (р > 0,05); в ЭГ, соответственно, - с 11,57±0,64 до 18,24±0,77 раза, (р<0,05). Подобная тенденция более существенного улучшения показателей физической подготовленности

занимающихся ЭГ была отмечена и по другим контрольным упражнениям, за исключением беговых, где была выявлена лишь тенденция к улучшению результатов.

Анализ динамики способности к экстраполяции двигательных действий, полученный с помощью группы независимых экспертов, показал

следующее: в КГ количество двигательных

действий, выполненных за 1 минуту, составило в КГ до педагогического эксперимента 8, после окончания педагогического эксперимента - 11; в ЭГ, соответственно, - 9 и 15 двигательных действий. Количество новых приемов за тот же период времени было усвоено в КГ до проведения педагогического эксперимента 5, после его завершения - 7; в ЭГ, соответственно, до педагогического эксперимента - 4, после - 9. Соотношение вновь усвоенных и используемых ранее двигательных действий в установленный промежуток времени в КГ составило до педагогического эксперимента 5: 9, в ЭГ, соответственно, 9:11. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что формирование способности к экстраполяции двигательных действий волейболистов является значимым фактором, обеспечивающим повышение уровня физической и технико-тактической подготовленности.

Более существенные результаты в экспериментальной группе обусловлены творческим подходом к организации и проведению тренировочных занятий, где нашли широкое применение различные педагогические условия обучения разнообразным вариантам выполнения нападающего и защитного ударов; приемы активизации двигательной деятельности спортсменов, обеспечение их

положительного психоэмоционального состояния.

Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали высокую значимость экстраполяции двигательных действий в спортивной подготовке волейболистов. Учет

экстраполяции двигательных навыков при выполнении ведущих технических приемов обеспечивает оптимальное соотношение объема и интенсивности тренировочной нагрузки. Рациональный подбор

подготовительных и подводящих упражнений, разнообразие мышечной нагрузки способствуют формированию экстраполяции двигательных действий, повышают интерес к тренировке,

результативность тренировочной и соревновательной деятельности,

оптимизируют психоэмоциональное

состояние спортсменов.

Литература

1. Аврамова, Н. В. Тесты и критерии оценки навыков программирования двигательных действий волейболисток 15-17 лет / Н. В. Аврамова, Л. Д. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - № 2(23). - С. 10-16. -Режим доступа: http://kamgifk.ru/sites/default/files/magazine/avramova.p df

2. Бурцев, А. В. Совершенствование пространственно-временной ориен-тировки у квалифицированных волейболистов / А. В. Бурцев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - № 1. - С. 34-38. - Режим доступа: http://www/kamgifk.chelny. net/journal.

3. Донской, Д. Д. Двигательная задача в спортивных действиях / Д. Д. Донской // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 11. - С. 40-43.

4. Железняк, Ю. Д. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе / Ю. Д. Железняк, Г. Я. Шипулин, О. Э. Сердюков // Теория и практика физ. культуры: Тренер : Журнал в журнале. - 2004. - N 4. - С. 30-33.

5. Каширин, В. А., Бурцев А.В., Назаренко Л.Д. Структурный подход к развитию ловкости у волейболистов / В. А. Каширин, А. В. Бурцев, Л. Д. Назаренко. - Ульяновск : УлГУ, 2009. - 132 с.

6. Колесник, И. С. Формирование пространственно-временной ориентировки волейболистов на основе экстраполяции двигательных действий : учебное пособие / И. С. Колесник, А. В. Бурцев. - Ульяновск, 2012. - 157 с.

7. Кузнецова, З. М. Реализация программы формирования личностных качеств студентов в образовательной деятельности как одна из реальных предпосылок обновления содержания подготовки специалистов в системе высшего образования (на примере студентов ПовГАФКСиТ по специальности «Сервис и туризм») / З. М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - № 1 (18). -С. 143-149.http://joumal-science.org/ru/magazine.html

8. Назаренко, Л. Д. Средства и методы развития двигательных координаций / Л. Д. Назаренко. - М. : Теория и практика физической культуры, 2003. - 258 с.

References

1. Avramova N. V., Nazarenko L.D.

Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2012, No. 2(23), pp. 10-16. - Access mode:

http://kamgiik.ru/sites/default/files/magazine/avramova .pdf

2. Burtsev A. V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2011, No. 1, pp. 34-38. -Access mode: http://www/kamgifk.chelny. net/journal.

3. Donskoi D. D. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 1994, No. 11, pp. 40-43.

4. Zheleznyak Y. D., Shipulin G.Y., Serdyukov O.E. Teoriya i praktika fiz. kul'tury: Trener : Zhurnal v zhurnale, 2004, No. 4, pp. 30-33.

5. Kashirin V. A., Burtev A.V., Nazarenko L.D. Strukturnyi podkhod k razvitiyu lovkosti u voleibolistov [Structural approach to dexterity development among volleyball players], Ulyanovsk : Ulyanovsk State University, 2009, 132 p.

6. Kolesnik I. S. Formirovanie prostranstvenno-vremennoi orientirovki voleibolistov na osnove ekstrapolyatsii dvigatel'nykh deistvii [Volleyball players' spatio-temporal orientation formation on the basis of motional actions extrapolation], Ulyanovsk, 2012, 157 p.

7. Kuznetsova Z. M. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2011, No. 1 (18), pp. 143-149.http://journal-science.org/ru/magazine.html

8. Nazarenko, L. D. Sredstva i metody razvitiya dvigatel'nykh koordinatsii [Means and methods of motional co-ordinations development], Moscow : Theory and practice of physical culture, 2003, 258 p.

Подано: 13.04.2016 г. Принято: 15.04.2016г.

Кочурова Людмила Александровна - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин и физического воспитания ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700

Аврамова Надежда Валентиновна - кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры гуманитарных наук, Самарский государственный технический университет, ул. Молодогвардейская, 244, Самара, Россия, 443100

Бурцев Александр Владимирович - кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры физической культуры и спорта, Самарский государственный технический университет, ул. Молодогвардейская, 244, Самара, Россия, 443100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.