Научная статья на тему 'Требования к выполнению индивидуальных технических приемов в волейболе'

Требования к выполнению индивидуальных технических приемов в волейболе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
710
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / VOLLEYBALL / TECHNIQUES / PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тинюков А. Б., Тимошина И. Н., Костюнина Л. И.

Техника и тактика игры волейболистов характеризуется постоянным поиском способов реализации индивидуальных особенностей выполнения ведущих приемов с применением инновационных подходов, обеспечивающих возникновение новых форм движений на основе усвоенных ранее. Реализация сложного технико-тактического приема в волейболе обусловлена процессом адекватного восприятия игровой ситуации, моментальной оценки обстановки на основе экстраполяции и дальнейшего хода спортивной борьбы. Материалы. Теоретическое и методологическое обоснование потребности современной системы подготовки волейболисток в ее модернизации, разработка методики тренировки квалифицированных волейболисток в соответствии с новыми требованиями, выдвинутыми тенденциями развития современного волейбола. Методы исследования: анализ и систематизация научной и научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных. Результаты. В статье определены требования к организации спортивной подготовки волейболистов на современном этапе в связи с тенденциями развития волейбола. Разработана методика формирования индивидуальных навыков технических приемов, направленных на формирование легкости моторных актов и чувства меры. Двигательные задания включались в содержание подготовительной, основной и заключительной частей тренировки, входили в состав игровых и соревновательных моментов, где существенно усложнялись условия их выполнения. Заключение. Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности предложенной методики организации тренировочного процесса. Требования к спортивному совершенствованию волейболисток определяют поиск нестандартных решений, обеспечивающих творческое участие спортсменок в улучшении качества тренировочных занятий. Формирование индивидуальной техники выполнения ведущих приемов, таких как чувство легкости в сложных двигательных действиях и чувство меры при выборе оптимального темпа и ритма двигательных действий способствуют успешной реализации кинезиологического потенциала волейболисток, формированию навыков пространственно-силовой и пространственно-временной ориентировки в игровой деятельности волейболисток, что позволило существенно улучшить показатели общефизической и технической подготовленности квалифицированных спортсменок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMANDS PLACED UPON INDIVIDUAL TECHNIQUES FULFILLMENT IN VOLLEYBALL

Volleyball players’ technique and tactics are characterized by constant search for the ways of individual peculiarities realization of the leading techniques fulfillment with the use of innovative approaches, which provide new forms of movements appearance on the basis of earlier mastered movements. Difficult technical-tactical technique realization in volleyball is conditioned by the process of an adequate perception and quick monitoring of the situation during the game on the basis of extrapolation and further duration of spots combat. Materials. Theoretical and methodological substantiation of the need for modern system of training among female volleyball players modernization, the methodology creation of qualified female volleyball players training in accordance with new demands, tendencies of modern volleyball development. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and systematization, testing, pedagogical experiment, statistical data handling. Results. The article determined the demands placed upon sports training organization among volleyball players at a modern stage, conditioned by volleyball development tendencies. The methodology of individual skills of techniques formation is created, which are directed at easiness of motor acts and sense of proportion generation. Motional tasks were included into the content of preparatory, main and final parts of the training, into games and competitions, where the conditions of their fulfillment were considerably complicated. Conclusion. The results of the held pedagogical experiment prove the effectiveness of the offered methodology of the training process organization. Demands, placed upon sports improvement of female volleyball players, condition the search for nonstandard solutions, which provide creative participation of female athletes in the quality of the training lessons improvement. Individual technique formation of the leading techniques fulfillment, such as the sense of easiness in difficult motional actions and sense of proportion, while choosing an optimal rhythm and tempo of motional actions, provided female volleyball players’ kinesiological potential successful realization, the skills of spatio-power and spatio-temporal orientation in playing activity formation among female volleyball players, which helped to improve greatly qualified female athletes’ indices of general physical and technical readiness.

Текст научной работы на тему «Требования к выполнению индивидуальных технических приемов в волейболе»

Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism according to the specialty "Service and tourism"). Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2011, No. 1 (18), pp. 143-149. Available at: http://www.journal-science .org/ru/article/378. html.

7. Nazarenko L. D. Sredstva I metody razvitiya dvigatel'nyh koordinacij [Means and methods of motor coordinations development]. Moscow, Publishing house "Theory and practice of physical culture", 2003, 258 p.

8. Nazarenko L. D., Kolesnik I.S. Fiziologiya fizicheskih uprazhnenij [Physiology of physical exercises]. 2007, pp. 52-54.

9. Zheleznyak Y. D. Vollejbol. Teoriya I praktika obucheniya [Volleyball. Theory and methodology of training]. Barcelona, 1993, 438 p.

10. Kuznetsova Z.M., Simakov Yu.P. Historical background of the formation of physical education. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2007, No.

Подано: 22.07.2017 Принято: 25.07.2017

4(5), pp. 8-14. Available at: http://www.journal-science.org/ru/magazine/48.html.

11. Kuznetsova Z.M., Savosina M.N., Hramova N.A. The model of image formation of a future specialist in the context of health. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2006, No. 1(1), pp. 25-30. Available at: http ://www. j ournal-science.org/ru/magazine/49. html.

12. Rachel Kahn Best. Disease Campaigns and the Decline of Treatment Advocacy. Zhurnal politiki zdravohraneniya, politiki I prava [Journal of Health Politics, Policy and Law]. 2017, Vol. 42 No. 3, pp. 425-457, doi: 10.1215/03616878-3802928 (Scopus)

13. Lucilane Pascuci, Victor Meyer, Eros Eloy Nogueira, Luiza Tatiana Forte. A Change Process Integrating Individual, Organizational and Social Dimensions. Zhurnal upravleniya zdravohraneniem [Journal of Health Management]. 2017, Vol. 19, No. 2, pp. 224-243 (Scopus)

Тинюков Алексей Борисович - ст. преподаватель, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: [email protected] Ключникова Светлана Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: [email protected]

Кочурова Людмила Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: [email protected]

Для цитирования: Тинюков А.Б., Ключникова С.Н., Кочурова Л.А. Методика формирования навыков пространственно-временной ориентировки в игровой деятельности волейболисток на основе экстраполяции двигательных действий // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 96-103. DOI 10.14526/03 2017 239

Б01 10.14526/03_2017_240 УДК 796 ББК 75.569

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ

ПРИЕМОВ В ВОЛЕЙБОЛЕ

А.Б. Тинюков — старший преподаватель И.Н. Тимошина — доктор педагогических наук, профессор Л.И. Костюнина - доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.

Ульянова»,

площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700

E-mail: ld [email protected]

Аннотация. Техника и тактика игры волейболистов характеризуется постоянным поиском способов реализации индивидуальных особенностей выполнения ведущих приемов с применением инновационных подходов, обеспечивающих возникновение новых форм движений на основе усвоенных ранее. Реализация сложного технико-тактического приема в волейболе обусловлена процессом адекватного восприятия игровой ситуации, моментальной оценки обстановки на основе экстраполяции и дальнейшего хода спортивной борьбы. Материалы. Теоретическое и методологическое обоснование потребности современной системы подготовки волейболисток в ее модернизации, разработка методики тренировки квалифицированных волейболисток в соответствии с новыми требованиями, выдвинутыми тенденциями развития современного волейбола. Методы исследования: анализ и систематизация научной и научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных. Результаты. В статье определены требования к организации спортивной подготовки волейболистов на современном этапе в связи с тенденциями развития волейбола. Разработана методика формирования индивидуальных навыков технических приемов, направленных на формирование легкости моторных актов и чувства меры. Двигательные задания включались в содержание подготовительной, основной и заключительной частей тренировки, входили в состав игровых и соревновательных моментов, где существенно усложнялись условия их выполнения. Заключение. Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности предложенной методики организации тренировочного процесса. Требования к спортивному совершенствованию волейболисток определяют поиск нестандартных решений, обеспечивающих творческое участие спортсменок в улучшении качества тренировочных занятий. Формирование индивидуальной техники выполнения ведущих приемов, таких как чувство легкости в сложных двигательных действиях и чувство меры при выборе оптимального темпа и ритма двигательных действий способствуют успешной реализации кинезиологического потенциала волейболисток, формированию навыков пространственно-силовой и пространственно-временной ориентировки в игровой деятельности волейболисток, что позволило существенно улучшить показатели общефизической и технической подготовленности квалифицированных спортсменок. Ключевые слова: волейбол, технические приемы, педагогический эксперимент.

DEMANDS PLACED UPON INDIVIDUAL TECHNIQUES FULFILLMENT IN

VOLLEYBALL

Alexsei B. Tinyukov — senior teacher Irina N. Timoshina - doctor of pedagogics, professor

Lyubov I. Kostyunina - doctor of pedagogics, professor, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia

E-mail: ld [email protected]

Annotation. Volleyball players' technique and tactics are characterized by constant search for the ways of individual peculiarities realization of the leading techniques fulfillment with the use of innovative approaches, which provide new forms of movements appearance on the basis of earlier mastered movements. Difficult technical-tactical technique realization in volleyball is conditioned by the process of an adequate perception and quick monitoring of the situation during the game on the basis of extrapolation and further duration of spots combat. Materials. Theoretical and methodological substantiation of the need for modern system of training among female volleyball players modernization, the methodology creation of qualified female volleyball players training in accordance with new demands, tendencies of modern volleyball development. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and systematization, testing, pedagogical experiment, statistical data handling. Results. The article determined the demands placed upon sports training organization among volleyball players at a modern stage, conditioned by volleyball development tendencies. The methodology of individual skills of techniques formation is created, which are directed at easiness of motor acts and sense of proportion generation. Motional tasks were included into the content ofpreparatory, main and final parts of the training, into games and competitions, where the conditions of their fulfillment were considerably complicated. Conclusion. The results of the held pedagogical experiment prove the effectiveness of the offered methodology of the training process organization. Demands, placed upon sports improvement of female volleyball players, condition the search for nonstandard solutions, which provide creative participation of female athletes in the quality of the training lessons improvement. Individual technique formation of the leading techniques fulfillment, such as the sense of easiness in difficult motional actions and sense of proportion, while choosing an optimal rhythm and tempo of motional actions, provided female volleyball players' kinesiological potential successful realization, the skills of spatio-power and spatio-temporal orientation in playing activity formation among female volleyball players, which helped to improve greatly qualifiedfemale athletes' indices of general physical and technical readiness.

Keywords: volleyball, techniques, pedagogical experiment.

Актуальность. Одни и те же технические приемы в волейболе выполняются с существенным изменением ведущих параметров моторного акта, что обусловлено индивидуальными

особенностями спортсменов. Разная степень функциональной лабильности нервной системы, согласованности двигательных и вегетативных функций, опыт соревновательной деятельности, сформированности двигательного ритма детерминируют возникновение моторного акта, существенно отличающегося по пространственно-временным и

пространственно-силовым характеристикам. В связи с этим возникает объективная необходимость

совершенствования спортивной

подготовки волейболистов,

обеспечивающей развитие способности к

эффективным действиям в нестандартных, непредсказуемых ситуациях [ 2, 3, 6].

Цель данной работы заключается в разработке методики тренировки квалифицированных волейболисток в соответствии с новыми требованиями, выдвинутыми тенденциями развития современного волейбола.

Задачи:

1. Теоретическое и методологическое обоснование потребности современной системы подготовки волейболисток в ее модернизации.

2. Выявить новые требования спортивной подготовки волейболисток на современном этапе.

3. Разработка и экспериментальная проверка методики подготовки волейболисток с учетом предъявляемых требований.

Материалы. Современный

волейбол характеризуется своей универсальностью подготовки

спортсменов, разноплановостью технико-тактической подготовленности,

обеспечением морфофункциональных возможностей организма, определяющих готовность спортсмена к выполнению сложной двигательной задачи в неожиданно возникающей ситуации [ 1, 4, 5]. Способность к реализации двигательного потенциала в сложных условиях ситуационной борьбы

обусловливает необходимость выхода на новый уровень формирования

условнорефлекторных связей, что осуществляется при выполнении усвоенных моторных актов в непривычных условиях. Так, прием подачи в положении лежа, после выполнения переката двух-трех шагов в низком выпаде в одну и другую сторону обеспечивает

определенный запас движений и двигательного опыта решения задачи в непредвиденных условиях. Значительная сложность технико-тактической

подготовки заключается в том, что в усваиваемом моторном акте не должно быть лишних движений. Каждое действие имеет свой конкретный смысл, позволяющий решать четко поставленную задачу; технически сложные двигательные акты необходимо выполнять легко, рационально, экономично.

Одним из требований к технико-тактической подготовленности

волейболистов является формирование чувства меры при выборе темпа и скорости двигательных действий как одного из условий обеспечения экономичности двигательной деятельности в течение всего периода. Реализация данных требований связана с разработкой и использованием объективных критериев оценки

двигательных действий, что позволит использовать их для решения задач тренировочного процесса.

С этой целью нами были разработаны критерии оценки способности к выполнению технически сложных двигательных действий с внешне

проявляемой легкостью. Это достигается слитным выполнением элементов моторного акта без предварительного принятия исходного положения, а также специальных подготовительных и подводящих упражнений, с плавным нарастанием мышечных усилий без резкого изменения формы двигательного действия.

Техническая подготовленность определялась квалифицированными

тренерами по волейболу (по 5-балльной системе). Чувство легкости при выполнении технически сложных заданий оценивается по 5-бальной системе следующим образом:

5 баллов - моторный акт следует без остановки видимого мышечного напряжения при равномерном нарастании усилий; движения имеют оптимальную амплитуду, темп и ритм;

4 балла - незначительные нарушения темпо-ритмовых параметров двигательного действия, 1 -2

незначительные паузы при смене направления движения;

3 балла - небольшая пауза перед началом моторного акта, нерациональная амплитуда движений, проявление мышечного напряжения;

2 балла - лишние дополнительные движения, неравномерный темп и ритм двигательных действий; недостаточная амплитуда движений, паузы между отдельными элементами моторного акта;

1 балл - частичное выполнение двигательного задания.

Для оценки чувства меры при выборе темпа и скорости выполнения двигательного действия нами предложены следующие критерии, позволяющие контролировать пространственно-

временные и пространственно-силовые параметры двигательного акта.

Оценивается степень

соответствия темпа и скорости выполнения двигательной задачи, обеспечивающей эффективность ее решения.

Критерии оценки:

5 баллов - способность спортсмена выполнять двигательные действия на опережение, не давая противнику времени для соответствующей коррекции своего движения;

4 балла - темп и ритм движений позволяют своевременно выполнять моторные акты, быть готовым к продолжению двигательной деятельности в процессе взаимодействия с партнером и с противником;

3 балла - необходимость применения дополнительных усилий для эффективного решения поставленной задачи;

2 балла - несоответствие темпа и ритма двигательных действий

поставленной моторной задаче, что требует повторной попытки для ее реализации;

1 балл - неготовность к выполнению двигательного действия в заданном темпе и ритме.

Результаты и их обсуждение. Для проверки эффективности методики подготовки волейболисток в соответствии с предъявляемыми требованиями, обусловленными уровнем спортивных достижений сильнейших команд, нами был проведен педагогический эксперимент с участием 28 квалифицированных волейболисток 17-22 лет. Были организованы контрольная (КГ - 15 человек) и экспериментальная (ЭГ - 13 человек) группы, имеющие примерно одинаковый уровень физической подготовленности (р>0,05). Кроме того, оценивалась степень сформированности чувства легкости при выполнении технически сложных приемов и чувства меры при выборе темпа и ритма двигательных действий с применением предложенных нами критериев оценки. Обработка полученных данных не выявила существенных различий по степени их сформированности (р>0,05).

В КГ тренировочные занятия проводились в соответствии с программой, рекомендованной федерацией волейбола; в ЭГ большое внимание уделялось формированию легкости выполнения

технически сложных приемов, а также чувства меры при выборе темпа и ритма двигательных действий, На

тренировочных занятиях при усвоении техники ведущих приемов после овладения основным вариантом моторного акта ставились задачи выполнения их с более высокой скоростью, амплитудой движений, в соответствии с дополнительными двигательными

действиями при взаимодействии с двумя и более партнерами и т.д. Так, при передаче мяча двумя руками от груди в основной стойке, перемещаясь правым и левым боком вперед, волейболисты этот же вид передачи выполняли в полуприседе с изменением направления движения (по кругу, по диагонали, зигзагом; с ускорением по сигналу тренера; с замедлением темпа; с увеличением траектории полета). То же в приседе, с поворотом на 180 ° и 360 продвигаясь прыжками в одну и в другую сторону; спиной вперед; то же лежа на спине; после переката в одну и в другую сторону на 360 то же при передаче партнеру поочередно вправо и влево и т.д.

Для формирования чувства меры при выборе темпа и ритма двигательных действий волейболисты ЭГ выполняли специальные упражнения. При подаче мяча с одной и то же траекторией полета в центр площадки спортсмену необходимо было самостоятельно определить оптимальную скорость перемещения из разных точек игровой площадки для приема мяча; то же при разных траекториях полета мяча в разные зоны; с последующей передачей мяча партнеру, перемещающемуся в разные точки площадки. Соответствие скорости двигательных действий амплитуде и направлению движения мяча определялось по эффективности последующих действий после приема мяча. Упражнения, направленные на формирование чувства меры, включались в содержание подготовительной, основной и

заключительной частей тренировки; входили в состав игровых и соревновательных моментов, где

существенно усложнялись условия их выполнения. Кроме того, спортсменам предлагалось самим сконструировать новые варианты и условия выполнения разучиваемых двигательных действий при использовании различных стимулов активизации двигательной деятельности. Это создавало творческую атмосферу, дух соревновательности, поддерживало

устойчивый интерес к тренировочному процессу.

В ходе учебно-тренировочных занятий у волейболисток ЭГ формировались навыки экстраполяции и прогнозирования двигательных действий партнеров и соперников, что требовало глубокого знания техники игровых приемов, степени согласованности действий партнеров, формирования высокого уровня пространственно-временной ориентировки.

После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики общефизической

подготовленности волейболистов КГ и ЭГ, а также технической подготовленности. Результаты педагогического эксперимента показали, что улучшение исследуемых показателей произошло в обеих группах -КГ и ЭГ, однако в ЭГ они имели другой характер. Так, при исходных данных в КГ в челночном беге 6х5 м 10,09±0,21 с к окончанию педагогического эксперимента показатели увеличились и составили 9,81±0,18 с, (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 10,03±0,11 с результат составил 9,17± 0,09 с, (р>0,05); в прыжке в высоту с места в КГ при исходных данных 37,91±0,42 см к завершению педагогического

эксперимента показатели возросли и составили 38,57±0,42см, (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 38,04±0,36 см к окончанию педагогического эксперимента результаты составили 42,16±0,34 см (р<0,05). Подобная тенденция более существенного улучшения показателей физической подготовленности волейболисток ЭГ была

выявлена и по другим контрольным упражнениям.

Уровень сформированности

чувства легкости при выполнении технически сложных приемов в КГ повысился с 2,67±0,14 до 2,93±0,17 балла; в ЭГ, соответственно, с 2,64±0,17 до 3,71±0,20 балла, (р<0,05). Чувство меры при выборе темпа и ритма выполнения двигательных действий улучшилось в КГ с 2,87±0,19 до 3,14±0,22 балла; в ЭГ, соответственно, с 2,88±0,17 до 4,07±0,26 балла (р<0,05).

Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что формирование таких специфических особенностей

индивидуальной техники выполнения ведущих приемов, как чувство легкости в сложных двигательных действиях и чувство меры при выборе оптимального темпа и ритма двигательных действий способствует увеличению роста тренированности, воспитанию творческого отношения к учебно-тренировочному процессу, повышению личной

заинтересованности в реализации кинезиологического потенциала, способах спортивного самосовершенствования и самореализации.

Литература

1. Аврамова, Н. В. Тесты и критерии оценки навыков программирования двигательных действий волейболисток 15-17 лет / Н. В. Аврамова, Л. Д. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. -№ 2(23). - С. 10-16. Режим доступа http://kamgifk.ru/sites/default/files/magazine/avramova

2. Демиденко, О. В. Моделирование учебно-тренировочного процеса по подготовке волейболистов масовых разрядов / О. В. Демиденко, Л. Д. Назаренко // Личность в физической культуре - физическая культура личности : Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Оренбург, 2006. - С. 85-92.

3. Железняк ,Ю. Д. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения : Учебник, рекомендованный УМО / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин и др. - М. : Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2012. - 520 с.

4. Колесник, И. С. Формирование пространственно-временной ориентировки

волейболистов на основе экстраполяции двигательных действий : учебное пособие / И. С. Колесник, А. В. Бурцев. - Ульяновск, 2012. - 157 с.

5. Кузнецова, З.М. Хронология развития Олимпийских игр / З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. -Том 8. - №3. - С. 65-91. Режим доступа: http://iournal-science.org/ru/magazine/21 .html.

6. Кузнецова, З.М. Возрождение Олимпийской традиции / З.М. Кузнецова, Ю.П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. - Том 4. - № 1. - С. 15-42. Режим доступа: http://www.iournal-science .org/ru/article/3 88. html.

7. Назаренко, Л. Д. Воспитание в спорте / Л. Д. Назаренко, Е. А.Анисимова. - М., 2016. - 84 с.

8. Тинюков, А. Б. Педагогические условия эффективности двигательных действий квалифицированных волейболистов / А. Б. Тинюков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. Российский электронный научный журнал. - 2016. - Том 11. - № 1. - С.87-93. Режим доступа: http://iournal-science.org/ru/article/318.html. DOI: 10.14526/01_1111_83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Parul Jain, Uma Shankar Pandey, Enakshi Roy. Perceived Efficacy and Intentions Regarding Seeking Mental Healthcare: Impact of Deepika Padukone, A Bollywood Celebrity's Public Announcement of Struggle with Depression. Zhurnal ozdorovitel'nyh svyazej [Journal of health communication]. 2017, Vol. 22, No. 8, pp. 713-720 (Scopus)

10. Meng Chen, Robert A. Bell, Laramie D. Taylor. Persuasive Effects of Point of View, Protagonist Competence, and Similarity in a Health Narrative About Type 2 Diabetes. Zhurnal ozdorovitel'nyh svyazej [Journal of health communication]. 2017, Vol. 22, No. 8, pp. 702-712, DOI

http://dx.doi.org/10.1080/10810730.2017.1341568 (Scopus)

References

1. Avramova N. V., Nazarenko L.D. Tests and evaluation criteria of programming skills of motional actions among 15-17 year-old female volleyball player. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2012, No. 2(23), pp. 10-16.

2. Demidenko O. V., Nazarenko L.D. Educational-training process modeling in training volleyball players of mass categories. Lichnost' v fizicheskoj kul'ture - Fizicheskaya kul'tura lichnosti : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Personality in physical culture - physical culture of a personality : Materials of All-Russian

scientific-practical conference]. Orenburg, 2006, pp. 85-92.

3. Zheleznyak Y. D., Portnov Y.M., Savin V.P. Sportivnye igry: tehnika, taktika, metodika obucheniya [Sport games: Technique, tactics, methodology of teaching]. Moscow, Publishing center "ACADEMY", 2012, 520 p.

4. Kolesnik I. S., Burtsev A.B. Prostranstvenno-vremennoe formirovanie orientacii sredi volejbolistov na osnove extropolyacii dvigatel'nyh dejstvij [Spatio-temporal orientation formation among volleyball players on the basis of

motional actions extrapolation]. Ulyanovsk, 2012, 157 p

5. Kuznetsova Z. M. The history of the Olympic games. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport], 2013, Vol. 8, No. 3, pp. 65-91. Available at: http://journal-science.org/ru/magazine/21 .html.

6. Kuznetsova Z.M., Simakov Yu.P. The revival of the Olympic tradition. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2009, Vol. 4, No. 1, pp. 15-42. Available at: http ://www. j ournal-science.org/ru/article/388. html.

7. Nazarenko L. D., Anisimova E.A. Vospitanie v sporte [Upbringing in sport]. Moscow, 2016, 84 p.

8. Timyukov A. B., Nazarenko L.D. Pedagogical conditions of motional actions effectiveness among qualified volleyball players. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport], 2016, Vol. 11, No. 1, pp. 87-93. Available at: http://journal-science.org/ru/article/318. html. DOI 10.14526/01_1111_83

9. Parul Jain, Uma Shankar Pandey, Enakshi Roy. Perceived Efficacy and Intentions Regarding Seeking Mental Healthcare: Impact of Deepika Padukone, A Bollywood Celebrity's Public Announcement of Struggle with Depression. Zhurnal ozdorovitel'nyh svyazej [Journal of health communication]. 2017, Vol. 22, No. 8, pp. 713-720 (Scopus)

10. Meng Chen, Robert A. Bell, Laramie D. Taylor. Persuasive Effects of Point of View, Protagonist Competence, and Similarity in a Health Narrative About Type 2 Diabetes. Zhurnal ozdorovitel'nyh svyazej [Journal of health communication]. 2017, Vol. 22, No. 8, pp. 702-712, DOI

http://dx.doi.org/10.1080/10810730.2017.1341568 (Scopus)

Подано: 27.08.2017 Принято: 30.08.2017

Тинюков Алексей Борисович - старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, Россия, 432700 Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4

Тимошина Ирина Назимовна - доктор педагогических наук, профессор, декан факультета физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700

Костюнина Любовь Ивановна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700

Для цитирования: Тинюков А.Б., Тимошина И.Н., Костюнина Л.И. Требования к выполнению индивидуальных технических приемов в волейболе // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 103-110. DOI 10.14526/03_2017_240

DOI 10.14526/03_2017_241 УДК 796.853.23

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ 6-9 ЛЕТ В СПОРТИВНО-ЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

Г.Ф. Хамидуллина - доцент кафедры физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»,

ул. К. Маркса, 68, Казань, Россия, 420015 И.К. Латыпов - доктор педагогических наук ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и

туризма»

Деревня Универсиады, д. 35, Казань, Россия, 420010

E-mail: [email protected]

Аннотация. Многолетнюю спортивную подготовку целесообразно рассматривать как сложную специфическую систему со свойственными ей особенностями. Весь процесс многолетней спортивной подготовки включает множество переменных, следовательно, тренировочные средства и методы претерпевают значительные изменения. Большинство авторов в своих исследованиях, рассматривая систему многолетней спортивной подготовки, делают акцент на этапе начальной подготовки, в том числе и на спортивно-оздоровительном этапе. Материал. В статье рассматривается проблема подготовки спортивного резерва по дзюдо на спортивно-оздоровительном этапе и возможные пути решения данной проблемы путем разработки педагогической технологии подготовки юных дзюдоистов в спортивно-оздоровительных группах спортивных школ. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, комплексное обследование детей, беседа, анкетирование, антропометрические исследования; психолого-педагогическое исследование (теппинг-тест для определения типа центральной нервной системы и темперамента), эксперимент. Результат. Разработана педагогическая технология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.