Научная статья на тему 'Методика формирования навыков пространственно-временной ориентировки в игровой деятельности волейболисток на основе экстраполяции двигательных действий'

Методика формирования навыков пространственно-временной ориентировки в игровой деятельности волейболисток на основе экстраполяции двигательных действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ / МЕТОДИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / VOLLEYBALL / EXTRAPOLATION / METHODOLOGY / PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тинюков А. Б., Ключникова С. Н., Кочурова Л. А.

Совершенствование техники действий волейболистов характеризуется постоянным поиском реализации индивидуальных особенностей выполнения ведущих приемов с использованием подходов, обеспечивающих формирование новых форм движений на основе ранее усвоенных. Длительность и сложность спортивной подготовки волейболистов обусловлена многими факторами и, в первую очередь, необходимостью развития двигательно-координационных качеств, оптимальные показатели которых обеспечивают успешность усвоения ведущих технико-технических приемов. Материалы. В игровом взаимодействии лидирующие позиции занимают волейболисты с более высоким уровнем развития скоростно-силовых и координационных качеств при реагировании на действия соперника, что связано с проявлением экстраполяции, способности нервной системы на основе имеющегося двигательного опыта адекватно решать вновь возникающие моторные задачи. Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных. Результаты. Разработана методика формирования навыков пространственно-временной ориентировки в игровой деятельности волейболистов на основе экстраполяции двигательных действий. С ростом спортивного мастерства возрастает роль более сложных способов игрового взаимодействия игроков разных команд. Рассматриваются факторы и условия, обеспечивающие ориентировку в пространственно-временных параметрах игры: четкое осознание двигательной задачи, согласованность деятельности двигательных и вегетативных функций; установление рационального, индивидуального ритма; положительный психоэмоциональный фон спортсменов. Методика формирования навыков пространственно-временной ориентировки в игровой деятельности волейболистов включает в свое содержание комплекс специальных упражнений; приемы педагогического контроля динамики показателей пространственно-временной ориентировки в структуре игровой деятельности, а также систему педагогических воздействий, стимулирующих усвоение навыков пространственно-временной ориентировки. Заключение. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности предложенной методики формирования навыков пространственно-временной ориентировки в игровой деятельности волейболисток на основе экстраполяции двигательных действий, что позволило существенно улучшить показатели общефизической и специальной подготовленности занимающихся. Поиск новых путей совершенствования системы спортивной подготовки на основе более глубокого изучения кинезиологического потенциала спортсмена дает тренеру возможность использовать различные подходы к построению тренировочных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF SPATIO-TEMPORAL ORIENTATION SKILLS FORMATION IN PLAYING ACTIVITY OF FEMALE VOLLEYBALL-PLAYERS ON THE BASIS OF MOTOR ACTIONS EXTRAPOLATION

The technique of actions development among volleyball players is characterized by a constant search for individual peculiarities of the leading techniques fulfillment realization using the approaches, which provide new forms of movements formation on the basis of earlier mastered ones. Duration and difficulty of sports training among volleyball players is conditioned by many factors and, first of all, by the necessity to develop motor-coordinating qualities, the optimal indices of which provide the success of the leading technical-tactical techniques mastering. Materials. In playing interaction the leading positions are taken by volleyball players with a higher level of speed-power and coordinating qualities development when reacting to the opponent’s actions, and it is connected with extrapolation, the ability of a nervous system to solve new motor objectives on the basis of the existing motor experience. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and summarizing, testing, pedagogical experiment, statistical data manipulation. Results. The methodology of spatio-temporal orientation skills formation in playing activity of volleyball players on the basis of motor actions extrapolation is created. With sportsmanship improvement increases the role of more difficult ways of players from different teams playing interaction. The factors and conditions are discussed, which provide orientation in spatio-temporal parameters of the game: clear realization of the motor aim, the activity of motor and vegetative functions consistency; rational, individual rhythm and positive psycho-emotional background of sportsmen setting. The methodology of spatio-temporal orientation skills formation in playing activity of volleyball players includes a complex of special exercises; techniques of pedagogical control over the indices dynamics of spatio-temporal orientation in the structure of playing activity and also the system of pedagogical influences, which stimulate spatio-temporal orientation skills mastering. Conclusion. The results of pedagogical experiment show the effectiveness of the offered methodology of spatio-temporal orientation skills formation in playing activity of female volleyball players on the basis of motor actions extrapolation and it helped to improve the indices of general-physical and special readiness of those who train. The search for new ways of sports training development system on the basis of a deeper study of a sportsman’s kinesiological potential gives a trainer an opportunity to use different approaches to training lessons organization.

Текст научной работы на тему «Методика формирования навыков пространственно-временной ориентировки в игровой деятельности волейболисток на основе экстраполяции двигательных действий»

at: http://www.joumal-science.org/ru/article/720.html. DOI 10.14526/01_2017_17717.

7. Pavlov A. S., Pavlov S.E. General principles of training hockey players Olimpijskij vestnik No. 13 [The Olympic bulletin № 13]. 2012, pp. 215-222. (in Russian).

8. Pavlov A. S. 16-19 year-old hockey players' special speed endurance increase on the basis of respiratory exercises system use. Candidates thesis. Moscow, 2016, 24 p. (in Russian).

9. Pavlov A. S. Skorost' I skorostnaya vynoslivost' hokkeistov [Speed and speed endurance of hockey players]. Moscow, "OntoPrint" publishing house, 2017, 154 p. (in Russian).

10. Pavlov S. E. Adaptaciya [Adaptation]. Moscow, "Parusa", 2000, 282 p. (in Russian).

11. Pavlov S. E., Pavlova T.N., Pavlov A.S. "Mazes" of the theory of sport. Trener dlya detej [A trainer for children]. 2014, No. 2, pp. 16-22. (in Russian).

16. Razumov A. N., Pavlov S.E., Pavlov A.S. "Cross adaptation" and the laws of "training level transfer". Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-

Подано: 10.08.2017 Принято: 13.08.2017

biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Psychologico-pedagogical and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2016, Vol. 11, No. 3, pp. 42-52. Available at: http://journal-

science.org/ru/article/613.html._DOI

10.14526/01 1111 123.

12. Pavlov S.E. Fiziologicheskie osnovy podgotovki kvalificirovannyh sportsmenov [Physiological basis of training qualified sportsmen]. Malakhovka, Moscow State Academy of Physical Culture, 2010, 88 p. (in Russian).

13. Kholodov Z. K., Kuznetsov V.S. Teoriya I metodika fizicheskogo vospitaniya I sporta [Theory and methodology of physical upbringing and sport]. Moscow, Academia, 2000, 476 p. (in Russian).

14. Joseph A. DiMasi, Henry G. Grabowski, Ronald W. Hansen. Innovation in the pharmaceutical industry: New estimates of R&D costs. Mezhdunarodnyj zhurnal economiki zdorov'ya [International journal of health economics]. 2016. (Scopus)

Павлов Александр Сергеевич - к. п. н., старший методист детской школы по хоккею ЦСКА, Россия, 125167, Москва, Ленинградский проспект, д.39, стр. 41, Ледовый спортивный комплекс ЦСКА. E-mail: [email protected]

Деев Алексей Евгеньевич - директор детской школы по хоккею ЦСКА, Россия, 125167, Москва, Ленинградский проспект, д.39, стр. 41, Ледовый спортивный комплекс ЦСКА. Email: [email protected]

Павлов Сергей Евгеньевич - кандидат медицинских наук, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», Сиреневый бульвар, 4, Москва, Россия, 105122

Для цитирования: Павлов А.С., Деев А.Е., Павлов С.Е. Современные принципы спортивной педагогики, реализованные в этапном специализированном комплексно-вариативном методе построения годичного цикла подготовки квалифицированных хоккеистов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 86-96. DOI 10.14526/03_2017_238

DOI 10.14526/03_2017_239

УДК 796

ББК 75. 569+75.1

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК НА ОСНОВЕ ЭКСТРАПОЛЯЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

А.Б. Тинюков - ст. преподаватель С.Н. Ключникова - кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Кочурова - кандидат педагогических наук, доцент

ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.

Ульянова»,

площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700

Е-mail:ld_nazarenko@mail. т

Аннотация. Совершенствование техники действий волейболистов характеризуется постоянным поиском реализации индивидуальных особенностей выполнения ведущих приемов с использованием подходов, обеспечивающих формирование новых форм движений на основе ранее усвоенных. Длительность и сложность спортивной подготовки волейболистов обусловлена многими факторами и, в первую очередь, необходимостью развития двигательно-координационных качеств, оптимальные показатели которых обеспечивают успешность усвоения ведущих технико-технических приемов. Материалы. В игровом взаимодействии лидирующие позиции занимают волейболисты с более высоким уровнем развития скоростно-силовых и координационных качеств при реагировании на действия соперника, что связано с проявлением экстраполяции, способности нервной системы на основе имеющегося двигательного опыта адекватно решать вновь возникающие моторные задачи. Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных. Результаты. Разработана методика формирования навыков пространственно-временной ориентировки в игровой деятельности волейболистов на основе экстраполяции двигательных действий. С ростом спортивного мастерства возрастает роль более сложных способов игрового взаимодействия игроков разных команд. Рассматриваются факторы и условия, обеспечивающие ориентировку в пространственно-временных параметрах игры: четкое осознание двигательной задачи, согласованность деятельности двигательных и вегетативных функций; установление рационального, индивидуального ритма; положительный психоэмоциональный фон спортсменов. Методика формирования навыков пространственно-временной ориентировки в игровой деятельности волейболистов включает в свое содержание комплекс специальных упражнений; приемы педагогического контроля динамики показателей пространственно-временной ориентировки в структуре игровой деятельности, а также систему педагогических воздействий, стимулирующих усвоение навыков пространственно-временной ориентировки. Заключение. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности предложенной методики формирования навыков пространственно-временной ориентировки в игровой деятельности волейболисток на основе экстраполяции двигательных действий, что позволило существенно улучшить показатели общефизической и специальной подготовленности занимающихся. Поиск новых путей совершенствования системы спортивной подготовки на основе более глубокого изучения кинезиологического потенциала спортсмена дает тренеру возможность использовать различные подходы к построению тренировочных занятий.

Ключевые слова: волейбол, экстраполяция, методика, педагогический эксперимент.

METHODOLOGY OF SPATIO-TEMPORAL ORIENTATION SKILLS FORMATION IN PLAYING ACTIVITY OF FEMALE VOLLEYBALL-PLAYERS ON THE BASIS OF MOTOR ACTIONS EXTRAPOLATION

Alexsei B. Tinyukov - senior teacher Svetlana N. Klyuchnikova - candidate of pedagogics, associate professor Lydmila A. Kochurova - candidate of pedagogics, associate professor Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov,

4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia

E-mail: ld [email protected]

Annotation. The technique of actions development among volleyball players is characterized by a constant search for individual peculiarities of the leading techniques fulfillment realization using the approaches, which provide new forms of movements formation on the basis of earlier mastered ones. Duration and difficulty of sports training among volleyball players is conditioned by many factors and, first of all, by the necessity to develop motor-coordinating qualities, the optimal indices of which provide the success of the leading technical-tactical techniques mastering. Materials. In playing interaction the leading positions are taken by volleyball players with a higher level of speed-power and coordinating qualities development when reacting to the opponent's actions, and it is connected with extrapolation, the ability of a nervous system to solve new motor objectives on the basis of the existing motor experience. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and summarizing, testing, pedagogical experiment, statistical data manipulation. Results. The methodology of spatio-temporal orientation skills formation in playing activity of volleyball players on the basis of motor actions extrapolation is created. With sportsmanship improvement increases the role of more difficult ways of players from different teams playing interaction. The factors and conditions are discussed, which provide orientation in spatio-temporal parameters of the game: clear realization of the motor aim, the activity of motor and vegetative functions consistency; rational, individual rhythm and positive psycho-emotional background of sportsmen setting. The methodology of spatio-temporal orientation skills formation in playing activity of volleyball players includes a complex of special exercises; techniques of pedagogical control over the indices dynamics of spatio-temporal orientation in the structure of playing activity and also the system of pedagogical influences, which stimulate spatio-temporal orientation skills mastering. Conclusion. The results of pedagogical experiment show the effectiveness of the offered methodology of spatio-temporal orientation skills formation in playing activity of female volleyball players on the basis of motor actions extrapolation and it helped to improve the indices of general-physical and special readiness of those who train. The search for new ways of sports training development system on the basis of a deeper study of a sportsman's kinesiological potential gives a trainer an opportunity to use different approaches to training lessons organization. Keywords: volleyball, extrapolation, methodology, pedagogical experiment.

Актуальность. Анализ

специальной литературы, обобщение передового педагогического опыта, материалы собственных исследований свидетельствуют о нерациональном использовании волейболистами игровой площадки. В процессе соревновательной деятельности после приема подачи противника игроки взаимодействуют преимущественно в третьей зоне, как наиболее эффективной. Это не позволяет в нападении в полной мере использовать вторую зону и глубину площадки и не обеспечивает требуемой результативности нападающих ударов из этих зон. Кроме того, активизация игровой деятельности в основном на одной зоне площадки позволяет противнику прогнозировать

действия волейболистов и выстраивать эффективную защиту в завершающей фазе атаки. В ходе соревновательной деятельности лидирующие позиции, как правило, занимают волейболисты с более высоким уровнем сформированности скоростно-силовых и координационных качеств при оптимальном реагировании на соответствующие действия противника, что связано с проявлением экстраполяции двигательных действий [4, 6-8]. Следовательно, в совершенствовании экстраполяционных способностей имеются значительные резервы повышения спортивного мастерства волейболистов.

Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании значимости пространственно-временной ориентировки

в игровой деятельности как важного условия совершенствования технико-тактической подготовки волейболисток.

Задачи: 1. Разработать методику формирования навыков пространственно-временной ориентировки на основе экстраполяции технико-тактических

действий.

2. Проверить эффективность данной методики в ходе педагогического эксперимента.

Изучение структуры

соревновательной деятельности позволило выявить несоответствие тренировочных и соревновательных нагрузок по многим параметрам [2, 3], и прежде всего по содержательно-временным параметрам тренировочных заданий в структуре спортивной подготовки. Игровое соревновательное противоборство

включает в свое структурное содержание следующие компоненты:

- длительность игровых ситуаций во времени;

- структуру каждой игровой ситуации;

- количество и структурную сложность технико-тактических действий.

Выявление в соревновательной деятельности волейболистов типовых игровых ситуаций для нападения и защиты позволит определить условия,

обеспечивающие результативность

встречи.

Специфика игровой деятельности волейболистов обусловлена:

- определенным количеством касаний мяча;

- ограниченным количеством технико-тактических действий в пределах игрового эпизода;

- определенным числом зон завершения атаки;

- цикличностью повторений игровых действий.

Анализ соревновательной

деятельности волейболиста позволил выявить ее пространственно-временную структуру, в которой преобладает вид простейшего взаимодействия

противоборствующих команд - мяч

пересекает сетку два раза, когда подает команда противника и проигрывает подачу. С ростом спортивного мастерства возрастает роль других, более сложных способов игрового взаимодействия волейболистов разных команд: среднего (мяч пересекает сетку три раза), сложного (четыре пересечения мячом сетки) и сверхсложного (пересечение сетки мячом более четырех раз). Кроме того, сокращается время взаимодействия команд при разыгрывании игровой комбинации, увеличивается темп игры, более равномерно используются зоны нападения; увеличивается число нападающих ударов из глубины площадки, что затрудняет противнику прогнозирование направления, траектории и скорости перемещения мяча, и блокирующие игроки не успевают предпринимать эффективные действия для отражения атаки.

Как показали исследования Н.В. Аврамовой, Л.Д. Назаренко, 2012, степень сформированности навыков ориентировки в пространственно-временной структуре игры у высококвалифицированных волейболистов и спортсменов массовых разрядов существенно отличается. Опытный игрок для выполнения нападающего удара начинает разбег до вылета мяча из рук передающего, акцентируя мышечные усилия на втором шаге разбега и отталкивания с направлением, траекторией и скоростью полета мяча. Ориентировка в пространственно-временных параметрах игры определяется комплексом различных факторов и условий, среди которых ведущая роль принадлежит психоэмоциональному состоянию спортсмена; при положительных ощущениях в мышечной деятельности, обусловленных:

- четким пониманием двигательной задачи;

- согласованностью деятельности двигательных и вегетативных функций;

- усвоением навыков ориентировки в пространственно-временной структуре игры;

- установлением двигательного, рационального, индивидуального ритма.

Отрицательные эмоции, вызванные чувством усталости, боли в мышцах приводят к нарушению ритма моторных актов, рассогласованию двигательных и вегетативных функций, неадекватному восприятию ведущих параметров игровой деятельности и, как результат, - к слабой ориентировке в пространственно-временных характеристиках.

Исследование биомеханической структуры прямого нападающего удара в волейболе [2, 3, 5, 9] показало, что особого внимания требует выявление характера взаимосвязи показателей как внутри отдельных фаз и подфаз, имеющих особые временные параметры, так и между отдельными показателями при выполнении приема в целом. Это свидетельствует о том, что навыки ориентировки в пространственно-временной структуре игровой

деятельности проявляются при

выполнении каждого технически сложного моторного акта.

Для проверки эффективности данных положений был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 28 волейболисток 17-20 лет II и I разрядов в количестве 28 человек. Были организованы две группы - КГ и ЭГ, по 14 спортсменок в каждой. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование с целью выявления исходного уровня физической подготовленности. С этой целью использовались следующие контрольные упражнения: челночный бег 6х5 м (с); ускорение 3 м (с); бег 2000 м (мин); прыжок в длину с места (см); прыжок в высоту с места (см); метание набивного мяча 1 кг в прыжке (правой и левой рукой (м); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз).

Анализ результатов исследования не выявил существенных различий по уровню общефизической

подготовленности волейболисток КГ и ЭГ (р>0,05).

Для формирования навыков пространственно-временной ориентировки в игровой деятельности нами разработана методика, включающая в свое содержание:

- комплекс специальных упражнений;

- приемы педагогического контроля за динамикой показателей пространственно-временной ориентировки в структуре игровой деятельности волейболиста;

- системы педагогических воздействий, стимулирующих усвоение навыков пространственно-временной ориентировки.

Данная методика основана на экстраполяции двигательных навыков, что определило выбор упражнений; среди которых ведущая роль принадлежит имитационным, обманным моторным актам. Выполнение нападающего удара из второй, третьей или четвертой зоны предъявляет более высокие требования к ориентировке в пространственно-временных параметрах игры.

Результативность технических действий существенно зависит от высоты вылета волейболиста, что определило постановку задачи по укреплению мышц ног и совершенствованию механизма

отталкивания от опоры. Повышение показателей прыгучести осуществлялось с помощью выполнения многоскоков в утяжеленных кроссовках, с утяжеленным поясом, в гору; серии прыжков со скакалкой с увеличением высоты вылета в каждом втором прыжке, и с продвижением вперед на отрезки: 50, 70, 90 см. Большое внимание уделялось выпрыгиванию вверх у сетки с поворотом плечевого пояса в верхней фазе вылета на 30-35 градусов. Увеличению высоты вылета

способствовало применение упругой опоры с постепенно увеличивающемой жесткостью: верхняя часть трамплинного мостика с коэффициентом жесткости 15 кгс/см средней части трамплинного мостика - 62,5 кгс/см верхняя часть гимнастического мостика - 133 кгс/см с последующим переходом на пол.

Для обеспечения более плавного перехода от наиболее упругой к наименее упругой опоре использовались

утяжеленные кроссовки и пояс. В верхней фазе вылета волейболисты выполняли

обманные движения одной рукой, имитируя разные направления и развиваемые мышечные усилия, и двумя руками - перебрасывание мяча в незащищенную зону. На волейбольную площадку наносилась разметка для регулирования длины шагов и оптимального места вылета вверх в каждой зоне. При этом задавались различные режимы скорости выполнения каждого моторного акта с помощью зрительных и слуховых сигналов.

Для выполнения нападающего удара из глубины площадки также делалась специальная разметка, определяющая оптимальное количество шагов, их длина, с учетом индивидуальных особенностей спортсменов, с изменением темпа и ритма беговых шагов. Выявлялась оптимальная скорость выполнения разбега для каждого волейболиста; рассчитывалась индивидуальная высота вылета; подбирались обманные движения. На основе механизма экстраполяции моторных навыков выполнялись двигательные задания в разных зонах без использования разметки; спортсмены самостоятельно выбирали наиболее эффективные финты, чередуя их с нападающим ударом, меняя также временные параметры технических действий, от медленных до быстрых с постепенным и резким переходом к их крайним значениям. В качестве педагогических воздействий,

стимулирующих усвоение навыков пространственно-временной ориентировки, использовались:

самостоятельный выбор партнера для выполнения заданного приема; выявление индивидуальной дозировки каждого технического приема; определение способов выполнения нападающего удара в зависимости от игровой ситуации; выбор состава команды для учебной игры и др.

После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование уровня физической подготовленности. Анализ материалов исследования показал, что улучшение результатов тренировочной и

соревновательной деятельности

произошло в обеих группах, КГ и ЭГ, при различном уровне достигнутых

результатов. Так, в КГ в челночном беге 6х5 при исходных данных 10,09±0,21 с к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли до 9,78±0,14 с, (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 10,14±0,16 с результаты улучшились до 9,20±0,15 с, (р>0,05); в прыжке в высоту с места в КГ при исходных данных 38,11±0,22 с к завершению педагогического

эксперимента результаты улучшились до 38,73±0,24 см, (р>0,05), в ЭГ, соответственно, при исходных данных 38,24±0,26 см результаты возросли до 42,03±0,32 см, (р<0,05). Подобный характер улучшения показателей физической подготовленности у волейболисток ЭГ был выявлен и по другим контрольным упражнениям.

Экспериментальная проверка

эффективности разработанной нами методики показала, что при примерно равных исходных показателях

специальной подготовленности

волейболисток КГ и ЭГ перед проведением педагогического

эксперимента после его завершения у спортсменов экспериментальной группы существенно улучшились показатели прыжка в высоту с места без помощи и с помощью рук; прыжка в длину с места; высота вылета при выполнении нападающего удара из второй, третьей, четвертой зоны, а также из глубины площадки. У волейболистов

экспериментальной группы существенно увеличился арсенал обманных движений, улучшилось боковое зрение, а также показатели, характеризующие поле зрения, что способствовало увеличению показателей пространственно-временной ориентировки в игровой деятельности.

Заключение. Таким образом, результаты эксперимента показали эффективность использования методики формирования навыков пространственно-временной ориентировки в игре. Усвоение двигательных навыков на основе

сформированных ранее путем

экстраполяции позволило добиться существенного тренировочного эффекта без увеличения объема мышечной нагрузки, что имеет большое значение для рациональной организации учебно-тренировочного процесса.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Аврамова, Н. В. Тесты и критерии оценки навыков программирования двигательных действий волейболисток 15-17 лет / Н. В. Аврамова, Л. Д. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. -№ 2(23). - С. 10-16. (0,43/0,21 п.л.) Режим доступа: http://kamgifk.ru/sites/default/files/magazine/avramova .pdf

2. Железняк, Ю. Д. Структура соревновательной игровой деятельности как основа построения тренировочного процесса волейболистов / Ю. Д. Железняк, В. М. Шулятьев // Теория и практика физической культуры, 1988, № 6. - С. 32035.

3. Каширин, В. А. Структурный подход к развитию ловкости у волейболистов / В. А. Каширин, А. В. Бурцев, Л. Д. Назаренко. -Ульяновск : УлГУ, 2009. - 132 с.

4. Клещев, Ю. Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям : учебное пособие / Ю. Н. Клещев. - М. : СпортАкадем Пресс, 2002. - 192 с.

5. Колесник, И. С. Формирование пространственно-временной ориентировки волейболистов на основе экстраполяции двигательных действий : учебное пособие / И. С. Колесник, А. В. Бурцев. - Ульяновск, 2012. - 157 с.

6. Кузнецова, З. М. Реализация программы формирования личностных качеств студентов в образовательной деятельности как одна из реальных предпосылок обновления содержания подготовки специалистов в системе высшего образования (на примере студентов Пов. ГАФКСиТ по специальности «Сервис и туризм») / З. М. Кузнецова, Н.А. Чернова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. -Том 6. - № 1. - С. 143-149. Режим доступа: http://www.journal-science.org/ru/article/378.html.

7. Назаренко, Л. Д. Средства и методы развития двигательных координаций / Л. Д. Назаренко. - М. : Изд. «Теория и практика физической культуры», 2003. - 258 с., с ил.

8. Назаренко, Л. Д. Физиология физических упражнений. Изд. 2, доп. / Л. Д. Назаренко, И. С. Колесник - 2007. - С. 52-54.

9. Zhelezniak, Y. D. Voleibol. Teoria у metodo de ia preparacion / Y. D. Zhelezniak. Barcelona, 1993. - 438 p.

10. Кузнецова, З.М. Исторические предпосылки формирования физкультурного

образования / З. М. Кузнецова, Ю. П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2007. - Том 2. - №4. - С. 8-14. Режим доступа: http://www.journal-

science.org/ru/magazine/48.html.

11. Кузнецова З.М., Модель форомирования имиджа будущего специалиста в контексте здоровья / З.М. Кузнецова, М.Н. Савосина, Н.А. Храмова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2006. -Том 1. - № 1. - С. 25-30. Режим доступа: http ://www. j ournal-science.org/ru/magazine/49. html.

12. Rachel Kahn Best. Disease Campaigns and the Decline of Treatment Advocacy. Zhurnal politiki zdravohraneniya, politiki I prava [Journal of Health Politics, Policy and Law]. 2017, Vol. 42 No. 3, pp. 425-457, doi: 10.1215/03616878-3802928 (Скопус)

13. Lucilane Pascuci, Victor Meyer, Eros Eloy Nogueira, Luiza Tatiana Forte. A Change Process Integrating Individual, Organizational and Social Dimensions. Zhurnal upravleniya zdravohraneniem [Journal of Health Management]. 2017, Vol. 19, No. 2, pp. 224-243 (Скопус)

References

1. Avramova N. V., Nazarenko L.D. Tests and evaluation criteria of motor actions programming skills among 15-17 year-old female volleyball players. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. - 2012. - № 2(23). - P. 1016. Available at: http://kamgifk.ru/sites/default/files/magazine/avramova .pdf.

2. Zheleznyak Y. D., Shulyatev V.M. The structure of competitive playing activity as the base of volleyball players' training process formation. Teoriya Ipraktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 1988, No.6, pp. 32035.

3. Kashirin V. A., Burtsev A.V., Nazarenko L.D. Strukturnyj podhod k razvitiyu lovkosti u volejbolistov [Structural approach to dexterity development among volleyball players]. Ulyanovsk, Ulyanovsk State University, 2009, 132 p.

4. Kleshchev Y. N. Vollejbol. Podgotovka komandy k sorevnovaniyam [Volleyball. Team training for the competitions]. Moscow, SportAcademPress, 2002, 192 p.

5. Kolesnik I. S., Burtsev A.V. Prostranstvenno-vremennoe formirovanie orientacii sredi volejbolistov na osnove 'extrapolyacii dvigatel'nyh dejstvij [Spatio-temporal orientation formation among volleyball players on the basis of motor actions extrapolation]. Ulyanovsk, 2012, 157 p.

6. Kuznetsova Z. M. The program realization of personal qualities formation among students in educational activity as one of real preconditions for the content renewal of training specialists in the system of higher education (by the example of students from

Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism according to the specialty "Service and tourism"). Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2011, No. 1 (18), pp. 143-149. Available at: http://www.journal-science .org/ru/article/378. html.

7. Nazarenko L. D. Sredstva I metody razvitiya dvigatel'nyh koordinacij [Means and methods of motor coordinations development]. Moscow, Publishing house "Theory and practice of physical culture", 2003, 258 p.

8. Nazarenko L. D., Kolesnik I.S. Fiziologiya fizicheskih uprazhnenij [Physiology of physical exercises]. 2007, pp. 52-54.

9. Zheleznyak Y. D. Vollejbol. Teoriya I praktika obucheniya [Volleyball. Theory and methodology of training]. Barcelona, 1993, 438 p.

10. Kuznetsova Z.M., Simakov Yu.P. Historical background of the formation of physical education. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2007, No.

Подано: 22.07.2017 Принято: 25.07.2017

4(5), pp. 8-14. Available at: http://www.journal-science.org/ru/magazine/48.html.

11. Kuznetsova Z.M., Savosina M.N., Hramova N.A. The model of image formation of a future specialist in the context of health. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2006, No. 1(1), pp. 25-30. Available at: http ://www. j ournal-science.org/ru/magazine/49. html.

12. Rachel Kahn Best. Disease Campaigns and the Decline of Treatment Advocacy. Zhurnal politiki zdravohraneniya, politiki I prava [Journal of Health Politics, Policy and Law]. 2017, Vol. 42 No. 3, pp. 425-457, doi: 10.1215/03616878-3802928 (Scopus)

13. Lucilane Pascuci, Victor Meyer, Eros Eloy Nogueira, Luiza Tatiana Forte. A Change Process Integrating Individual, Organizational and Social Dimensions. Zhurnal upravleniya zdravohraneniem [Journal of Health Management]. 2017, Vol. 19, No. 2, pp. 224-243 (Scopus)

Тинюков Алексей Борисович - ст. преподаватель, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: [email protected] Ключникова Светлана Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: [email protected]

Кочурова Людмила Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: [email protected]

Для цитирования: Тинюков А.Б., Ключникова С.Н., Кочурова Л.А. Методика формирования навыков пространственно-временной ориентировки в игровой деятельности волейболисток на основе экстраполяции двигательных действий // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 96-103. DOI 10.14526/03 2017 239

Б01 10.14526/03_2017_240 УДК 796 ББК 75.569

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ

ПРИЕМОВ В ВОЛЕЙБОЛЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.