Научная статья на тему 'Формирование навыков ориентировки в пространственно-временных параметрах игровой деятельности'

Формирование навыков ориентировки в пространственно-временных параметрах игровой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА ИГРЫ / ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СПОРТИВНОЕ МАСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурцев А. В.

В статье отмечается, что использование экстраполяции дает возможность повысить спортивное мастерство волейболистов. Организация учебного процесса на основе экстраполяции позволяет формировать новые двигательные навыки, что значительно повышает эффективность тренировочных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков ориентировки в пространственно-временных параметрах игровой деятельности»

УДК 796.325

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПАРАМЕТРАХ ИГРОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.В. Бурцев - аспирант Ульяновский государственный педагогический университет

Ульяновск

SKILLS FORMATION OF ORIENTATION IN SPACE-TIME PARAMETERS OF GAMING ACTIVITY

A.V. Burtsev - postgraduate student Ulyanovsk State Pedagogical University Ulyanovsk

e-mail: elena_funina@mail.ru

Ключевые слова: пространственно-временная структура игры, экстраполяция, результативность соревновательной деятельности, спортивное мастерство.

Аннотация. В статье отмечается, что использование экстраполяции дает возможность повысить спортивное мастерство волейболистов. Организация учебного процесса на основе экстраполяции позволяет формировать новые двигательные навыки, что значительно повышает эффективность тренировочных занятий.

Key words: space-time structure of the game, extrapolation, effectiveness of competitive activity, sportsmanship.

Abstract. The article notes that the use of extrapolation makes it possible to increase sports skills of volleyball players. Organization of educational process on the basis of extrapolation allows creating of new motor skills, which greatly increases the effectiveness of training exercises.

ВВЕДЕНИЕ

Решение проблемы повышения технико-тактического мастерства волейболистов требует комплексного подхода. Высококвалифицированные спортсмены владеют в основном одним и тем же арсеналом технических приемов. Однако лучших результатов добиваются атлеты с яркой индивидуальной манерой игры, проявляемой в деталях выполнения известных технико-тактических действий, придающих им новый импульс, а также с лучшими показателями ориентировки в пространственно-временных параметрах технического приема и его отдельных структурных элементов.

В волейболе оценивается деятельность как команды в целом, так и каждого спортсмена по количеству выполненных двигательных актов с положительным или отрицательным результатом. Современный волейбол характеризуется высокой скоростью двигательных действий, низкой траекторией вторых передач; четким взаимодействием блокирующих игроков, разнообразием защитных действий и повышением их эффективности.

В игровом противоборстве лидирующие позиции занимают волейболисты с более высоким уровнем скоростно-силовых и координационных качеств при оптимальном реагировании на соответствующие действия противника, что связано с проявлением экстраполяции [2-3, 5]. Поиск новых путей совершенствования системы спортивной

подготовки на основе более глубокого изучения кинезиологического потенциала каждого спортсмена дает возможность тренеру использовать различные подходы к построению тренировочных занятий.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью данной работы является теоретическое и методологическое обоснование значимости ориентировки волейболистов в пространственно-временных параметрах игровой площадки.

Задачи исследования:

1. Выявить роль экстраполяции в повышении спортивного мастерства квалифицированных волейболистов.

2. Проверить в ходе педагогического эксперимента влияние экстраполяции на формирование навыков ориентировки в пространственно-временных параметрах игровой площадки.

В соответствии с теорией деятельности Л.С. Выготского (1960), А.Н. Леонтьева (1983) и др., любой моторный акт осуществляется с помощью ряда операций, подчиняющихся условиям его реализации. Эти условия могут быть весьма разнообразными, что детерминировано показателями общефизической и технико-тактической подготовленности; степенью спортивного мастерства противника; качеством осмысления пространственно-временной структуры игры, определяющей готовность волейболиста к своевременному перемещению к месту эффективного взаимодействия с мячом, принятию наиболее выгодного исходного положения для приема и передачи мяча партнеру, располагающему лучшим потенциалом для разыгрывания успешной комбинации.

Это возможно благодаря экстраполяции, которая широко осуществляется нервной системой при выполнении не только новых движений, но и усвоенных ранее, ставших привычными (различные способы перемещения по игровой площадке, выполнения приемов и передачи мяча и т.д.). Экстраполяция достигает наивысших форм при образовании значительного количества условных рефлексов и связана с двумя сторонами высшей нервной деятельности: сенсорной и оперантной. Благодаря оперантным условным рефлексам спортсмен может своевременно реагировать на возникающие новые условия двигательной деятельности. Так, правильно оценив характер удара по мячу противника, волейболист экстраполирует скорость, направление и траекторию его полета, чтобы вовремя оказаться у места наиболее эффективного взаимодействия с ним.

Путем экстраполяции атлет способен эффективно решать новые двигательные задачи, сходные по своей структуре с ранее усвоенными: выбор способа максимально быстрого перемещения по площадке (скачком вперед, глубоким выпадом, скрестным или приставным шагом и др.), успешного приема мяча (снизу, сверху, сбоку и т.д.).

Благодаря экстраполяции у спортсменов при усвоении определенного количества двигательных навыков формируется способность технически правильно выполнять другие варианты моторных актов. Чем разнообразнее двигательные задачи, поставленные перед волейболистом, тем больше возможностей для расширения экстраполяции.

Результативность игры в волейбол обусловлена способностью игроков мгновенно оценить ситуацию, возникающую в ходе противоборства с другой командой, что требует хорошей ориентировки в пространственно-временной структуре игры. В предпринятом нами исследовании решалась задача формирования навыков прогнозирования направления, траектории и скорости полета мяча, своевременного перемещения к месту эффективного взаимодействия с мячом и организации контратаки путем экстраполяции.

При построении моторного акта реализация поставленной задачи обусловлена способностью игрока к вариативности движений в различных звеньях. Высокоорганизованные моторные акты с четким структурным содержанием характеризуются незначительной вариативностью вспомогательных движений. Так, при

совершенствовании техники нападающего удара необходимо рассматривать его отдельные фазы, выполняемые с различной степенью вариативности: отработка техники выхода к мячу включает в свое содержание упражнения, соответствующие структуре двигательных актов.

Для совершенствования техники разбега требуются разнообразные упражнения (челночный бег 2х6 м; бег на минимально короткие отрезки с резким ускорением и др.); повышение эффективности отталкивания детерминировано двигательными действиями, способствующими увеличению высоты прыжка вверх (прыжок вверх с места без помощи рук; со взмахом рук, прыжок вверх с шагом одной ноги вперед; с трех шагов и т.д.).

В волейболе большое значение имеет способность игрока к ориентировке в пространственно-временных параметрах игровой деятельности. Ориентировка в пространстве способствует рациональному распределению мышечных усилий при выполнении технического приема, формированию двигательного ритма, сосредоточению внимания на реализации ведущего элемента техники двигательного действия.

Оптимальные показатели пространственно-временной ориентировки позволяют контролировать расположение игроков по зонам, их перемещение во время игровой деятельности; направление, скорость и траекторию полета мяча, возможное место его приземления. Благодаря способности к ориентировке в пространстве волейболист четко прогнозирует место приземления мяча после подачи и характер взаимодействия с ним в зависимости от высоты траектории и скорости перемещения.

Это создает необходимые предпосылки для рациональной организации игровой деятельности членов команды, эффективного управления двигательными действиями, оптимального взаимодействия с партнерами по команде.

В волейболе важная роль принадлежит скоростным качествам, определяющим эффективность атакующих и защитных действий. Проблема восприятия времени в спортивной деятельности является одной из наиболее значимых. Четкость дифференцирования времени обусловливает рациональную последовательность выполнения элементов технического приема, продолжительность моторного акта, оптимальный темп и ритм упражнения.

Восприятие времени формируется при оценке длительности выполнения целостного двигательного акта или его отдельных структурных элементов с целью установления индивидуального рационального двигательного ритма; выявления личностного пространственно-временного режима деятельности каждого игрока, всей команды в целом. Точность оценки временного промежутка обеспечивается образованием условных рефлексов на время с участием первой и второй сигнальной системы.

По мнению Б.И. Цуканова (1988, с. 32-55), «чувство времени», под которым понимается индивидуальный уровень точности восприятия длительности, характеризует особенности спортсмена наряду с такими свойствами личности, как внимание, восприятие, логическая и двигательная память, оперативное и тактическое мышление и др.

Индивидуальное восприятие времени спортсменом является важным показателем сформированности и проявления его индивидуальной манеры ведения игры; стабильности и надежности деятельности волейболиста в экстремальных условиях соревновательной деятельности.

В ходе игры волейболист постоянно сталкивается с необходимостью точного определения длительности выполнения моторного акта или его отдельных структурных элементов. Так, реализация тактической задачи выбора направления второй передачи мяча рассматривается как процесс восприятия ситуации объективной оценки игровой обстановки и прогнозирования двигательных действий с учетом возникающих тактических ситуаций.

В процессе выполнения второй передачи мяча оцениваются следующие параметры, связанные с пространственно-временной ориентировкой:

- время полета мяча;

- длительность решения моделирующих игровых задач;

- продолжительность обработки мяча и др.

В основе «чувства времени» заложен механизм восприятия пространства и времени, представляющий собой систему перцептивных действий для создания временных ориентиров, необходимых для оценки измерения и воспроизведения длительности временных интервалов двигательных действий. При участии двигательного анализатора осуществляется процесс перехода от оценивания к отмериванию временных промежутков с помощью различных анализаторов. При восприятии времени ведущая роль принадлежит кинестетическому анализатору. Совокупность нескольких анализаторов обеспечивает четкое воспроизведение времени. И.М. Сеченов в своих трудах показал, что в восприятии времени и пространства особая роль принадлежит мышечно-суставным ощущениям, которые подтверждаются слуховым и зрительным анализатором. В восприятии времени большая роль принадлежит ощущением.

Так, высококвалифицированные волейболисты, стоя спиной к сетке, могут по звуку удара по мячу определить силу удара и дальность полета мяча. Подача и прием мяча являются первыми игровыми действиями, определяющими результативность дальнейшего хода игры. Анализ литературных данных, результаты педагогических наблюдений, материалы наших собственных исследований показали, что показатели пространственно-временной ориентировки имеют большое значение для эффективности противодействия подаче.

Большинство волейболистов предпочитают подачу с большого расстояния, что снижает ее качество. Выбор места подачи обусловлен показателями пространственно-временной ориентировки, регулирующими силу удара по мячу, скорость его полета и траекторию, что в совокупности обеспечивает необходимую точность данного технического приема.

В волейболе большое значение имеет время выполнения подачи. Наличие «чувства времени» позволяет выполнить удар по мячу на четвертой секунде после сигнала судьи, что повышает динамичность игровой деятельности, обусловливает соответствующий темп и ритм игры.

Для формирования пространственно-временной ориентировки нами была разработана система двигательных заданий, направленная на решение поставленных задач:

- игроки задней линии должны принять мяч после различных видов подач с площадки противника, ориентируясь на его пространственно-временные параметры и ввести его в игру, самостоятельно определяя направление, расстояние и скорость своего перемещения, способ приема и передачи мяча партнеру;

- те же спортсмены организуют защиту при применении противником блокирования, решая следующие задачи: рационального выбора месторасположения у сетки, возможные основные и дополнительные действия, скорость их выполнения, оптимальная амплитуда моторных актов, объективная оценка ситуации в каждый момент игрового взаимодействия с партнером или противником.

Для пробивания блока использовался трамплинный мостик, упругие свойства которого позволяли спортсмену получить большой запас высоты вылета и сформировать навыки рациональной организации движений в безопорной фазе. Усвоение индивидуального оптимального ритма способствовало лучшему обучению технике данного сложного приема.

После нескольких попыток с применением трамплинного мостика волейболист переходил на гимнастический, с гораздо меньшими упругими свойствами, что обеспечивало постепенный переход от облегченных к более сложным условиям выполнения двигательной задачи.

Основное внимание уделялось формированию временных связей - основы для экстраполяции. Разнообразие двигательных актов и условий их выполнения расширяло возможности экстраполяции. В экспериментальной группе волейболисты выполняли

двигательные задания в усложненных условиях (с применением утяжеленных кроссовок, имеющих наклон 10-15 градусов вверх; в более высоком темпе; на фоне утомления и т.д.).

Подготовительные упражнения имели сходную структуру с соревновательными, учитывалось влияние вспомогательных, дополнительных и подготовительных действий на деятельность основных вегетативных функций (дыхание, кровообращение, обменные процессы и др.), обеспечивающих двигательную деятельность.

Использование экстраполяции в экспериментальной группе способствовало существенному росту спортивного мастерства волейболистов. При сходных показателях общефизической и технико-тактической подготовки с атлетами контрольной группы они показали лучшие результаты (р<0,05) по пространственно-временной ориентировке, запасу прочности в стрессовых ситуациях соревновательной деятельности, что позволило им выиграть пять из семи контрольных соревнований.

Литература

1. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - М. : АПН РСФСР, 1960. - 500 с.

2. Железняк, Ю.Д. Волейбол : у истоков мастерства / Ю.Д. Железняк; под ред. Ю.В. Питерцева. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 1998. - 336 с.

3. Каширин, В.А. Структурный подход к развитию ловкости у волейболистов / В.А. Каширин, А.В. Бурцев, Л.Д. Назаренко. - Ульяновск : УлГУ, 2009. - 132 с.

4. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1983. - Т. 2. - С. 94-231.

5. Назаренко, Л.Д. Развитие точности в подготовке волейболистов массовых разрядов / Л.Д. Назаренко, О.В. Демиденко. - Ульяновск, 2004. - 64 с.

Literature

1. Vygotskiy, L.S. The development of higher mental functions / L.S. Vygotskiy. - M. : APN RSFSR, 1960. -

500 p.

2. Zheleznyak, Yu.D. Volleyball : at the origins of skill / Yu.D. Zheleznyak, V.A. Kunyanskiy, ed. Yu.V. Pitertsev. - M. : FAIR-PRESS, 1998. - 336 p.

3. Kashirin, V.A. A structural approach to the development of volleyball players legerity / V.A. Kashirin, A.V. Burtsev, L.D. Nazarenko. - Ulyanovsk : USU, 2009. - 132 p., Ill.

4. Leontyev, A.N. Selected psychological works / A.N. Leontyev. - M. : Pedagogika, 1983. - Vol. 2. - P. 94231.

5. Nazarenko, L.D. The development of accuracy in the preparation of volleyball players of mass categories / L.D. Nazarenko, O.V. Demidenko. - Ulyanovsk, 2004. - 64 p.

Статья поступила в редакцию 06.09.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.