Научная статья на тему 'Биодинамическая адаптация система технических и методологических знаний'

Биодинамическая адаптация система технических и методологических знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ / БИОДИНАМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕХНИЧЕСКИЕ И АДАПТАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА / PHILOSOPHY OF TECHNOLOGY / BIODYNAMIC METHODS / ORGANIZATION OF SCIENTIFIC ACTIVITIES / TECHNICAL AND ADAPTATION FUNDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хитров Владимир Дмитриевич

Рассматриваются: философия создания новых методов, педагогические технологии, отражающие черты и специфику научной реальности. Функционирование научных знаний, программируемое обучение в соответствии с которыми создаются научные знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хитров Владимир Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIODYNAMIC ADAPTATION THE TECHNICAL AND METHODOLOGICAL KNOWLEDGE

Considered: the philosophy of creating new methods, educational technology, reflecting the features and specifics of the scientific reality. Operation of scientific knowledge, programmable training in accordance with established scientific knowledge that.

Текст научной работы на тему «Биодинамическая адаптация система технических и методологических знаний»

УДК 796.012

БИОДИНАМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ - СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКИХ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

В.Д. Хитров

Рассматриваются: философия создания новых методов, педагогические технологии, отражающие черты и специфику научной реальности. Функционирование научных знаний, программируемое обучение в соответствии с которыми создаются научные знания.

Ключевые слова: философия техники, биодинамические методы, организация научной деятельности, технические и адаптационные средства.

Философия техники - это область знаний, которая в последние десятилетия стала выделяться в новую науку, но сама техника стала предметом философской рефлексии с давних времен [3]. Философия создания новых движений только сейчас ставит свои проблемы и намечает пути их дальнейшего решения.

Современная философия исследует проблему человека, создающего и использующего технику. Под воздействием технической среды меняется менталитет людей, стираются этнические различия. Однако наблюдаются противоречивые процессы и возникают «антитехнические» течения [3, 4]. В этом технологизированном мире человек вынужден реализовывать свои творческие способности как по законам природы, так и по законам информационно-технической среды.

Характерной чертой философии техники в наши дни является то, что она со всем комплексом современных проблем (научных, экономических, социальных, педагогических, медицинских, физкультурных и др.) развивается вширь и ею занимаются не только сами философы, но и представители других специальностей, которые стремятся философски осмыслить современные технические направления и затем влиять на их конструктивное оформление и дальнейшее применение в различных сферах деятельности человека.

В поле зрения философии техники входит, прежде всего, проблема влияния технического прогресса на повышение благосостояния людей. Техника является частью мировой культуры, она - составная часть нашего жизненного мира, экономики, политики, межнациональных интересов.

Философия воздействует на те науки, предмет изучения которых -человек. Поэтому с развитием науки о движениях человека, накоплением все большего объема знаний возрастает необходимость их осмысления с позиций системы ценностей (аксиологии) и кинезиологии (науки о движениях).

Специфическое в этом смысле то, что объектом и субъектом познания является сам человек. Причем человек не просто как субъект познания, а как индивид, желающий быть здоровым, физически развитым и стремящийся реализовать свои способности.

В условиях научно-технического прогресса важное значение приобретает адаптация человека к изменяющимся условиям внешней среды и производства. В ходе социально-экономических и технических преобразований человек воссоздает «вторую среду» - искусственную жизненную среду, существенно отличающуюся от естественной (природной). Можно сказать, что развитие техники идет более быстрыми темпами, чем развитие духовного мира человека.

Возникает проблема принятия человеком безошибочных решений, связанных с современными производственными условиями - оперативная оценка ситуации, быстрая реакция. При автоматизации производственных процессов изменяется система движений работника, повышаются требования к двигательному потенциалу человека, существенно

усиливается роль координационного компонента в его движениях.

Для улучшения своей деятельности в быту, в рекреационных занятиях и в производстве человек издавна создавал и применял различные технические средства. В ходе эволюции человека, технических

преобразований эти средства непрерывно усложнялись и совершенствовались. То же самое происходило и с созданием спортивного инвентаря и тренажеров. На определенных этапах развития физической культуры и спорта имевшиеся тренировочные средства сыграли свою положительную роль, но в дальнейшем они мало способствовали улучшению физической подготовленности и росту спортивных

достижений. Происходил диалектический поиск новых, более

совершенных, средств и методов с применением технических устройств на основе эмпирических данных, а в настоящее время - с целью оптимизации условий тренировочных занятий. При конструировании устройств и тренажеров привлекаются новые знания из эргономики, биомеханики, инженерной психологии, дизайна. В настоящее время созрела необходимость в формировании новых научных направлений, которые изучали бы человека и его деятельность в условиях выполнения физических упражнений с применением технических средств. Развитие таких научных направлений может обеспечить обширный спектр логиковычислительных и управленческих функций в повышении уровня кондиционных качеств и овладении двигательными навыками. Современная система проявления движений человеком подчиняется единым механизмам управления и взаимодействия для достижения желаемого результата и поддержания работоспособности при работе в специализированных процессах и обычной трудовой деятельности.

Весь спектр технических средств в физической культуре и спорте можно отнести к биодинамическим взаимодействиям, рождающим новые, адаптированные движения, так как она предназначается для благ человека. Области применения - физическое воспитание, рекреация и реабилитация, физическая подготовка, спортивная тренировка и что очень важно в последствии, трудовые процессы. Средства физической культуры и спорта, и в том числе технические средства, направлены на то, чтобы создать более благоприятные условия для индивида в его самореализации в обществе и способствовать экономической эффективности.

К факторам, определяющим социально-экономическую эффективность при воспроизведении новых управляемых двигательных форм, следует отнести: снижение заболеваемости, повышение

производительности труда, продление работоспособного возраста, физическое воспитание учащихся и студентов, достижение высоких спортивных результатов, улучшение качеств рекреационных и реабилитационных посттравматических занятий.

Применение технических разработок позволяет сочетать образовательные и воспитательные задачи в процессе физического воспитания. Создание адаптированных проявлений человеком в условиях движений является процессом материальной мысли и практики, которая порождает систему технических и методологических знаний.

Существующая социальная потребность в нахождении путей раскрытия резервов двигательных возможностей человека, достигается в условиях выполнения таких упражнений, которые не являются в полной мере повторением естественных движений, сформировавшихся в ходе эволюции, а синтезированы на основе появившейся в них необходимости. Здесь речь может идти о тренажерных системах, обеспечивающих искусственно управляемую среду (ИУС). Следует также сказать о взаимосвязи тренировок с использованием технических средств и раскрытием максимальных и сверх максимальных физических возможностей человека [2].

Посттравматическое состояние человека и частичная потеря моторных функций характеризуются неустойчивостью, ригидностью, то есть оцепенением в связи с напряжением мышц. Восстановление жизнедеятельности опять-таки эффективно с помощью облегчающих и страхующих технических устройств и приспособлений в условиях контролируемого взаимодействия.

Перспективы развития рекреационной инфраструктуры также связаны с созданием новых устройств и приспособлений, на оздоровительных площадках по возрастным различиям с использованием в большей мере устройств координационной направленности в занятиях с детьми, инвалидами и т. д.

Профессионально-прикладная физическая подготовка и тренажеры. Перечень профессий, которые предъявляют к кинестетическому, зрительному, тактильному анализаторам и нервной деятельности человека повышенные требования, с каждым годом увеличивается. Технические средства способствуют адаптации организма к психофизическим нагрузкам, улучшению координации движений, совершенствованию функций организма. Так как состояние физических кондиций приобретает над личностную форму, зависимую от системы ценностей в обществе, то роль технических средств в профессионально-прикладной физической подготовке еще более возрастает.

Аксиологические приоритеты в обществе обусловлены прежде всего тем, что биодинамические средства в физической культуре направлены на удовлетворение жизненных потребностей человека. Диалектика прогресса в физической культуре существенно связана с ее материальным обеспечением, то есть с предметным миром. Предметами выступают также технические средства, выполняющие роль орудий и средств труда, они опосредуют связь между людьми в форме различных типов взаимоотношений. Неоспоримая ценность биодинамических средств заключается в том, что их применение и дальнейшее совершенствование приносят людям только пользу, то есть имеет позитивные социальные последствия.

Необходимо создание здоровой жизненной и социально-культурной среды в интересах человека. Такой искусственной средой могут быть оздоровительные комплексы, состоящие из спортзала, бассейна, специализированного тренажерного зала. Применение комплекса

упражнений, подобранных в определенной последовательности по структуре, продолжительности и интенсивности, облегчающего воздействия в регламентируемой структуре движений, имитационных, вибрационного воздействия, локального и регионального воздействия. На тренировочных устройствах, тренажерах в конечном счете эффективнее реализовать идеи оздоровительной физической культуры, а также определить для каждого занимающегося его индивидуально- оптимальное физическое состояние и найти адекватный способ его достижения.

Прогрессивное повышение учебных требований опять-таки

наиболее эффективно реализуется с помощью новых дидактических технологий. При этом наряду с применением в обучении методов показа и объяснения можно использовать невербальное обучение с помощью видео -компьютерных технологий, устройств управляемого взаимодействия и устройств срочной информации.

Применение программированного обучения с помощью

технических средств расширяет круг учеников, повышая при этом качество обучения и не снижая индивидуального подхода к обучению и тренировке. Создаются условия контролируемого взаимодействия при

выполнении физических нагрузок в условиях регламентированной структуры упражнений. Вместе с тем благодаря возможностям, связанным с применением компьютеризированных тренажерных систем, тренеру (преподавателю) уже не нужно вести учет и проводить анализ выполняемой работы, он может сосредоточиться на творческой стороне педагогического процесса и осуществлять индивидуализацию в занятиях. К тому же следует учитывать, что в физической культуре и спорте процесс обучения - это не просто передача информации, а сложный психологоэмоциональный процесс. Биодинамическая адаптация к движениям в физической культуре расширяет образовательное пространство, улучшает тренировочные условия и предоставляет возможность для удовлетворения моторных потребностей человека. Чтобы осмысленно интегрировать биодинамическую адаптацию в какой-либо специальной среде (учебнотренировочный процесс), требуется оптимальное развитие технических идей и, таким образом, все в большей мере предоставление свободы сознательного выбора привлекательных для индивидуума физических упражнений (разумеется, в сочетании с традиционными средствами).

Особенность феномена теории и практики физической культуры в отличие от других сфер заключается в том, что она самым естественным образом соединяет социальное и биологическое в человеке и что на основе общефилософской методологии интегрирующим началом в ее развитии должны быть специально разработанные физкультурные знания и технологии [3].

Например, формирование новой дисциплины «Биодинамическая адаптация к специальной физической нагрузке», стимулирует конструирование и построение совокупностей специально создаваемых искусственных условий для раскрытия, развития и совершенствования естественных возможностей и способностей человека [1].

Список литературы

1. Белых Е.В., Хитров В.Д. Поиск современных норм для методов в исследованиях движений человека // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 22-29.

2. Ратов И.П. Использование спортивных движений и возможностей управления изменениями их характеристик с использованием технических средств: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. М., 1972.

3. Столяров В.И. Актуальные проблемы философии и социологии спорта // Теория и практика физической культуры. 1980. № 12. С. 7-10.

4. Черкесов Ю.Т. Проблема и методические возможности детерминации режимов силового взаимодействия спортсменов с объектами управляющей предметной среды: дис. ...д-ра пед. наук. М., 1993. 62 с.

Хитров Владимир Дмитриевич, канд. пед. наук, проф., Xit-47@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

BIODYNAMIC ADAPTATION - THE TECHNICAL AND METHODOLOGICAL

KNOWLEDGE

V.D. Hitrov

Considered: the philosophy of creating new methods, educational technology, reflecting the features and specifics of the scientific reality. Operation of scientific knowledge, programmable training in accordance with established scientific knowledge that.

Key words: philosophy of technology, biodynamic methods, organization of scientific activities, technical and adaptation funds.

Hitrov Vladimir Dmitrievich, candidate of pedagogical Sciences, рт/essor, Xit-47@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.012:612

ДИНАМИКА УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

СТУДЕНТОВ НА ОТДЕЛЕНИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ

ГИМНАСТИКА

П.А. Шишкин, Х.М. Ляшенко, Л.Г. Колоскова, О.И. Силантьева,

Т.Ю. Сливкина

В статье представлены результаты исследования функциональных возможностей студентов в начале каждого учебного года. Показаны различия в показателях функциональной подготовленности между группами учащихся, занимающих оздоровительной гимнастикой, йогой и специальной медицинской группой

Ключевые слова: функциональное состояние, йога, оздоровительная

гимнастика, специальная медицинская группа.

В современных условиях учебного процесса предполагается проведение регулярного мониторинга здоровья студентов, для улучшения качества занятий физической культурой [3]. Однако, кроме обязательного обследования в медицинском учреждении, указывающего на общее состояние здоровья студентов, преподавателям хотелось бы знать так же уровень функционального состояния занимающихся [4].

С целью выявления уровня функциональной подготовленности студентов отделения оздоровительной гимнастики были проведены несколько обследований: первое в октябре 2012 года. Нами была выбрана группа из 46 студенток, первого курса, горно-строительного факультета, разделенная на 3 части: оздоровительная гимнастика - 22 чел.; йога -14 чел. и специальная медицинская группа (СМГ) - 10 чел. Распределение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.