Хитров Владимир Дмитриевич, канд. пед. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
BIODYNAMIC ADAPTATION - THE TECHNICAL AND METHODOLOGICAL
KNOWLEDGE
V.D. Hitrov
Considered: the philosophy of creating new methods, educational technology, reflecting the features and specifics of the scientific reality. Operation of scientific knowledge, programmable training in accordance with established scientific knowledge that.
Key words: philosophy of technology, biodynamic methods, organization of scientific activities, technical and adaptation funds.
Hitrov Vladimir Dmitrievich, candidate of pedagogical Sciences, рrofessor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.012:612
ДИНАМИКА УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОТДЕЛЕНИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
П.А. Шишкин, Х.М. Ляшенко, Л.Г. Колоскова, О.И. Силантьева,
Т.Ю. Сливкина
В статье представлены результаты исследования функциональных возможностей студентов в начале каждого учебного года. Показаны различия в показателях функциональной подготовленности между группами учащихся, занимающих оздоровительной гимнастикой, йогой и специальной медицинской группой
Ключевые слова: функциональное состояние, йога, оздоровительная
гимнастика, специальная медицинская группа.
В современных условиях учебного процесса предполагается проведение регулярного мониторинга здоровья студентов, для улучшения качества занятий физической культурой [3]. Однако, кроме обязательного обследования в медицинском учреждении, указывающего на общее состояние здоровья студентов, преподавателям хотелось бы знать так же уровень функционального состояния занимающихся [4].
С целью выявления уровня функциональной подготовленности студентов отделения оздоровительной гимнастики были проведены несколько обследований: первое в октябре 2012 года. Нами была выбрана группа из 46 студенток, первого курса, горно-строительного факультета, разделенная на 3 части: оздоровительная гимнастика - 22 чел.; йога -14 чел. и специальная медицинская группа (СМГ) - 10 чел. Распределение
на группы происходило по желанию учащихся и данным медицинского обследования.
В своем исследовании мы использовали простейшие функциональные пробы, не требующие больших временных затрат. У студенток были собраны следующие данные: росто-весовые показатели, частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), динамометрия правой и левой кисти, спирометрия, проба Штанге, проба Мартине. Полученные данные были обработаны с использованием электронных таблиц Excel 7.0 с оценкой достоверности различий по методу Стьюдента и методом корреляционного анализа с оценкой достоверности коэффициентов корреляции по П.Ф. Рокицкому.
Анализ результатов первого обследования показал, что функциональное состояние студенток всех трех групп было однородно. Достоверные отличия между группой, занимающейся гимнастикой, и группой, занимающейся йогой, не были выявлены. Однако, было выявлено, что девушки, перешедшие в специальную медицинскую группу достоверно сильнее девушек, выбравших йогу, по данным динамометрии правой: соответственно 26,5±1,4 кг и 22,8±1,3 кг (Р=0,05) и левой руки: 24,9±1,2 кг и 20,7±1,2 кг (Р=0,02) (рис. 1).
Рис. 1. Фоновые показатели динамометрии
Так же была выявлена достоверная разница между специальной медицинской группой и группой, занимающейся йогой при измерении пробы Штанге: в группе йоги измерения были достоверно выше: 60,7±4,8 с по сравнению с СМГ 46,1±3,7 с.
Таким образом, можно сделать вывод, что в группу йоги попали девушки, имеющие более низкие показатели динамометрии и, вместе с тем, более качественно задерживающие дыхание на выдохе, то есть склонные к работе с дыхательными техниками.
Во время учебного года на занятиях использовались стандартные методы физической культуры, описанные в конспектах и программах, используемых на отделении. В группе оздоровительной гимнастики, в первом и втором семестре предпочтение отдавалось:
• упрощенной работе на снарядах;
• элементам аэробики;
• элементам стретчинга и пилатеса;
• упражнениям в парах и с предметами;
• эстафетам и подвижным играм;
• элементам легкой атлетики и ОФП
В специально-медицинской группе занятия включали в себя:
• элементы йоги, стретчинга и пилатеса;
• элементы упрощенных спортивных и подвижных игр;
• элементы упрощенных частей легкой атлетики и ОФП;
• работу на беговой дорожке;
• индивидуально подобранные карточки по заболеваниям.
Занятия в группе йоги, в основном состояли из йогических
элементов [1, 2]:
• асаны;
• виньясы;
• упражнения на расслабление;
• дыхательные упражнения.
Но кроме этого, регулярно использовались упражнения легкой атлетики, атлетической гимнастики, эстафеты и подвижные игры, а так же некоторые элементы основной гимнастики [5].
В повторном обследовании участвовало 43 студентки. Оно было проведено в сентябре 2013 года и не выявило серьезных изменений функционального состояния студенток (табл.). Росто-весовые показатели изменились не значительно. ЧСС недостоверно повысилось в группах гимнастики и йоге и слегка понизилось в СМГ. Уровень АД в среднем почти не изменился и остался в рамках нормы. Показатель динамометрии: остался неименным в группе гимнастики, повысился в группе йоги и понизился в СМГ.
Уровень спирометрии недостоверно повысился в группе йоги с 2728±166 мл до 3000±147 мл, что может быть связано с большим количеством упражнений на дыхание, используемых на занятиях.
Таблица
Динамика функциональных показателей студенток
Специализация Спирометрия, мл Проба Штанге, с Динамометрия левой руки, кг Динамометрия правой руки, кг
Гимнастика (окт. 2012 г.) 2830±97 50,4±2,9 22,9±0,8 25,6±0,8
Йога (окт. 2012 г.) 2728±166 60,7±4,8* 20,7±1,2* 22,8±1,2*
СМГ (окт. 2012 г.) 2660±118 46,1±3,7* 24,9±1,2* 26,5±1,4*
Гимнастика (сент. 2013 г.) 2837±93 50,2±2,8 22,8±0,7 25,6±0,7
Йога (сент. 2013 г.) 3000±147 47,8±3,2 21,4±1,2 23,7±1,1
СМГ (сент. 2013 г.) 2661±125 49,8±3,6 23,1±1,1 25,6±0,8
Примечание: * - Р Р=0,01
Анализ данных пробы Мартине (рис. 2) указывал на недостоверное улучшение адаптационных возможностей в группе йоги на первой минуте восстановления (с 98,7±4,9 уд/мин. до 89,3±2,3 уд/мин.) и высокодостоверное (Р=0,005) улучшение по сравнению с группой оздоровительной гимнастики (102,8±3,6 уд/мин. на отделении гимнастики и 89,3±2,3 уд/мин. на йоги).
Рис. 2. Динамика показателей пробы Мартине
Таким образом, полученные данные свидетельствуют об отсутствии серьезных изменений в функциональном состоянии специальной медицинской группы и группы оздоровительной гимнастики, с некотором
улучшением адаптационных возможностей студенток, занимающихся йогой. Так же стоит отметить, что возможно после длинных летних каникул показатели постепенно стали возвращаться к своим прежним значениям и логично продолжить наблюдение и следующее обследование выполнить в мае 2014 года.
Список литературы
1. Айенгар Б.С.К. Прояснение йоги (йога Дипика): пер. с англ. Сыктывкар: изд-во Флинта, 2007. 478 с.
2. Айенгар Б.С.К. Йога (путь к здоровью): пер. с англ. Сыктывкар: изд-во Флинта, 2007. 336 с.
3. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 1997. № 6. С. 10-15.
4. Московченко О.Н. Системный подход к оценке здорового образа жизни // Валеология. 1999. № 2. С. 4-11.
5. Постол О.Л. Методика оздоровления студенток вузов на занятиях по физическому воспитанию с применением традиционных и нетрадиционных средств: автореф. дис ...канд. пед. наук. Хабаровск, 2004. 22 с.
Шишкин Павел Андреевич, канд. пед. наук, преп., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Ляшенко Христина Михайловна, канд. пед. наук, преп., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Колоскова Лариса Георгиевна, доц., FVIS@mail,ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Силантьева Ольга Ивановна, доц., FVIS@mail,ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Сливкина Татьяна Юрьевна, ст. преп., FVIS@mail,ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
DYNAMICS OF THE FUNCTIONAL STATE DEPARTMENT OF HEALTH FOR STUDENTS
GYMNASTICS
P.A. Shishkin, H.M. Lyashenko, L.G. Koloskova, O.I. Silantieva, T.Y. Slivkina
The article presents the results of research capability of students at the beginning of each school year. Showing the differences in functional training umezhdu groups of students are engaged in improving gymnastics, yoga and special medical group.
Key words: functional status, yoga, healing gymnastics, special medical team.
Shishkin Pavel Andreevich, candidate of pedagogical Sciences, teacher,
[email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Lyashenko Hristina Mikhaelovna, candidate of pedagogical Sciences, teacher, tinalya@rambler. ru, Russia, Tula, Tula state university,
Koloskova Larisa Georgievna, associate professor, FVIS @ mail, ru, Russia, Tula, Tula State University,
Silantyeva Olga Ivanovna, associate professor, FVIS @ mail, ru, Russia, Tula, Tula State University,
Slivkina Tatiana Yurievna, senior teacher, FVIS @ mail, ru, Russia, Tula, Tula State University