Научная статья на тему 'Физическая подготовленность студенток и динамика показателей в зависимости от уровня здоровья'

Физическая подготовленность студенток и динамика показателей в зависимости от уровня здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
282
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ТЕСТЫ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА / STUDENTS / BLOOD PRESSURE / MOTOR TESTS / IMPROVING GYMNASTICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ляшенко Христина Михайловна

Современная среда обитания не требует повседневного физического напряжения, поэтому только обязательные занятия по физическому воспитанию в вузе дают возможность хотя бы частичного удовлетворения биологической потребности молодого организма в движении. Сложившаяся практика формирования групп для занятий физкультурой по нозологическому, а не по функциональному принципу не дает преподавателям исчерпывающей информации об имеющихся функциональных резервах адаптации студентов, что снижает качество учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ляшенко Христина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL READINESS OF STUDENTS OF TULA STATE UNIVERSITY, AND THE DYNAMICS OF PARAMETERS DEPENDING ON THE LEVEL OF HEALTH

Modern habitat does not require daily physical exertion, so only the required classes in physical education in high school allow at least partial satisfaction of biological needs of a young body in motion. The existing practice of forming groups for physical training on nosological and not on the functional principle does not give teachers comprehensive information on available reserves of functional adaptation of the students, which reduces the quality of the educational process.

Текст научной работы на тему «Физическая подготовленность студенток и динамика показателей в зависимости от уровня здоровья»

УДК 796.011.3

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОК И ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ

ЗДОРОВЬЯ

Х.М. Ляшенко

Современная среда обитания не требует повседневного физического напряжения, поэтому только обязательные занятия по физическому воспитанию в вузе дают возможность хотя бы частичного удовлетворения биологической потребности молодого организма в движении. Сложившаяся практика формирования групп для занятий физкультурой по нозологическому, а не по функциональному принципу не дает преподавателям исчерпывающей информации об имеющихся функциональных резервах адаптации студентов, что снижает качество учебного процесса.

Ключевые слова: студенты, артериальное давление, двигательные тесты, оздоровительная гимнастика.

Обучение в вузе предъявляет к организму молодых людей 18-25 лет, имеющих специфические анатомо-физиологические особенности, повышенные требования. Студенческая молодежь, как никакая другая социальная группа, подвергается воздействию большого количества факторов риска [1, 2]. Студенты чаще, чем их сверстники из других социальных групп, страдают различными, нередко сочетанными, заболеваниями [3], причем их количество за время обучения в вузе постоянно увеличивается [4].

Одним из часто встречающихся проявлений напряженности адаптации к образовательной среде является нарушение гомеостаза, характеризующееся выходом за пределы зоны нормы физиологических констант, отражающих функционирование основных систем организма, в первую очередь сердечно-сосудистой. По некоторым данным, распространенность артериальной гипертензии в настоящее время выросла в три раза и отмечается у 12-30 % подростков [5].

Несмотря на то, что рационально организованные физические нагрузки являются мощным средством профилактики и реабилитации, в настоящее время из-за низкого уровня здоровья около миллиона старших школьников полностью освобождены от занятий физической культурой в школе [6]. Поступая в вуз, первокурсники с повышенным артериальным давлением (АД) направляются в специальное медицинское отделение, однако индивидуализация физической нагрузки при проведении занятий в группе студентов с разными заболеваниями (или с их сочетанием) представляет для преподавателя довольно трудно решаемую задачу.

Мы сравнили результаты выполнения различных двигательных тестов и их динамику у 36 студенток основной и 80 - специальной медицинской группы (СМГ) 1 и 2 курсов Тульского государственного

университета (ТулГУ), занимавшихся физкультурой в отделении «Спортивная и оздоровительная гимнастика» кафедры физического воспитания и спорта (ФВиС).

Студентки СМГ в осеннем семестре 2010 и 2011 гг. выполняли тесты, оценивающие гибкость (наклон вперед из положения сидя, ноги врозь, см); ловкость (передача набивного мяча весом 1 кг вокруг туловища за 30 с, число раз) и силовую выносливость (сгибание и разгибание рук от скамейки, из упора, число раз). Тестирование скоростно-силовой выносливости мышц брюшного пресса (поднимание и опускание туловища из и.п. лежа, согнув ноги, из упора за 30 с, число раз) и спины (поднимание и опускание корпуса из упора лежа на животе за 30 с, число раз), а также общей выносливости (12-минутная ходьба, расстояние в м) проводилось в весеннем семестре 2011 и 2012 гг.

У студенток основной группы осенью в эти же сроки проводилось тестирование гибкости (наклон вперед из положения сидя, ноги врозь, см), статической силы (вис на согнутых руках передним хватом, с) и общей скоростно-силовой выносливости (челночный бег 10x10 м, с). В весеннем семестре принимались тестовые нормативы, оценивающие скоростносиловые способности (прыжок в длину с места), скоростно-силовую выносливость мышц брюшного пресса (поднимание и опускание туловища из и.п. лежа, согнув ноги за 30 с) и общую выносливость (бег на 1000 м).

Хотя студентки выполняли только два одинаковых теста, их результаты достоверно различались в зависимости от уровня здоровья. Так, гибкость у студенток специальной медицинской группы (СМГ) на 1 курсе была хуже (17,7±0,9 см), чем в основной группе (15,7±0,3 см, Р<0,05), однако через год эти различия сохранились только на уровне тенденции к достоверности (18,0±0,9 и 16,6±0,6 см). Силовая выносливость мышц брюшного пресса оказалась высокодостоверно выше у девушек основной группы как на первом, так и на втором курсе (25,1±0,4 и 22,1±0,64, р=0,0001 и 25,8 ±0,4 и 23,3±0,6; р=0,0004).

Следует отметить, что через год у девушек основной группы наблюдалась тенденция к снижению длительности виса на перекладине (21,3±1,8 и 18,7±1,4 с), хотя показатели всех остальных тестов были очень близки.

В отличие от основной группы у девушек СМГ через год наблюдалась тенденция к улучшению гибкости, достоверно повысилась (р=0,02) силовая выносливость мышц верхних конечностей и плечевого пояса (число отжиманий от скамейки) и особенно скоростно-силовая выносливость мышц спины (32,3±0,5 и 34,9±0,6 раз, Р<0,001). Кроме того, существенно улучшилась ловкость (передача мяча - 31,8±0,3 и 34,8±0,5 раз, Р<0,001).

В начале занятий анализ межгрупповых различий позволил выявить некоторые особенности тестируемых двигательных качеств в зависимости от диагноза (таблица 1).

Таблица 1

Результаты тестовых нормативов студентов СМГ с отклонениями в состоянии здоровья в 2009/10уч. году, М±т

Название Наклон туловища вперед, см Передача мяча, число раз Сгибание и разгибание рук, число раз Поднимание и опускание туловища, число раз Поднимание и опускание корпуса, число раз 12 мин. ходьба, м.

ВСД по гиперт. типу 12,7±1,4 31,1±1,1 15,4±1,4 23,8±1,5 33,4±1,4 1392,5±46,3

ВСД по гипот. типу 15,6±1,8 31,4±0,8 16,6±1,1 22,0±1,4 31,0±1,9 1478,6±21,4* (1-2)

МАРС, ПМК 15,07±1,6 33,4±0,6 18,2±0,9* (1-3) 20,4±1,3* (1-3) 35,1±1,0* (2-3) 1511,5±20,0

Миопия 15,6±2,2 32,4±1,4 19,1±0,6** (1-4) 20,6±1,7* (1-4) 32,0±1,1 1497,5±18,0

ОДА 15,1±1,6* (1-5) 31,4±0,8 17,4±0,8 22,9±1,4 31,0±1,1** (3-5) 1468,8±24,6

ЖКТ 17,7±3,0~ (1-6) 33,0±1,7 20,0±0,3*** (1-6) 26,0±3,5 32,8±1,2 1455,0±38,6

Почки 17,6±1,7** (1-7) 31,0±1,1 19,1±0,5** (1-7) 19,6±0,9~ (6-7) 31,0±1,2** (3-7) 1500,0±20,6

Примечание: ВСД - вегетососудистая дистония, МАРС - малые аномалии развития

сердца, ПМК - пролапс митрального клапана, ОДА - опорнодвигательный аппарат, ЖКТ - желудочно-кишечный тракт, * - при Р<0,05, ** - при Р<0,01, *** - при Р<0,005.

Так, в группе с синдромом вегетативной дисфункции (ВСД) по гипертоническому типу (п=10) были снижены гибкость и силовая выносливость мышц верхнего плечевого пояса, однако скоростно-силовая выносливость мышц брюшного пресса была хорошей. Общая выносливость (тест 12 мин. ходьбы) также была снижена. У студенток с ВСД по гипотоническому типу (п=7) отмечалась сниженная силовая выносливость мышц спины и удовлетворительная общая выносливость. У студенток с малыми аномалиями развития сердца (МАРС) и пролапсом митрального клапана (ПМК, п=13) выявлена хорошая силовая выносливость мышц верхнего плечевого пояса и сниженная - мышц брюшного пресса, хорошая силовая выносливость мышц спины и удовлетворительная общая выносливость. Студентки с миопией (п=8) характеризовались хорошей силовой выносливостью мышц верхнего плечевого пояса и сниженной - брюшного пресса, а также удовлетворительной общей выносливостью. При патологии опорнодвигательного аппарата (ОДА, п=23) отмечена удовлетворительная гибкость и сниженная силовая выносливость мышц спины.

У девушек с патологией желудочно-кишечного тракта (ЖКТ, п=8) была хорошая гибкость, хорошая силовая выносливость мышц верхнего плечевого пояса и брюшного пресса на фоне тенденции к снижению общей выносливости.

При патологии мочевыделительной системы (п=11) имеется хорошая гибкость, хорошая силовая выносливость мышц верхнего плечевого пояса и сниженная - мышц брюшного пресса и спины.

Анализ динамики двигательных качеств в зависимости от характера имеющихся отклонений показал (таблица 2), что у девушек с ВСД по гипертоническому и гипотоническому типу в процессе занятий достоверной динамики не наблюдалось, в то время как в группе с ПМК и МАРС достоверно улучшилась ловкость (33,4±0,6 и 36,2±0,9 раз, Р<0,01) и силовая выносливость мышц верхнего плечевого пояса (18,1±0,9 и 21,9±1,01 раз, Р<0,01). У студенток с миопией средней и высокой степени также возросла ловкость (32,3±1,3 и 36,6±1,7 раз, Р<0,05), в группе с патологией ОДА - ловкость (31,3±0,7 и 34,1±0,7 раз, Р<0,01) и сила мышц спины (31,0±1,01 и 33,9±1,4 раз, Р<0,05).

Таблица 2

Результаты тестовых нормативов у студентов СМГ с отклонениями в состоянии здоровья в 2010/11 уч. году, М±т

Название Наклон туловища вперед, см Передача мяча, число раз Сгибание и разгибание рук, число раз Поднимание и опускание туловища, число раз Поднимание и опускание корпуса, число раз 12 мин. ходьба, м

ВСД по гипертон. типу 14,7±1,0 32,7±2,0 15,4±1,3 23,8±1,3 35,6±1,7 1443,0±33,7

ВСД по гипотон. типу 17,9±1,9 31,7±0,9 18,3±1,7 23,1±1,8 31,3±2,0* (1-2) 1497,1±2,9

МАРС, ПМК 15,8±1,0 36,2±1,0*** * (2-3)0,001 21,9±1,1*** * (1-3) 22,2±1,4 37,4±1,1** (2-3) 1483,9±21,5

Миопия 15,9±2,3 36,6±1,7** (2-4) 19,9±0,7*** (1-4) 22,4±1,9 35,9±2,0 1441,3±61,6

ОДА 16,4±1,4 34,1±0,8 19,2±0,9** (1-5) 24,0±1,4 33,9±1,5 1472,5±15,4

ЖКТ 19,2±1,5* (1-6) 36,7±1,9* (2-6) 2 ( 0, 10 і ± 6) 2, 3 * 26,2±4,3 35,3±1,8 1443,3±31,9

Почки 17,4±1,0* (1-7) 35,8±1,4** (2-7) 19,5±1,1** (1-7) 21,4±0,8 34,5±1,7 1497,3±16,9

Примечание: ВСД - вегетососудистая дистония, МАРС - малые аномалии развития

сердца, ПМК - пролапс митрального клапана, ОДА - опорнодвигательный аппарат, ЖКТ - желудочно-кишечный тракт, * - при Р<0,05, ** - при Р<0,01, *** - при Р<0,005, **** - при Р<0,001.

У студенток с патологией ЖКТ наблюдалась тенденция к улучшению ловкости (33,0±1,6 и 36,6±1,8 раз), у девушек с патологией мочевыделительной системы возросла ловкость (31,0±1,1 и 35,8±1,4 раз, Р<0,01) и сила мышц спины (31,0±1,1 и 34,4±1,7 раз, Р<0,05).

Таким образом, проведенное исследование подтвердило положительное влияние занятий оздоровительной гимнастикой во время обязательных занятий по физкультуре в вузе на уровень развития основных двигательных качеств у студенток СМГ - силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса и спины, а также ловкости и гибкости. Выявленные особенности развития двигательных качеств у студенток с различными отклонениями в состоянии здоровья могут быть полезны при проектировании индивидуализированных программ, направленных на совершенствование физического здоровья средствами физической культуры и спорта.

Список литературы

1. Simon S.R., Peters A.S., Christiansen C.L., Fletcher R.H. The effect of medical student teaching on patient satisfaction in a managed care setting // Journal of general internal medicine 2000. N 15 (7):457-61.

2. Fagard R.H. Impact of different sports and training on cardiac structure and function / Cardiol. Clin. 2001. Vol.15. N3. P. 397-412.

3 Тамм С.И. Психологическое значение антропометрии в студенческом возрасте // Проблемы современной антропометрии / ред. Б.А. Никипок, Л.И. Тагако. Мн.: Наука и техника, 1986. С. 119-120.

4. Антикова В.А. Пути повышения эффективности методического обеспечения массовой физкультурно-оздоровительной работы // Научнометодическое и медико-биологическое обеспечение физкультурнооздоровительной и спортивной работы: тез. докл. обл. науч.-практ. конф., посв. 10-летию ДГИФКа. Днепропетровск, 1990. Ч. 3. С. 5-8.

5. Нежкина Н.Н. Системный анализ показателей развития и нейровегетативного статуса детей 7-17 лет с синдромом вегетативной дистонии: дис. ...д-ра мед. наук. Иваново, 2005. 336 с.

6. Агаджанян Н.А., Желтиков А.А., Северин А.Е. Экопортрет и здоровье жителей средней полосы России. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. унта им. Л.Н. Толстого, 2009. 309 с.

Ляшенко Христина Михайловна, преп., tinalya@rambler. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

PHYSICAL READINESS OF STUDENTS OF TULA STATE UNIVERSITY,

AND THE DYNAMICS OF PARAMETERS DEPENDING ON THE LEVEL OF HEALTH

H.M. Ljashenko

Modern habitat does not require daily physical exertion, so only the required classes in physical education in high school allow at least partial satisfaction of biological needs of a young body in motion. The existing practice of forming groups for physical training on nosological and not on the functional principle does not give teachers comprehensive information on available reserves of functional adaptation of the students, which reduces the quality of the educational process.

Key words: students, blood pressure, motor tests, improving gymnastics.

Lyashenko Hristina Mikhaelovna, teacher, tinalya@rambler. ru, Russia, Tula, Tula state university

УДК 796.011.1

РАЗРАБОТКА НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Р.С. Наговицын

Становление физической культуры личности обучающихся в педагогическом пространстве гуманитарного вуза на основе реализации национально-регионального компонента содержания обучения позволит решить одну из проблем, стоящих перед школой, а именно, сохранение и укрепление здоровья и физического развития подрастающего поколения через формирование физической культуры личности студента, способной полноценно и разносторонне осуществлять будущую профессиональную деятельность.

Ключевые слова: национально-региональный компонент содержания обучения, физическая культура личности студента.

Переход общества в новое историческое состояние, обусловливающее объективные изменения в развитии человека, объективно требует принципиально новой организации такой важнейшей сферы, как система образования, ответственная за подготовку человека к жизни, за формирование его культурного потенциала. Речь идет не о каких-то поправках, не о внесении чего-то нового, а о преобразовании образования, о формировании новых принципов, условий, форм его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.