Научная статья на тему 'Особенности морфофункционального развития, образа жизни и состояния здоровья студенток специальной медицинской группы разных соматотипов'

Особенности морфофункционального развития, образа жизни и состояния здоровья студенток специальной медицинской группы разных соматотипов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
291
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНТКИ / ТИПЫ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Голомолзина В. П., Левушкин Сергей Петрович

В статье представлены данные, свидетельствующие о наличии существенных различий между показателями физического развития, физической подготовленности, заболеваемости и образа жизни студенток специальной медицинской группы, имеющих разные типы телосложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Голомолзина В. П., Левушкин Сергей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of the research testify that the students with different types of figure differ in physical development, in physical training, in peculiarities of diseases and mode of life.

Текст научной работы на тему «Особенности морфофункционального развития, образа жизни и состояния здоровья студенток специальной медицинской группы разных соматотипов»

ОСОБЕННОСТИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ,

ОБРАЗА ЖИЗНИ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ РАЗНЫХ СОМАТОТИПОВ

В.П. ГОЛОМОЛЗИНА, С.П. ЛЕВУШКИН, Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, Ульяновский государственный университет

Аннотация

В статье представлены данные, свидетельствующие о наличии существенных различий между показателями физического развития, физической подготовленности, заболеваемости и образа жизни студенток специальной медицинской группы, имеющих разные

типы телосложения.

Abstract

The results of the research testify that the students with different types of figure differ in physical development, in physical training, in peculiarities of diseases and mode of life.

Ключевые слова: физическое развитие, физическая подготовленность, образ жизни, студентки, типы телосложения.

В настоящее время в науке широко распространено представление о частных конституциях, имеющих порой весьма узкое значение. Одним из важнейших признаков конституции является телосложение, по которому можно с высокой степенью вероятности прогнозировать индивидуальные особенности человека, включая его психические и физические способности и возможности [2]. Знания особенностей телосложения человека, заметно влияющих на темпы его физического развития и двигательные возможности, имеют немаловажное прикладное значение, поскольку их необходимо учитывать при рациональной организации не только спортивно-тренировочного процесса, но и занятий физической культурой.

В связи с этим нами проведено исследование, целью которого явилось изучение особенностей физического развития, физической подготовленности, образа жизни и заболеваемости студенток специальной медицинской группы (СМГ), имеющих разные типы телосложения.

В исследовании принимали участие 102 девушки в возрасте от 17 до 20 лет, которые в зависимости от особенностей телосложения (по методике Штефко -Островского [3]) были распределены на следующие со-матотипы: астеноторакальный, мышечный и дигестив-ный. Показатели физического развития определялись по методике В.В. Бунак [1]. Оценка заболеваемости производилась на основе изучения медицинских карт. Исследование образа жизни осуществлялось с помощью анкетирования. В исследовании использовался комплекс двигательных тестов, характеризующий уровень развития основных физических качеств. При этом общую выносливость определяли по результатам 12-минутного бега. Силу мышц рук оценивали с помощью кистевой динамометрии. Силовую выносливость оценивали по количеству отжиманий в положении упора лежа на коленях и по количеству подъемов туловища из положения лежа на спине. Скоростно-силовые качества оценивали по результатам прыжка в длину с места

вперед. Для оценки скоростных качеств использовали бег на 100 м. Гибкость оценивали по результатам наклона вперед из исходного положения сидя.

В ходе исследования нами были получены данные об особенностях физического развития студенток СМГ разных типов телосложения, представленные в таблице, из которой видно, что по основным антропометрическим признакам студентки разных типов телосложения достоверно (при р<0,05) отличаются между собой по таким показателям, как масса тела, окружность грудной клетки и окружность талии. Причем студентки дигестивного соматотипа отличаются наиболее высокими значениями вышеуказанных показателей. В меньшей степени девушки разных типов телосложения отличаются друг от друга по длине тела. Не выявлено достоверных различий в величине длины тела у представительниц астеноторакального и мышечного соматотипов. Самые высокие значения длины тела выявлены у студенток астеноторакального типа. Девушки дигестивного типа телосложения в среднем незначительно ниже остальных.

Изучение физиометрических показателей студенток СМГ (см. таблицу) во всех возрастных группах выявило различия в величинах жизненной емкости легких и динамометрии кисти. Самые высокие значения физиометрических признаков были выявлены у студенток мышечного типа телосложения, а самые низкие - у представительниц астеноторакального со-матотипа. Причем наименьшее количество достоверных различий было выявлено между показателями студенток мышечного и дигестивного типов телосложения.

На рис. 1 представлена диаграмма типа «звезды», отражающая балльную оценку результатов двигательных тестов. При построении диаграмм использовался метод сигмальных отклонений от выборочной средней величины. Для нормирования диаграмм применяли величину, равную 0,678. Каждому интервалу была присвоена оценка от 1 до 5 баллов, что в дальнейшем позволило качественно оценить уровень физической под-

готовленности студенток специальных медицинских групп: 1 балл - низкий уровень; 2 - ниже среднего; 3 - средний; 4 - выше среднего; 5 - высокий.

Как видно из рис. 1, физическая подготовленность студенток мышечного типа выше, чем у астеноторакаль-ного и дигестивного соматитипов. Девушки астено-торакального типа превосходят представительниц дигестивного типа по всем показателям физической подготовленности, кроме динамометрии кисти и результатов поднимания туловища из положения лежа на спине.

Анализ физической подготовленности студенток СМГ показал, что ведущими физическими качествами для девушек астеноторакального типа телосложения являются гибкость и выносливость, для студенток мышечного типа - быстрота, выносливость и скоростносиловые качества, для девушек дигестивного типа -сила, гибкость и скоростно-силовые качества.

Бег 100 м

АТТ —

МТ

ДТ

Рис. 1. Балльная оценка двигательных тестов у студенток разных соматотипов

Показатели физического развития студенток СМГ 17-20 лет разных типов телосложения

№ п/п Показатели физического развития Возраст, лет Типы телосложения Достоверные различия

Астено- торакальный Мышечный Дигестивный АТ-Д АТ-М Д-М

1. Длина тела, см 17 162,7±1,73 1 60,9±1,2 160,5±1,35

18 163±1,7 161,7±1,3 161,2±1,5

19 163,3±1,71 162,3±1,2 161,3±1,38

20 163,3±1,52 162,3±1,2 161,3±1,29

2. Масса тела, кг 17 49,5±1,3 56,3±1,1 65,5±1,41 * * *

18 50,7±1,21 56,5±1,1 64,8±1,43 * * *

19 52,1±1,33 57,3±1,2 64,3±1,3 * * *

20 52,6±1,13 57,7±1,12 64,1±1,5 * * *

3. Окружность грудной клетки, см 17 79,8±1,48 85,8±0,87 90,7±1,93 * * *

18 81,2±0,92 85,9±0,83 89,9±1,10 * * *

19 81,4±0,89 86,2±0,62 90,8±1,05 * * *

20 82,7±1,18 88,8±0,72 90,4±1,25 * *

4. Окружность талии, см 17 63,7±1,46 67,0±1,03 75,8±1,51 * * *

18 64,7±0,79 67,2±0,92 74,2±1,24 * * *

19 64,8±0,66 68,3±0,13 74,7±1,22 * * *

20 65,3±0,92 68,5±0,95 74,5±1,15 * * *

5. Жизненная емкость легких, мл 17 2527±38,9 2608±75,1 2678,3±51,1 *

18 2644±42,1 2831±72,3 2759,1±59,1 * *

19 2800±68,3 2950±70 2956,5±47,1 * *

20 2920±49,2 3067±37,2 2976,7±39,1 * *

6. Динамометрия правой кисти, кг 17 19,9±1,1 24,7±0,95 23,3±1,0 * * *

18 22,9±0,9 25,2±1,14 24,8±0,99 * *

19 25±0,85 26,9±0,78 25,4±1,13 *

20 25,6±1,68 28,2±0,31 26,8±1,13 *

7. Динамометрия левой кисти, кг 17 17,5±1,0 22,8±0,98 21,7±1,05 * *

18 20±1,03 23±1,21 22,5±1,01 * *

19 22,5±0,99 26,3±0,96 24,7±0,97 * * *

20 24,5±0,99 26,3±0,96 25,5±0,87 * *

* Различия между показателями разных типологических групп достоверны при Р < 0,05.

Изучение отношений студенток СМГ к различным вопросам физической активности, определение характера их интересов и потребностей позволило получить достаточно объективную информацию об их отношении к физической культуре, предпочтении в выборе той или иной формы занятий. Результаты анкетирования показали, что большой процент студенток, не занимающихся физической культурой во внеурочное время, объясняется прежде всего тем, что, по их мнению, занятия физическими упражнениями им противопоказаны, нередко они стесняются своих заболеваний, боятся показаться смешными и слабыми при выполнении физических нагрузок. Большинство студенток ас-теноторакального типа телосложения и все студентки дигестивного соматотипа негативно высказываются о своей фигуре и стесняются демонстрировать ее на занятиях в более открытом виде, чем обычно. Это является одной из причин их нежелания заниматься физической культурой. Тем не менее большинство студенток понимает важность занятий физическими упражнениями для улучшения здоровья и фигуры.

В результате проведенного исследования было установлено, что студентки СМГ очень мало занимаются в физкультурно-спортивных секциях. Стоит отметить, что 16% представительниц дигестивного типа телосложения, 6% астеноторакального типа и 11% мышечного в настоящее время занимаются фитнесом. Повышенный интерес к данному виду физической активности студенток дигестивного типа связан с желанием похудеть.

Особый интерес для нас представляло выявление отношения студенток разных типов телосложения к занятиям различными видами мышечной деятельности. Студентки СМГ астеноторакального и дигестив-ного соматотипов проявляют наибольший интерес

30 -I------------------------------------

25 ——----------- — ----------------------

20 — ----------- — ----------------------

15— -------- — -----------------

10— —ГП----- ----------ГП-----

5 — ---- --- — ---

о -Н———Ц—1———L-1—1——— I

ОДА ССС МП ДС ЖКТ 03 эс

□ ATT □ МТ □ ДТ

Рис. 2. Данные заболеваемости студенток СМГ разных типов телосложения.

По оси ординат - наличие заболеваний (в %). По оси абсцисс - виды заболеваний: ОДА - заболевания опорно-двигательного аппарата, ССС - сердечно-сосудистой системы, МП - мочеполовой системы, ДС - дыхательной системы,

ЖКТ - желудочно-кишечного тракта, ОЗ - органов зрения, ЭС - эндокринной системы

к подвижным и спортивным играм, занятиям аэробикой. У студенток мышечного соматотипа наибольший интерес наблюдается прежде всего к занятиям в тренажерном зале.

Самым популярным ответом на вопрос о том, будут ли студентки заниматься физическими упражнениями после окончания вуза, стал ответ: «Вероятно, да». Причем 68% положительно ответивших на данный вопрос - это девушки дигестивного типа телосложения. Ответ: «Конечно, да» чаще других выбирали представительницы мышечного соматотипа. 41% студенток астеноторакального типа телосложения ответил, что, вероятно, не будет заниматься физической культурой после окончания вуза.

При изучении особенностей заболеваемости (рис. 2) выяснилось, что чаще других болеют представительницы астеноторакального типа телосложения. Это особенно наглядно видно по заболеваниям опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, органов зрения и эндокринной системы. Значительно ниже процент заболеваемости у представительниц ди-гестивного и особенно мышечного соматотипов. Обращает на себя внимание высокий процент заболеваний сердечно-сосудистой системы у представительниц ди-гестивного типа телосложения.

Таким образом, анализ особенностей морфофункционального развития, образа жизни и состояния здоровья студенток СМГ разных соматотипов наглядно показал, что девушки значительно отличаются по показателям физического развития, физической подготовленности, заболеваемости, отношению к занятиям физическими упражнениями, и в связи с этим могут рассматриваться как члены различных генеральных совокупностей.

Литература

1. Бунак В.В. Антропометрия. - М.: Учпедгиз, 1941. - 368 с.

2. Основные закономерности и типологические особенности роста и физического развития / В.Д. Сонькин

[и др.] // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. - М., 2000. - С. 31-59.

3. Штефко В.Г. Схемы клинической диагностики конституциональных типов / В.Г. Штефко, А.Д. Островский. - М.; Л.: Госмедиздат, 1929. - 79 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.