Научная статья на тему 'Влияние нагрузок различной направленности на физическое состояние и заболеваемость студенток специальной медицинской группы'

Влияние нагрузок различной направленности на физическое состояние и заболеваемость студенток специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
278
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ТИПЫ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / SPECIAL MEDICAL GROUP / TYPES OF FIGURE / MOTIVE REGIMEN / PHYSICAL PREPAREDNESS / PHYSICAL EFFICIENCY / SICKNESS RATE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Голомолзина Валентина Петровна, Левушкин Сергей Петрович

Получены данные об эффективности влияния режимов с различной двигательной направленностью на физическое состояние и заболеваемость студенток СМГ разных типов телосложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Голомолзина Валентина Петровна, Левушкин Сергей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of various kinds of load on physical CONDITIONS and sickness rate of the students with different types of figure

There have been got results about effective influence of regimen with motive orientation on physical preparedness, physical efficiency and sickness rate of the students with different types of future, offending special medical groups.

Текст научной работы на тему «Влияние нагрузок различной направленности на физическое состояние и заболеваемость студенток специальной медицинской группы»

ВЛИЯНИЕ НАГРУЗОК РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Валентина Петровна Голомолзина,

Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия (УГСХА)

Сергей Петрович Левушкин, доктор биологических наук, профессор Ульяновский государственный университет (УлГУ) г. Ульяновск

Аннотация:

Получены данные об эффективности влияния режимов с различной двигательной направленностью на физическое состояние и заболеваемость студенток СМГ разных типов телосложения.

Ключевые слова: специальная медицинская группа, типы телосложения, двигательные режимы, физическая подготовленность, физическая работоспособность, заболеваемость.

INFLUENCE OF VARIOUS KINDS OF LOAD ON PHYSICAL CONDITIONS AND SICKNESS RATE OF THE STUDENTS WITH DIFFERENT TYPES OF FIGURE

Valentina Petrovna Golomolzina,

Ulyanovsk state agricultural academy,

Sergei Petrovich Lyovushkin, doctor of biological science, professor,

Ulyanovsk state university,

Ulyanovsk

Abstract

There have been got results about effective influence of regimen with motive orientation on physical preparedness, physical efficiency and sickness rate of the students with different types of future, offending special medical groups.

Keywords: special medical group, types of figure, motive regimen, physical preparedness, physical efficiency, sickness rate.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы встречается немало работ, в которых представлены результаты исследований морфофункционального развития школьников разных соматотипов и построение на этой основе эффективных методик, технологий и систем физической подготовки [4, 5, 9, 10 и др.]. Однако комплексных исследований физического состояния и влияния физических нагрузок различной направленности на разные компоненты физического состояния студенток специальной медицинской группы (СМГ) разных соматотипов не проводились. Тем не менее, новые знания, получаемые в результате такого рода исследований, могут стать теоретическим фундаментом для организации рациональной системы двигательной активности студенток с ослабленным здоровьем.

В связи с этим нами было проведено исследование, целью которого явилась проверка эффективности воздействия на физическое состояние студенток СМГ разных соматотипов физических нагрузок различной направленности.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для реализации поставленной цели в исследовании использовался широкий спектр методов исследования. Физическое развитие изучалось по общепринятой методике В.В. Бунак [3]. Физическая работоспособность определялась по величине PWCj70 [6] и показателю интенсивности накопления пульсового долга (ИНПД) [7]. При исследовании сердечно-сосудистой системы использовилась кардиоинтервалография [1] и аускультативный метод определения артериального давления (АД) по Н.С. Короткову. Типы телосложения определялись по схеме В.Г. Штефко, А. Д. Островского [11]. Наряду с этим в исследования использовались также педагогические наблюдения, хро-

нометраж, двигательные тесты, педагогический эксперимент. Результаты исследования были подвергнуты математико-статистической обработке [8].

В исследовании, длительность которого составила три года, приняли участие 102 студентки Ульяновской государственной сельхозакадемии, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Реализация поставленной в исследовании цели осуществлялась в ходе педагогического эксперимента, состоящего из трех этапов реабилитации [2]. В процессе первых двух этапов испытуемые были физически подготовлены к влиянию относительно сложных для них двигательных режимов и не имели противопоказаний к выполнению подобного рода упражнений.

На третьем этапе студентки были разделены на три группы в соответствии с особенностями телосложения: группа АТ - студентки СМГ астено-торакального типа телосложения, группа М - мышечного и Д - дигестивного соматотипов. С учетом трех основных направлений воздействий мышечных нагрузок (преимущественное развитие выносливости, скоростно-силовое направление и комплексное) все участницы нашего эксперимента были разделены на 9 подгрупп: 1) астено-торакальные - выносливость; 2) астено-торакальные - скоростно-силовые; 3) астено-торакальные - равномернопропорциональное; 4) мышечный - выносливость; 5) мышечный - скоростно-силовые; 6) мышечный - равномерно-пропорциональное; 7) дигестивный - выносливость; 8) дигестивный - скоростно-силовые; 9) дигестивный - равномерно-пропорциональное. Первое слово в названии подгруппы соответствует типу телосложения, к которому относится студентка, второе - используемому подходу в развитии физических качеств.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Оценка эффективности влияния разработанных режимов двигательной активности на физическую подготовленность студенток СМГ представлена в таблице 1, из которой видно, что во всех экспериментальных подгруппах наблюдаются позитивные приросты. При анализе результатов исследования динамики физических качеств выявлено, что уровень общей физической подготовленности (ОФП) в наибольшей степени повышается в экспериментальных подгруппах студенток, имеющих астено-торакальный тип телосложения. Наименьший прирост показателей ОФП - у представительниц мышечного типа телосложения.

При развитии физических качеств у студенток СМГ астено-торакального типа телосложения наиболее эффективным является режим, основное содержание которого заключается в преимущественном развитии выносливости. Для представительниц мышечного и дигестивного типов телосложения наиболее позитивным является режим с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств (табл. 1).

Изучение динамики приростов физической работоспособности в экспериментальных подгруппах позволило сделать вывод, что для студенток СМГ астено-торакального типа телосложения наиболее эффективным для развития аэробных возможностей является режим, направленный на преимущественное развитие ведущего для них качества выносливости. Для развития аэробных возможностей у представительниц мышечного типа телосложения примерно в равной степени эффективны режимы, направленные на развитие выносливости и скоростно-силовых качеств. Группе студенток дигестивного типа телосложения для повышения уровня физической работоспособности предпочтителен режим с преимущественным развитием скоростносиловых качеств.

Таблица 1

Динамика приростов физических качеств в экспериментальных подгруппах ___________ студенток СМГ разных типов телосложения_______________________

Тип телосложения Физические качества Направление воздействия

Выносливость Скоростно-силовое Равномерно- пропорциональное

Сдвиг, % Ранг Сдвиг, % Ранг Сдвиг, % Ранг

Астено- торакальный Выносливость 9,72 1 7,75 2 6,43 3

Скор.-силовые 2,7 2 2,8 1 2,43 3

Сила 21,1 1 18,9 2 18,6 3

Сил. вынослив. 35,6 1 28,7 3 30,1 2

Координация -4,48 2 -4,17 3 -5,22 1

Быстрота -5,17 3 6,21 1 -5,23 2

ОФП средняя 13,13 11,42 11,34

Сумма ранговых мест 10 12 14

Мышечный Выносливость 9,09 1 8,9 3 9,05 2

Скор.-силовые 2,32 2 4 1 0,91 3

Сила 21,5 2 21,9 1 19,03 3

Сил. вынослив. 24,5 2 22,1 3 26,3 1

Координация -4,26 3 -4,38 2 -5,09 1

Быстрота -4,38 3 -6,69 1 -5,92 2

ОФП средняя 11,01 11,33 11,05

Сумма ранговых мест 13 11 12

Дигестивный Выносливость 10,2 1 8,6 2 2,67 3

Скор.-силовые 2,08 2 3,6 1 0,82 3

Сила 18,73 3 26,4 1 23,1 2

Сил. вынослив. 19,8 3 34,2 1 31,2 2

Координация -1,44 3 -4,45 2 -5,07 1

Быстрота -4,14 3 -7,03 1 -4,26 2

ОФП средняя 9,40 14,05 11,19

Сумма ранговых мест 15 8 13

Исследование влияния физических нагрузок различной направленности на состояние систем регуляции сердечного ритма показало наличие выраженного повышения тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, роли гуморального канала в регуляции хронотропной функции сердца при одновременном снижении тонуса симпатической нервной системы, напряженности регуляторных механизмов сердца, централизации управления сердечным ритмом. Об этом свидетельствуют позитивные изменения показателей кардиоинтервалографии во всех без исключения экспериментальных подгруппах.

При оценке заболеваемости нами использовался анализ влияния мышечных нагрузок различной направленности на такие показатели острой заболеваемости, как средняя длительность одного заболевания и среднее число дней, пропущенных по болезни.

Для студенток астено-торакального типа телосложения характерно снижение уровня заболеваемости под влиянием занятий, имеющих доминирующую направленность на развитие выносливости. Представительницам мышечного типа телосложения свойственно улучшение показателей здоровья, предусматривающих комплексное развитие двигательных качеств. У студенток СМГ дигестивного типа телосложения показатели острой заболеваемости имеют тенденцию к снижению под воздействием режима, направленного на преимущественное развитие скоростно-силовых качеств.

В таблице 2 представлены результаты комплексного воздействия двигательных

режимов различной направленности на физическое состояние и здоровье студенток СМГ разных типов телосложения.

Годичные сдвиги по каждому из представленных выше показателей, рассчитанные для каждой типологической экспериментальной группы, выражались в процентах по отношению к уровню соответствующего показателя в начале учебного года.

Таблица 2

Сводная таблица влияния различных двигательных режимов на физическое __________состояние студенток СМГ разных типов телосложения____________

Показатели Тип телосложения Экспериментальные группы

Выносливость Скоростно- силовые Равної пропо мерно- рцион.

Сдвиг, % Ранг Сдвиг, % Ранг Сдвиг, % Ранг

ОФП Аст. торакальный 13,12 1 11,42 2 11,34 3

Мышечный 11,02 3 11,33 1 11,05 2

Дигестивный 9,38 3 14,05 1 11,20 2

РШСш (относит.) Аст. торакальный 10,9 1 9,8 3 10,16 2

Мышечный 10,8 1 10 2 8,8 3

Дигестивный 1 3 11,9 1 4,8 2

ИНПД, усл. ед Аст. торакальный -26,8 1 -21,7 3 -25,7 2

Мышечный -19,5 2 -28 1 -11,5 3

Дигестивный -15,9 3 -36,7 1 -20,4 2

Индекс напряжения, усл. ед. Аст. торакальный -25,7 2 -23,5 3 -37,4 1

Мышечный -21,6 3 -31,1 2 -37,9 1

Дигестивный -28,7 2 -21,6 3 -29,3 1

ЧСС, уд./мин. Аст. торакальный -1,9 2 -1,3 3 -4,8 1

Мышечный -0,57 3 -5,3 1 -2,9 2

Дигестивный -4 1 -2,3 3 -2,86 2

Заболева- емость Аст. торакальный -30,3 1 -22,5 3 -28,2 2

Мышечный -27,2 2 -25,6 3 -32,8 1

Дигестивный -29,2 3 -33,1 1 -30,1 2

Сумма ранговых мест Аст. торакальный 8 17 11

Мышечный 14 10 12

Дигестивный 15 10 11

Для каждого из шести индикаторов физического состояния были составлены сводные таблицы, характеризующие относительную эффективность каждого из трех экспериментальных режимов двигательной активности. Эта эффективность была выражена в виде ранга, присваемого каждому из оцениваемых режимов тренировки: ранг 1 - при наибольшем уровне позитивных изменений, ранг 2 - при среднем и ранг 3 -при наименьшем значении прироста положительных изменений в условиях воздействия экспериментального двигательного режима.

Как видно из таблицы 2, воздействие экспериментальных двигательных режимов различной направленности привело к улучшению всех исследуемых показателей физического состояния студенток. Однако выраженность этих сдвигов была существенно различна у студенток, принадлежащих к различным типам морфофункциональной конституции.

Таким образом, при оценке эффективности влияния различных двигательных режимов на целый комплекс показателей физического состояния было выявлено, что для студенток СМГ астено-торакального типа телосложения самым эффективным является режим, направленный на развитие выносливости, ведущего физического качества для данного типа телосложения. Для студенток мышечного типа телосложения наиболее значимым является режим развития скоростно-силовых качеств, также хорошо развитого у представительниц данного типа телосложения.

Для девушек дигестивного типа оказалось, что для улучшения их физического состояния требуется примерно равная доля упражнений, направленных на совершен-

ствование скоростно-силовых способностей и равномерно-пропорциональное развитие всех основных физических качеств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баевский, Р. М. Кибернетический анализ процессов управления сердечного ритма [Текст] / Р.М. Баевский // Актуальные проблемы физиологии и патологии кровообращения. - М.: Медицина, 1976. - С. 161-175.

2. Бондарь, С. Б. Оздоровительная физическая культура в специальных медицинских группах. Организация и программа занятий [Текст] : учебно-методическое пособие / С.Б. Бондарь. - Ульяновск, 2007. - С. 94-103.

3. Бунак, В. В. Антропометрия [Текст] / В.В. Бунак.- М.: Учпедгиз, 1941.-368

с.

4. Жуков, О. Ф. Технология реализации индивидуально-типологического подхода в физическом воспитании школьников 14-17 лет [Текст] / О.Ф. Жуков, С.П. Ле-вушкин. - Ульяновск: УлГУ, 2004. - 154 с.

5. Зайцева, В. В. Оптимизация двигательных режимов на основе типологических особенностей индивида [Текст] / В.В. Зайцева, В. Д. Сонькин // Физическая культура индивида. Ульяновск: УлГУ, 2004. - 1994. - С. 21-34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Карпман, В. Л. PWCl70 - проба для определения физической работоспособности [Текст] / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, Б.Г. Любина // Теория и практика физической культуры - 1969, № 10. - С. 37-40.

7. Король, В.М. Частота сокращений сердца у подростков разного уровня полового созревания в рестуционном периоде после работы до отказа [Текст] / В.М. Король, В. Д. Сонькин, Л.И. Ратушная // Теория и практика физической культуры - 1985, № 8. - С.27.

8. Лакин, Г. Ф. Биометрия [Текст] / Г.Ф. Лакин. - М.: Высшая школа, 1990. -

351 с.

9. Левушкин, С. П. Физическая подготовка школьников 7-17 лет, имеющих разные морфофункциональные типы [Текст] / С.П. Левушкин. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2006. - 232 с.

10. Сонькин, В. Д. Растем сильными и выносливыми [Текст] / В. Д. Сонькин. -М.: Знание, 1987. - 96 с.

11. Штефко, В. Г. Схемы клинической диагностики конституциональных типов [Текст] / В.Г. Штефко, А. Д. Островский - М., 1929. - 79 с.

СОДЕРЖАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО МИНИ-ФУТБОЛУ С ЖЕНЩИНАМИ 30-40 ЛЕТ Ирина Антоновна Грец, кандидат педагогических наук, доцент,

Ирина Михайловна Силованова, соискатель,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Смоленск

Аннотация

В статье рассмотрены фактические вопросы совершенствования методов спортивнооздоровительных занятий мини-футболом с женщинами 30-40 лет. Разработаны практические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительных занятий мини-футболом и вовлечению женщин 30-40 лет в систематические занятия физическими упражнениями.

Ключевые слова: мини-футбол, женщины, зрелый возраст, уровень здоровья, методика физкультурно-оздоровительных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.