Научная статья на тему 'Изменение показателей физического состояния сельских школьниц 7-17 лет разных соматотипов под воздействием двигательных режимов различной направленности'

Изменение показателей физического состояния сельских школьниц 7-17 лет разных соматотипов под воздействием двигательных режимов различной направленности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
392
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ / ТИПЫ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Блинков Сергей Николаевич, Левушкин Сергей Петрович, Косихин Виктор Петрович

В связи с тем, что уровень физического состояния является одним из главных компонентов в формировании и развитии подрастающего поколения, то изучение влияния двигательных режимов различной направленности на показатели физического состояния школьников с учетом особенностей типов телосложения, является актуальной задачей модернизации физического воспитания в системе общего образования. В данной статье представлены результаты воздействия различных режимов двигательной активности на физическую подготовленность, мышечную работоспособность в разных зонах мощности, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, заболеваемость и физическое состояния в целом школьниц 7-17 лет. Разработанная и внедренная система физической подготовки школьниц 7-17 лет с учетом типов телосложения, положительно повлияла на уровень физического состояния и здоровье школьниц Октябрьской средней школы Радищевского района Ульяновской области. В статье представлены схемы направленности двигательных режимов, а также варианты содержания четырнадцати режимов двигательной активности, оптимизирующих различные компоненты физического состояния школьниц 7-17 лет, в зависимости от задач физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Блинков Сергей Николаевич, Левушкин Сергей Петрович, Косихин Виктор Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Change of indicators of the physical condition of rural schoolgirls aged 7-17 years of different somatotype under the influence of the motor modes of various orientations

Due to the fact that the level of the physical fitness is one of the main components in formation and development of the younger generation, the studying of influence of the motor modes of various orientation on the indicators of the physical condition of school students taking into account the features of types of the constitution is the relevant problem of modernization of the physical training in system of the general education. Results of impact of the various modes of physical activity on the physical fitness, muscular working capacity are presented in this article in different zones of power, functional condition of cardiovascular system, morbidity and physical conditions in general of schoolgirls aged 7-17 years. The developed and introduced system of physical training of schoolgirls aged 7-17 years taking into account the constitution types positively affected the level of the physical fitness and health of schoolgirls of October high school of the Radishchevsky district of the Ulyanovsk region. Schemes of the orientation of the motor modes, and also versions of the content of fourteen modes of physical activity optimizing various components of the physical fitness of schoolgirls aged 7-17 years depending on problems of physical training have been presented in the article.

Текст научной работы на тему «Изменение показателей физического состояния сельских школьниц 7-17 лет разных соматотипов под воздействием двигательных режимов различной направленности»

12. Novoselskiy, S.A. (1916), Mortality and life expectancy in Russia, Petrograd, Russia.

13. Petukhov, I.N. (1949), The development ofphysical education and sport teachers' training in the USSR (1917-1948), dissertation, Moscow, USSR.

14. Starovoitova, Z.A. (1969), Sports movement in the early years of Soviet administration and the role of N.I. Podvoiskiy in its development (1918-1925), dissertation, Moscow, USSR.

15. Fedorov, L.P. (1970), The main stages in athletics development in the USSR (1917-1967), dissertation, Leningrad, USSR.

Контактная информация: Bagaevmv1964@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.01.2015.

УДК 796.011:612

ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИЦ 7-17 ЛЕТ РАЗНЫХ СОМАТОТИПОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Сергей Николаевич Блинков, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель Российской Федерации, Самарская государственная сельскохозяйственная академия (СГСХА), г. Самара; Сергей Петрович Левушкин, доктор биологических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва; Виктор Петрович Косихин, доктор педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет, г. Москва

Аннотация

В связи с тем, что уровень физического состояния является одним из главных компонентов в формировании и развитии подрастающего поколения, то изучение влияния двигательных режимов различной направленности на показатели физического состояния школьников с учетом особенностей типов телосложения, является актуальной задачей модернизации физического воспитания в системе общего образования. В данной статье представлены результаты воздействия различных режимов двигательной активности на физическую подготовленность, мышечную работоспособность в разных зонах мощности, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, заболеваемость и физическое состояния в целом школьниц 7-17 лет. Разработанная и внедренная система физической подготовки школьниц 7-17 лет с учетом типов телосложения, положительно повлияла на уровень физического состояния и здоровье школьниц Октябрьской средней школы Радищевского района Ульяновской области. В статье представлены схемы направленности двигательных режимов, а также варианты содержания четырнадцати режимов двигательной активности, оптимизирующих различные компоненты физического состояния школьниц 7-17 лет, в зависимости от задач физического воспитания.

Ключевые слова: здоровье школьников, типы телосложения, физическая подготовка, физическое состояние, физические качества, индивидуально-типологический подход.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p42-48

CHANGE OF INDICATORS OF THE PHYSICAL CONDITION OF RURAL SCHOOLGIRLS AGED 7-17 YEARS OF DIFFERENT SOMATOTYPE UNDER THE INFLUENCE OF THE MOTOR MODES OF VARIOUS ORIENTATIONS

Sergey Nikolayevich Blinkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Honored teacher of the Russian Federation, Samara State Agricultural Academy, Samara; Sergey Pe-trovich Levushkin, the doctor of biological sciences, professor, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow; Victor Petrovich Kosikhin, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow City Pedagogical University, Moscow

Annotation

Due to the fact that the level of the physical fitness is one of the main components in formation and development of the younger generation, the studying of influence of the motor modes of various orientation on the indicators of the physical condition of school students taking into account the features of

types of the constitution is the relevant problem of modernization of the physical training in system of the general education. Results of impact of the various modes of physical activity on the physical fitness, muscular working capacity are presented in this article in different zones of power, functional condition of cardiovascular system, morbidity and physical conditions in general of schoolgirls aged 7-17 years. The developed and introduced system of physical training of schoolgirls aged 7-17 years taking into account the constitution types positively affected the level of the physical fitness and health of schoolgirls of October high school of the Radishchevsky district of the Ulyanovsk region. Schemes of the orientation of the motor modes, and also versions of the content of fourteen modes of physical activity optimizing various components of the physical fitness of schoolgirls aged 7-17 years depending on problems of physical training have been presented in the article.

Keywords: health of school students, constitution types, physical preparation, physical fitness, physical qualities, individual and typological approach.

ВВЕДЕНИЕ

Двигательная активность является одним из наиболее эффективных средств оптимизации физического состояния учащейся молодежи. Вместе с тем, использование физических упражнений в физкультурно-оздоровительной деятельности не всегда дает результат. Для решения задачи повышения эффективности занятий физическими упражнениями, с точки зрения оздоровительного эффекта необходимо воздействие тренировочных нагрузок на основе индивидуально-типологического подхода.

Как правило, в физкультурно-оздоровительной деятельности с учащимися общеобразовательных школ индивидуальный подход основывается на учете уровня развития физических качеств обучающихся. Исследования, проведенные В.В. Зайцевой [6], С.Н. Блинковым [3, 4], С.П. Левушкиным [7], указывают на то, что тип телосложения и структура моторики являются важнейшими типологическими признаками, которые отражают индивидуальные особенности протекания нейромоторных и метаболических процессов в организме. В этих же работах говорится о том, что для улучшения уровня физического состояния занимающихся необходимо ориентироваться на развитие «ведущих» физических качеств.

В связи с этим, мы провели исследование с целью разработки и внедрения модернизированной методики физической подготовки школьниц 7-17 лет на основе индивидуализации тренировочных нагрузок с учетом типов телосложения и влияния нагрузок различной направленности на изменение отдельных показателей физического состояния.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В экспериментальном исследовании, проведенном нами, приняли участие 356 сельских школьниц с разными типами телосложения. Комплексное исследование мы проводили в течение одного учебного года. Обследование учащихся проводилось дважды, в начале и в конце учебного года. Испытуемые были поделены на три группы в зависимости от особенностей телосложения: в первую группу входили школьницы астено-торакального типа телосложения, во вторую - мышечного, а в третью - дигестивного соматотипа. В ходе эксперимента учителями физической культуры школы были разработаны и внедрены режимы двигательной активности различной направленности. На испытуемых школьниц, принимавших участие в эксперименте, было осуществлено воздействие трех режимов физической активности, направленное как на равномерно-пропорциональное развитие физических качеств, так и на развитие, преимущественно «ведущих» и «отстающих» двигательных качеств.

В экспериментальном исследовании был использован большой комплекс методов, позволивший оценить как индивидуальные особенности школьниц, так и их физическое состояние. Так, измерение показателей физического развития осуществлялось по общепринятой методике В.В. Бунак [5]. При определении физической подготовленности школьниц 7-17 лет использовалась батарея тестов, состоящая из бега на 30 метров и 6-минутного бега, челночного бега 3*10 метров, прыжка в длину с места, подтягивания на

низкой перекладине и теста на гибкость, характеризующих развитие основных физических качеств. При исследовании показателей физической работоспособности мы использовали велоэргометрические нагрузки в различных зонах мощности. Во время исследований измеряли величину PWCl7o [1], показатель интенсивности накопления пульсового долга (ИНПД) [8]. При исследовании сердечно-сосудистой системы использовался аускультативный метод определения артериального давления, компьютерный вариант кардиоинтервалографии [2]. Кроме того в ходе исследования определяли типы телосложения и уровень острой заболеваемости.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При анализе полученных результатов мы использовали систему оценки по ранговым местам. Всем трем экспериментальным режимам, с учетом степени выраженности их влияния (по приросту изменений конкретного показателя в %) был присвоен ранг (от I до III) для каждой возрастно-типологической группы. Чем меньше сумма ранговых мест, тем более эффективен данный тренировочный режим с точки зрения физического состояния в целом и состояния здоровья, соответственно, чем больше сумма ранговых мест, тем менее результативен режим, с точки зрения улучшения данных показателей.

Анализ результатов экспериментального исследования показал, что наиболее эффективным для улучшения физического состояния (физической подготовленности, физической работоспособности, показателей центральной гемодинамики, показателей деятельности сердечно-сосудистой системы) школьниц астено-торакального и мышечного соматотипа является режим двигательной активности с преимущественным развитием выносливости (сумма ранговых мест 11 и 12 соответственно). Таблица 1 - расширение таблицы 1 из нашей работы [3] включением в нее возрастных групп 10-17 лет. Разница заключается лишь в том, что для школьниц астено-торакального соматотипа выносливость является ведущим физическим качеством, а для представительниц мышечного со-матотипа - отстающим. Для представительниц дигестивного типа телосложения наиболее эффективен, с точки зрения влияния на физическое состояние в целом, является тренировочный режим, при котором двигательные качества развиваются комплексно (сумма ранговых мест - 14).

Таблица 1

Схема степени влияния тренировочных режимов,

оптимизирующих физическое состояние в целом и отдельных его составляющих

Типы телосложения Возраст, лет Направления оптимизации

Общая физическая подготовка Мышечная работоспособность Вегетативная регуляция Индекс здоровья Физическое состояние в целом

PWCl70 ИНПД ЧСС ИН

Астено- торакальный 7-8 В-сс-рп - - РП-В-сс СС-РП-в СС-В-рп СС-В-рп

8-9 В-РП-сс - - В-СС-рп В-РП-сс В-СС-рп В-СС-рп

9-10 РП-В-сс - - В-РП-сс В-СС-рп РП-В-сс В-РП-сс

10-11 РП-В-сс В-РП-сс РП-СС-в РП-В-сс СС-РП-в В-СС-рп В-РП-сс

11-12 РП-В-сс В-СС-рп РП-СС-в В-СС-рп В-РП-сс В-СС-рп В-РП-сс

12-13 СС-В-рп РП-СС-в В-РП-сс В-РП-сс В-СС-рп В-СС-РП В-РП-сс

13-14 РП-В-сс СС-РП-в В-СС-рп РП-СС-в РП-В-сс В-СС-рп В-СС-рп

14-15 В-РП-сс В-СС-рп В-СС-рп РП-В-сс РП-В-сс В-СС-рп В-РП-сс

15-17 РП-СС-в РП-В-сс В-СС-рп РП-В-сс СС-РП-в В-РП-сс РП-В-сс

Мышечный 7-8 РП-СС-в - - В-РП-сс РП-В-сс В-СС-рп В-РП-сс

8-9 РП-В-сс - - В-РП-сс РП-В-сс В-СС-рп В-РП-сс

9-10 РП-СС-в - - В-РП-сс В-РП-сс В-СС-рп В-РП-сс

10-11 СС-РП-в СС-В-рп СС-РП-в СС-В-рп В-СС-рп СС-В-рп СС-В-рп

11-12 В-РП-сс СС-РП-в РП-СС-в РП-СС-в В-РП-сс В-СС-рп РП-В-сс

12-13 В-РП-сс В-СС-рп РП-В-сс РП-СС-в РП-В-сс В-СС-РП В-РП-сс

13-14 В-РП-сс СС-В-рп В-РП-сс РП-СС-в РП-В-сс СС-в-рп СС-В-рп

14-15 В-РП-сс СС-РП-в В-РП-сс СС-В-рп В-РП-сс В-СС-рп В-СС-РП

15-17 В-РП-сс СС-РП-в СС-РП-в РП-В-сс В-СС-рп В-РП-сс В-РП-сс

Типы телосложения

Возраст, лет Направления оптимизации

Общая физическая подготовка Мышечная работоспособность Вегетативная регуляция Индекс здоровья Физическое состояние в целом

PWCl70 ИНПД ЧСС ИН

7-8 СС-В-рп - - РП-В-сс РП-СС-в В-СС-рп СС-РП-в

8-9 В-РП-сс - - РП-СС-в РП-СС-в РП-В-сс РП-В-сс

9-10 РП-СС-в - - В-РП-сс РП-СС-в В-СС-рп РП-В-сс

10-11 В-РП-сс В-СС-рп СС-РП-в В-РП-сс РП-В-сс СС-В-рп В-рп-сс

11-12 В-РП-сс В-РП-сс СС-РП-в РП-СС-в СС-В-рп СС-В-рп СС-В-рп

12-13 В-РП-сс В-СС-рп В-РП-сс РП-В-сс В-РП-сс В-РП-сс В-РП-сс

13-14 РП-В-сс СС-В-рп В-РП-сс РП-В-сс РП-В-сс СС-В-рп РП-В-СС

14-15 РП-В-сс РП-СС-в РП-СС-в В-СС-рп РП-В-сс В-СС-РП РП-СС-В

15-17 В-РП-сс РП-В-сс В-РП-сс В-СС-рп РП-СС-в РП-СС-в РП-В-сс

Диге-стивный

Условные обозначения:

- В - двигательный режим, преимущественно развивающий выносливость; СС - режим, направленный на развитие скоростно-силовых качеств; РП - режим, направленный на равномерно-пропорциональное развитие физических качеств; ИН - индекс напряжения;

- заглавная буква (или буквы) (полужирный шрифт) означает направленность двигательного режима, являющегося наиболее эффективным для воздействия на школьников определенного типа телосложения;

- заглавная буква (или буквы) означает второй по эффективности режим двигательной активности; _- строчная буква (или буквы) означает третий по эффективности режим двигательной активности.

Кроме того, решая задачу целенаправленного улучшения отдельных составляющих физического состояния имеется, выявленная нами возможность комбинировать режимы физической активности в соответствии с поставленными задачами (таблица 1). Так, например, для повышения у школьниц 14-15 лет мышечного соматотипа физической подготовленности и мышечной работоспособности в зоне субмаксимальной мощности необходимо, прежде всего, больше времени уделять развитию отстающего для данного соматотипа физического качества - выносливости. Однако, если мы ставим задачу повышения физической работоспособности в зоне большой мощности (аэробной производительности организма) и повышения уровня вегетативной регуляции функций организма по частоте сердечных сокращений (ЧСС), то необходимо заниматься комплексом физических упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств (таблица 1).

Говоря о развитии отстающих физических качеств, то можно сказать, что их совершенствование физическими упражнениями также приводит к хорошим результатам, если их тренировка происходит в периоды сенситивные для развития двигательных качеств. К примеру, использование средств, главным образом, развивающих выносливость, качество, не являющееся для представительниц мышечного типа телосложения ведущим, занимает ведущее ранговое положение в развитии их физической подготовленности в среднем и старшем школьном возрасте, который является сенситивным для развития выносливости у учащихся мышечного типа телосложения (Таблица 1). Наименее эффективным, с точки зрения влияния на физическое состояние в целом, является тренировочный режим, при котором развиваются отстающие физические качества (Таблица 1).

Анализ результатов экспериментальной работы дал нам возможность разработать схему 14-ти двигательных режимов (Таблица 2), направленных на оптимизацию физического состояния школьниц с разными типами телосложения. Данная схема демонстрирует направленность физических нагрузок для школьниц разных возрастно-типологических групп. Представленная схема учитывает направленность тренировочных нагрузок, способствующих эффективному решению задач влияния как на физическое состояние в целом, так и на отдельные его компоненты: двигательную подготовленность, физическую работоспособность, вегетативную регуляцию, уровень заболеваемости.

Таблица 2

Различные варианты (по объему нагрузок) режимов мышечной активности, _применяемых в физической подготовке школьниц_

Номер двигательного режима Соотношение объемов и направленности физических нагрузок (в %)

Развитие выносливости Развитие скоростно-силовых качеств Комплексное развитие

1 60 25 15

2 60 15 25

3 25 60 15

4 15 60 25

5 25 15 60

6 15 25 60

7 20 60 20

8 20 20 60

9 33 33 33

10 40 40 20

11 40 20 40

12 20 40 40

13 60 20 20

14 20 20 60

Для того, чтобы лучше понять содержание схемы оптимальных режимов двигательной активности мы представляем конкретное их описание, которое представлено в таблице 3.

Использование схемы реализации различных режимов двигательной активности позволит учителю физической культуры решать многие задачи по оптимизации физического состояния и укреплению здоровья учащихся. Так, например, для повышения уровня общей физической подготовленности и физического состояния в целом у школьниц 14-15 лет астено-торакального соматотипа необходимо использовать режим двигательной активности № 2.

Таблица 3

Схема двигательных режимов, направленных на решение задач оптимизации физического состояния в целом и отдельных его компонентов_

Направления оптимизации

Типы телосложения

Возраст, лет

Мышечная работоспособность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вегетативная регуляция

ОФП

В зоне большой мощности

В зоне субмаксимальной мощности

ЧСС

ИН

Индекс здоровья

Физическое состояние в целом

Типы телосложения

Возраст, лет

ОФП

Направления оптимизации

Мышечная работоспособность

В зоне большой мощности

В зоне субмаксимальной мощности

Вегетативная регуляция

ЧСС

ИН

Индекс здоровья

Физическое состояние в целом

Дигестив-ный

7-8

4

8-9

9-10

11

10-11

11-12

12-13

13-14

14-15

15-17

2

6

Условные обозначения: цифрами 1-13 обозначены варианты двигательные режимов, наиболее эффективные для повышения физического состояния в целом или отдельных его компонентов (ОФП, физической работоспособности в зоне большой мощности и т.д.)._

3

2

2

2

4

2

2

4

4

3

3

3

2

2

2

2

3

6

6

Если мы хотим повысить общую мышечную работоспособность и физическую работоспособность в зоне субмаксимальной мощности, то следует реализовать двигательный режим № 1. Для улучшения вегетативной регуляции у данной категории школьниц эффективнее всех в данном случае тренировочный режим № 5. В зависимости от целей и задач учитель сам выбирает наиболее приемлемый тренировочный режим.

ВЫВОДЫ

1. Выявлены особенности результатов воздействия различных вариантов режимов двигательной активности, решающие задачу повышения уровня физической подготовленности, мышечной работоспособности, совершенствования регуляции сердечнососудистой системы и улучшения здоровья школьниц 7-17 лет. Для школьниц астено-торакального и мышечного соматотипа более эффективны мышечные нагрузки с преимущественным развитием выносливости. Для школьниц дигестивного типа телосложения наиболее эффективны физические нагрузки, носящие комплексный характер.

2. Для оптимизации различных компонентов физического состояния школьниц одного возраста и соматотипа необходимо использовать разные режимы двигательной активности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абросимова, Л.И. Определение физической работоспособности детей и подростков / Л.И. Абросимова, В.Е. Карасик // Медицинские проблемы физической культуры. - 1978. - Вып. 6. - С. 38-41.

2. Баевский, Р.М. Кибернетический анализ процессов управления сердечного ритма / Р.М. Баевский // Актуальные проблемы физиологии и патологии кровообращения. - М. : Медицина, 1976. - С. 161-175.

3. Блинков, С.Н. Индивидуализация физического воспитания школьников 12-14 лет на основе учета структуры моторики : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Блинков С.Н. - М., 2000. - 24 с.

4. Блинков, С.Н. Особенности влияния физических нагрузок различной направленности на физическое состояние младших школьниц, имеющих разные типы / С.Н. Блинков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 16-20.

5. Бунак, В.В. Антропометрия / В.В. Бунак. - М. : Учпедгиз, 1941. - 368 с.

6. Зайцева, В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Зайцева В.В. - М., 1995. - 47 с.

7. Левушкин, С.П. Физическая подготовка школьников 7-17 лет, имеющих разные морфофункциональные типы : монография / С.П. Левушкин. - Ульяновск : Изд-во Ульяновск. инта повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2006. - 232 с.

8. Сонькин, В.Д. Энергетическое обеспечение мышечной деятельности школьников : автореф. дис. ... д-ра биол. наук / Сонькин В.Д. - М., 1990. - 50 с.

REFERENCES

1. Abrosimova, L.I. and Karasik, V.E. (1978), "The definition of physical health of children and adolescents", Medical problems ofphysical culture, Issue 6, pp. 38-41.

2. Bayevsky, P.M. (1976), "Cybernetic analysis of management processes of a warm rhythm", Actual problems ofphysiology and pathology of blood circulation, Medicine, Moscow, pp. 161-175.

3. Blinkov, C.H. (2000), Individualization ofphysical training of school students of 12-14 years on the basis of the accounting of structure of a motility, dissertation, Moscow.

4. Blinkov S.N. (2011), "Features of the influence of physical loads with various specificity on physical condition of the junior schoolgirls with the different types of constitution", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.71, No. 1, pp. 16-20.

5. Bunak, B.B. (1941), Anthropometry, publishing house "Uchpedgiz", Moscow.

6. Zaytseva, B.B. (1995), Methodology of an individual approach in improving physical culture on the basis of modern information technologies, dissertation, Moscow.

7. Levushkin, S.P. (2006), Physical training of school students of 7-17 years having different morph-functional types: monograph, publishing house "UIPK PRO", Ulyanovsk

8. Sonkin, V.D. (1990), Power ensuring muscular activity of school students, dissertation, Moscow.

Контактная информация: blinkovsn@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.01.2015.

УДК 796.035:612

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ КОМПОНЕНТНОГО СОСТАВА ТЕЛА ПОД ВЛИЯНИЕМ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Виктория Владимировна Василец, ассистент, Полесский государственный университет, Пинск, Республика Беларусь; Валерий Филиппович Костюченко, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Евгений Павлович Врублевский, доктор педагогических наук, профессор, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины,

Гомель, Республика Беларусь

Аннотация

В настоящей статье представлен анализ изменений компонентного состава тела женщин под влиянием оздоровительной тренировки в условиях водной среды и на суше. Выявленные различия влияния оздоровительных занятий в разных условиях внешней среды, позволяют проанализировать изменения состава массы тела после единовременной нагрузки. Проведенное исследование показало однонаправленное влияние тренировок в разных условиях внешней среды на жировой компонент массы и разнонаправленное изменение значений фазового угла, активной клеточной массы, процентного содержания активной клеточной массы в безжировой массе, показателя основного обмена, показателя общей воды организма. На основе представленных данных, указывающих на неоднородность влияния однократных тренировок в разных условиях внешней среды на параметры компонентного состава тела, могут строиться дальнейшие исследования воздействия физкультурно-оздоровительных занятий на организм занимающихся.

Ключевые слова: биоимпедансный анализ, состав массы тела, оздоровительная тренировка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.