Научная статья на тему 'Особенности влияния физических нагрузок различной направленности на физическое состояние младших школьниц, имеющих разные типы телосложения'

Особенности влияния физических нагрузок различной направленности на физическое состояние младших школьниц, имеющих разные типы телосложения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
336
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ / ТИПЫ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / SCHOOLCHILDREN'S HEALTH / TYPES OF CONSTITUTION / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL STATE / MOVING QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Блинков Сергей Николаевич

В данной статье представлены результаты влияния на двигательную подготовленность, функциональное состояние сердечнососудистой системы и заболеваемость школьниц 7-10 лет двигательных режимов различной направленности. Разработанная система физической подготовки школьниц 7-10 лет с учетом типов телосложения, положительно повлияла на уровень физического состояния и здоровье школьниц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Блинков Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the influence of physical loads with various specificity on physical condition of the junior schoolgirls with the different types of constitution

This article presents the results of influence of different motion regimes on the motion efficiency, functional condition of heart-vascular system and morbidity rate of schoolgirls at the age of 7-10 years old. The developed system of physical training for schoolgirls at the age of 7-10 years old with taking into account the types of constitution has influenced positively on the level of physical fitness and health of schoolgirls.

Текст научной работы на тему «Особенности влияния физических нагрузок различной направленности на физическое состояние младших школьниц, имеющих разные типы телосложения»

теля упругости с уменьшением квалификации спортсменов.

ВЫВОДЫ

В результате проведенных исследований были определены корреляционные зависимости между основными параметрами, определяющими функциональное состояние нервно-мышечного аппарата спортсменов и беговой тренировочной нагрузкой.

Анализ полученных результатов позволил определить значимость функциональных параметров (в процентах) в зависимости от квалификации спортсменов.

С учетом изменения функциональных параметров в течение различных тренировочных периодов возможна оптимизация беговой нагрузки с учетом разной квалификации спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башкин, В.М. Исследование изменения функционального состояния нервно-мышечного аппарата спортсменов в течение различных тренировочных периодов / В.М. Башкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 3 (49).

- С. 3-6.

2. Башкин, В.М. Коррекция беговых упражнений на основе функционального состояния нервно-мышечного аппарата спортсменов / В.М. Башкин // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. - 2010. - № 11 (69). - С. 7-11.

3. Озолин, Н.К. Настольная книга тренера : наука побеждать / Н.К. Озолин. -М. : Изд-во «Астрель» : ООО «Изд-во АСТ», 2002. - 864 с.

4. Сокунова, С.Ф. Применение интервальной гипоксической тренировки в сезонной подготовке бегунов на средние дистанции / С.Ф. Сокунова, Л.В. Коновалова, В.В. Вавилов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 5 (51).

- С. 86-88.

5. Полевщиков, М.М. Задание индивидуальной нагрузки для развития выносливости на основе использования психофизиологических параметров / М.М. Полевщиков, В.В. Роженцов // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. - 2008. -№ 7 (41). - С. 80-84.

6. Тер-Ованесян, И.А. Подготовка легкоатлета : современный взгляд / И.А. Тер-Ованесян. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 128 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796:338.28; 796.078

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИЦ, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ ТИПЫ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ

Сергей Николаевич Блинков, кандидат педагогических наук, Муниципальное образовательное учреждение Октябрьская средняя общеобразовательная школа, Радищевский район, Ульяновская область,

(МОУ Октябрьская СОШ), пос. Октябрьский

Аннотация

В данной статье представлены результаты влияния на двигательную подготовленность, функциональное состояние сердечнососудистой системы и заболеваемость школьниц 7-10 лет двигательных режимов различной направленности. Разработанная система физической подготовки школьниц 7-10 лет с учетом типов телосложения, положительно повлияла на уровень физического состояния и здоровье школьниц.

Ключевые слова: здоровье школьников, типы телосложения, физическое воспитание, физическое состояние, двигательные качества.

FEATURES OF THE INFLUENCE OF PHYSICAL LOADS WITH VARIOUS SPECIFICITY ON PHYSICAL CONDITION OF THE JUNIOR SCHOOLGIRLS WITH THE DIFFERENT TYPES OF CONSTITUTION

Sergey Nikolaevich Blinkov, the candidate of pedagogical sciences,

Municipal educational institution Oktyabrskaya secondary general school,

The Ulyanovsk region, Radishchevsky area, Settlement Oktyabrskaya

Annotation

This article presents the results of influence of different motion regimes on the motion efficiency, functional condition of heart-vascular system and morbidity rate of schoolgirls at the age of 710 years old. The developed system of physical training for schoolgirls at the age of 7-10 years old with taking into account the types of constitution has influenced positively on the level of physical fitness and health of schoolgirls.

Keywords: schoolchildren’s health, types of constitution, physical education, physical state, moving qualities.

ВВЕДЕНИЕ

Повышение уровня физического состояния организма учащихся является одной из основных задач школьного физического воспитания. Для рациональной организации и научного обоснования процесса физического воспитания школьников необходимо знание и учет особенностей естественного развития учащихся. С биологических и социальных позиций младший школьный возраст является важным этапом жизни ребенка. В этот период значительно повышается уровень развития двигательных качеств, физической работоспособности, возрастает мышечная масса, происходит адаптация к школьному обучению, продолжают созревать все системы организма [8,9].

Физические упражнения являются одним из наиболее распространенных и действенных средств оптимизации физического состояния человека. Тем не менее, использование их в оздоровительной физической культуре часто бывает малопродуктивным. Для повышения оздоровительного эффекта занятий физическими упражнениями необходимо воздействие мышечных нагрузок, основанное на реализации индивидуального подхода.

Часто в процессе физического воспитания школьников индивидуальный подход основывается на учете особенностей развития двигательных качеств учащихся. Ряд исследований, выполненных в последние годы во Всероссийском научноисследовательском институте физической культуры и Институте возрастной физиологии Российской академии образования [2,3,5,7], показали, что наиболее эффективным способом повышения двигательных возможностей человека является процесс развития «ведущих» физических качеств. Работы В.В. Зайцевой [5], С.Н. Блинкова [2,3], С.П. Левушкина [7] и других авторов свидетельствуют о том, что для эффективного повышения двигательных возможностей человека необходимо ориентироваться на развитие «ведущих» двигательных качеств. Особенности телосложения и структура моторики -важнейшие типологические признаки, отражающие индивидуальные особенности организации нейро-моторных и метаболических процессов в организме [2,3,5,7].

В связи с этим нами было проведено исследование, целью которого явилась разработка усовершенствованной методики физической подготовки сельских школьниц 7-10 лет, обеспечивающей индивидуализацию физических нагрузок на основе учета особенностей телосложения и структуры моторики.

В задачи исследования входила оценка эффективности воздействия на физическое состояние школьниц 7-10 лет трех экспериментальных тренировочных режимов, направленных на:

1) преимущественное развитие выносливости;

2) доминирующее развитие скоростно-силовых способностей;

3) равномерно-пропорциональное развитие физических качеств.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании использовался широкий спектр медико-биологических методов исследования. Физическое развитие определялось по общепринятой методике

В.В.Бунак [4]. При исследовании сердечнососудистой системы применялись электрокардиография, аускультативный метод Н.С.Короткова [6], компьютерный вариант кардиоинтервалографии [1]. Кроме того, в ходе исследования использовался комплекс педагогических методов (педагогические наблюдения, хронометрирование, комплекс двигательных тестов, педагогический эксперимент). Результаты исследования были подвергнуты математико-статистической обработке.

В педагогическом эксперименте приняли участие 77 девочек в возрасте от 7 до 10 лет включительно, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Эксперимент длился один учебный год и был основан на воздействии трех альтернативных режимов, предусматривающих как комплексное (или равномернопропорциональное) развитие двигательных способностей, так и воздействие на «ведущие» и «отстающие» физические качества.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Учет и анализ результатов экспериментальных исследований, позволили разработать нам схему двигательных режимов, способствующих оптимизации физического состояния (табл. 1), в которой дана направленность мышечных нагрузок для школьниц разных возрастов с учетом особенностей их телосложения. Эта схема, предусматривает специфику физических нагрузок, направленных на решение задач, позволяющих эффективно влиять как на физическое состояние в целом, так и на отдельные его компоненты: физическую подготовленность, вегетативную регуляцию и уровень заболеваемости.

Таблица 1

Схема направленности двигательных режимов, оптимизирующих физическое

состояние в целом и отдельные его компоненты

Типы телосложе- ния Возраст, лет Направления оптимизации

Общая физическая подготовка Вегетативная регуляция Индекс здоровья Физическое состояние в целом

ЧСС ИН

Астено- торакаль- ный 7-8 В-сс-рп РП-В-сс СС-РП-в СС-В-рп СС-В-рп

8-9 В-РП-сс В-СС-рп В-РП-сс В-СС-рп В-СС-рп

9-10 РП-В-сс В-РП-сс В-СС-рп РП-В-сс В-РП-сс

Мышечный 7-8 РП-СС-в В-РП-сс РП-В-сс В-СС-рп В-РП-сс

8-9 РП-В-сс В-РП-сс РП-В-сс В-СС-рп В-РП-сс

9-10 РП-СС-в В-РП-сс В-РП-сс В-СС-рп В-РП-сс

Дигестив- ный 7-8 СС-В-рп РП-В-сс РП-СС-в В-СС-рп СС-РП-в

8-9 В-РП-сс РП-СС-в РП-СС-в РП-В-сс РП-В-сс

9-10 РП-СС-в В-РП-сс РП-СС-в В-СС-рп РП-В-сс

Условные обозначения:

- В - двигательный режим, преимущественно развивающий выносливость; СС - режим, направленный на развитие скоростно-силовых качеств; РП - режим, направленный на равномерно-пропорциональное развитие физических качеств;

- заглавная буква (или буквы), выделенная жирным шрифтом означает направленность двигательного режима, являющегося наиболее эффективным для воздействия на школьников определенного типа телосложения;

- заглавная буква (или буквы), не выделенные жирным шрифтом означает второй по эффективности режим двигательной активности;

- прописная буква (или буквы) означает третий по эффективности режим двигательной активности.

Для лучшего понимания таблицы 1 приведем пример. Школьницы 9-10 лет ас-тено-торакального типа телосложения в колонке «физическая подготовленность»

имеют обозначения «РП-В-сс». Это свидетельствует о том, что для школьниц данной категории наиболее эффективным для развития физической подготовленности является режим двигательной активности, при котором физические качества развиваются комплексно, вторым по значимости воздействия на развитие физических качеств в целом являются комплексы физических упражнений, предусматривающие, прежде всего, развитие выносливости. И на третьем месте по эффективности воздействия являются мышечные нагрузки скоростно-силового характера.

Следует особо остановиться на школьницах 7-8 лет мышечного типа телосложения. В первом случае табличные условные обозначения «В-РП-сс» означают, что для повышения уровня физического состояния школьниц данной категории преимущественному развитию выносливости и скоростно-силовых качеств необходимо придавать равное значение, поскольку по эффективности они занимают первое место.

Одним из наиболее важных результатов исследования является вывод о том, что наиболее рациональным, эффективным для оптимизации физического состояния школьниц астено-торакального и мышечного типа телосложения, является ориентация занятий физическими упражнениями, главным образом, на развитие выносливости. Для первых это развитие ведущего двигательного качества, а для вторых - отстающего. Для представительниц дигестивного типа телосложения наиболее эффективны тренировочные нагрузки, при которых физические качества развиваются равномернопропорциональным методом.

Вместе с тем, при необходимости целенаправленного развития отдельных компонентов, характеризующих физическое состояние, существует выявленная нами возможность комбинировать двигательную активность в соответствии с конкретными целями. Так, например, для улучшения у школьниц 9-10 лет с мышечным типом телосложения вегетативной регуляции следует уделять особое внимание развитию выносливости. Однако если мы хотим повысить физическую подготовленность, то физические качества необходимо развивать, прежде всего, равномерно-пропорциональным методом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баевский, Р. М. Кибернетический анализ процессов управления сердечного ритма / Р.М. Баевский // Актуальные проблемы физиологии и патологии кровообращения. - М. : Медицина, 1976. - С. 161-175.

2. Блинков, С.Н. Индивидуализация физического воспитания мальчиков 12-14 лет на основе учета структуры моторики : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Блинков

С.Н. - М., 2000. - 24 с.

3. Блинков, С.Н. Организация и содержание физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе / С.Н. Блинков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 13-17.

4. Бунак, В.В. Антропометрия / В.В. Бунак. - М. : Учпедгиз, 1941. - 368 с.

5. Зайцева, В. В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Зайцева В.В. - М., 1995. - 47 с.

6. Косицкий, Г.И. Звуковой метод исследования артериального давления / Г.И. Косицкий. - М. : Медгиз, 1959. - 275 с.

7. Левушкин, С.П. Физическая подготовка школьников 7-17 лет, имеющих разные морфофункциональные типы : монография / С.П. Левушкин. - Ульяновск : УИПКПРО, 2006. - 232 с.

8. Основные закономерности и типологические особенности роста и физического развития / В. Д. Сонькин [и др.] // Физиология развития ребенка : теоретические и прикладные аспекты. - М. : Образование от А до Я, 2000. - С. 31-59.

9. Фарбер, Д.А. Физиология школьника / Д.А. Фарбер, И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин. - М. : Педагогика, 1990. - 64 с.

Контактная информация: [email protected] УДК 796.075; 796:338.2; 796:658

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ ВООРУЖЕННЫХ

СИЛ АНГОЛЫ

Александр Эдуардович Болотин, Заслуженный работник высшей школы РФ, полковник запаса, доктор педагогических наук, профессор,

Военный институт физической культуры,

Санкт-Петербург

Альберту Фернандес, подполковник, начальник управления Вооруженных Сил Анголы,

Луанда, Ангола

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке структурно-функциональной модели физкультурно-спортивной деятельности спортивных клубов Вооруженных Сил Анголы. Экспериментально подтверждена высокая эффективность разработанной структурно-функциональной модели физкультурно-спортивной деятельности спортивных клубов Вооруженных Сил Анголы при проведении физической подготовки с военнослужащими.

Ключевые слова: физическая подготовка; физкультурно-спортивная деятельность; военнослужащие Вооруженных Сил Анголы; структурно-функциональная модель.

STRUCTURALLY FUNCTIONAL MODEL OF SPORTS ACTIVITY FOR SPORTS

CLUBS OF ANGOLA ARMED FORCES Alexander Eduardovich Bolotin, the Honored worker of the higher school of the Russian Federation, reserve colonel, doctor of pedagogical sciences, professor,

Military institute of physical training,

St.-Petersburg

Albert Fernandez:, the lieutenant colonel, head of department of Armed forces of Angola,

Luanda, Angola

Annotation

The work presents the results of the conducted research on development the structurally functional model of sports activity for the sports clubs of Armed forces of Angola. High efficiency of the developed structurally functional model of sports activity for the sports clubs of Armed forces of Angola has been experimentally proven during the training process with the military men.

Keywords: physical preparation, sports activity, military men of Armed forces of Angola, structurally functional model.

Now questions of safety of Angola provide its Armed forces. Over the last ten years there were almost revolutionary changes in approaches to their use in interests of the state.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Problems of achievement of good results in military-professional work military men demand from them display of the whole complex physical, psycho emotional and functionality. Meanwhile, the arising exhaustion causes loss of interest to employment by physical preparation in military men, especially after planned employment on combat training. Such negative tendency stimulates search of new means, forms and methods of improvement of a physical condition and strengthening of health of military men of Armed forces of Angola. However, the carried out analysis of the scientific literature testifies that scientific-theoretical approaches to use of sports clubs in interests of improvement of process of physical preparation at the moment aren't developed, pedagogical conditions for maintenance of high efficiency of such activity are not proved, have not found reflection the questions opening the maintenance of sports activity of sports clubs. Proceeding from the above-stated, the urgency of the present research is defined:

- insufficient level of physical readiness and a functional condition of an organism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.