направлениями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Макарова, Г. А. Практическое руководство для спортивных врачей / Г. А. Макарова. -Ростов-на-Дону ; Изд-во «Баро-пресс», 2002. - S00 с.
2. Дубровский, В.И. Спортивная медицина i учебник для студ. вузов / В.И. Дубровский. -М. i ВЛАДОС, 199S. - 4S0 с.
3. Васильков, А. А. Теория и методика физического воспитания i учебник для студ. вузов / А.А. Васильков. - Ростов-на-Дону i Феникс, 200S. - 3S1 с.
4. Дембо, А.Г. Врачебный контроль в спорте / А.Г. Дембо. - М. i Медицина, 19SS. - 2SS с.
REFERENCES
1. Makarova, G. A. (2002), Practical guidance for sports doctors, publishing house "Baro-press", Rostov-on-Don.
2. Dubrovsky V. I. (199S), Sports medicine, VLADOS, Moscow.
3. Vasilkov, A.A. (200S), Theory and technique of physical training, Phoenix, Rostov-on-Don.
4. Dembo, A.G. (19SS), Medical control in sport, Medicine, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.08.2015.
УДК 796.011
ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ШКОЛЬНИЦ 7-17 ЛЕТ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сергей Николаевич Блинков, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель Российской Федерации, Самарская государственная сельскохозяйственная академия (СГСХА), г. Самара, Сергей Петрович Левушкин, доктор биологических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и
туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва
Аннотация
На основе широкомасштабных исследований разработаны стандарты физической подготовленности школьниц 7-17 лет Ульяновской области. Проведен сравнительный анализ физической подготовленности городских и сельских школьниц Ульяновской области, который выявил некоторое преимущество в общей физической подготовленности городских школьниц. При этом в силовых показателях и выносливости в большинстве возрастных групп выявлено преимущество сельских школьниц. Отмечена важность разработки региональных стандартов для оценки и коррекции, как отдельных физических качеств, так и общей физической подготовленности школьниц в целом. В статье даны рекомендации развития тех или иных двигательных качеств в том или ином возрасте как сельских, так и городских школьниц Ульяновской области.
Ключевые слова: физическая подготовленность, сельские школьницы, городские школьницы, сравнительный анализ, стандарты физической подготовленности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.08.126.p16-21
RESEARCH OF PHYSICAL FITNESS OF RURAL AND CITY SCHOOLGIRLS AGED 7-17 YEARS IN THE ULYANOVSK REGION
Sergey Nikolaevich Blinkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Honored teacher of the Russian Federation, Samara State Agricultural Academy, Samara, Sergey Petrovich Levushkin, the doctor of biological sciences, professor, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow
Annotation
The standards for the physical fitness of schoolgirls of 7-17 years of the Ulyanovsk region have been developed on the basis of large-scale researches. The comparative analysis of the physical fitness of the city and rural schoolgirls of the Ulyanovsk region has been carried out revealing some advantages in the general physical fitness of the city schoolgirls. Thus, the authors revealed better power and endurance indicators in the majority of age groups of the rural schoolgirls. Importance of development of regional standards for the assessment and correction, both separate physical qualities, and the general physical fitness of schoolgirls in general has been noted. The article presents the recommendations for development of these or those motor qualities at this or that age for the rural and city schoolgirls in the Ulyanovsk region.
Keywords: physical fitness, rural schoolgirls, city schoolgirls, comparative analysis, standards for physical fitness.
ВВЕДЕНИЕ
Для характеристики состояния здоровья детей и подростков и их физической работоспособности большое значение имеют показатели физической подготовленности. Этот вопрос изучался многими исследователями в области школьной физической культуры [1-9 и др.].
Известно, что школьная гипокинезия влияет на здоровье и физическое развитие учащихся. Негативное влияние данного фактора на развитие физических качеств подрастающего поколения во второй половине прошлого столетия и в начале 2000-х годов привело к ухудшению уровня общей физической подготовленности. В целом для девочек и девушек характерен более низкий уровень физической активности, чем для мальчиков и юношей того же возраста. Так, 64,8%; 65,0 и 67,3% девочек и девушек соответственно 11, 13 и 15 лет занимаются физическими упражнениями недостаточно часто. Это не позволяет добиться развивающего (тренирующего) эффекта занятий [10]. Большинство школьниц не в состоянии выполнить нормы Всероссийского физкультурного комплекса ГТО. Вместе с тем, известно, что именно в школьном возрасте, когда происходит интенсивный рост и биологическое созревание организма, оптимально организованный режим двигательной активности является основой хорошего уровня физического состояния на всю последующую жизнь [1, 3].
Современные условия жизни школьников не оказывают позитивное влияние на жизнь учащихся, в их досуге преобладают пассивные формы - просмотр телепередач, занятия музыкой, чтение и т.д. С поступлением в школу двигательная активность детей значительно сокращается, а режим дня становится менее упорядоченным.
Результаты исследований [1, 9 и др.] выявили наличие взаимосвязи между физической подготовленностью и частотой заболеваний школьников. Дети, имеющие более высокий уровень проявления физических качеств, болеют реже.
В связи с тем, что физическая подготовленность является объективным показателем здоровья школьников, нам представлялось очень важным исследовать проблему качественной оценки физической подготовленности сельских школьниц 7-17 лет Ульяновской области. Для решения данной проблемы необходима разработка стандартов физиче-
ской подготовленности школьниц, учитывающих возраст обучающихся, а также социально-культурные условия проживания и другие факторы.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами в 2006 году был проведены широкомасштабные исследования физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ Ульяновской области. В педагогическом тестировании приняло участие более 2500 девочек и девушек в возрасте 7-17 лет, представляющих все сельские районы Ульяновской области. Материалы такого массового исследования позволили нам разработать стандарты физической подготовленности школьниц без учета типов телосложения и нормативы физической подготовленности с учетом типов телосложения [2].
Затем мы провели сравнительный анализ физической подготовленности сельских и городских школьниц Ульяновской области. Стандарты физической подготовленности сельских школьниц Ульяновской области [2] мы сравнивали со стандартами физической подготовленности школьниц г. Ульяновска, разработанные С.П. Левушкиным в 2004 году [7].
При оценке физической подготовленности школьниц 7-17 лет нами использовалась батарея тестов, состоящая из бега на 30 метров, 6-минутного бега и челночного бега 3^10 метров, прыжка в длину с места, подтягивания на низкой перекладине и теста на гибкость. Данные двигательные тесты позволили нам оценить уровень и динамику развития основных кондиционных физических качеств таких, как сила, выносливость, быстрота, скоростно-силовые качества и гибкость, а также оценить динамику развития координационных способностей.
Результаты проведенного нами исследования представлены на рисунках 1-6.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проведенный нами сравнительный анализ физической подготовленности школьниц г. Ульяновска и Ульяновской области свидетельствует о том, что общая физическая подготовленность городских школьниц несколько выше, чем у их сверстниц из села.
Так, сельские школьницы превосходят своих городских сверстниц в большинстве возрастных групп только в выносливости и в силовых показателях (подтягиваниях на низкой перекладине) (рисунки 3-4), а городские девочки и девушки имеют более развитые скоростные, скоростно-силовые физические качества, а также гибкость и координационные способности (рис. 1-2, 5-6). В большинстве возрастных групп различия в показателях статистически достоверны (р<0,05). Наибольшее число достоверных различий (р<0,05) нами было выявлено в беге на 30 метров, в челночном беге и в прыжках в длину с места.
Результаты анализа физической подготовленности школьниц показали, что уровень развития двигательных качеств имеет достоверную (р<0,05) тенденцию к повышению в большинстве возрастных групп. Однако есть возрастные периоды, когда физическая подготовленность девочек снижается. Это возрастной период 10-12 лет и 14 лет, когда снижаются показатели в подтягиваниях на перекладине у городских школьниц и возраст 16-17 лет, где идет снижение количества подтягиваний у сельских школьниц. В возрасте 16-17 лет, как у городских, так и у сельских школьниц происходит ухудшение показателей в беге на 30 метров, в челночном беге 3*10 метров и в 6-минутном беге. В прыжках в длину с места происходит уменьшение величины прыжка у городских школьниц в 14 и в 17 лет, а у сельских - только в возрасте 17 лет. Таким образом, по окончании периода полового созревания у старшеклассниц, как города, так и села, наблюдается отсутствие прироста и тенденция к ухудшению большинства показателей физической подготовленности. На наш взгляд, это связано с тем, что в старшем школьном возрасте девушки меньше внимания уделяют занятиям физическими упражнениями, в первую оче-
редь в связи с подготовкой к выпускным экзаменам в форме ЕГЭ на фоне того, что организм старшеклассниц по окончании периода полового созревания перестраивается к выполнению своей главной функции - детородной.
8
0 6
1 4 "Н
СП
^ 2 -Н
О
№
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Возраст, лет □ Ульяновск □ Ульяновская область
ю
¡8 о
12
10 -Н
8 6 4 2 0
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Возраст, лет □ Ульяновск □ Ульяновская область
Рис. 1. Сравнительный анализ результатов бега на 30 м школьниц г. Ульяновска и Ульяновской области
Рис. 2. Сравнительный анализ результатов челночного бега на 3*10 м школьниц г. Ульяновска и Ульяновской области
г„ 1500
и и
ю
=3 1000
¡в
Ь 500 -Н к к
Л 0
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Возраст, лет □ Ульяновск □ Ульяновская область
к
и ^
н ч о С
20 15 10 5 0
зЁ
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Возраст, лет
□ Ульяновск □ Ульяновская область
Рис. 3. Сравнительный анализ результатов 6-минутого бега школьниц г. Ульяновска и Ульяновской области
Рис. 4. Сравнительный анализ результатов подтягиваний на низкой перекладине школьниц г. Ульяновска и Ульяновской области
20 15 10
0
:иш
ИЙИ
200 150
^
я к
ч
й 100 -н
и ^ ^ о
50 -н
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
а С
0
I
Возраст, лет □ Ульяновск □ Ульяновская область
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Возраст, лет
□ Ульяновск □ Ульяновская область
Рис. 5. Сравнительный анализ результатов в наклоне туловища вперед школьниц г. Ульяновска и Ульяновской области
Рис. 6. Сравнительный анализ результатов в прыжке в длину с места школьниц г. Ульяновска и Ульяновской области
ВЫВОДЫ
1. Городские школьницы 7-17 лет Ульяновской области имеют некоторое преимущество в уровне физической подготовленности в большинстве возрастных групп, по сравнению со сверстницами из сельской местности, уступая им в большинстве возрастных групп в развитии общей и силовой выносливости.
5
2. По нашему мнению, бытовая двигательная активность сельских школьниц, которые больше городских сверстниц работают в домашнем хозяйстве и на личном подворье, способствует развитию общей и силовой выносливости.
3. На уроках физической культуры городским школьницам в младшем школьном возрасте следует больше уделять внимание развитию силовой выносливости и на протяжении всего периода обучения в школе - развитию общей выносливости, в первую очередь за счет длительного бега.
4. Сельским школьницам в среднем и в старшем школьном возрасте необходимо больше внимания времени уделять развитию скоростно-силовых, скоростных двигательных качеств и гибкости, а в старшем школьном возрасте - развитию силовой выносливости.
5. Стандарты физической подготовленности должны носить региональный характер и учитывать климатогеографические и природно-социальные условия проживания учащихся.
6. Использование стандартов физической подготовленности школьниц 7-17 лет позволило оценить уровень физической подготовленности занимающихся в целом, и по отдельным двигательным качествам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блинков, С.Н. Организация и содержание физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе : монография / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин. - Ульяновск : Изд-во Ульяновского гос. техн. ун-та, 2012. - 191 с.
2. Блинков, С.Н. Стандарты физической подготовленности школьниц Ульяновской области разных типов телосложения / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин. - Ульяновск : Изд-во Ульяновского гос. техн. ун-та, 2007. - 24 с.
3. Гапоненко, Е.В. Физическая подготовка школьниц старших классов на основе учёта оздоровительной эффективности нагрузок : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Гапоненко Е.В. -Малаховка, 1999. - 23 с.
4. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников / А.А. Гужаловский. -Минск : Народная Асвета, 1978. - 88 с.
5. Левушкин, С.П. Исследование физического состояния учащейся молодежи : монография / С.П. Левушкин, В.А. Хамзина, С.Н. Блинков. - Ульяновск : Изд-во Ульяновского гос. техн. ун-та, 2013. - 162 с.
6. Левушкин, С.П. Нормативы физической подготовленности школьников г. Самары : учебно-методическое пособие / С.П. Левушкин С.Н. Блинков, А.В. Мещеряков. - М. : Перо, 2014. -22 с.
7. Левушкин, С.П. Стандарты физической подготовленности школьников г. Ульяновска / С.П. Левушкин, О.Ф. Жуков. - Ульяновск : Изд-во Ульяновск. ин-та повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2004. - 32 с.
8. Левушкин, С.П. Стандарты физической подготовленности школьников Ульяновской области разных типов телосложения / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин. - Ульяновск : Изд-во Ульяновск. гос. ун-та, 2007. - 24 с.
9. Левушкин, С.П. Физическая подготовка школьников 7-17 лет, имеющих разные морфофункциональные типы : монография / С.П. Левушкин. - Ульяновск : Изд-во Ульяновск. инта повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2006. - 232 с.
10. Фёдоров, А.И. Поведенческие факторы здоровья детей и подростков: гендерный аспект / А.И. Фёдоров, С.Б. Шарманова, Г.К. Кулагина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 3. - С. 9-12.
REFERENCES
1. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P. (2012), Organization and the content of sports and improving work at rural school: monograph, publishing house the Ulyanovsk State technical University, Ulyanovsk.
2. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P. (2007), Standards of physical fitness of schoolgirls of the Ulyanovsk region of different types of a constitution, publishing house the Ulyanovsk State technical Uni-
versity, Ulyanovsk.
3. Gaponenko, E.V. (1999), Physical training of schoolgirls of the senior classes on the basis of the accounting of improving efficiency of loadings, dissertation, Malakhovka.
4. Guzhalovsky, A.A. (1978), Development of motive qualities in school students, National Asveta, Minsk, Belarus.
5. Levushkin, S.P. Hamzina, V.A. and Blinkov, S.N. (2013), Research of a physical condition of the studying youth: monograph, publishing house the Ulyanovsk State technical University, Ulyanovsk.
6. Levushkin, S.P., Blinkov, S.N. and Meshcheryakov, A.V. (2014), Standards of physical fitness of school students of Samara: educational and methodical grant, Feather, Moscow.
7. Levushkin, S. P. and Zhukov O. F. (2004), Standards ofphysical fitness of school students of Ulyanovsk, publishing house UIPKPRO, Ulyanovsk.
8. Levushkin, S. P. and Blinkov S.N. (2007), Standards of physical fitness of school students of the Ulyanovsk region of different types of a constitution, publishing house Ulyanovsk State University, Ulyanovsk.
9. Levushkin, S.P. (2006), Physical training of school students of 7-17 years having different morph-functional types: monograph, publishing house UIPKPRO, Ulyanovsk.
10. Fedorov, A.I., Sharmanova, S.B. and Kulagina, G.K. (2007), "Behavioral factors of health of children and teenagers: gender aspect", Physical culture: education, education, training, No. 3, pp. 9-12.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.08.2015.
УДК 796.011
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЭКОНОМИЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРИКЛАДНОМУ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Виктория Леонидовна Бочковская, кандидат педагогических наук, доцент,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Мария Сергеевна Назарова, соискатель,
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
(СПбГУ ГА)
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению факторов, определяющих необходимость использования методики для улучшения экономичности движений при обучении прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации.
В качестве основных факторов, определяющих необходимость использования методики для улучшения экономичности движений при обучении прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации, респонденты отметили необходимость создания правильного динамического стереотипа прикладного плавания на основе совершенствования экономичности движений, а также наличие индивидуально-вариативных целевых ориентиров при обучении студентов прикладному плаванию. Респонденты обратили внимание также на такие факторы как необоснованно завышенные энергетические траты при освоении разных стилей прикладного плавания, а также на недостаточное применение специальных упражнений для развития экономичности движений у студентов. Большое значение имеют особенности техники выполнения движений в прикладном плавании, а также наличие недостаточного уровня развития экономичности движений при выполнении элементов прикладного плавания. Менее важными факторами являются связь эффективности деятельности по спасению людей с показателями экономичности движений прикладного плавания и необходимость длительного нахождения в водной среде при выживании в чрезвычайных ситуациях.
Ключевые слова: факторы; прикладное плавание; студенты вузов гражданской авиации; экономичность движений.