Научная статья на тему 'Реакция на воздействие физических нагрузок различной направленности показателей сердечного ритма школьниц 11-14 лет'

Реакция на воздействие физических нагрузок различной направленности показателей сердечного ритма школьниц 11-14 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
98
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПЫ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ / СЕРДЕЧНЫЙ РИТМ / ШКОЛЬНИЦЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Блинков Сергей Николаевич, Бувашкин Олег Евгеньевич

В работе представлены результаты воздействия двигательных нагрузок различной направленности на показатели сердечного ритма школьниц-подростков 11-14 лет. Выявлено, что наиболее полезной, с точки зрения влияния на показатели сердечного ритма, является тренировочный режим, при котором физические качества развиваются равномерно-пропорциональным методом. Об этом свидетельствует наибольшее достоверное (р<0,05) уменьшение ИН (на 14,6%). Второе и третье место занимают группы школьниц, развивавших отстающие и ведущие физические качества соответственно, где произошел прирост показателя ИН, что указывает на высокую степень напряженности регуляторных механизмов сердца. Результаты исследования могут быть использованы учителем физической культуры в общеобразовательной школе при организации двигательной деятельности школьниц подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Блинков Сергей Николаевич, Бувашкин Олег Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reaction to impact of physical activities of various orientation on indicators of heart rhythm of schoolgirls aged 11-14 years old

The study presents the results of influence of motor loads of various orientations on the indicators of heart rhythm of teenage schoolgirls aged 11-14 years. It has revealed that the most useful, from the point of view of influence on indicators of heart rhythm, is the training mode at which the physical qualities are developed by the uniform and proportional method. It is testified by the most reliable (р<0.05) reduction of IN (by 14.6%). The second and third place is taken by the groups of the schoolgirls developing the lagging behind and leading physical qualities respectively where there was IN indicator gain that indicates high degree of tension of regulatory mechanisms of heart. The results of the research may be used by the teacher of physical culture at comprehensive school when organizing the motor activity of schoolgirls at the teenage age.

Текст научной работы на тему «Реакция на воздействие физических нагрузок различной направленности показателей сердечного ритма школьниц 11-14 лет»

REFERENCES

1. Alagalova, N.A. (1979), Psychological aspects of infraslow rhythmic activity of the brain, Nauka, Moscow.

2. Baba-zade, A.A. Ozolin, N.N., Fokin, V.F., Klimrnko, L.L. and Konkova, A.F. (1989), "Analysis of level of constant potentials of the brain as a method of operative and current control status of athletes", Theory and practice ofphysical culture, No.5, pp. 42-44.

3. Bindusov, E.E. and Maryankova, D.A. (2016), "Comparative analysis of impact of some types of fitness training on students of technical college", Physical training and sports training, No. 4 (18), pp. 12-18.

4. Danko S.G. and Vesnenok D.G. (1977), "Technique of investigation of slow electrical potentials of the brain", Journal of Human physiology, Vol. 3, No. 3, pp 557-559.

5. Ilyukhina, V. A. (1977), Slow bioelectricalprocesses of the human brain, Nauka, Leningrad.

6. Khabibullina, I. R. (2009), "Level of constant potentials of the brain as an indicator of adaptation of athletes to take up fencing", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, - pp. 78-80.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.12.2016

УДК 796.011:612.66

РЕАКЦИЯ НА ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ШКОЛЬНИЦ 1114 ЛЕТ

Сергей Николаевич Блинков, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель Российской Федерации, Самарская государственная сельскохозяйственная академия, г. Самара, Олег Евгеньевич Бувашкин, аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва

Аннотация

В работе представлены результаты воздействия двигательных нагрузок различной направленности на показатели сердечного ритма школьниц-подростков 11-14 лет. Выявлено, что наиболее полезной, с точки зрения влияния на показатели сердечного ритма, является тренировочный режим, при котором физические качества развиваются равномерно-пропорциональным методом. Об этом свидетельствует наибольшее достоверное (р<0,05) уменьшение ИН (на 14,6%). Второе и третье место занимают группы школьниц, развивавших отстающие и ведущие физические качества соответственно, где произошел прирост показателя ИН, что указывает на высокую степень напряженности регуляторных механизмов сердца. Результаты исследования могут быть использованы учителем физической культуры в общеобразовательной школе при организации двигательной деятельности школьниц подросткового возраста.

Ключевые слова: типы телосложения, сердечный ритм, школьницы.

REACTION TO IMPACT OF PHYSICAL ACTIVITIES OF VARIOUS ORIENTATION ON INDICATORS OF HEART RHYTHM OF SCHOOLGIRLS AGED

11-14 YEARS OLD

Sergey Nikolaevich Blinkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Honored teacher of the Russian Federation, Samara State Agricultural Academy, Samara, Oleg Evgenyevich Buvashkin, the post-graduate student,

Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

The study presents the results of influence of motor loads of various orientations on the indicators of heart rhythm of teenage schoolgirls aged 11-14 years. It has revealed that the most useful, from the

point of view of influence on indicators of heart rhythm, is the training mode at which the physical qualities are developed by the uniform and proportional method. It is testified by the most reliable (р<0.05) reduction of IN (by 14.6%). The second and third place is taken by the groups of the schoolgirls developing the lagging behind and leading physical qualities respectively where there was IN indicator gain that indicates high degree of tension of regulatory mechanisms of heart. The results of the research may be used by the teacher of physical culture at comprehensive school when organizing the motor activity of schoolgirls at the teenage age.

Keywords: constitution types, heart rhythm, schoolgirls.

ВВЕДЕНИЕ

Среди показателей состояния здоровья детей важное место занимают показатели центральной гемодинамики, на которые существенное влияние оказывают занятия физической культурой и спортом. Снижение двигательной активности современных школьников, в том числе, привело к серьезным последствиям, и прежде всего к резкому ухудшению состояния здоровья учащихся в последние годы [2-7].

Существенным критерием функционального состояния сердца и сосудов являются показатели сердечного ритма. При улучшении функционального состояния сердечно -сосудистой системы вследствие систематических занятий физическими упражнениями происходят закономерные изменения показателей вариационной пульсометрии, отражающие рост преобладания парасимпатических влияний на сердце: увеличивается Мо, Х; уменьшается АМо и индекс напряжения сердечной деятельности (ИН). Это позволяет при динамических наблюдениях осуществлять эффективный контроль влияния тренировочного процесса на организм занимающихся физической культурой и спортом [1].

Целью проведенного нами исследования явилось изучение влияния нагрузок различной направленности на изменения показателей сердечного ритма школьниц 11-14 лет.

В задачи исследования входила оценка эффективности воздействия на показатели сердечного ритма школьниц 11-14 лет трех экспериментальных тренировочных режимов, направленных на: преимущественное развитие выносливости; доминирующее развитие скоростно-силовых способностей; равномерно-пропорциональное развитие физических качеств.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняло участие 158 школьниц, имеющих разные типы телосложения. Комплексное исследование проводилось в течение одного учебного года. Обследуемые были поделены на три группы в зависимости от типа телосложения: первую группу составили девочки астено-торакального, вторую - мышечного, а третью - диге-стивного типа телосложения. На школьниц, принимавших участие в эксперименте, осуществлялось воздействие режимов физических нагрузок, предусматривающее как равномерно-пропорциональное развитие двигательных способностей, так и преимущественное воздействие на «ведущие» и «отстающие» физические качества.

В ходе исследования определялся ИН с помощью компьютерного варианта кар-диоинтервалографии [1].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В проведенном исследовании влияния нагрузок различной направленности нами выполнялся математический анализ сердечного ритма (СР) школьниц, отнесенных к различным экспериментальным группам. Результаты математического анализа сердечного ритма девочек 11-14 лет представлены на рисунке 1.

Сопоставляя темпы прироста показателей сердечного ритма в группе девочек 1114 лет (рисунок 1), мы выявили, что наиболее приемлемой для девочек-подростков является нагрузка, при которой физические качества (ФК) развиваются равномерно-пропорциональным методом. Об этом свидетельствует наибольшее достоверное (р<0,05)

уменьшение ИН (на 14,6%). На последнем месте группа учащихся, развивавших ведущие физические качества, где произошел достоверный прирост (р<0,05) показателя ИН (на 53,1%), что указывает на высокую степень напряженности регуляторных механизмов сердца. Промежуточное положение занимает группа, развивавшая отстающие ФК, где ИН вырос по сравнению с началом эксперимента (на 21,8%), что также указывает на негативную динамику в регуляции сердечной деятельности.

о &

&

60 40 20 0 -20

-53-г

15,4

9,9 5,8 -Л. 5,4 08 9,1

i-1-1 0,8

21,8

□ВЕДУЩЕЕ □ РАВНОМЕРНОЕ □ ОТСТАЮЩЕЕ

Рисунок 1 - Сравнительные данные прироста показателей кардиоинтервалографии девочек 11-14 лет. По оси ординат - % прироста. По оси абсцисс - единицы измерения, усл.ед.: 1 - АМо; 2 - X; 3 - ИН.

ВЫВОДЫ

1. При организации процесса физического воспитания со школьницами-подростками 11-14 лет, с целью позитивного влияния на показатели сердечного ритма, необходимо, прежде всего, придерживаться тренировочных нагрузок, развивающих физические комплексно.

2. При комплексном развитии физических качеств у школьниц-подростков учитель физической культуры должен использовать средства физического воспитания из программы по физической культуре для средних классов общеобразовательной школы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баевский, Р.М. Кибернетический анализ процессов управления сердечного ритма / Р.М. Баевский // Актуальные проблемы физиологии и патологии кровообращения. - М. : Медицина, 1976. - С. 161-175.

2. Баранов, А.А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях : руководство для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 437 с.

3. Блинков, С.Н. Взаимосвязь системы физкультурно-оздоровительной работы с развитием человеческого капитала сельских школьников / С.Н. Блинков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 34-39.

4. Блинков, С.Н. Влияние физических нагрузок различной направленности на состояние регуляции вегетативных функций организма школьниц 7-17 лет / С.Н. Блинков, О.Е. Бувашкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 2 (84). - С. 22-26.

5. Блинков, С.Н. Организация и содержание физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе : монография / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин. - Ульяновск : [б.и.], 2012. - 191 с.

6. Блинков, С. Н. Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы в условиях сельской школы на основе учета индивидуально-типологических особенностей учащихся : монография / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин. - Кинель : [б.и.], 2016. - 390 с.

7. Левушкин, С.П. Исследование физического состояния учащейся молодежи : монография / С.П. Левушкин, В.А. Хамзина, С.Н. Блинков. - Ульяновск : [б.и.], 2013. - 162 с.

REFERENCES

1. Bayevsky, R.M. (1976), "Cybemetic analysis of management processes of a warm rhythm", Urgentproblems of physiology andpathology of blood circulation, Medicine, Moscow, pp. 161-175.

2. Baranov, A.A., Kuchma, V.R. and Sukhareva, L.M. (2008), Assessment of the state of health of children. New approaches to scheduled and improving maintenance in educational institutions: management for doctors, GEOTAR-media, Moscow.

3. Blinkov, S.N. (2014), "Interrelation of system of sports and improving work with development of a human capital rural school students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 34-39.

4. Blinkov, S.N. and Buvashkin, O.E. (2012), "Influence of physical activities of various orientation on a condition of regulation of vegetative functions of an organism of schoolgirls of 7-17 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 84, No. 2, pp. 22-26.

5. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P. (2012), Organization and content of sports and improving work at rural school: monograph, UlGTU, Ulyanovsk.

6. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P. (2016), Enhancement of sports and improving work in the conditions of rural school on the basis of accounting of individual and typological features of pupils: monograph, RITS SGSHA, Kinel.

7. Levushkin, S.P., Hamzina, V.A. and Blinkov, S.N. (2013), Research of a physical condition of the studying youth: monograph, UlGTU, Ulyanovsk.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.01.2017

УДК 796.56

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ДИСТАНЦИЙ В БЕГОВЫХ ВИДАХ ОРИЕНТИРОВАНИЯ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СТРУКТУРЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виктория Александровна Брайцева, соискатель, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУВО СГАФКСТ), Смоленск

Аннотация

В статье рассматриваются закономерности соревновательной деятельности спортсменов 1516 лет, специализирующихся в ориентировании бегом. С целью повышения качества планирования тренировочных дистанций было изучено 275 соревновательных трасс заданного направления на этапе спортивного совершенствования. В результате применения аппарата морфологического анализа установлено, что тренировочные дистанции, спланированные как учебно-тренировочные задания, с конкретизацией их длины, количества контрольных пунктов, числа повторов и серий выполнения, длительностью пауз отдыха и скоростью передвижения, могут эффективно применяться в учебно-тренировочном процессе спортсменов-ориентировщиков различного возраста при формировании технико-тактических действий в стандартных ситуациях.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, юные спортсмены, технико-тактическая подготовка, соревновательные стандартные ситуации, морфологический анализ.

DESIGN OF TRAINING DISTANCES IN TRACK ORIENTEERING AT STAGE OF SPORTS PERFECTION ON THE BASIS OF MORPHOLOGICAL ANALYSIS OF STRUCTURE OF COMPETITIVE ACTIVITY

Victoria Aleksandrovna Braitseva, the competitor, Smolensk State Academy of Physical Education, Sports and Tourism, Smolensk

Annotation

The article discusses the patterns of competitive activity of athletes aged 15-16 years old, specializing in orienteering running. With the aim of improving the quality of planning of the training loads there were studied 275 competitive routes with the specified direction at the stage of sports perfection. In the result of application of the morphological analysis it has been found that the training distances, planned as a training task, with specifying their length, number of checkpoints, number of repetitions and series of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.