Научная статья на тему 'Реализация индивидуально-типологического подхода в физическом воспитании студенток с нарушениями функций щитовидной железы'

Реализация индивидуально-типологического подхода в физическом воспитании студенток с нарушениями функций щитовидной железы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
168
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Голомолзина Валентина Петровна, Бондарь Семен Борисович, Лёвушкин Сергей Петрович

В статье изложены результаты эксперимента по изучению воздействия физических нагрузок различной направленности на физическое состояние студенток специальной медицинской группы. Приведена система специальной физической подготовки студенток, большая часть которых имеют заболевания щитовидной железы ее этапы, составлена динамика показателей физического развития, двигательной подготовленности, функционального состояния сердечно-сосудистой системы, наблюдаемые в течение трех лет эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Голомолзина Валентина Петровна, Бондарь Семен Борисович, Лёвушкин Сергей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация индивидуально-типологического подхода в физическом воспитании студенток с нарушениями функций щитовидной железы»

УДК 615

В. П. Голомолзина, С. Б. Бондарь, С. П. Левушкин

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

В статье изложены результаты эксперимента по изучению воздействия физических нагрузок различной направленности на физическое состояние студенток специальной медицинской группы. Приведена система специальной физической подготовки студенток, большая часть которых имеют заболевания щитовидной железы; ее этапы, составлена динамика показателей физического развития, двигательной подготовленности, функционального состояния сердечно-сосудистой системы, наблюдаемые в течение трех лет эксперимента.

Задача сохранения и укрепления здоровья молодежи является одной из наиболее важных для любого общества. Однако в России, по данным разных авторов, от 23 до 50 % студентов вузов имеют различные заболевания и отклонения в состоянии здоровья [1-3]. Диапазон заболеваний студентов специальных медицинских групп (СМГ) весьма значителен. И хотя лидирующее место по-прежнему занимают сердечно-сосудистые заболевания, в последние годы наметилась устойчивая тенденция увеличения количества студентов, имеющих нарушения функций щитовидной железы.

Большое количество заболеваний щитовидной железы связано с ухудшением экологической, в том числе радиационной обстановки, особенно в зонах, подвергшихся воздействию последствий аварии на Чернобольской АС. В настоящее время в некоторых районах Урала и Поволжья выявлено большое число детей и подростков, страдающих от гипофункции щитовидной железы радиогенной природы. Последствия такого состояния сказываются на состоянии здоровья людей на протяжении всей жизни [4, 5].

На территории Ульяновской области эндемический зоб является одним из наиболее распространенных заболеваний щитовидной железы. В результате широких государственных лечебных мероприятий эндемический зоб в СССР был ликвидирован как массовое заболевание. Однако снижение внимания к вопросам профилактики эндемического зоба (отсутствие достаточного количества йодированной соли, нормальных условий ее хранения и др.) продолжает приводить к росту частоты случаев эндемического зоба, что диктует необходимость координации научных исследований и мероприятий, направленных на профилактику этого заболевания [4].

По результатам медицинского осмотра в 2006-2007 гг. 26,25 % студен-тов-первокурсников Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии (УГСХА) были определены в специальную медицинскую группу, а 6,56 % освобождены от занятий по физическому воспитанию. При этом за последние годы отмечается увеличение числа студентов с заболеваниями щитовидной железы. Так, в 2005-2006 учебном году первокурсников, имеющих отклонения в деятельности щитовидной железы, было 7 %, в 2006-2007 гг. -8,72 %, 2007-2008 гг. - 9,88 %. Процентное соотношение первокурсников СМГ, имеющих нарушения функций щитовидной железы, составило 27,6 % от общего их числа. Причем подавляющее большинство такого рода студентов - девушки.

Одним из направлений профилактической деятельности, способным совместно с другими мероприятиями помочь в решении данной проблемы, является реализация дифференцированного подхода в физическом воспитании студентов с нарушениями функций щитовидной железы, подразумевающего тщательное изучение индивидуальных особенностей каждого студента с последующим распределением их по сходным типологическим признакам на определенные группы для решения оздоровительных и образовательных задач.

В последние годы встречается немало работ, в которых представлены результаты исследований морфофункционального развития школьников разных соматотипов и построение на этой основе эффективных методик, технологий и систем физической подготовки [6-11]. Однако комплексных исследований физического состояния и влияния физических нагрузок различной направленности на разные компоненты физического состояния студенток СМГ разных соматотипов не проводились. Тем не менее новые знания, получаемые в результате такого рода исследований, могут стать теоретическим фундаментом для организации рациональной системы двигательной активности студенток с ослабленным здоровьем.

В связи с этим нами было проведено исследование, целью которого явилась проверка эффективности воздействия на физическое состояние студенток СМГ разных соматотипов физических нагрузок различной направленности и разработка рациональной системы физической подготовки, учитывающей особенности телосложения и нарушения в состоянии здоровья.

Для решения поставленной цели в эксперименте использовался широкий спектр медико-биологических и педагогических методов исследования. Физическое развитие изучалось по общепринятой методике В. В. Бунак [12]. Физическая работоспособность определялась по величине PWC170 [13] и показателю интенсивности накопления пульсового долга [14]. При исследовании сердечно-сосудистой системы применялся компьютерный вариант кардио-интервалографии [15] и аускультативный метод определения артериального давления (АД) по Н. С. Короткову. Типы телосложения определялись по схеме

В. Г. Штефко, А. Д. Островского [16]. Кроме того, в ходе исследования использовались такие педагогические методы, как педагогические наблюдения, хронометрирование, двигательные тесты, педагогический эксперимент. Результаты исследования были подвергнуты математико-статистической обработке [17].

В исследовании, длительность которого составила три года, приняли участие 102 студентки УГСХА, отнесенные по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу. Среди исследуемых девушек 70 % имели нарушения функции щитовидной железы.

Реализация поставленной в исследовании цели осуществлялась в ходе педагогического эксперимента, состоящего из трех этапов реабилитации [2]. На первом этапе, длительность которого составила один календарный год, решались следующие задачи:

1) определение показаний и противопоказаний для занятий оздоровительными видами и формами физической культуры;

2) определение исходных показателей физического развития, физической подготовленности, функционального и психоэмоционального состояния студенток;

3) разработка индивидуального двигательного режима, предусматривающего основные разделы государственной программы по физическому воспитанию;

4) определение методов контроля и самоконтроля за изменениями, происходящими в организме студенток, с учетом степени патологических отклонений и уровня физической подготовленности.

Общее время проведения занятий в первые две-четыре недели не превышало 60 мин., а моторная плотность - 30-40 %. Постепенно к концу первого - середине второго месяца время занятий достигло академической нормы (90 мин.), а моторная плотность оставалась без изменений. «Рабочая» частота сердечных сокращений составляла 110-130 уд/мин.

На втором этапе педагогического эксперимента (второй этап реабилитации) решались задачи, позволяющие:

1) увеличить диапазон применяемых физических нагрузок и улучшить адаптацию к ним со стороны основных вегетативных систем организма студенток;

2) улучшить физическую подготовленность, функциональное и психоэмоциональное состояние организма;

3) повысить уровень теоретических знаний, практических умений и навыков, направленных на овладение современными средствами, методами и технологиями оздоровительной физической культуры.

На данном этапе моторная плотность постепенно увеличивалась до 60 %. В конце второго этапа реабилитации был проведен контрольный урок, плотность которого составила 60 %, позволивший объективно оценить соответствие данных двигательных режимов функциональным и физическим возможностям занимающихся, их готовности перехода к третьему этапу реабилитации.

На третьем этапе реабилитации решались следующие задачи:

1) расширение и увеличение диапазона воздействия средств физической культуры, способствующих выходу на индивидуально допустимую для данных лиц физическую нагрузку;

2) разработать и внедрить в учебный процесс двигательные режимы различной направленности с целью создания рациональной системы физической подготовки студенток, имеющих разные типы телосложения;

3) активизировать познавательную и креативно значимую деятельность студенток по совершенствованию и развитию уровня знаний и умений в области физической культуры, здорового образа жизни;

4) способствовать ликвидации остаточных патологических нарушений.

После анализа результатов двигательных тестов и функциональных

проб нами были установлены оптимальные, достигнутые на первом и втором этапах реабилитации нормативы физиометрических показателей физического развития, физической подготовленности, функционального и психоэмоционального состояния. На третьем этапе реабилитации моторная плотность занятий увеличилась до 70-80 %. Анализ отдельных данных физического состояния студенток СМГ в конце третьего этапа реабилитации позволил установить позитивный их прирост и благоприятную динамику.

В таблице 1 представлена динамика отдельных показателей физического развития, двигательной подготовленности, функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) и их балльная оценка. Как видно из данной таблицы, на протяжении всего исследуемого периода выявлена в целом положительная динамика. Однако улучшение данных результатов происходит неодинаково.

Таблица 1

Изменение показателей физического состояния студенток СМГ в зависимости от этапа реабилитации

Этапы реабилитации

№ Показатели 1 этап 2 этап 3 этап

п/п Начало Окончание Изменения, Начало Окончание Изменения, Начало Окончание Изменения,

эксперимента эксперимента % эксперимента эксперимента % эксперимента эксперимента %

1 Бег 100 м, сек 19,23 ±0,2 19,16 ±0,21 0,36 [III] 19,17 ±0,22 18,52 ± 0,16 3,39* [I] 18,5 ±0,19 18,25 ±0,16 1,35 [II]

2 Бег 12 мин, м 1640 ±24,8 1705,7 ±22,6 4,01 * [III] 1756,8 ±20,1 1849,1 ±26,8 5,25* [III 1835,3 ± 17,5 1983,6 ± 18,6 8,08* [I]

3 Наклон туловища вперед, см 8,1 ±0,77 9,8 ±0,81 21* [II] 10 ±0,80 12,1 ±0,69 21* [III 11,3 ±0,60 14,3 ±0,59 26,5* [11

4 Отжимания, количество раз 15,6 ±0,70 18,7 ±0.74 19,9* [I] 19,9 ± 0,64 23,6 ± 0,79 18,6* [II] 22,8 ±0,71 25,2 ±0,75 10,5* [III]

5 Поднятие туловища, количество раз 26,3 ± 0,99 32 ± 1,21 21,7* [III] 34,3 ± 1,12 43,2 ± 1,76 25,9* [I] 39,1 ± 1,12 48,4 ± 1,30 23,8* [II]

6 Прыжок в длину с места, см 154,8 ± 1,7 158,5 ± 1,78 2,39* [III] 159 ± 1,58 164,1 ± 1,71 3,21 [I] 163,9 ± 1,45 168,2 ± 1,61 2,62* [II]

7 Динамометрия правой кисти, кг 22,7 ±0,61 24,3 ± 0,59 7,05* [II] 24,4 ± 0,55 26 ± 0,59 6,56* [III] 25,7 ±0,52 27,1 ±0,60 8,4* [I]

8 Динамометрия левой кисти, кг 20,8 ± 0,62 21,9 ±0,65 5,29* [III] 22,2 ± 0,56 24,1 ±0,58 8,56* [III 23,4 ±0,52 25,8 ±0,51 10,26* [I]

9 САД, мм рт. ст. 117,5 ± 1,04 114,3 ± 1,36 -2,72* [I] 114,8 ± 1,37 112,3 ±0,84 -2,18* [II] 112,4 ± 1,15 111,5 ±0,74 -0,80 [III]

10 ДАД, мм рт. ст. 79,7 ± 0,95 73,8 ± 0,80 -7,4* [I] 74,3 ± 1,17 71,6 ±0,98 -3,63* [II] 70,1 ± 1,04 67,7 ± 0,80 -3,42* [III]

11 ПАД, мм рт. ст 37,8 ±0,72 40,5 ± 0,63 7,14 [I] 40,5 ± 0,88 40,7 ± 0,69 0,49 [III] 42,3 ± 0,60 43,8 ±0,59 3,55* [II]

12 СрАД 92,3 ± 0,93 87,3 ± 0,74 -5,42* [I] 87,8 ± 1,17 85,2 ± 0,84 -2,16* [III] 84,5 ± 0,98 82,3 ± 0,67 -2,60* [II]

13 Жизненный индекс, мл/кг 45,1 ±0,97 48,4 ± 1,13 7,3* [III] 48,9 ± 1,02 54,4 ± 1,22 11,2* [I] 54,4 ± 0,94 59,3 ± 1,07 9,0* [II]

14 ЧСС, уд/мин 80,7 ± 0,79 78,2 ±0.71 -3,1* [III] 78,4 ± 0,78 75,8 ± 0,74 -3,32* [II] 75,9 ±0.73 72,2 ±0,82 -4,07* [I]

15 Индекс Руфье в покое, усл.ед. 5,8 ±0,18 5,2 ±0,13 -10,3* [III] 5,12 ±0,17 4,11 ±0,22 -19,7* [П] 3,97 ±0,12 2,8 ±0,16 -29,5* [I]

16 Сумма ранговых мест 33 29 27

Примечание. Цифры в квадратных скобках означают ранговое место; * - наличие достоверных различий при р < 0,05.

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

Так, на первом этапе реабилитации отмечается менее значительный прирост по многим исследуемым показателям физической подготовлености. При этом наибольшие позитивные изменения показателей артериального давления выявлены на первом этапе реабилитации. На втором этапе реабилитации в наибольшей степени растут показатели жизненного индекса и улучшаются результаты двигательных тестов, характеризующих уровень развития быстроты, силовой выносливости и скоростно-силовых качеств. На третьем этапе реабилитации выявлен наиболее заметный прирост таких показателей двигательных тестов, как 12-минутный бег, наклон туловища вперед и динамометрия кисти, характеризующих уровень развития общей выносливости, гибкости и силы. На данном этапе выявлено наиболее заметное снижение ЧСС и индекса Руфье в покое, что свидетельствует об оптимизации функционального состояния ССС. Низкая величина жизненного индекса, выявленная на первом этапе, приблизилась к средним результатам в конце исследования и составила 59,3 мл/кг.

Наибольшие позитивные изменения исследуемых показателей физического состояния отмечены на третьем этапе реабилитации по сравнению с результатами первого и второго этапов.

В ходе первых двух этапов эксперимента проводилось исследование показателей физического состояния, заболеваемости и образа жизни студенток СМГ разных типов телосложения. Это позволило выявить значительные достоверные различия по многим исследуемым показателям у студенток разных соматотипов.

Наиболее сложным и насыщенным в проведенном исследовании был третий этап реабилитации, основной задачей которого ставилась разработка системы физической подготовки студенток СМГ, имеющих разные типы телосложения.

На третьем этапе были разработаны и внедрены режимы двигательной активности для студенток СМГ, направленные на преимущественное развитие выносливости, скоростно-силовых качеств и равномерно-пропорциональное развитие физических качеств. Студентки в процессе предшествующих этапов реабилитации были физически подготовлены к выполнению подобного рода влияний и не имели противопоказаний к выполнению таких нагрузок.

На третьем, завершающем педагогический эксперимент этапе осуществлялась оценка эффективности влияния разработанных режимов двигательной активности на физическое состояние, которое во многом является комплексным понятием, не характеризующимся никаким единственным показателем [16]. Для его оценки может быть использован весьма широкий круг показателей. В нашем исследовании в качестве индикаторов физического состояния мы рассматривали:

- общую физическую подготовленность, представляющую суммарный балл по восьми двигательным тестам;

- физическую работоспособность по тесту PWC170;

- физиологическую стоимость стандартной физической нагрузки по показателю индекса накопления пульсового долга (ИНПД);

- ЧСС в состоянии покоя;

- величину индекса напряжения (ИН) в состоянии покоя;

- сведения об острой заболеваемости;

- интегральную величину физического состояния, учитывающую все шесть перечисленных выше показателей.

Годичные сдвиги по каждому из представленных выше показателей, рассчитанные для каждой типологической экспериментальной группы, выражались в процентах по отношению к уровню соответствующего показателя в начале учебного года.

Изменения всех шести индикаторов физического состояния, характеризующих относительную эффективность каждого из трех экспериментальных двигательных режимов, представлены в таблице 2. Эта эффективность была выражена в виде ранга, присваемого каждому из оцениваемых режимов тренировки: ранг 1 - при наибольшем уровне позитивных изменений; ранг 2 -при среднем; ранг 3 - при наименьшем значении прироста положительных изменений в условиях воздействия двигательного режима.

Таблица 2

Результаты комплексного влияния различных двигательных режимов на физическое состояние студенток СМГ разных типов телосложения

Тип телосло- жения Направленность воздействия нагрузок

№ п/п Показатели Выносливость Скоростно- силовое Равномерно- пропорциональное

Сдвиг, % Ранг Сдвиг, % Ранг Сдвиг, % Ранг

Общая физическая подготовленность АТ 13,13 1 11,42 2 11,34 3

1 М 11,01 3 11,33 1 11,05 2

Д 9,40 3 14,05 1 11,19 2

Р’№С170 (относительная) АТ 10,9 1 9,8 3 10,16 2

2 М 10,8 1 9,96 2 8,8 3

Д 1,04 3 11,9 1 4,8 2

АТ -26,8 1 -21,7 3 -25,7 2

3 ИНПД, усл.ед. М -19,5 2 -27,95 1 -11,5 3

Д -15,9 3 -36,7 1 -20,4 2

Индекс АТ -25,7 2 -23,5 3 -37,4 1

4 напряжения, М -21,6 3 -31,1 2 -37,9 1

усл.ед. Д -28,7 2 -21,6 3 -29,3 1

АТ -1,9 2 -1,3 3 -4,8 1

5 ЧСС, уд/мин М -0,57 3 -5,3 1 -2,9 2

Д -4 1 -2,3 3 -2,86 2

АТ -30,3 1 -22,5 3 -28,2 2

6 Заболеваемость М -27,2 2 -25,6 3 -32,8 1

Д -29,2 3 -33,1 1 -30,1 2

Сумма ранговых мест АТ 8 17 11

7 М 14 10 12

Д 15 10 11

Примечание. АТ - астено-торакальный тип телосложения; М - мышечный; Д - дигестивный.

Как видно из таблицы 2, для развития физических качеств у студенток СМГ астено-торакального типа телосложения наиболее эффективным являет-

ся режим, основное содержание которого заключается в преимущественном развитии выносливости. Для представительниц мышечного и дигестивного типов телосложения наиболее благоприятным является режим с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение динамики приростов физической работоспособности в экспериментальных подгруппах позволило сделать вывод, что для студенток СМГ астено-торакального типа телосложения наиболее эффективным для развития аэробных возможностей является режим, направленный на преимущественное развитие выносливости. Для повышения физической работоспособности представительниц мышечного типа телосложения примерно в равной степени эффективны режимы, направленные на развитие выносливости и скоростносиловых качеств. Студенткам дигестивного типа для наибольшего развития аэробных возможностей предпочтителен режим с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств.

Для студенток астено-торакального типа телосложения характерно снижение уровня заболеваемости под влиянием занятий, имеющих доминирующую направленность на развитие выносливости. Представительницам мышечного типа телосложения свойственно наибольшее снижение заболеваемости в случае использования двигательных режимов, предусматривающих комплексное развитие двигательных качеств. У студенток СМГ диге-стивного типа телосложения показатели острой заболеваемости имеют тенденцию к снижению под воздействием режима, направленного на преимущественное развитие скоростно-силовых качеств.

Наиболее эффективным для улучшения состояния регуляторных систем организма студенток с ослабленным здоровьем является режим, направленный на равномерно-пропорциональное развитие физических качеств.

Таким образом, при оценке эффективности влияния различных двигательных режимов на целый комплекс показателей физического состояния было выявлено, что для представительниц астено-торакального типа телосложения самым эффективным является режим, направленный на развитие выносливости - ведущего физического качества для данного типа телосложения. Для студенток мышечного типа телосложения наиболее значимым является режим развития скоростно-силовых качеств, также хорошо развитого у представительниц данного типа телосложения. Для девушек дигестивного типа оказалось, что для улучшения физического состояния требуется примерно равная доля упражнений, направленных на развитие скоростносиловых качеств и их равномерно-пропорциональное развитие.

Список литературы

1. Андрющенко, Л. Б. Педагогические аспекты управления интеграцией спортивных и оздоровительных технологий в учебный процесс физкультурного образования студентов / Л. Б. Андрющенко, И. В. Лосева, И. В. Орлан // Материалы международной науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы и перспективы физкультурного образования в вузах». - Волгоград, 2004. - С. 15.

2. Бондарь, С. Б. Оздоровительная физическая культура в специальных медицинских группах. Организация и программа занятий : учебно-методическое пособие / С. Б. Бондарь. - Ульяновск, 2007. - С. 94-103.

3. Меркулова, Р. А. Некоторые особенности работы со студентами специальной медицинской группы // Р. А. Меркулова / Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы физического воспита-

ния и студенческого спорта в условиях модернизации высшей школы». - Казань, 2007. - С. 172-173.

4. Балаболкин, М. И. Эндокринология : учебное пособие / М. И. Балаболкин. -М. : Медицина, 1989. - 416 с.

5. Болезни щитовидной железы. Лечение без ошибок / сост. И. Милюкова. - М. : АСТ ; СПб. : Сова, 2007. - 125 с.

6. Жуков, О. Ф. Технология реализации индивидуально-типологического подхода в физическом воспитании школьников 14-17 лет / О. Ф. Жуков, С. П. Левуш-кин. - Ульяновск : УлГУ, 2004. - 154 с.

7. Левушкин, С. П. Оптимизация физического состояния школьников 7-10 лет на основе влияния мышечных нагрузок различной направленности / С. П. Левуш-кин, Р. Р. Салимзянов. - Ульяновск : УИПК ПРО, 2003. - 144 с.

8. Левушкин, С. П. Физиологическое обоснование физической подготовки школьников 7-17 лет с разными типами телосложения : автореф. дис. ... докт. биол. наук / С. П. Левушкин. - М., 2005. - 48 с.

9. Лукьянченко, Н. И. Учет индивидуальных особенностей при дозировании скоростно-силовой нагрузки в занятиях с юношами-старшеклассниками / Н. И. Лукьян-ченко, В. Д. Сонькин, В. В. Зайцева // Физическая культура индивида. - М., 1994. -

С. 133.

10. Фильченков, Д. А. Методика реализации индивидуального подхода в физическом воспитании старшеклассников : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д. А. Филь-ченков. - М., 1994. - 23 с.

11. Лапицкая, Е. М. Конституциональный подход в физическом воспитании школьников Кольского Заполярья : учебное пособие / Е. М. Лапицкая // Мурманск : МОИПКРО ; НИЦ «Пазори», 2004. - 122 с.

12. Бунак, В. В. Антропометрия / В. В. Бунак. - М. : Учпедгиз, 1941. - 368 с.

13. Карпман, В. Л. PWC 170 - проба для определения физической работоспособности // В. Л. Карпман, З. Б. Белоцерковский, Б. Г. Любина / Теория и практика физической культуры. - 1969. - № 10. - С. 37-40.

14. Король, В. М. Частота сокращений сердца у подростков разного уровня полового созревания в рестуционном периоде после работы до отказа / В. М. Король, В. Д. Сонькин, Л. И. Ратушная // Теория и практика физической культуры. - 1985. -№ 8. - С. 27.

15. Баевский, Р. М. Кибернетический анализ процессов управления сердечного ритма // Актуальные проблемы физиологии и патологии кровообращения / Р. М. Баевский. - М. : Медицина, 1976. - С. 161-175.

16. Штефко, В. Г. Схемы клинической диагностики конституциональных типов / В. Г. Штефко, А. Д. Островский. - М., 1929. - 79 с.

17. Лакин, Г. Ф. Биометрия / Г. Ф. Лакин. - М. : Высшая школа, 1990. - 351 с.

18. Левушкин, С. П. Физическая подготовка школьников 7-17 лет, имеющих разные морфофункциональные типы / С. П. Левушкин. - Ульяновск : УИПКПРО, 2006. - 232 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.