Научная статья на тему 'Методика применения хатха-йоги у студенток подготовительной и специальной медицинской групп'

Методика применения хатха-йоги у студенток подготовительной и специальной медицинской групп Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1210
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА ХАТХА-ЙОГИ / АСАНЫ / ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / HATHA YOGA TECHNIQUES / ASANAS / BREATHING PRACTICES / FUNCTIONAL STATE OF THE ORGANISM / PSYCHO-PHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Силантьева Ольга Ивановна

Целесообразность применения средств хатха-йоги на отделении оздоровительной гимнастики для коррекции состояния здоровья студенток, имеющих функциональные нарушения в работе организма и их предупреждения, с учетом психофизиологических особенностей организма девушек 17-19 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Силантьева Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF APPLYING HATHA YOGA FOR FEMALE STUDENTS OF LOW-FITNESS GROUPS AT THE DEPARTMENT OF RECREATIVE GYMNASTICS

The expediency of application of Hatha yoga techniques at the department of recreative gymnastics for the prevention and correction of health dysfunctions taking into account the psycho-physiological characteristics of 17-19 year old females.

Текст научной работы на тему «Методика применения хатха-йоги у студенток подготовительной и специальной медицинской групп»

УДК 796.011.3

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ХАТХА-ЙОГИ У СТУДЕНТОК ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ

ГРУПП

О.И. Силантьева

Целесообразность применения средств хатха-йоги на отделении оздоровительной гимнастики для коррекции состояния здоровья студенток, имеющих функциональные нарушения в работе организма и их предупреждения, с учетом психофизиологических особенностей организма девушек 17-19 лет.

Ключевые слова: средства хатха-йоги, асаны, дыхательные практики, функциональное состояние организма, психофизиологические особенности.

Проблема укрепления здоровья остаётся в наше время исключительно актуальной, о чём свидетельствует продолжающееся снижение соматических показателей всех возрастных категорий населения РФ. В вузах особое внимание уделяется вопросу выбора эффективных средств и методов коррекции состояния здоровья студентов, имеющих функциональные нарушения в работе организма [5 и др.].

Таким средством, по мнению ряда специалистов, в частности Р.С. Минвалеева (1999), А.Ф. Григоряна (2003), С.П. Рябинина (2005), А.А. Приймакова (2009) и др., являются статические, динамические и дыхательные упражнения хатха-йоги.

Вышеперечисленными авторами разработаны диссертационные исследования, экспериментально доказывающие целесообразность применения упражнений хатха-йоги в оздоровительных занятиях. Также было установлено положительное влияние хатха-йоги на сердечнососудистую систему, регуляцию дыхания и на состояние опорно-двигательного аппарата [3, 6].

При выборе средств и методов повышения общей и специальной работоспособности в различных видах спорта и массовых формах физической культуры необходим учет психофизиологических особенностей организма девушек.

Время учебы в вузе совпадает с первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Заметно укрепляются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Девушки имеют высокую способность к переработке речевой информации, овладению языками, им присуща высокая степень речевой регуляции движений. В процессе их обучения физическим упражнениям следует делать акцент на метод рассказа. Отмечено, что объяснение, словесный анализ движений, доведение до сознания отдельных их элементов,

разъяснение ошибок существенно ускоряют овладение движением, формирование двигательных навыков [2]. Они весьма отзывчивы к поощрениям и замечаниям. Высокая чувствительность кожных рецепторов, двигательной и вестибулярной сенсорных систем, тонкие дифференцировки мышечного чувства способствую развитию хорошей координации движений, их плавности и четкости. Благодаря хорошей подвижности позвоночника и эластичности связочного аппарата возможна значительная амплитуда движений, большая гибкость.

Абсолютная мышечная сила у девушек невелика, так как у них тонкие мышечные волокна и небольшая мышечная масса.

Девушки отличаются меньшим развитием качества быстроты по сравнению с юношами. У них много времени затрачивается на обработку поступающей в организм информации. В связи с этим и больше продолжительность зрительно-двигательной реакции.

Девушки обладают хорошей выносливостью к длительной циклической работе аэробного характера. Регулярные занятия физическими упражнениями вызывают значительные перестройки всех функций организма.

Существует множество различных стилей и направлений йоги, которые предлагают большое количество разнообразных асан, виньяс, медитативных техник.

Асаны, согласно Патанджали, - «это положение тела, которое удобно и приятно». Некоторые позы йоги требуют для своего выполнения немалой ловкости, силы, растяжки и едва ли могут быть названы «удобными и приятными». Так, в «Хатха йога прадипике» приводится перечень из 11 асан для укрепления тела и 4-х медитативных асаны.

Такое ограниченное количество упражнений являлось не следствием неразвитости системы, а четким пониманием, что йога - это не техника для гипертрофированного развития физического тела. Асаны не самоцель, а лишь промежуточный инструмент, предлагаемый йогой для духовного развития человека. По мнению Андрея Сафонова, президента Украинской федерации Йоги, для успешной практики йоги, направленной как на поддержание физического здоровья, так и на внутреннюю работу, достаточно десятка асан, хотя сам список этих асан будет различным для разных людей, и зависит он от их физических и психологических особенностей [6].

Исходя из вышеперечисленного, мы выбрали при разработке нашей методики, следующие стили хатха-йоги:

1. Вини-йога. Акцент ставится не на достижении идеальной внешней формы, а на выполнении поз в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Важным аспектом вини-йоги является регулируемое дыхание, которое тщательно координируется с движением.

2. Айенгар-йога. Для этого стиля характерны точность выполнения

асан и использование дополнительно различных опор, таких как подушки, скамьи, деревянные брусья, ремни, болстеры, облегчающих выполнение асан.

Специфика построения занятий йогой такова. Продолжительность занятия составляет 60-90 минут. Каждое занятие включает: разминку (суставная гимнастика), основную часть (йогические позы), компенсирующие позы, отдых (шавасана).

Многие авторы, такие как Бернард, Кристенсен, Пахомов, изучали механизмы влияния йоги на организм. К таковым относятся механический, гуморальный, психофизический, гормональный, эмоциональный механизмы [4].

Проанализировав достаточно обширный спектр научной литературы, характеризующий благоприятного воздействия йоги на организм человека, мы посчитали возможным применение средств хатха-йоги у студенток подготовительной (ПМГ) и специальной медицинских групп (СМГ) на отделении оздоровительной гимнастики.

Педагогический эксперимент проводился с целью проверки эффективности разработанной методики и длился с октября 2012 года по апрель 2013.

При исследовании функционального состояния производились:

1. Антропометрические измерения (измерение массы тела; длины тела стоя; определение силы кисти методом динамометрии; определение жизненной емкость легких методом спирометрии; вычисление индекса массы тела по формуле ИМТ=т/И2 ).

2. Функциональное тестирование, которое состояло из следующих функциональных проб: Штанге, Мартине, метод определения оценки уровня соматического здоровья по Апанасенко [1].

3. Метод математической статистики. В процессе обработки экспериментального материала производился расчёт следующих основных статистических характеристик: среднего арифметического значения (М) и критерий Стьюдента.

Педагогическое исследование и экспериментальная часть работы проводились на базе Тульского государственного университета на отделении оздоровительной гимнастики. В них принимали участие студентки I курса, отнесённые по состоянию здоровья к ПМГ и СМГ. По результатам исходного тестирования (физическое развитие и физическая подготовленность) они были произвольно разделены на две примерно одинаковые группы: экспериментальная группа (ЭГ - 11 человек) и контрольная группа (КГ - 11 человек). При этом ЭГ занималась физическими упражнениями в рамках экспериментальной реабилитационно-оздоровительной программы с применением средств хатха-йоги, а КГ занималась классическими комплексами гимнастических упражнений.

Занятие состояло из 3 частей (подготовительной, основной, заключительной). Каждое занятие было направлено на решение трёх основных задач: воспитательной, образовательной и оздоровительной.

В подготовительную часть, которая длилась 25 минут, включалось: построение, приветствие, бег, ходьба и классические комплексы ОРУ (например, суставная гимнастика). Все упражнения в подготовительной части были направлены для подготовки организма занимающихся к предстоящей физической нагрузке.

В основную часть (длительность 45 минут) были включены асаны хатха-йоги, направленные на комплексное воздействие на организм занимающихся, большое внимание уделялось дыхательным практикам. Далее, в конце основной части, необходимым было включение комплекса упражнений хатха-йоги, направленного на профилактику отклонений в конкретной системе (на нашей практике, дыхательной, системе опорнодвигательного аппарата, кровообращения и желудочно-кишечного тракта).

В заключительной части занятия (15 минут) применялись техники мудр и расслабления (шавасана).

Уровни функционального состояния организма студенток в экспериментальной и контрольной группах на начало эксперимента достоверно не отличались. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика показателей функционального состояния исследуемых групп в начале эксперимента

Показатели Начало эксперимента

ЭГ КГ X

Индекс массы тела 20,96 20,79 0,3

Частота сердечных сокращений, уд/мин. 81,03 80,72 0,2

Систолическое артериальное давление, мм. рт. ст. 105,90 109,36 0,6

Диастолическое артериальное давление, мм. рт. ст. 66,54 70,72 1,0

Динамометрия правой руки, кг 21,72 25,63 1,8

Динамометрия левой руки, кг 20,18 22,00 1,2

Жизненная ёмкость лёгких, мл 2436,36 2509,09 0,3

Проба Штанге, с 53,00 49,90 0,4

Проба Мартине, мин. 2,00 2,27 0,3

Оценка по Апанасенко, балл 6 6

По представленным данным мы можем наблюдать, что оценки групп по Апанасенко также равны, набранные 6 баллов по данной оценке означают показатель уровня соматического здоровья «Ниже среднего».

Мы сравнили показатели ЭГ и КГ в конце эксперимента. После сравнения, было выявлено, что показатели ЭГ изменились в сторону увеличения значительнее, чем в КГ (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ ЭГ и КГ в конце эксперимента

Показатели Начало эксперимента

ЭГ КГ X

Индекс массы тела 20,96 20,79 0,3

Частота сердечных сокращений, уд/мин. 77,54 79,09 0,9

Систолическое артериальное давление, мм. рт. ст. 107,72 110,27 0,5

Диастолическое артериальное давление, мм. рт. ст. 70,72 67,27 1,1

Динамометрия правой руки, кг 22,81 25,09 1,3

Динамометрия левой руки, кг 20,90 21,90 0,6

Жизненная ёмкость лёгких, мл 2618,18 2763,63 0,8

Проба Штанге, с 58,09 57,82 0,3

Проба Мартине, мин. 2,27 2,55 0,2

Оценка по Апанасенко, балл 10 7

На примере экспериментальной группы можно наблюдать, что разработанная программа была эффективной ввиду улучшения многих показателей. Уровень соматического здоровья в начале эксперимента находился на уровне 6 баллов (показателя «Ниже среднего»), в конце эксперимента увеличился до 10 (показатель «Среднего уровня здоровья»), также увеличилось время возможной задержки дыхания в пробе Штанге с 53 с до 57,09 с. Средние показатели жизненной ёмкости лёгких увеличились на 182 мл. Показатели ЧСС с исходного уровня 81,03 уд/мин. снизились до 77,54 уд/мин. Показатели динамометрии увеличились незначительно.

Эффективность предложенной экспериментальной методики достигается при включении средств хатха-йоги в основную часть (асаны и дыхательные практики) и заключительную (техники мудр и расслабления).

Разработанная методика, основанная на применении средств хатха-йоги в учебном процессе по физическому воспитанию студенток ПМГ и СМГ доказала свою эффективность. Так, в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, достоверно улучшились показатели ЧСС (ЭГ

77,54±3,9 уд/мин. и в КГ 79,09±4,9 уд/мин., при p < 0,05) и пробы Штанге (ЭГ 58,09±3,9 сив КГ 57,82±4,9 с, при p < 0,05), характеризующие адаптацию организма к физической нагрузке.

Список литературы

1. Апанасенко Г.Л. О возможности количественной оценки уровня здоровья человека // Гигиена и санитария. 1985. № 6. С. 55-58.

2. Бах Б. Лечебные гимнастики. М.: АСТ Киев: НКП, 2008.

3. Беликова Ж.А., Кондаков В.Л. Применение гимнастических упражнений хатха-йоги с целью коррекции функциональных нарушений позвоночника у студентов специальных медицинских групп // Культура физическая и здоровье. Вып. 3. Воронеж, 2012. С. 93-101.

4. Бернард Т. Хатха-йога. М.: Проспект, 2005. 110 с.

5. Булатова Г.А. Гимазов Р.М., Быбык И. Проблема поиска рациональных подходов в физическом воспитании и оздоровлении студентов специальных медицинских групп // Теория и практика физической культуры в условиях модернизации образования: сб.. науч.-метод. статей преп., аспир. и студ. фак. физ. культ. СурГПИ. Сургут: РИО СурГПИ, 2004. С.23-25.

6. Швец Н.Н. Йога. Теория и практика. М.: Центрполиграф, 2010.

190 с.

Силантьева Ольга Ивановна, доц., FVIS@mail,ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

METHODS OF APPLYING HATHA YOGA FOR FEMALE STUDENTS OF LOW-FITNESS GROUPS AT THE DEPARTMENT OF RECREATIVE GYMNASTICS

O.I. Silantyeva

The expediency of application of Hatha yoga techniques at the department of recreative gymnastics for the prevention and correction of health dysfunctions taking into account the psycho-physiological characteristics of 17-19 year old females.

Key words: Hatha yoga techniques, asanas, breathing practices, functional state of the organism, psycho-physiological characteristics.

Silantyeva Olga Ivanovna, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.