Научная статья на тему 'Влияние занятий аквааэробикой на кардиореспираторную систему студенток специальной медицинской группы'

Влияние занятий аквааэробикой на кардиореспираторную систему студенток специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
535
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ / ТИП РЕАКЦИИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ / STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP / TYPE OF REACTION TO PHYSICAL ACTIVITY / FUNCTIONAL TESTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коростелёва Наталия Александровна, Синёва Наталия Вадимовна

Физические упражнения являются важнейшим фактором при развитии адаптационных возможностей организма. Наиболее эффективные виды водных упражнений, способствующие достижению желаемого тренировочного эффекта это аквааэробика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коростелёва Наталия Александровна, Синёва Наталия Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF WATER AEROBICS CLASSES FOR STUDENTS CARDIO RESPIRATORY SYSTEM OF SPECIAL MEDICAL GROUP

Exercise is a major factor in the development of adaptive capabilities of the organism. The most effective types of aquatic exercise, contributing to the achievement of the desired training effect is water aerobics.

Текст научной работы на тему «Влияние занятий аквааэробикой на кардиореспираторную систему студенток специальной медицинской группы»

3. Профессиональная подготовка специалистов по физической культуре и спорту: монография / А.З. Зиннатнуров [и др.]. М.: Изд-во «ТиПФК», 2011. 79 с.

4. Столяров В.И. Фундаментальные теоретические основы современной системы комплексного физического воспитания. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013. № 2. С. 2-7.

Зиннатнуров Айдар Замильевич, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Салават, Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета,

Панов Илья Игоревич, студент, zaz 77@rambler. ru, Россия, Салават, Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета

CROSSFIT-DIRECTION AS IMPROVEMENT OF PHYSICAL EDUCATION IN HIGH

SCHOOL

A.Z. Zinnatnurov, I.I. Panov

The article presents data on the use of CrossFit at physical training lessons. During the course the students varies weight, load, intensity, but the essence of the program remains unchanged.

Key words: CrossFit, physical culture, educational process, training, accessibility, diversity, efficiency.

Zinnatnurov Aidar Zamilevich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Salavat, The branch of Ufa state oil technical University,

PanovIlyaIgorevich, student, [email protected], Russia, Salavat, The branch of Ufa state oil technical University

УДК 796.012:612

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ АКВААЭРОБИКОЙ НА КАРДИОРЕСПИРАТОРНУЮ СИСТЕМУ СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Н.А. Коростелёва, Н.В. Синёва

Физические упражнения являются важнейшим фактором при развитии адаптационных возможностей организма. Наиболее эффективные виды водных упражнений, способствующие достижению желаемого тренировочного эффекта это аквааэробика.

Ключевые слова: студенты специальной медицинской группы, тип реакции на физическую нагрузку, функциональные пробы.

Проблема здоровья населения является одной из важнейших проблем современности. Состояние здоровья нации вообще и индивидуума

в частности предопределяет продолжительность жизни, уровень физической и умственной работоспособности. Состояние здоровья учащейся молодёжи является одним из важнейших факторов успешного обучения. В то же время ущербная трансформация потребностно-мотивационной сферы физического воспитания детей привела к снижению двигательной активности и, как следствие, к ряду негативных морфофункциональных изменений в организме, сопутствующих гиподинамии [1].

По данным Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации ежегодно до 85 % выпускников 10-11 классов имеют те или иные нарушения здоровья, в том числе и хронические заболевания. Наиболее часто встречаемые патологии включают сердечно-сосудистые заболевания (у 72 % школьников), нарушения сердечно-сосудистой системы (32 %), ЛОР заболевания (27 %), нарушения зрительной функции (21 %) [3].

Среди поступающих в вузы абсолютно здоровых не более 3-4 %. Остальные имеют различные отклонения в состоянии здоровья, в основном - заболевания органов дыхания и сердечно-сосудистой системы

- функциональных систем, преимущественно обеспечивающих физическую и умственную работоспособность. Условия учёбы в вузе, по сравнению со школьными, значительно усложняются. Напряжённая учебная работа требует от студентов не только прилежания, но и хорошего здоровья. При сохраняющимся или избыточном действии перманентного стресса уменьшаются адаптационные возможности организма и формируются патологические ответные реакции на стресс [1, 4].

В структуре заболеваемости среди студенческой молодёжи ведущими патологиями являются болезни органов дыхания (33,1 %); болезни органов пищеварения (11,4 %); травмы и отравления (8,9 %); болезни глаз и придаточного аппарата глаз (7,4 %); болезни мочеполовой системы (5,59 %); болезни нервной системы (5,2 %). Беспокоит значительное возрастание числа студентов с дефектами осанки различной степени выраженности с 8,5 % до 26,8 %. При этом нарушение зрения и нейроциркуляторная дистония в сочетании с дефектом осанки встречаются приблизительно в два раза чаще, чем изолированно [2, 3].

Статистика медицинских заключений о состоянии здоровья населения свидетельствует, что первое место среди общего числа заболеваний занимают болезни сердечно-сосудистой системы (52 % от общего количества смертей по болезни). Основными «болезнями цивилизации» можно назвать атеросклероз, гипертоническую болезнь, инфаркт миокарда, инсульт, аутоиммунные заболевания, психическую

депрессию и др. Люди, которые выживают после таких нарушений, в большинстве случаев становятся инвалидами.

Постепенно приходит понимание того, что медицина, традиционно ориентированная на лечение болезней, нередко оказывается малоэффективной.

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) становится доминирующим направлением при совершенствовании системы охраны здоровья нации.

На сегодняшний день считается, что здоровье человека главным образом зависит от условий и образа жизни людей - 50 % от всех основных факторов, влияющих на здоровье человека. Доля генетических факторов составляет примерно 20 %, деятельности учреждений здравоохранения - 15 %, состояния окружающей среды - 15 %.

Здоровый образ жизни способствует укреплению здоровья, активному долголетию и совершенствованию адаптационных возможностей, развивает стремление к улучшению качества жизни, включающего интеллектуальную, социальную, духовную и физическую составляющие. Каковы же критерии здорового образа жизни ?

Если понятие «здоровье» определяется такой составляющей, как высокий уровень резервных возможностей организма, то отказ от вредных привычек - это только первая ступень к здоровому образу жизни. К другим его ступеням можно отнести следующие составляющие:

- оптимальный для каждого человека режим двигательной активности (утренняя зарядка, оздоровительные тренировки и т. п.);

- закаливание;

- рациональное питание, сбалансированное по калориям и по соотношению питательных веществ;

- соответствие уровня трудовых и бытовых нагрузок возрасту и подготовленности человека;

- эффективный отдых;

- оптимальный психический настрой на здоровую жизнь, уверенность в себе, доброжелательность [1, 3].

В промежутке между двумя состояниями, соответствующими понятиям «абсолютное здоровье» и «болезнь», находится так называемое «третье состояние», при котором явных признаков заболевания еще нет, однако адаптационные возможности организма значительно снижены, реакции функциональных систем на физическую нагрузку отличаются от нормальных для данного возраста и пола, наблюдаются повышенная утомляемость, снижение жизненного тонуса, эмоциональная неуравновешенность. В таком состоянии многие люди находятся годами, а порой и всю жизнь, поэтому переход в явное болезненное состояние они

считают делом случая, никак не связанным с уровнем физической подготовленности. Однако, как показывают многочисленные исследования, проведенные в разных странах, такое мнение людей -большое заблуждение. На самом деле «третье состояние» означает нахождение человека в зоне повышенного риска. Любой физический или эмоциональный стресс, полученный от непривычных и неблагоприятных факторов (неприятное известие, пробежка к автобусной остановке, поднятие тяжести, переохлаждение, смена климатических поясов и т. п.), может вызвать серьезное нарушение в здоровье человека [1].

Фитнес и оздоровительная тренировка представляют такой уровень физического состояния организма, который обеспечивает оптимальное качество жизни, хорошую физическую подготовленность и ведет к снижению риска заболеваний. Термин «фитнес» буквально переводится как «годность», «пригодность» и не имеет до настоящего времени устоявшегося значения. Как правило, фитнес обозначает определенным образом организованную двигательную активность [4, 5].

На занятиях фитнесом используются различные формы двигательной активности: аэробика, степ-аэробика, роуп-скиппинг,

стретчинг и др.

В условиях водной среды это аквааэробика и акваформинг, которые включают упражнения с различными предметами, поддерживающими средствами или легкими отягощениями. Упражнения чаще всего выполняются стоя в воде по грудь или с передвижениями по дну бассейна при музыкальном сопровождении [6].

Следует отметить, что плавание спортивными способами, как правило, не всегда включается в программу занятий различными формами аквафитнеса. В то же время проплывание оздоровительных дистанций может хорошо сочетаться с ними в режиме недельной двигательной активности либо использоваться в качестве дополнительных нагрузок после занятий. Исходя из схожести задач и оздоровительного эффекта, оздоровительное и кондиционное плавание можно считать одной из форм аквафитнеса [5].

Физические упражнения являются важнейшим фактором при развитии адаптационных возможностей организма. При регулярных занятиях водными упражнениями происходит снижение артериального давления, уменьшение ЧСС, увеличивается сила и производительность сердечной мышцы, эффективнее функционирует депрессорная система. Под влиянием цикла тренировочных нагрузок наступает согласование величин сердечного выброса и сосудистого сопротивления кровотоку, которое лежит в основе нормализации АД. Наиболее эффективные виды водных упражнений, способствующие достижению желаемого

тренировочного эффекта и улучшению этой составляющей физического здоровья те, которые требуют перемещения в воде центра тяжести тела. Интенсивность подобранных упражнений должна отвечать уровню подготовленности занимающихся [4, 6].

Для проведения эксперимента нами были сформированы 2 группы студентов 2 курса, посещающих занятия физической культурой на специальном медицинском отделении. Каждая группа состояла из 20 человек, студенток гуманитарного факультета.

Первая группа состояла из студенток, посещающих занятия, проводящиеся в зале. Вторая группа студенток систематически занималась аквааэробикой в рамках учебного процесса вуза.

В ходе эксперимента нами было проведено обследование данного контингента занимающихся, включающее тестирование сердечнососудистой системы функциональной пробой Мартине и дыхательной системы, пробами Штанге и Генча.

При исследовании результатов тестирования сердечно-сосудистой системы учащихся I группы наблюдалась хорошая функциональная подготовленность у 16 студенток и удовлетворительная у 4 студенток, занимающихся в зале. У студенток II группы удовлетворительная функциональная подготовленность сердечно-сосудистой системы выявлена у трёх студенток, остальные занимающиеся обладали хорошей функциональной подготовленностью (рис. 1).

Рис. 1. Результаты тестирования сердечно-сосудистой системы

студенток СМГ

Примечание: 1, 2 - номер группы

У лиц, занимающихся систематически плаванием, увеличены размеры сердца, при этом известно, что показатели объема полостей сердца

являются мерой его функционального резерва. Частичная имитация невесомости, горизонтальное положение тела приводят к значительным перераспределениям крови внутри сосудистого русла. При переходе человека из вертикального положения в горизонтальное почти полностью исчезает фактор гидростатического давления. В этих условиях уменьшается кровенаполнение ног, существенно снимается давление на сосуды нижней половины тела, увеличивается кровоснабжение мозга.

В результате обследования студенток, занимающихся в зале, нами было выявлено, что реакция со стороны сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку в 20% случаев была гипотонического типа. Одинаковое количество студенток (по 40%) имели гипертоническую и нормотоническую реакцию на физическую нагрузку (рис. 2).

тип реакции на нагрузку

Рис. 2. Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку

Примечание: 1, 2 - номер группы

Студентки, занимающиеся в бассейне, в 20 % случаев имели гипертоническую реакцию на нагрузку, нормотоническая реакция определена у 75 % обследуемых, гипотоническая реакция обнаружена у 5 % занимающихся.

Средний процент увеличения ЧСС от исходного уровня у обследуемых второй группы - 56,9 %. Это значение ниже, чем у студенток 1 группы на 7 %.

Максимальный процент увеличения пульса от исходного уровня в процессе выполнения физической нагрузки у девушек, посещающих занятия в зале составил 92,4 %. В группе занимающейся аквааэробикой этот показатель ниже на 11 % (рис. 3).

Рис. 3. Процентные показатели увеличения ЧСС при воздействии

нагрузки у студенток СМГ

Примечание: 1, 2 - номер группы

Средние значения частоты сердечных сокращений при фоновом обследовании и при нагрузке, а так же показатели функции внешнего дыхания представлены в таблице.

Таблица

Показатели функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной

систем студенток СМГ

Показатели Группы M±Sx Р

ЧСС фон, уд/мин. I 66,8±3,8 0,21 (>0,05)

II 67,2±5,2

ЧСС нагрузки,уд/мин. I 124±11,4 0,048 (<0,05)

II 115,7±1,5

Проба Штанге, с I 34,3±2,6 0,034 (<0,05)

II 38,9±1,3

Проба Генча, с I 23,6±1,7 0,041 (<0,05)

II 26,8±1,9

При сравнении данных двух групп, достоверных различий в фоновых показателях ЧСС не наблюдалось, однако, при воздействии нагрузки выявлены достоверные различия в увеличении пульса (Р<0,05).

Исследуя функциональные резервы респираторной системы тестами Штанге и Генча, нами было установлено увеличение времени задержки дыхания на вдохе и выдохе у студенток систематически занимающихся аквааэробикой. При сравнении со студентками занимающимися в зале среднее увеличение времени задержки дыхания на вдохе составило 5 с, на выдохе 3 с. Данные теста приведены на рис. 4.

функциональное состояние респираторной

системы

50 40 30 20 10 0

1 2

Рис. 4. Исследование резервов функции внешнего дыхания студенток

СМГ

Примечание: 1, 2 - номер группы

Выводы.

1. У студенток регулярно посещающих занятия аквааэробикой наблюдается улучшение функциональной подготовленности сердечнососудистой системы.

2. Вследствие систематических занятий в бассейне, у студенток занимающихся в бассейне снижается частота сердечных сокращений при выполнении физической нагрузки.

3. Наблюдаются изменения в типе реакций сердечно-сосудистой системы на выполнение физической нагрузки. Гипертонический тип выявлен только у 4 студенток 2 группы, в то время как в 1 группе -8 студенток с соответствующим типом реакции. Г ипотоническая реакция на воздействие физической нагрузки наблюдалась у 1 студентки, посещающей бассейн и у 4 студенток, занимающихся в зале.

4. Исследуя функциональные резервы респираторной системы тестами Штанге и Генча, нами было установлено увеличение времени задержки дыхания на вдохе и выдохе у студенток систематически занимающихся аквааэробикой. При сравнении со студентками занимающимися в зале среднее увеличение времени задержки дыхания на вдохе составило 5 с, на выдохе 3 с.

Список литературы

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физическая культура и спорт, 2010. 227 с.

2. Бакулин С.А. Физиология спортивного плавания: учеб. пособие.

Волгоград: ВГАФК, 2009. 82 с.

3. Брехман И.И. Валеология наука о здоровье. М.: Физическая культура и спорт, 2008.

4. Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь - плавание. М.: Астрель, 2012.

160 с.

5. Спортивное плавание: учеб. для вузов физ. культуры / под. ред. Н.Ж. Булгаковой. М.: ФОН, 1996. 430 с.

6. Плавание: учеб. для студентов спорт, фак. ин-тов физкультуры / под. ред. Н.А. Бутович. М.: Физкультура и спорт, 2011. 256 с.

Коростелёва Наталия Александровна, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Синёва Наталия Вадимовна, ст. преп., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INFLUENCE OF WATER AEROBICS CLASSES FOR STUDENTS CARDIO RESPIRATORY

SYSTEM OF SPECIAL MEDICAL GROUP

N.A. Korostelyova, N.V. Sineva

Exercise is a major factor in the development of adaptive capabilities of the organism. The most effective types of aquatic exercise, contributing to the achievement of the desired training effect is water aerobics.

Key words: students of special medical group, type of reaction to physical activity, functional tests.

Korostelyova Natalia, Alexandrovna, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,

Sineva Natalia Vadimovna, senior teacher, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.011

ПОДГОТОВКА ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

М.С. Леонтьева

Раскрываются особенности методики подготовки детей-сирот к профессиональной деятельности, их адаптации в социуме, учитывающей этапы их социальной ситуации развития и социализации и связанной с природой и социальнопсихологическими предпочтениями.

Ключевые слова: дети-сироты, этапы развития, физическая культура, ситуация избыточности-недостаточности, курсы обучения.

Социальная политика в современной России направлена консолидацию усилий государственных и общественных организаций,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.