Научная статья на тему 'Повышение уровня физической подготовленности студенток на основе использования функциональных уроков по аквааэробике'

Повышение уровня физической подготовленности студенток на основе использования функциональных уроков по аквааэробике Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
479
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ УРОК / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / АКВААЭРОБИКА / ЗАНЯТИЯ ПО ПЛАВАНИЮ / ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Любина Елена Владимировна, Симина Татьяна Евгеньевна, Логинов Олег Николаевич, Столяр Константин Эдуардович

В настоящей статье представлена методика включения функциональных уроков по аквааэробике в систему учебных занятий по плаванию со студентками 2-го курса в рамках учебной дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту». Разработаны два вида функциональных уроков, базовый комплекс функциональных упражнений по аквааэробике, схема включения комплекса упражнений в структуру занятий по плаванию, представлены результаты эксперимента. Выявлены достоверные улучшения показателей в контрольных тестах у студенток экспериментальной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Любина Елена Владимировна, Симина Татьяна Евгеньевна, Логинов Олег Николаевич, Столяр Константин Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving physical fitness of students through the use of functional lessons in water aerobics

This article presents the method of including the functional lessons on aqua aerobics in the system of training sessions on swimming with students of the 2nd year in the framework of the discipline "Elective disciplines in physical culture and sports". Two types of the functional lessons, the basic set of functional exercises in water aerobics, the scheme of including the set of exercises in the structure of swimming lessons, the results of the experiment are presented. Significant improvements of indicators in control tests were revealed among the students of the experimental group.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня физической подготовленности студенток на основе использования функциональных уроков по аквааэробике»

5. Yudina, M.K. and Simina, T.E. (2017), "To the question about the effectiveness of the implementation of eSports in the system of physical culture in high school", Improvement of the system ofphysical education, sports training, tourism and recreation various categories of the population: collection of materials of the XVI all-Russia. Scientific - pract. Conf. with international. part., Surgut, pp. S. 597-600.

Контактная информация: e-timokhina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 16.07.2018

УДК 796.011.3

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК

НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УРОКОВ ПО

АКВААЭРОБИКЕ

Елена Владимировна Любина, преподаватель, Татьяна Евгеньевна Симина, кандидат педагогических наук, Олег Николаевич Логинов, кандидат педагогических наук, доцент,

Константин Эдуардович Столяр, кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

Аннотация

В настоящей статье представлена методика включения функциональных уроков по аквааэробике в систему учебных занятий по плаванию со студентками 2-го курса в рамках учебной дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту». Разработаны два вида функциональных уроков, базовый комплекс функциональных упражнений по аквааэробике, схема включения комплекса упражнений в структуру занятий по плаванию, представлены результаты эксперимента. Выявлены достоверные улучшения показателей в контрольных тестах у студенток экспериментальной группы.

Ключевые слова: функциональный урок, физическая подготовленность, аквааэробика, занятия по плаванию, эксперимент.

IMPROVING PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS THROUGH THE USE OF FUNCTIONAL LESSONS IN WATER AEROBICS

Elena Vladimirovna Lubina, the teacher, Tatiana Evgenievna Simina, the candidate of pedagogical sciences,

Oleg Nikolaevich Loginov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Konstantin Eduardovich Stolyar, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Annotation

This article presents the method of including the functional lessons on aqua aerobics in the system of training sessions on swimming with students of the 2nd year in the framework of the discipline "Elective disciplines in physical culture and sports". Two types of the functional lessons, the basic set of functional exercises in water aerobics, the scheme of including the set of exercises in the structure of swimming lessons, the results of the experiment are presented. Significant improvements of indicators in control tests were revealed among the students of the experimental group.

Keywords: functional lesson, physical preparedness, water aerobics, swimming classes, experiment.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время насущной необходимостью в процессе преподавания элективных дисциплин по физической культуре и спорту в высших учебных заведениях становится использование новых и современных технологий из сферы фитнеса и профессиональной подготовки спортсменов [2, 5]. Общеизвестно, что двигательная активность в условиях водной среды является одним из эффективных средств повышения уровня

физической подготовленности и функциональных возможностей организма студентов [7, с. 312]. В целях расширения спектра используемых методических приемов и повышения результативности при обучении навыку плавания специалистами рекомендуется сочетать в процессе учебного занятия в водной среде несколько видов двигательной активности. Например, включение в занятия по плаванию различных элементов аквааэробики, согласно целям урока, позволяет повысить у студентов, как уровень плавательной подготовленности, так и функциональные возможности основных систем организма [1,3].

В современной теории и практике физического воспитания успешно применяются хорошо отработанные стандартные методики проведения занятий по водным дисциплинам [6]. Однако недостаточно изученными и адаптированными остаются методические подходы в сфере водных элективных дисциплин в системе физического воспитания студентов. Авторами предложена методика включения функционального комплекса упражнений по аквааэробике в занятия по плаванию, показана апробация данной методики на занятиях по плаванию со студентками 2 курса в ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова" в рамках учебной дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту».

МЕТОДИКА

Использование различных направлений аквааэробики в процессе учебных занятий обусловлено тем, что данные упражнения доступны для студентов с различным уровнем физической подготовленности, не требуют приобретения специальных плавательных навыков, подходят для использования в любой части урока и задействуют при этом практически все мышечные группы [5, 8].

Основными задачами использования аквааэробики в учебных занятиях по плаванию являлись:

1. Адаптация к водной среде.

2. Повышение уровня развития основных физических качеств.

3. Повышение функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Аквааэробика - это система упражнений в воде на все группы мышц в соответствии с задачами урока [1, 3].

С целью включения системы функциональных упражнений по аквааэробике в занятия по плаванию авторами разработаны и адаптированы следующие виды уроков.

1) Функциональный урок направлен на повышение функциональных возможностей всех систем организма с использованием специального оборудования - Aqua noodles. Aqua noodles используются как неустойчивая платформа для опоры, что, в свою очередь, усложняет возможность удержания баланса при одновременном выполнении упражнений на определенную группу мышц. При этом для удержания баланса вынужденно включаются все мышечные группы, в том числе мелкие и внутренние, участвующие в поддержании и функционировании внутренних органов [6]. В связи с этим нагрузка становится функциональной, так как задействуется большое количество мышечных групп.

Функциональная тренировка - это новое направление в фитнесе, которое требует адаптации и внедрения в систему занятий в воде. Например, на принципах функциональной тренировки основаны такие глобальные фитнес программы, как BOSU, YOGA, CROSS-FIT и другие. Функциональная тренировка повышает функциональный уровень работы всех систем организма и выводит их на новый уровень. Такие занятия рекомендуются всем без исключения, так как они способствуют повышению выносливости, развитию скоростных качеств и адаптации всех систем организма к негативным воздействиям, факторам и условиям внешней среды в повседневной жизни [2, 6].

Примеры функциональных упражнений с использованием оборудования Aqua noodles, которые были разработаны, адаптированы и применялись в ЭГ в период

эксперимента. Удерживая определенное положение тела в статике, одновременно выполняются динамические упражнения на разные группы мышц, сочетаются статическая и динамическая работы мышечных групп [5]:

- упражнения на мышцы верхних конечностей: жимы палки Aqua noodles рукой/руками вниз, одновременно удерживая горизонтальное положение тела на животе/боку/в группировке/в положении сидя, угол 90 градусов; передвижения в вертикальном положении вперед-назад, используя движения руками брасс вперед и назад, стоя на Aqua noodles/сидя в группировке на Aqua noodles;

- упражнения на мышцы пресса: прыжки через палку Aqua noodles, как через скакалку, удерживая оборудование двумя прямыми руками на ширине плеч, ноги вместе;

- упражнения на мышцы нижних конечностей: удары ногами через Aqua noodles; жимы ногой/ногами вниз, стоя на Aqua noodles одной/двумя ногами; стоя двумя ногами на двух палках Aqua noodles (раздельно, одна палка под правой ногой, вторая - под левой ногой), одновременно удерживая равновесие и вертикальное положение тела в воде, выполнять сведение-разведение ногами, «лыжи» - чередование прямых ног вперед-назад, круг в шпагате со скручиванием вправо-влево, движения ногами брассом вниз, обратный брасс.

2) Интервальный урок направлен на развитие скоростных качеств и повышение выносливости, тренировку сердечно-сосудистой и дыхательной систем за счет чередования медленного и быстрого темпов выполнения упражнений без использования специального оборудования. При этом, чередуются темпы выполнения только циклических упражнений - в аэробном и анаэробном режимах [3].

Пример интервальной связки, используемой авторами при внедрении данной методики: режим соотношения 1-й минуты к 3-м минутам:

- 1 минута при максимальной скорости выполнения упражнения: бег + короткие удары руками от груди вперед;

- 3 минуты в обычном темпе, выполняется упражнение циклического характера с вариациями (упражнение лыжи).

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В целях апробации вышеприведенной методики, в период с сентября 2017 по декабрь 2017 года (32 занятия) в рамках дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» был проведен педагогический эксперимент.

Цель исследования - изучить влияние системы функциональных упражнений аквааэробики на функциональные показатели и показатели физической и плавательной подготовленности девушек-студенток 2 курса.

В контрольной группе (КГ) занимались 24 девушки 2 курса. Учебные занятия по плаванию проводились по традиционной методике два раза в неделю по 90 минут и включали разминку на суше, разучивание техники плавания в воде и спортивное плавание (основная часть), игровое задание, подвижная игра или свободное плавание (заключительная часть).

В экспериментальную группу (ЭГ) вошли 24 девушки-студентки 2-го курса. В ЭГ на занятиях по плаванию девушки занимались по следующей схеме: двухразовые урочные занятия по 90 минут, включающие функциональные уроки по аквааэробике по предложенной методике (разминка в воде и первая часть основной части урока 45 минут), спортивное плавание (вторая часть основной части урока 35 минут) [4, с. 131].

Для оценки уровня развития скоростных качеств использовалось контрольное упражнение плавание 25 м вольным стилем. Для оценки выносливости использовался тест Купера, адаптированный к условиям водной среды, учитывалась длина дистанции, которую проплывала студентка за 12 минут. Для оценки функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем использовались: измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое, в подготовительной, основной, заключительной частях и после

окончания урока в течение 5 минут; тест Руфье с определением индекса; проба Штанге (время задержки дыхания на вдохе), измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты показателей плавательной подготовленности девушек ЭГ и КГ представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика основных показателей плавательной подготовленности у девушек в ЭГ и КГ, (х ±о)_

№ Контрольные упражнения КГ ЭГ

Начало Конец Начало Конец

1 25 м (вольный стиль), с 22,8±4,87 21,5±4,71 23,5±5,27 21,3±4,69*

2 Плавание 12 мин., м 282,4±41,38 298,8±40,86 291,6±39,96 312,2±41,97*

Примечание: х - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение; *- достоверность различий (Р <0,05)

В результате проведенного эксперимента выявлены достоверные улучшения показателей в контрольных упражнениях у девушек ЭГ в плавании на дистанции 25 м вольным стилем и в 12-минутном плавании. У девушек в КГ выявлена тенденция улучшения результатов в контрольных упражнениях, но изменения показателей не достоверны.

Анализ уровня и динамики показателей функционального состояния дыхательной системы (таблица 2) позволил выявить, что у девушек ЭГ после завершения эксперимента ЖЕЛ увеличилась на 180 мл (р <0,05), а у девушек в КГ на 134 мл (р>0,05). Так же у девушек ЭГ достоверно увеличилось время задержки дыхания, определяемое пробой Штанге, на 8,8 с (р <0,05). У девушек в КГ данный показатель так же улучшился на 5,5 с (р>0,05).

У девушек ЭГ в покое к концу эксперимента достоверно снизились ЧСС с 81,7 до 76,5 уд/мин и уменьшился показатель индекса Руфье на 2,4 усл. ед. (р <0,05), что свидетельствует об адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам. У девушек КГ наблюдается положительная динамика в снижении ЧСС с 81,2 до 76,2 уд/мин и уменьшение показателя индекса Руфье на 1,6 усл. ед. (р>0,05).

Таблица 2. - Изменение показателей функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем у девушек в ЭГ и КГ, (х ±о)_

№ Показатели КГ ЭГ

Начало Конец Начало Конец

1 Проба Штанге, сек 48,6±13,74 54,1±16,84 50,5±14,89 59,3±18,48*

2 ЖЕЛ, мл 2518,0±336,12 2652,0±353,08 2576,0±327,59 2756,0±338,20*

3 ЧСС, уд/мин 81,2±12,72 76,2±10,57 81,7±10,68 76,5±9,46*

4 Индекс Руфье, усл. ед. 12,5±4,22 10,9±4,33 12,1±4,50 9,7±4,60*

ВЫВОДЫ

Использование функциональных уроков по аквааэробике в системе учебных занятий плаванием со студентками 2 курса доказало свою эффективность. Результаты педагогического эксперимента выявили статистически значимое положительное изменение физического и функционального состояния у девушек ЭГ по сравнению с КГ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гриненко, М.Ф. Физическая культура в сохранении здоровья и высокой работоспособности / М.Ф. Гриненко, И.Т. Осипов, Б.Г. Фадеев // Физкультура, труд, здоровье и активное долголетие. - М., 1981. - С. 4-6.

2. Дубровский, В. Вода восстанавливает силы / В Дубровский // Легкая атлетика. - 2012. -№ 6-7. - С. 37-39.

3. Лисицкая, Т.С. Аквааэробика : учебное пособие / Т. С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. - М. : Федерация Аэробики России, 2011. - 36 с.

4. Использование игрового подхода при формировании навыка плавания у студенческой молодежи / О.Н. Логинов, Т.Е. Симина, Е.Г. Стадник, Н.А. Кушнер // Ученые записки университета

имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 130-134.

5. Ненси Андерсон. Материалы семинара международного центра подготовки инструкторов по аэробике «Суэт систем» (США). Миннеаполис, 2010. - 39 с.

6. Рубцов, А.Т. Морфологические и физиологические показатели женщин, занимающихся физической культурой в воде/ А.Т. Рубцов // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 9. - С. 48-52.

7. Симина, Т.Е. Обучение плаванию студентов с использованием аквааэробики / Т.Е. Си-мина, Е.Ю. Сысоева // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы V Международной научно-практической заочной интернет-конференции. 20 октября - 30 ноября 2016 г.: в 2 т. - Москва : РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. - С. 311-316.

8. Спортивная физиология : учебник для ин-тов физ. культуры / Под ред. Я.М. Коца. М. : Физкультура и спорт. - 2006. - 240 с.

REFERENCES

1. Grinenko, M.F., Osipov, I.T. and Fadeev, B.G. (2011), "Physical culture in the preservation of health and high health", Physical education, work, health and active longevity, Moscow, pp. 4-6.

2. Dubrovsky, V. (2012), "Water restores strength", Athletics, No. 6-7, pp. 37-39.

3. Lisitskaya, T.S. and Sidneva, L.V. (2011), Water Aerobics: textbook, Russian Federation of Aerobics, Moscow.

4. Loginov, O.N., Simina, E.T., Stadnik, E.G. and N.A. Kushner (2010), "Using game approach in the formation of the skill of swimming in students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp. 130-134.

5. Nancy Anderson (2010), Proceedings of the international center for training of aerobics instructors "Suet systems" (USA), Minneapolis.

6. Rubtsov, A.T. (2008), "Morphological and physiological indicators of women engaged in physical culture in water", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 48-52.

7. Simina, T.E. and Sysoeva, E.Yu. (2017), "Swimming training students using Aqua-aerobics", Humanitarian education in economic University: materials of the V International scientific-practical correspondence Internet conference. October 20-November 30, 2016: 2 t., Moscow, pp. 311-316.

8. Ed. Kotz, Ya.M. (2006), Sports physiology: textbook for the Institute of physical culture, Physical education and sport, Moscow.

Контактная информация: e-timokhina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 09.07.2018

УДК 796.01:612

ПОКАЗАТЕЛИ КАРНИТИНА И МАКСИМАЛЬНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ КИСЛОРОДА У ЮНЫХ АТЛЕТОВ

Фанис Азгатович Мавлиев, кандидат биологических наук, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань; Наталья Викторовна Рылова, доктор медицинских наук, Казанский государственный медицинский университет, Казань; Андрей Владимирович Жолинский, кандидат медицинских наук, 3Федеральный научно-клинический центр спортивной медицины и реабилитации ФМБА России, Москва

Аннотация

Исследованы показатели содержания карнитина в крови и максимального потребления кислорода у юных атлетов, занимающихся различными видами спорта. Показано, что содержание карнитина у юных атлетов может быть обусловлено как видом двигательной активности, так и гендерной принадлежностью. Взаимосвязь содержания карнитина с показателями МПК не носят однозначный характер.

Ключевые слова: максимальное потребление кислорода, юные спортсмены, карнитин, аэробная работоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.