Научная статья на тему 'Эффективность комплекса учебных занятий по аквааэробике как средства оздоровления студентов'

Эффективность комплекса учебных занятий по аквааэробике как средства оздоровления студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1633
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ / КОМПЛЕКС УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / HEALTH PROPERTIES OF WATER / COMPLEX LESSONS / EVALUATION CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Новикова Надежда Николаевна, Синёва Наталия Вадимовна

Рассматривается эффективность использования комплекса учебных занятий по оздоровлению и физическому развитию студентов специальной медицинской группы на занятиях аквааэробикой в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Новикова Надежда Николаевна, Синёва Наталия Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF THE SYSTEM OF TRAINING SESSIONS IN AQUA AEROBICS AS A MEANS OF IMPROVEMENT OF STUDENTS

We consider the efficiency of complex training sessions on health and physical development of students of special medical group water aerobics classes at the university.

Текст научной работы на тему «Эффективность комплекса учебных занятий по аквааэробике как средства оздоровления студентов»

Mangeley Irina Vladimirovna, doctor of pedagogical Sciences, professor, director of the Wellness Physical Culture Center, mangeley60@mail.ru, Russia, Tyumen, Tyumen State University,

Chernyakova Svetlana Nikolaevna, senior coach-teacher for sport of the Wellness Physical Culture Center, 4er_sn@,mail.ru, Russia, Tyumen, Tyumen State University

УДК 796.011.3

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПЛЕКСА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО АКВААЭРОБИКЕ КАК СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ

СТУДЕНТОВ

Н.Н. Новикова, Н.В. Синева

Рассматривается эффективность использования комплекса учебных занятий по оздоровлению и физическому развитию студентов специальной медицинской группы на занятиях аквааэробикой в вузе.

Ключевые слова: оздоровительные свойства воды, комплекс учебных занятий, критерии оценки.

Современные условия жизни предъявляют довольно жёсткие требования к физическим и психическим качествам и способностям члена общества. Поэтому вопросы восстановления и реабилитации находят своё отражение в режиме труда и отдыха любого человека. Учитывая ухудшающееся здоровье молодёжи, необходимо уделять пристальное внимание организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов специальных медицинских групп [3]. Одним из средств физической реабилитации можно с уверенностью назвать гидрореабилитацию, которая, несмотря на свою сравнительную «молодость», пользуется широкой популярностью у людей с различными физическими возможностями и потребностями.

Одним из эффективных средств оздоровления и физического развития людей являются физические упражнения аэробного характера. Среди их различных видов ведущее место занимает «водная гимнастика» или аквааэробика [1, 2] . Она отличается: облегченными и комфортными условиями выполнения упражнений, возможностью общего и локального воздействия на опорно-двигательный аппарат и отдельные мышечные группы, кардиореспираторную систему и другими возможностями оздоровительного характера.

Аквааэробика - это эффективная тренировка в воде на укрепление всех групп мышц и особенно мышц брюшного пресса и спины. Один из самых жиро сжигающих видов нагрузки. Физические упражнения в воде дают совершенно другие ощущения, нежели на суше. А все потому, что

вода обладает уникальными свойствами, оказывающими воздействие на наше тело. Поскольку давление воды в 50 раз превышает давление воздуха, то на каждое движение затрачивается существенно больше сил. Однако выталкивающая сила воды выравнивает эти затраты настолько, что в целом движения получаются более свободными, раскованными и не так выбиваешься из сил. Добавочное сопротивление движениям тела требует больших мышечных усилий и большей затраты калорий. Преодолевая постоянное сопротивление воды, мышцы получают более серьезную многоплановую нагрузку. В тренировке оказываются задействованы все мышцы тела, в том числе и антагонисты. Занятия в воде в 7-14 раз эффективнее, чем на суше. Одно занятие в воде приравнивается к трем занятиям в зале.

Исходя из этого, нами выделены противоречия: необходимость повышения эффективности занятий аквааэробикой на функциональное состояние организма с одной стороны и отсутствие комплекса учебных занятий по оздоровлению и физическому развитию студенток с другой стороны.

С помощью теоретического анализа литературных данных, специальной теоретической и методической литературы были обобщены различные сведения: выявлены возрастные особенности занимающихся, периоды развития двигательных способностей, рассмотрены средства и методы, направленные на развитие физических качеств студентов, а также методы оценки уровня данных качеств.

Аквааэробика - это система физических упражнений в воде, которые заимствованы из гимнастики, шейпинга, спортивного и синхронного плавания, выполняемые под ритмичную музыку.

Одной из особенностей аквааэробики является выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном (в отличие от плавания) положениях тела на глубокой и мелкой воде. При этом работают практически все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры и подвижности в основных суставах. Под влиянием занятий аквааэробикой происходят положительные сдвиги в строении и функции сердечно-сосудистой системы: увеличиваются сила и объем сердечной мышцы; отмечается уменьшение частоты сердечных сокращений в покое, значительно возрастает систолический объем сердца по сравнению с людьми, не занимающимися спортом. Таким образом, занятия аквааэробикой, улучшают силу, выносливость, гибкость и ловкость, а также способствуют улучшению функционального состояния.

Одним из действующих факторов всестороннего и гармоничного развития человека является физическая культура. Ведь именно физическая культура предлагает широкий спектр форм, средств и методов управления индивидуальным состоянием организма [4].

В основе достигаемых с помощью средств физической культуры оздоровительных эффектов лежит либо переход организма на более высокий энергетический уровень, что проявляется в расширении диапазона реактивности, резервных возможностей организма, либо повышение внутренней организации физиологических процессов, что, в свою очередь, выражается оптимизацией регуляции функций организма. Первый из этих путей, как свидетельствуют многочисленные факты, свойственен в наибольшей степени тренировочным воздействиям и характеризуется долговременными преобразованиями функций и структур.

Основой для осуществления экспериментального подхода являются принципы обучения.

Доступность задач, средств и методов физического воспитания определялись многими факторами, которые условно можно соединить в группы. К первой группе относились факторы, характеризующие общие особенности исследуемого контингента. Ко второй - индивидуальные особенности каждого студента. Третья группа факторов возникала в связи с динамикой общих и индивидуальных изменений в процессе физического воспитания студентов. К четвертой группе относились особенности самих задач, средств и методов физического воспитания [5].

В начале учебного года в группу по оздоровительной аквааэробике и плаванию были записаны желающие студентки специальной медицинской группы, прошедшие медицинское обследование и имеющие допуск и рекомендации врача.

Студентки контрольной группы занимались плаванием в ванне большого бассейна. Основной способ плавания, который мы использовали в учебном процессе у студентов - брасс с удлиненной фазой скольжения. Из всех способов плавания брасс в большей степени подходит для студентов специальной медицинской группы.

На этапе совершенствования приобретенных двигательных навыков и освоения брасса в полной координации, особое внимание уделялось дозированию упражнений, скорости выполнения и интервалам отдыха между заданиями. При обучении технике брасса первостепенно уделялось внимание освоению дыхания.

Студентки экспериментальной группы занимались по разработанному нами комплексу учебных занятий по аквааэробике, где учитывались общие принципы, позволяющие обеспечить высокую эффективность оздоровительного действия физических упражнений: индивидуализация, постепенность нарастания нагрузки, системность воздействия, цикличность, применение новых и разнообразных упражнений, использование методов контроля (рис.).

Схема комплекса учебных занятий по аквааэробике

Комплекс учебных занятий состоит из самостоятельных комплексов упражнений. Комплекс 1 ускоряет метаболизм, улучшает тонус мышц за счет привычных упражнений. Комплекс 2 разносторонне укрепляет мускулы, заставляет работать тело по-новому, совершенствует гибкость с помощью самых простых растяжек, но в благоприятной водной среде. Комплекс 3 сбалансировано развивает силу и выносливость, комплексно прорабатывает мышцы. Комплекс 4 улучшает выносливость сердца, подтягивает бедра и ягодицы, максимально сжигает калории и развивает фантазию.

Все основные комплексы построены по прерывистому методу тренировок. Это означает, что каждое занятие разбито на интервалы работы различной интенсивности. Такой подход обеспечивает стабильное сжигание жира и заметный прогресс в улучшении физической формы за минимально короткий срок. Кроме того, этот метод позволяет выполнять на занятиях эффективные нагрузки, не испытывая чрезмерного утомления.

Экспериментальный комплекс по оздоровлению и физическому развитию студенток специальной медицинской группы, разрабатывался исходя из положений теории оздоровительной физической культуры.

Все упражнения в комплексах отличаются друг от друга. Одно и то же движение не повторяется дважды. Это означает, что одну и ту же

группу мышц каждый раз прорабатывают по-разному, используя новые движения.

Постепенное введение нового материала позволило поддерживать постоянный интерес к занятиям. В начале разучивался базовый комплекс, включающий в себя общеразвивающие упражнения (ОРУ), базовые движения аквааэробики, которые чаще всего используют, чтобы улучшить тонус мышц всего тела, затем простейшие движения на месте и с перемещением.

В течение первых двух месяцев в занятия вводились простые упражнения, активизирующие обменные процессы в мышцах и тканях, укрепляющие скелетную мускулатура, сердечнососудистую и дыхательную системы, нормализующие и улучшающие функциональную деятельность организма. После двух месяцев у занимающихся возрастает работоспособность, улучшается самочувствие, повышается качество выполняемых упражнений. На данном этапе подбирались средства и методы с направленностью на повышение работоспособности, подготовку к работе большей интенсивности. Увеличивалось количество упражнений, темп, число повторений, трудность, амплитуда движений. В весеннем семестре значительно повысили интенсивность занятий, увеличили количество повторений, амплитуду, использовали упражнения комплексного воздействия на весь организм. В конце весеннего семестра в форме проведения занятий стали более разнообразными, студентки научились самостоятельным действиям.

По мере увеличения уровня подготовленности вводились упражнения с использованием специального снаряжения (нудлс, перчатки, гантели) в качестве дополнительного сопротивления, что повышало интерес занимающихся. Благодаря многообразию танцевальногимнастических комбинаций в аквааэробике возможно избирательное воздействие на определённые мышечные группы, а использование элементов ходьбы и бега помогает дозировать нагрузку, разнообразить движения, сделать их более привлекательными.

Основными средствами занятия аквааэробикой являются физические упражнения, выполняемые в воде. Основной формой проведения занятий аквааэробикой является урок.

Комплекс учебных занятий аквааэробикой составлялся в соответствии с общепринятыми методическими принципами, на основе психологической, педагогической, структурной закономерностей, а также закономерностей формирования двигательных действий.

Были сформированы контрольная (25 чел.) и экспериментальная (28 чел.) группы. В каждой группе занятия проводились 2 раза в неделю согласно расписанию. На протяжении всего периода исследования были организованы систематические наблюдения за функциональным

состоянием и уровнем физического развития студенток специальной медицинской группы на занятиях по физическому воспитанию.

В качестве критериев оценки оздоровительного влияния занятий аквааэробики были выбраны:

- уровень физической подготовленности и психоэмоционального состояния;

- масса тела;

- показатели жирового компонента;

- состояние кардиореспираторной системы (функциональное тестирование).

Уровень физической подготовленности студенток специальной медицинской группы, как в контрольной группе, так и в экспериментальной группе до проведения эксперимента соответствовал низкому.

В процессе нашей опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе занятия аквааэробикой проводились со специальным оборудованием и под музыкальное сопровождение, что значительно повышало мотивацию к занятиям у студенток специальной медицинской группы. Исходя из этого, в экспериментальной группе (ЭГ) были выявлены положительные сдвиги по таким показателям психоэмоционального состояния как: «Самочувствие», «Настроение» и «Желание тренироваться». В то время как в контрольной группе (КГ), студентки которой занимались исключительно плаванием, произошли изменения только по показателю «Самочувствие».

На основе полученных данных можно сделать вывод, что воздействие разработанных комплексов упражнений аквааэробики на уровень физической подготовленности (1 критерий) и психоэмоциональное состояние студенток специальной медицинской группы дали больший положительный эффект, чем занятия плаванием.

В начале и конце эксперимента было проведено исследование массы тела (2 критерий) студенток во всех исследуемых группах.

Данные исследования показали, что средний показатель массы тела у студенток экспериментальной группы изменился с 54,3 кг до 53,1 кг, в контрольной группе с 55,1 кг до 54,9 кг.

Средний показатель содержания жирового компонента (3 критерий) у студенток экспериментальной группы изменился с 25,2 % до 22,8 %, в контрольной группе с 24,4 % до 23,8 %.

В качестве четвертого критерия исследование выбрано состояние кардиореспираторной системы. Оно изучалось на основе функционального тестирования. Для определения эффективности предложенной методики в начале и конце педагогического эксперимента были проведены функциональные пробы, обладающие доступностью, высокой информативностью и относительной простотой выполнения: проба

Штанге, проба Генча, стандартная проба Руффье. Используются для суждения о кислородном обеспечении организма и оценки общего уровня тренированности человека.

На основании результатов тестирования достоверных различий функциональных показателей среди студенток КГ и ЭГ в начале эксперимента выявлено не было.

По окончании педагогического эксперимента у студенток контрольной группы отмечалось удлинение времени задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) в среднем на 5,9 %, а на выдохе (проба Генча) на

5.3 %.

Студентки, занимающиеся аквааэробикой по предложенному авторскому комплексу занятий также улучшили результаты проб с задержкой дыхания, но различия не достигли критерия достоверности, при этом прирост показателей пробы Штанге составил 1,5 %, а пробы Г енча -

2.3 %.

При повторном проведении функциональной пробы Руффье в конце эксперимента у студенток обеих групп наблюдалось некоторое снижение исходных показателей пульса. Этот факт может говорить об экономизации функционирования систем организма в покое, в частности сердечнососудистой системы, а также об увеличении функциональных резервов для адаптации к физической нагрузке.

После стандартной нагрузки (30 приседаний за 30 с) в этот период у студенток контрольной группы наблюдались более выраженные сдвиги пульса, чем у студенток, отнесенных к экспериментальной группе. Это отражает более экономную реакцию сердечно-сосудистой системы и совершенствование регуляторных механизмов. Следует отметить, что именно совершенствование механизмов регуляции функций лежит в основе, по общепринятым представлениям, тренированности.

Подобная динамика может свидетельствовать об улучшении состояния функциональных систем и более совершенной адаптации организма к физическим нагрузкам у студенток экспериментальной группы.

Можно видеть, что в конце педагогического эксперимента достоверная динамика предложенных критериев оценки (масса тела, показатель жирового компонента, функциональная проба Руффье) у студенток занимающихся плаванием была менее выражена. У девушек занимающихся аквааэробикой наблюдалось большее снижение массы тела, уменьшение жирового компонента, меньшие сдвиги пульса после физической нагрузки ^<0,05).

Таким образом, авторский комплекс учебных занятий по оздоровлению и физическому развитию студентов СМГ по аквааэробике, является результативным и позволяет говорить об эффективности разработанной педагогической технологии II и III уровня.

Список литературы

1. Булгакова Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание. М.: «Академия», 2005. 432с.

2. Булгакова Н.Ж. Плавание. М., 2003. 239 с.

3. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М.: Советский спорт, 2002. 448 с.

4. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Рн/Д.: Феникс, 2005. 382 с.

5. Филатова Е.В. Аквааэробика: учеб.-метод. комплекс. М.:

Финансовая академия при Правительстве РФ, 2007. 92 с.

Новикова Надежда Николаевна, преп., cat6876@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Синёва Наталия Вадимовна, ст. преп., natalia.sinevaaramhler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

EFFECTIVENESS OF THE SYSTEM OF TRAINING SESSIONS IN AQUA AEROBICS AS A MEANS OF IMPROVEMENT OF STUDENTS

N.N. Novikova, N.V. Sineva

We consider the efficiency of complex training sessions on health and physical development of students of special medical group water aerobics classes at the university.

Key words: health properties of water, the complex lessons, evaluation criteria.

Novikova Nadezhda Nikolaevna, lecturer, cat6876@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Sineva Natalia Vadimovna, senior lecturer, natalia.sineva@ramhler.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.011.3

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Е.Л. Семёнова

В статье на основе данных проведенных в 2011-2012 гг. социологических исследований, объектом которых были педагоги дошкольного образования, осуществлен анализ компетентности педагогов ДОУ в сфере физического воспитания детей.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическое развитие, физические качества, компетентность.

В рамках внедрения системы мониторинга физического состояния воспитанников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), в ряде ДОУ г. Сургута проводилось социологическое исследование, основной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.