Афонская Анна Олеговна канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
EFFICIENCY OF AN INDIVIDUALLY-DIFFERENTIATED APPROACH TO STUDENT
EDUCATION IN SANITARY AEROBICS
A.O. Afonskaya
Experimental study has proved the efficiency of an individually-differentiated approach in the main education process of a sanitary aerobics student. Contents of the scholastic material and the method pedagogical influence were identified as the most influential factors in full-fledsed mastery by the student and their further use as facility physical самовоспитания.
Key words: sanitary aerobics, complex approach, model of the pedagogical experiment, Instructor-methodical practice, and burn-in effect.
Afonskaya Anna Olegovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, fvistgu@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.011
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Е.В. Белых, Е.Д. Грязева, В.Н. Егоров, Н.С. Березин
Изложены основные подходы к понятиям физической культуры и физкультурного образования. Систематизирован накопленный организационный и педагогический опыт физкультурного образования в Тульском государственном университете.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, физкультурное образование, физкультурно-спортивная подготовка студентов, подготовка будущих специалистов в сфере физической культуры, спорта и туризма.
Сфера физической культуры и спорта в современном мире очень широка, весьма структурирована и полифункциональна. Значение ее для формирования и развития личности на протяжении всей жизни человека, а также эффективного существования других сфер общественного бытия, социальных групп и человечества, в глобальных процессах трудно переоценить.
Исторически физкультурный компонент присутствовал и развивался прежде всего в сфере образования как общего, так и профессионального, и уже в конце XIX века появляется относительно новое направление - физкультурное образование. Вместе с тем само это понятие, его содержание до сих пор является предметом обсуждения.
Основополагающее значение в этом отношении принадлежит трудам выдающегося русского ученого П.Ф. Лесгафта. Он разграничивал понятия «физическое воспитание» и «физическое образование», и задачу последнего видел в том, чтобы в гармонии с умственным развитием приучить молодого человека сознательно относиться к своим действиям и производить всю работу с возможно меньшей тратой.
На рубеже XX и XXI веков понятие «физическое образование» переходит в понятие «физкультурное образование». Ученые, использующие этот термин, чаще всего имеют в виду осознанный процесс воздействия физических упражнений на человека для развития двигательных умений и навыков, способность строить и контролировать двигательные действия. Ряд исследователей вводят понятие «образование в сфере физической культуры» как более широкое.
Авторы используют термин «физкультурное образование», во-первых, как понятие о формировании физической культуры человека. При этом физическая культура человека трактуется следующим образом:
- наличие устойчивой мотивации к использованию соответствующих знаний, умений, навыков и двигательных действий во всех сферах жизни;
- овладение знаниями, умениями, навыками и двигательными действиями;
- постоянное их применение;
- готовность помогать другим людям посредством своей компетентности в сфере физической культуры и спорта.
Представляется, что реализация такого подхода касается всех обучаемых по любым профилям.
Во-вторых, говоря о физкультурном образовании, мы подразумеваем подготовку специалистов в сфере физической культуры и спорта.
В-третьих, если иметь в виду широкое понимание понятия «физическая культура», включающее в себя и спорт, то следует говорить о спортивной подготовке обучающихся. (Университеты были и остаются не только крупными образовательными учреждениями, но и спортивными центрами - как в отношении любительского спорта, так и профессионального).
В-четвертых, напряженный ритм современной жизни, интенсификация труда, увеличение и усиление факторов, негативно влияющих на человека и его здоровье, обусловливают валеологические и медицинские аспекты физкультурного образования.
Изложенный подход к физкультурному образованию, реализуемый в практической деятельности, позволяет вносить заметный вклад в решение актуальных социально-экономических задач, в формирование личности, способной находить баланс личных и общественных интересов,
отвечать на вызовы современной цивилизации, достигать акме и успешно самореализовываться.
На наш взгляд, в настоящее время положение дел в физкультурном образовании в России, как и в целом в сфере физической культуры и спорта, неоднозначно: имеются многочисленные проблемы и трудности, но в то же время есть основания для осторожного оптимизма.
Проблемы имеют как объективный, так и субъективный характер и весьма многообразны. Среди них - экономические сложности, коммерциализация многих сторон жизни, духовная деградация, никотинизм, алкоголизм и наркомания, плохая экология, гипокинезия, снижение уровня здоровья населения и многое другое. Все это препятствует становлению и реализации личностного и психофизического потенциала.
Важно, что в высших эшелонах власти существует понимание значимости этой задачи. Президент РФ, правительство, региональные власти, партии и общественные организации прилагают немало усилий для повышения уровня физической культуры населения, развития спорта, подготовки высококвалифицированных кадров. Законодательной основой работы в этом направлении являются Федеральные законы «Об образовании в РФ» и «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [4, 5], также разработан ряд документов, в том числе «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [2]. Развивается материальная база физкультуры и спорта, наряду с предоставлением финансовой поддержки физкультурно-спортивные учреждения получают возможности предпринимательской деятельности и т. п. Весьма важным является развитие системы мотиваций и стимулов для получения физкультурного образования и реализации его в самых разных сферах жизни. При условии ориентации всего общества, каждого человека на непреходящие ценности и идеалы гармоничного развития, на активный и здоровый образ жизни просматривается перспектива социального прогресса и возвышения личности [3].
Определенный опыт развития физкультурного образования в свете изложенных посылок накоплен в Тульском государственном университете. Выделим основные моменты, в том числе в той или иной степени характерные для вуза. При этом следует подчеркнуть, что особую роль в становлении и развитии физкультурного образования играли и играют традиции, заложенные еще в давние годы существования университета (тогда - института). Вначале физкультурно-спортивная работа организовывалась преподавателями, причисленными к военной кафедре, в 1948 году была создана кафедра физического воспитания и спорта, а с 2008 года начал функционировать факультет физической культуры, спорта и
туризма в составе медицинского института университета. В структуре факультета 3 кафедры, 2 из них, кроме первой, - выпускающие:
- физического воспитания и спорта;
- физкультурно-оздоровительные технологии;
- туризма и индустрии гостеприимства.
Решающую роль в достижении целей деятельности факультета играет профессорско-преподавательский состав, уровень подготовки кадров и его неустанное повышение, мастерство и ответственность каждого работника. В последние годы коллектив все более пополняется собственными выпускниками.
Сейчас физкультурное образование осуществляют 82 чел.: 3 профессора, 49 доцентов, 8 старших преподавателей и 25 преподавателей. Из них: 1 доктор педагогических наук, 30 - кандидаты наук. Имеют звания: 2 чел. - «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации», 2 чел. - «Заслуженный тренер России», 1 чел. -«Заслуженный мастер спорта России», 4 чел. - мастера спорта СССР и России международного класса, 19 чел. - мастера спорта СССР и России, 5 чел. - судьи Всесоюзной и Всероссийской категории. 4 чел. награждены знаком «За заслуги в развитии физической культуры и спорта», 25 чел. -знаком «Отличник физической культуры России», 1 чел. - знаком «Отличник народного просвещения Российской Федерации».
В последние годы активно осваиваются инновационные образовательные технологии, повышается уровень научно-методической и научно-исследовательской работы. При этом научная работа, имея самостоятельное значение, рассматривается нами и как важнейшее средство повышения квалификации преподавателей.
Открыт диссертационный совет по специальностям «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» и «Теория и методика профессионального образования». Ведется подготовка аспирантов по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры». В настоящее время работают над диссертационными исследованиями на соискание ученой степени доктора наук 3 человека, кандидата наук - 24 человека.
Фундаментальной частью физкультурного образования является подготовка кадров в сфере физической культуры, спорта и туризма, которая началась в 1995 году открытием одного направления и одной специальности (с двумя специализациями). За прошедшие годы эта часть заметно выросла как в количественном, так и в качественном отношении.
В настоящее время ведется подготовка кадров по трем специальностям - «Физическая культура и спорт», «Экономика и управление на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство)»,
«Социально-культурный сервис и туризм»; по четырем направлениям -«Физическая культура», «Гостиничное дело», «Туризм», «Менеджмент (туризм и гостеприимство)»; по двум магистерским программам -«Физкультурно-оздоровительные технологии», «Развитие регионального туризма». На факультете обучаются 390 студентов (из них 257 - на коммерческой основе), 19 иностранных учащихся, 12 магистрантов, 21 аспирант.
Подготовка и выпуск специалистов ориентированы прежде всего на удовлетворение региональных потребностей.
В ряду направлений подготовки специалистов большое значение придается привлечению студентов к научно-исследовательской работе, в рамках которой они овладевают современной методикой исследований, углубленно рассматривают актуальную проблематику, принимают участие в конференциях различного уровня.
В рамках реализации программы «ТулГУ - вуз здоровья» студенты принимают активное участие в проведении психофизиологических и функциональных обследований на базе межкафедральной лаборатории мониторинга здоровья, а также врачебно-педагогических наблюдениях на занятиях физической культурой.
Результаты совместной научной деятельности преподавателей и студентов находят отражение в сборниках научных трудов и материалов конференций.
Это заметно повышает мотивацию к учебе, развивает креативное мышление и коммуникативные свойства, обогащает состав знаний, умений и навыков.
Ещё одной отличительной особенностью в подготовке специалистов является организация и проведение практики. Студенты направляются в лучшие спортивные школы и области, где под руководством ведущих тренеров они реализуют свои знания и умения в работе как с юными, так и с высококвалифицированными спортсменами, получают специальные знания в технико-тактическом, психологическом и медико-биологогическом обеспечении тренировочного и
соревновательного процессов.
Инновации в учебном процессе дополняются рядом мероприятий организационно-методического характера, способствующих успешному освоению студентами-спортсменами образовательных программ. Для каждого студента разрабатывается индивидуальная траектория обучения, которая может оперативно корректироваться. Предоставляются возможности дистанционного обучения в интернет-институте университета и индивидуальных занятий с преподавателями.
Учебные занятия по физической культуре проводятся со студентами всех специальностей университета на первых двух курсах в течение учебного года по 4 часа в неделю, на третьем - по 2 часа, на четвертом -
один осенний семестр по 3 часа, а физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работой охвачен весь студенческий контингент (вместе с ним - и коллектив вузовских преподавателей и сотрудников).
Процесс изучения физической культуры направлен на формирование следующих компетенций: владение средствами самостоятельного,
методически правильного использования методов физического воспитания; стремление к достижению должного уровня физической подготовленности для укрепления здоровья и обеспечения всесторонней социальной и профессиональной деятельности; готовность организовывать свою жизнь в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни и др.
Студенты распределяются по учебным отделениям: основному, специальному и спортивному.
На основное отделение зачисляются студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам. Это отделение подразделяется на группы по десяти учебно-спортивным специализациям: общая физическая подготовка (ОФП), ОФП с элементами атлетической гимнастики, баскетбола, большого тенниса, волейбола, легкой атлетики, плавания, спортивной борьбы, спортивно-оздоровительной гимнастики, художественной гимнастики.
На специальное отделение зачисляются студенты, отнесенные к специальной медицинской группе и группе адаптивной физической культуры, а также освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья на длительный срок.
На спортивное отделение зачисляются студенты основной медицинской группы, имеющие высокую физическую и спортивную подготовленность, изъявившие желание углубленно заниматься одним из видов спорта, культивирующихся в вузе.
Критериями распределения студентов по группам являются: пол, результаты медицинского обследования, уровень физической подготовленности и развития, а также физкультурно-спортивные предпочтения.
Практически здоровые студенты имеют право выбрать учебноспортивную специализацию. Студенты с отклонениями в состоянии здоровья занимаются в специальной медицинской группе или группе адаптивной физической культуры по специальным методикам с учетом медицинских показаний и противопоказаний. Студенты, не обладающие должными навыками плавания или не умеющие плавать, в обязательном порядке зачисляются на отделение плавания.
Разделение основного отделения на группы по учебно-спортивным специализациям в ходе организации учебно-воспитательного процесса является многолетней, своеобразной и эффективной практикой кафедры.
Количество и спортивная специфика групп изменяются в соответствии с современными требованиями и возможностями кафедры [1].
Если организация работы в специальной медицинской группе является давно практикуемой формой, то организация её для лиц с ограниченными возможностями потребовала переподготовки кадров, большого объема методической работы, изучения опыта других вузов, создания и внедрения собственных разработок.
Отметим, что физкультурно-спортивную работу на факультетах университета организуют преподаватели факультета физической культуры, спорта и туризма, получающие статус помощников директоров институтов или заместителей деканов факультетов.
Факультетом вместе со спортивным клубом проводится весьма объемная и разнообразная работа, включающая деятельность 23 спортивных секций с охватом 800 чел., многочисленные спортивномассовые мероприятия и соревнования, походы и многое другое, при этом значительная часть воспитательных дел осуществляется в студенческом городке и учебно-оздоровительном комплексе университета
«Политехник», д. Бунырево Алексинского района.
Студенты привлекаются к участию в межвузовских спортивных мероприятиях, во Всероссийских массовых соревнованиях («Российский азимут», «Лыжня России», «Кросс нации»), в Спартакиаде студентов г. Тулы. В 2012 г. впервые была проведена Международная
благотворительная фитнес-конвенция в пользу подопечных фонда
«Подари жизнь». В официальной части мероприятия приняли участие актриса Дина Корзун, одна из соучредителей фонда «Подари жизнь», Ксения Афанасьева, серебряный призер ХХХ летних Олимпийских игр 2012 года в Лондоне, представители ректората вуза, спортивных и общественных организаций. В рамках конвенции российские и иностранные инструкторы дали мастер-классы по различным направлениям аэробики, поделились своим мастерством преподаватели университета. Все собранные денежные средства перечислены на лечение и реабилитацию детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями.
Преподаватели и сотрудники факультета активно участвуют в организации и судействе соревнований всероссийского, областного, городского и вузовского уровня.
Особое внимание уделяется оздоровлению студентов в летний период на базе комплекса «Политехник», где ежегодно в течение двух месяцев активно отдыхают более 400 студентов университета.
Создаются необходимые условия для повышения спортивного мастерства ведущих спортсменов и команд путем организации регулярных тренировок, учебно-тренировочных сборов, участия в соревнованиях различного ранга, проводимых вне вуза. В соревнованиях с каждым годом
участвует все большее количество студентов. За последние годы студенты университета приняли участие в Паралимпийских играх - 1 чел., чемпионатах Европы - 1 чел., чемпионатах России - 163 чел., Всероссийских Универсиадах - 85 чел., получили высокие спортивные звания: 2 чел. стали мастерами спорта России международного класса, 18 чел. - мастерами спорта России.
За последний период произошли качественные позитивные изменения в многоаспектном обеспечении учебно-воспитательного процесса, научной деятельности, внеучебной работы, условий обучения, оказания услуг в физкультурно-спортивной сфере другим организациям и населению и др. Созданы учебно-методические комплексы, отвечающие современным требованиям, сформирован достаточный фонд учебной и научной литературы и периодических изданий, аудитории и кабинеты оснащены компьютерной и демонстрационной техникой, постоянно пополняется научное оборудование. Создана научная лаборатория биомеханики.
За факультетом закреплены: 2 стадиона - «Буревестник» и
«Студенческий», в состав которых входят 3 футбольных поля (два поля с естественным покрытием и одно - с искусственным); беговые дорожки; 7 площадок для спортивных игр; 3 гимнастических городка; 2 спортивных
Л
корпуса общей площадью более 3500 м , включающих 2 игровых зала; зал спортивной гимнастики; зал художественной гимнастики; 3 зала единоборств; 3 тренажерных зала; 4 зала для занятий различными физкультурно-оздоровительными системами; крытый теннисный корт.
Для обучения плаванию и оздоровления студентов, подготовки спортсменов имеется возможность использования двух бассейнов (один - с большой и малой ваннами, второй - с большой ванной). Второй бассейн был введен в начале 2013 г. и позволил заметно расширить возможности работы.
За факультетом закреплен учебно-оздоровительный комплекс «Политехник», в состав которого входят 2 летних жилых корпуса для студентов и 21 дача для сотрудников университета, столовая, футбольное поле, теннисный корт, 7 площадок для спортивных игр и проведения других мероприятий.
Все спортивные сооружения укомплектованы необходимым оборудованием и инвентарем, находятся в хорошем состоянии и позволяют проводить работу на высоком уровне.
Факультет и его кафедры работают в тесном взаимодействии с внеуниверситетскими учреждениями и организациями, в том числе с местными органами власти, Российским студенческим спортивным союзом, спортивными федерациями, общественными организациями, прессой и др. Преподаватели участвуют в проведении молодежных и физкультурно-спортивных мероприятий, организуемых Министерством
образования и Комитетом по спорту и молодежной политике правительства Тульской области.
Укрепляются давние и устанавливаются новые академические, научные и спортивные связи как внутрироссийские, так и международные с вузами, научными и физкультурно-спортивными учреждениями и организациями. Среди партнеров - Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Московская государственная академия физической культуры, Казанский государственный технический университет, Орловский государственный университет, Профессиональная академия (г. Филлинген-Швеннинген, ФРГ), Международный университет (г. Карлово, Болгария) и другие.
В центре внимания руководства университета и факультета -повышение качества физкультурного образования, в связи с чем ведется постоянный контроль за постановкой работы, регулярно проверяются и оцениваются результаты. Внешние и внутренние проверки показали, что, несмотря на ряд недоработок и сложностей, факультет в целом успешно решает поставленные задачи, видит свои перспективы и имеет достаточный потенциал для дальнейшего развития.
Список литературы
1. Примерная программа дисциплины физическая культура / Министерство образования Российской Федерации, 2000. ЦКЬ: http://www.edu.ru/db/portal/spe/progs/hf.02.htm (дата обращения:
12.02.2013).
2. Распоряжение правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101 -р
«Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» ШЬ:
http://www.allsportinfo.ru/files/koncept-2020-itog.doc / сайт Агентства спортивной информации «Весь спорт» (дата обращения: 10.05.2013).
3. Стенографический отчёт о заседании Совета по развитию
физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи ЦКЬ: http://archive.kremlin.ru/text/appears
/2009/03/214322^Ыт / сайт Президента России (дата обращения:
10.03.2013).
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». ШЬ: http://graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx? 1646176 / сайт Президента России (дата обращения: 11.02.2013).
5. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» http://www.rg.ru/2007/12/08/sport-doc.html (дата обращения: 12.04.2013).
Белых Елена Владимировна, канд. пед. наук, декан, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Грязева Елена Дмитриевна, канд. техн. наук, зав. кафедрой, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Егоров Владимир Николаевич, канд. пед. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Березин Николай Сергеевич, доц., fksit@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL EXPERIENCE OF PHYSICAL TRAINING
IN TULA STATE UNIVERSITY
E.V. Belykh, E.D. Gryazeva, V.N. Egorov, N.S. Berezin
The work reveals the main approaches to the notions of physical training and education. The experience of Tula State University in organizational and educational spheres is systematized.
Key words: physical training and sport, physical education, physical and sport training of students, training of future specialists in the sphere of physical training, sport and tourism.
Belykh Elena Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, dean, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Gryazeva Elena Dmitrievna, candidate of engineering Sciences, chair, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Egorov Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Berezin Nikolay Sergeevich, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.012
ПОИСК СОВРЕМЕННЫХ НОРМ ДЛЯ МЕТОДОВ В ИССЛЕ ДОВАНИЯХ ДВИЖЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА
Е.В. Белых, В.Д. Хитров
Рассматриваются структурная организация построения новых методов исследования, педагогические технологии, отражающие черты и специфику научной реальности. Функционирование научных знаний демонстрируют идеалы и нормы, в соответствии с которыми создаются научные знания.
Ключевые слова: кафедра физкультурно-оздоровительных технологий,
построение новых методов, организация научной деятельности, технические и аппаратные средства, тренажёры и комплексные стенды.
Познавательные идеалы науки имеют достаточно сложную организацию. В их системе можно выделить основные формы: 1) идеалы и