УДК 37.013.46
ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ»
А.А. Авдашкин, А.А. Пасс
Статья посвящена обзору научных дефиниций понятия «качество образования», сложившихся в отечественной научной и педагогической литературе за последние десятилетия. Показано, что логическим завершением полемики ученых стало понятие «качество образования», нормативно закрепленное в тексте Ф3-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
Ключевые слова: качество образования, педагогический дискурс, подходы к определению качества образования, Концепция региональной системы оценки качества образования.
Появление понятия «качество образования» в российских реалиях относят к началу 1990-х гг., когда в законе Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании» появилась статья о государственном контроле за качеством образования. Данное обстоятельство привело к появлению большого количества практик контроля, инициировало разработку целой серии концепций и положений. Это наглядно демонстрирует развитие научного дискурса о качестве образования. Анализ развития последнего позволит установить как широкое, так и специализированное толкование данного понятия в концептуальном поле дисциплин, в рамках которых разрабатываются вопросы качества образования. В Федеральном законе № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» появилось нормативно закрепленное понятие «качество образования»: комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная дея-
тельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [11. Ст. 2. П. 29]. Тем самым полемика о том, что является «качеством образования» подошла к своему логическому завершению. Ученые приступили к разработкам инструментария для оценки качества образования, поиску механизмов, способных обеспечить управление качеством образования по результатам оценочных процедур. Ярким тому подтверждением может служить то, что в настоящее время общее число публикаций по проблемам оценки качества образования, помещенных в системе российского индекса научного цитирования, исчисляется десятками тысяч.
Очевидно, что до момента принятия Федерального закона № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в литературе отсутствовали единые подходы к пониманию категории «качество образования». Ученые и педагоги выдвигали различные интерпретации данного понятия. Результаты обзора литературы, опубликованной по затронутой теме, свидетельствуют, что сущность и содержание термина «качество образования» трактовались по-разному. При этом данные категории интерпретировались в разных дисциплинарных контекстах: философский, социологический, педагогический, психологический, экономический и др.
Принимая во внимание устойчивый рост внимания экспертов, управленцев и общественности к проблематике качества образования на различных его уровнях продуктивным представляется междисциплинарный синтез на стыке педагогики и иных социально-гуманитарных дисциплин [1,5]. Кроме того, на сегодняшний день остается востребован экскурс в развитие понятия «качество образования» в период, который предшествовал принятию Федерального закона № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
В представленной статье предпринята по-
пытка рассмотреть содержание понятия «качество образования» в российских реалиях до утверждения его нормативной трактовки.
Знакомство с основными трудами по поставленной теме показало, что наиболее продуктивный период работы в этой области пришелся на 2000-е гг. Тогда свет увидел целый ряд фундаментальных работ ученых и педагогов [9]. Разумеется, в настоящей статье приведен далеко неполный перечень основательных изданий. Из публикаций последних лет отметим серию статей, в текстах которых проведена систематизация определений «качество образования», представлены основные подходы ученых к поставленной проблеме [2, 7, 13].
В массиве подготовленной в эти годы научной литературы сложилось несколько подходов к рассмотрению понятия «качество образования». Каждый из них обладал определенным когнитивным потенциалом. Отметим, что рамки статьи все же не позволили провести полноценный экскурс в обозначенное во вступительной части проблемное поле.
Среди широкого спектра научных подходов к проблеме качества образования выделим подход А. И. Субетто. Согласно трактовке этого ученого «качество образования» обладает следующим набором признаков: системность и целостность (качество как система совокупности свойств объектов и процессов, качество частей не определяют общее качество); структурность и иерархичность (свойства обладают иерархической структурой); динамичность (качество процесса находит выражение в результате); количество (т.е. количественная мера качества); внешняя и внутренняя обусловленность (единство потенциального, внутреннего и реального, внешнего качества); соответствие требованиям, потребностям и нормам [10].
Для подхода к понятию «качество образования», который был сформулирован Н.А. Селезневой, характерно применение в качестве точки отсчета системного анализа. Исходя из этого посыла термином «образование» ученый оперирует в трех смысловых плоскостях: результат, процесс и целостная образовательная система. В специализиро-
ванном смысле «качество образования» трактовалось не иначе как «качество подготовки». В более широком смысле это отражало соответствие образования определенным потребностям, целям, установкам и нормам (т.е. стандартам). По мнению исследователя, оценка качества образования - это мера качества образования, которая выражает соотнесенность измерений свойств с базой, отражающей некий «эталон», норму качества. Качество образования в воззрениях Н. А. Селезневой предстает многоструктурным объектом научных изысканий. В него, к примеру, входят качество воспитанности и качества обученности [8].
Значителен вклад в разработку поставленного вопроса, внесенный ученым М. М. Поташником. Классик отечественной педагогической науки представил качество образования как соотношение цели и результата, как меры достижения целей, при том что цели заданы только операционально и спрогнозированы в зоне прогнозируемого развития учащихся. При этом результаты образования должны включать в себя оценку ресурсозатрат, которые имели место для достижения результатов, насколько эти результаты эффективны. Здесь речь идет о сведении к минимуму негативных последствий образовательного процесса, то есть во всех случаях имеется в виду только достижение оптимального результата [4].
Созвучный вывод исходит из позиции А. А. Реана. Качество образования предстает как механизм регуляции образовательной системы, который обуславливает ее оптимальное состояние и выступает результатом сочетания интересов и потребностей различных заинтересованных субъектов [13].
Интересной, хотя, и в некоторой степени спорной, представляется, на наш взгляд, классификация научных подходов, предложенная В. Воротиловым и Г. Шапоренковой. Исследователи, обобщив различные позиции, выделяют следующие подходы к пониманию «качества образования»:
1) соответствие достигнутого уровня качества образования потребностям личности и общества;
2) сформированность компетенций, социально значимых личностных качеств;
3) соответствие совокупности свойств образовательных отношений, достигнутых результатов требованиям стандартов, нормам общества;
4) соответствие результата целям образования, спрогнозированным на поле потенциального развития личности;
5) способность образовательной организации удовлетворять потребности социума [Цит. по: 7].
Кратко систематизированное содержание понятия «качество образования» представлено ниже в таблице 1.
Таблица 1
Основные подходы к определению понятия «качество образования» (сост. по: [2, 11, 13, с. 337])
Автор подхода Содержание понятия «качество образования»
М. М. Поташник Качество образования - это «соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика».
А. И. Субетто Качество образования - сложная категория и многоаспектная проблема, может быть раскрыто через категории свойства, структуры, это совокупность свойств, системы, количества, эффективности, оценки, управления и др.
А.А. Реан Качество образования определяется: степенью соответствия целей и результатов образования на уровне конкретной системы образования и на уровне конкретного образовательного учреждения; соответствием между различными параметрами в оценке результата образования конкретного человека (качеством знаний, степенью сформированности соответствующих умений и навыков, развитостью соответствующих творческих и индивидуальных способностей, качеств личности и ценностных ориента-ций); степенью соответствия теоретических знаний и умений их практическому использованию в жизни и профессиональной деятельности при развитии потребности человека в постоянном обновлении своих знаний и умений.
В.П. Панасюк Качество образования определяет, как совокупность его свойств, которая обусловливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности ее социальных, психических и физических свойств.
В.П. Беспалько Качество образования - комплексная характеристика, где главным показателем является качество знаний, определяемое совокупностью разделенных и независимых параметров.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
В условиях отсутствия единой трактовки понятия «качество образования» в воззрениях ученых сложился многообразный перечень подходов и определений. Очевидной становилась потребность в «унификации» рассматриваемого определения, выработке общепринятого толкования, без которого невозможным выглядело построение единого оценочного пространства. В этой связи складываются единообразные подходы к пониманию качества образования. Формирование единой системы оценки качества образования (ЕСОКО) приводит в действие процессы развития систем оценки качества образования регионального и муниципального уровней. Так определение «качества образования», закрепленное в законе «Об образовании в Российской Федерации» было интерпретировано в региональном измерении и получило отражение в Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области (РСОКО). Развитие РСОКО ставит перед образовательными организациями задачи совершенствования внутренних систем оценки качества образования (ВСОКО), «встраивания» их в современное оценочное пространство региона, а также управления развитием образовательной организации по результатам ВСОКО. Построение региональной системы оценки качества образования Челябинской области в соответствии с полномочиями регионального органа управления образованием обеспечивает ее применимость ко всей вертикали управления образовательной системой Челябинской области, а также обеспечивает встраивание Региональной системы оценки качества общего образования в единую систему оценки качества образования. Исходя из методологии региональной системы оценки качества образования сформулирован понятийный аппарат, востребованный с точки зрения совершенствования системы оценки качества образования Челябинской области и представленный ключевыми понятиями (определенными Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» или сформулированными научным педагогическим сообществом Челябинской области). Так качество образования на региональном уровне представляет комплексную
характеристику региональной образовательной системы, выражающуюся в ее способности удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности государства и общества в достижении результатов освоения образовательных программ общего (включая дошкольное), дополнительного и среднего профессионального образования) и являющуюся следствием отражения экономических, общественно-политических и социокультурных особенностей региона [6].
Таким образом, логическим завершением дискуссии о смысле понятия «качество образования» стала трактовка, закрепленная в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Закон исходит из соотнесения уровня подготовки с целым набором стандартов с одной стороны, интересами и потребностями участников образовательных отношений, с другой. Определение данное в тексте закона позволило устранить многозначное толкование понятия «качество образования». Сегодня представляется возможным говорить о «качестве образования» на следующих иерархических уровнях: на международном уровне (т. е. создание единой международной конвенции по оценке качества); на уровне единой системы оценки качества образования; на региональном уровне; на уровне муниципалитета; на уровне образовательной организации.
Список литературы
1. Аймалетдинов, Т.А. Социологическая оценка качества высшего образования: теоретико-методологические подходы к исследованию [Текст] / Т. А. Аймалетдинов, И. Е. Кузнецова // Мониторинг общественного мнения. - 2017. - № 5. - С. 3-12.
2. Безуглова, Л.П. Образование и качество образования: теоретический аспект [Текст] / Л.П. Безуглова // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2014.- № 4. - С. 27-34.
3. Моисеев, А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть [Текст] / А.М. Моисеев. - М.: Сентябрь, 2001. - 160 с.
4. Поташник, М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления [Текст] / М.М. Поташник. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 352 с.
5. Потехина, И.П. Родители о качестве школьного образования: динамика мнений [Текст] / И.П. Потехина, М.Н. Михалева // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: сборник научных трудов. Выпуск 2. - М.: Институт социально-политических исследований РАН, 2017. -С. 47-74.
6. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 г. № 01/3525 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области». - Режим доступа: http://www.regionz.ru/index.php7ds =299712. -Дата обращения: 05.10.2018.
7. Ротова, В.Н. Научные подходы к управлению качеством образования [Текст] / В .Н Ротова // МАК-2015: «Математики - Алтайскому краю». - 2015. - С. 217-220.
8. Селезнева, Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования: лекция-доклад. [Текст] / Н.А. Селезнева.
- Изд. 3-е. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - 95 с.
9. Селезнева, Н.А. Качество образования как объект системного исследования [Текст] / Н.А. Селезнева. - М.: 2002. - 95 с.
10. Субетто, А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы (опыт мониторинга) [Текст] / А.И. Субетто. - СПб. М., 2000. - 498 с.
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ - Дата обращения: 05.10.2018.
12. Управление качеством образования. -М.: Педагогическое общество России, 2000.
- 448 с.
13. Чупрова, Л.В. Основные подходы к определению понятия «качество образования» в проблемном поле педагогики [Текст] / Л.В. Чупрова, О.В. Ершова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014. - № 3.- С. 336-339.
References
1. Aymaletdinov, T.A. Sotsiologicheskaya otsenka kachestva vysshego obrazovaniya:
teoretiko-metodologicheskie podkhody k issle-dovaniyu [Tekst] / T. A. Aymaletdinov, I. E. Kuznetsova // Monitoring obshchestvennogo mneniya. - 2017. - № 5. - S. 3-12.
2. Bezuglova, L.P. Obrazovanie i kachestvo obrazovaniya: teoreticheskiy aspekt [Tekst] / L.P. Bezuglova // Vestnik sotsial'no-gumanitar-nogo obrazovaniya i nauki. - 2014.- № 4. - S. 27-34.
3. Moiseev, A.M. Kachestvo upravleniya shkoloy: kakim ono dolzhno byt' [Tekst] / A.M. Moiseev. - M.: Sentyabr', 2001. - 160 s.
4. Potashnik, M.M. Kachestvo obrazovaniya: problemy i tekhnologii upravleniya [Tekst] / M.M. Potashnik. - M.: Pedagogicheskoe ob-shchestvo Rossii, 2002. - 352 s.
5. Potekhina, I.P. Roditeli o kachestve shkol'nogo obrazovaniya: dinamika mneniy [Tekst] / I.P. Potekhina, M.N. Mikhaleva // Obrazovanie i nauka v Rossii: sostoyanie i po-tentsial razvitiya: sbornik nauchnykh trudov. Vypusk 2. - M.: Institut sotsial'no-politicheskikh issledovaniy RAN, 2017. - S. 47-74.
6. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 14.12.2016 g. № 01/3525 «Ob utverzhdenii Kontseptsii region-al'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya CHelyabinskoy oblasti». - Rezhim dostupa: http://www.regionz.ru/index.php?ds=299712. -Data obrashcheniya: 05.10.2018.
7. Rotova, V.N. Nauchnye podkhody k uprav-leniyu kachestvom obrazovaniya [Tekst] / V.N Rotova // MAK-2015: «Matematiki -Altayskomu krayu». - 2015. - S. 217-220.
8. Selezneva, N.A. Kachestvo vysshego obrazovaniya kak ob"ekt sistemnogo issledovaniya: lektsiya-doklad. [Tekst] / N.A. Selezneva. - Izd. 3-e. - M.: Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2003. - 95 s.
9. Selezneva, N.A. Kachestvo obrazovaniya kak ob"ekt sistemnogo issledovaniya [Tekst] / N.A. Selezneva. - M.: 2002. - 95 s.
10. Subetto, A.I. Kachestvo nepreryvnogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii: sostoyanie, tendentsii, problemy i perspektivy (opyt monitoringa) [Tekst] / A.I. Subetto. - SPb. M., 2000. - 498 s.
11. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» № 273-FZ ot 29 dek-abrya 2012 goda. [Elektronnyy resurs]. -
Rezhim dostupa: http://zakon-ob-obra-zovanii.ru/ - Data obrashcheniya: 05.10.2018.
12. Upravlenie kachestvom obrazovaniya. -M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2000. - 448 s.
13. CHuprova, L.V. Osnovnye podkhody k opredeleniyu ponyatiya «kachestvo obrazovaniya» v problemnom pole pedagogiki [Tekst] / L.V. CHuprova, O.V. Ershova // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2014. - № 3.- S. 336-339.
Сведения об авторах
Авдашкин Андрей Александрович - методист лаборатории организационно-методического сопровождения отдела обеспечения оценки качества образовательных программ, ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образо-
вания», г. Челябинск
Пасс Андрей Аркадьевич - Доктор исторических наук, Профессор кафедры политических наук и международных отношений, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск
Information about authors Avdashkin A.A. - Candidate of Historical Sciences, Methodologist of Laboratory for organizational and methodological support of the Department «Ensuring the quality assessment of educational programs», Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Pass A. A. - Grand PhD in Historical sciences, Professor of the Department of Political Science and International Relations, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk