УДК 378
Bedrin V.S., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Volgograd Academy of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation
(Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]
TO THE QUESTION OF PSYCHO-PEDAGOGICAL APPROACHES TO THE DEFINITION OF E-LEARNING AND ITS QUALITY. The article discusses various approaches to the interpretation of e-learning, the quality of education, the quality of education. It is noted that the quality of e-learning includes such evaluation criteria as the quality of e-learning resources, the quality of education content and the quality of education results. E-learning, integrating a variety of forms and methods of learning, brings them to a qualitatively new level. The author concludes that information and computer technologies have enormous potential, and eventually radically change not only forms and methods, but also the essence of the educational process, as well as the education system as a whole.
Key words: e-learning, quality of education, quality of education, contents of education.
В.С. Бедрин, канд. юр. наук, доц., Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации,
г. Волгоград, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ЕГО КАЧЕСТВА
В данной статье рассматриваются различные подходы к интерпретации электронного обучения, качества обучения, качества образования. Отмечено, что качество электронного обучения включает такие критерии оценивания как качество электронных образовательных ресурсов, качество содержания образования и качество результатов образования. Автор делает вывод о том, что информационно-компьютерные технологии имеют огромный потенциал, и в перспективе кардинально изменят не только формы и методы, но и сущность образовательного процесса, а также и систему образования в целом.
Ключевые слова: электронное обучение, качество обучения, качество образования, содержание образования.
На современном этапе развития в Российской Федерации происходит внедрение новой образовательной системы, ориентированной на вступление во всемирное информационно-образовательное пространство. Благодаря этой тенденции электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые представляют собой не только образовательный контент в электронном форме, но также программное обеспечение, техническую и организационную поддержку учебного процесса, дистанционные образовательные технологии стали неразрывным элементом современного образовательного процесса. К общей проблеме всех образовательных организаций, обеспечивающих обучение в электронной форме, можно отнести проблему оценки качества электронного обучения.
Следует отметить, что в науке нет единого мнения относительно содержания термина «электронное обучение».
По мнению Ю.Б. Рубина, «..е-1еагтпд, будучи порождением современных телекоммуникационных систем, является эффективным в условиях, когда большие расстояния оказываются преодоленными благодаря Интернету. Фактически е-1еагтпд представляет собой обучение вне каких-либо расстояний» [1].
М.А. Сорочинский утверждает, что электронное обучение является интегрированным процессом, представленным различными моделями:
сочетанием очной и дистанционной форм обучения; сетевым обучением в виде информационно-образовательной среды как совокупности виртуальных школ, кафедр, университетов или автономных курсов);
совмещением кейс-технологий и сетевого обучения; обучением, с преобладанием видеоконференцсвязи и др.
Интеграция данного процесса, по мнению М.А. Сорочинско-го, предполагает синтез базовых компонентов электронного обучения, таких как:
личностные характеристики участников процесса; их взаимодействие:
организацию субъектов образовательного процесса; контроль и оценку знаний обучающихся [2].
В России определение понятия «электронное обучение» закреплено законодательно. Согласно статье 16 (п. 1) Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (далее - ФЗ «Об образовании в РФ»), электронное обучение - это организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Дистанционные образовательные технологии - это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опо-
средованном (на расстоянии) взаимодействии педагогических работников и обучающихся [3]. Исходя из данного определения можно заключить, что при электронном обучении применяются: технологии и технические средства, обеспечивающие обработку учебной информации;
технологии работы с базами данных образовательного назначения;
сетевые технологии, обеспечивающие взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» устанавливаются единые правила использования электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, порядок их применения в зависимости от формы обучения [4].
В целях наиболее полной трактовки критериев качества электронного обучения необходимо рассмотреть понятия «качество» и «качество обучения».
Категория «качество» многозначна. С точки зрения Аристотеля качество представляет собой некоторый видовой признак, отличающий «какую-либо сущность от другой сущности, принадлежащей к тому же роду» [5]. Г.В.Ф. Гегель трактует «качество» как логическую категорию и существующую определенность предмета. Он отмечает, что на данной категории базируется процесс познания мира, так как познание признаков какого-либо объекта, его качественных характеристик означает и познание его сути [6]. Таким образом, в философском аспекте категория качества в основном трактуется как сущностная определенность объекта, в силу чего он является именно таковым.
С точки зрения филологии качество понимается как «совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность» [7]. На основании данной трактовки целесообразно утверждать, что качество обучения есть что-то определенное, отличающее его от иных социальных процессов, систем и явлений. (Важно отметить, что образование, в данном случае, понимается как организованный процесс обучения, развития и социализации, цели которого направлены на познание обучаемыми социального опыта, необходимого ему в ходе реализации успешной деятельности в избранной области жизнедеятельности).
Трактовка понятия «качество образования», также неоднозначна. В научно-исследовательской литературе есть несколько подходов к пониманию данного понятия, авторы которых анализируют различные аспекты понятия «качества образования»: цели и содержание, этапы, характер и условия, влияющие на качество образования, акцентируя внимание на наиболее значи-
мом компоненте образования - его результате, проявляющемся индивидуально. Данный результат формируется из ряда обусловленных социумом показателей:
сформированности компетенций выпускников, то есть уровня их знаний, умений и навыков;
наличия сформированной ценностной картины личности; других, присущих выпускникам характеристик.
Таким образом, категории «качество образования» (его результат) и «компетентность обучающегося» (на соответствующем ему уровне образования) отождествляются. В данном случае, «качество образования», понимаемое как «образовательный продукт», должен соответствовать стандарту образования, то есть определенному установленному нормативами уровню.
Стандарт в данном случае необходимо трактовать как «нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объектам стандартизации, обязательный для исполнения в определенных областях деятельности, разработанный в установленном порядке и утвержденный компетентным органом» [8]. Важно отметить, что в вузах сейчас осуществляется подготовка по Федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения, определяющим требования как к условиям и структуре реализации основных образовательных программ, так и к результатам образования.
Обобщая вышесказанное, качество образования следует понимать как «интегральную характеристику образовательного процесса и его результатов, выражающую меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить» [9].
Таким образом, целесообразно утверждать, что качество образования - явление системное. Основными элементами данной системы являются:
качество содержания образования; качество результатов образования; качество технологии образования.
В данном случае, качество электронного обучения включает следующие критерии оценивания:
качество образовательных технологий (качество электронных образовательных ресурсов);
качество содержания образования; качество результатов образования (качество образованности личности) [10].
Н.А. Селезнева в русле данной трактовки «качества высшего образования» использует термин «высшее образование» в трех значениях: в смысле результата, процесса и образовательной системы. Категория «качество высшего образования» в ее исследовании представлена в узком и широком смысле: «в узком смысле «качество высшего образования» понимается как качество подготовки специалистов с высшим образованием, а в широком смысле - как соответствие высшего образования потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам), условиям». По ее мнению «оценка качества высшего образования -это мера качества высшего образования, которая выражает соотнесенность измерений свойств с базой, фиксирующей эталонный уровень, норму качества» [11].
Качество образованности рассматривается как «полиструктурный объект исследования, который включает качества вос-
Библиографический список
питанности и качества обученности. При этом качество образованности выпускника вуза понимается как единство качеств личностного развития (духовно-нравственного, физического, интеллектуального, ценностно-мотивационного и др.) и качеств общекультурной и профессиональной подготовки (качества присвоенных структур социальной и профессиональной деятельности) и знаний (междисциплинарных, полидисциплинарных). То есть, социальные и профессиональные компетенции выпускников вуза являются интегральными характеристиками качества его образованности». Н.А. Селезнева отождествляет результаты качества образования с уровнем подготовки студентов. Можно согласиться с данной точкой зрения и использовать эти понятия как тождественные [11].
Результатом многолетних обсуждений качества образования стало заключение о невозможности однозначно определить категорию «качество образования». Однако, в практических целях, «под качеством образования решили понимать «качественные изменения» в учебном процессе и в среде, окружающей обучаемого, которые можно идентифицировать как улучшение знаний, умений и ценностей, приобретаемых обучаемым по завершении определенного этапа [12; 13; 14].
Таким образом, на сегодня, анализируя категорию «качество образования», исследователи используют три разных подхода к его интерпретации. Придерживаясь позиций первого подхода (международного), работники образования должны руководствоваться в организации и определении форм и методов управления качеством образования концепцией Всеобщего управления качеством (TQM) или международными стандартами качества (ISO серии 9000:2001).
Второй подход (педагогический) ориентирован в процессе оценки качества образования на педагогический аппарат и его достижения. В рамках данного подхода качество понимается традиционно, базируясь на его философской трактовке, при этом вне его поля остаются многие аспекты.
Третий подход (комплексный) «предполагает использование аппарата и достижений комплекса наук для раскрытия качества образования, выбора методов и форм управления им, его оценки, где верхние слои представлены общенаучными теориями, положениями, идеями (философия, системология), средние - теориями, положениями, идеями ряда наук (педагогика, психология, квалитология, теория управления), ниже - специализированными теориями (дидактика, аксиология, теория внутривузовского управления)» [11].
Целесообразно отметить, что наиболее обоснованным является комплексный подход, включающий в себя, по сути, два предыдущих подхода.
Электронное обучение, интегрируя разнообразные формы и методы учебного процесса, выводит их на качественно новый уровень. Еще несколько десятилетий назад потенциал электронных систем обучения рассматривали лишь в качестве поддержки традиционного учебного процесса, не влияющей на его методы, формы и содержание. Однако, на сегодняшний день, можно констатировать, что информационно-компьютерные технологии имеют огромный потенциал, и в перспективе кардинально изменят не только формы и методы, но и сущность образовательного процесса, а также и систему образования.
1. Рубин Ю.Б. E-learning в России: от хаоса к глубокому укоренению. Высшее образование в России. 2006; 3.
2. Сорочинский М.А. Психолого-педагогические особенности использования электронного обучения. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017; Т. 6: 274 - 278.
3. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.07.2018).
4. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 Available at:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71670012/#ixzz5KZg80obi
5. Калейчик М.М. Квалиметрия: учебное пособие. Москва, 2003.
6. Гегель Г.В. Наука логики. Москва, 1970; Т. 1.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 24-е изд., испр. Москва, 2007.
8. Словарь-справочник по педагогике. Авт.-сост. В.А. Мижериков. Москва, 2004.
9. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. Москва, 2004.
10. Бубнов Г.Г., Плужник Е.В., Солдаткин В.И. Критерии оценки качества в системе электронного обучения. Cloud of science. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/kriterii-otsenki-kachestva-v-sisteme-elektronnogo-obucheniya
11. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования: лекция-доклад. Москва, 2003.
12. Бедрин В.С. Особенности формирования информационной компетентности в ходе преподавания дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности». Мир науки, культуры, образования. 2016; 3 (58): 98 - 99.
13. Челышкова М.Б., Хлебников В.А. Методологические подходы в оценке качества подготовки школьников и студентов. Проблемы качества образования, его нормирования и управления: сборник научных статей. Москва, 1999: 173 - 190.
14. Чупрова Л.В., Ершова О.В., Основные подходы к определению «качество образования». Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014; 3 (29): 336 - 339.
References
1. Rubin Yu.B. E-learning v Rossii: ot haosa k glubokomu ukoreneniyu. Vysshee obrazovanie vRossii. 2006; 3.
2. Sorochinskij M.A. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti ispol'zovaniya 'elektronnogo obucheniya. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal «Koncept». 2017; T. 6: 274 - 278.
3. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 27.06.2018) (s izm. i dop., vstup. v silu s 08.07.2018).
4. Ob utverzhdenii Poryadka primeneniya organizaciyami, osuschestvlyayuschimi obrazovatel'nuyu deyatel'nost', 'elektronnogo obucheniya, distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologijpri realizacii obrazovatel'nyh programm. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 23 avgusta 2017 g. № 816 Available at:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71670012/#ixzz5KZg80obi
5. Kalejchik M.M. Kvalimetriya: uchebnoe posobie. Moskva, 2003.
6. Gegel' G.V. Nauka logiki. Moskva, 1970; T. 1.
7. Ozhegov S.I. Slovar'russkogo yazyka: 24-e izd., ispr. Moskva, 2007.
8. Slovar'-spravochnik po pedagogike. Avt.-sost. V.A. Mizherikov. Moskva, 2004.
9. Belikov V.A. Filosofiya obrazovaniya lichnosti: deyatel'nostnyj aspekt: monografiya. Moskva, 2004.
10. Bubnov G.G., Pluzhnik E.V., Soldatkin V.I. Kriterii ocenki kachestva v sisteme 'elektronnogo obucheniya. Cloud of science. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-otsenki-kachestva-v-sisteme-elektronnogo-obucheniya
11. Selezneva N.A. Kachestvo vysshego obrazovaniya kak ob'ekt sistemnogo issledovaniya: lekciya-doklad. Moskva, 2003.
12. Bedrin V.S. Osobennosti formirovaniya informacionnoj kompetentnosti v hode prepodavaniya discipliny «Informatika i informacionnye tehnologii v professional'noj deyatel'nosti». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 3 (58): 98 - 99.
13. Chelyshkova M.B., Hlebnikov V.A. Metodologicheskie podhody v ocenke kachestva podgotovki shkol'nikov i studentov. Problemykachestva obrazovaniya, ego normirovaniya i upravleniya: sbornik nauchnyh statej. Moskva, 1999: 173 - 190.
14. Chuprova L.V., Ershova O.V., Osnovnye podhody k opredeleniyu «kachestvo obrazovaniya». Vektornauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; 3 (29): 336 - 339.
Статья поступила в редакцию 01.10.18
УДК 378.096
Burtseva E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Far Eastern law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Vladivostok, Russia), E-mail: [email protected]
Zhernovoy M.V., Cand. of Sciences (Medicine), Cand. of Sciences (Law), Head of Department of Special Disciplines,
Far Eastern law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Vladivostok, Russia), E-mail: [email protected]
TECHNIQUE AND TACTICS OF ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL WORKSHOP WITH STUDENTS OF THE FACULTY OF PROFESSIONAL TRAINING OF POLICE OFFICERS. The article is dedicated to a problem of psychological training of police officers. It aims at justifying the methodology and tactics of organization of a psychological workshop for police officers first recruited to the Internal Affairs. The authors propose to consider the concept of development of personal self-management of employees of the Internal Affairs as a basis to form their professional competence in future activities, as a basis of this methodology and tactics. At the same time, training is built on a technology of personal self- management development, which includes the following stages: analytical and prognostic; goal-setting; technological planning; definition of criteria and estimates; control and systematization of results; reflection and correction.
Key words: professional training, psychological workshop, personal self- management, police, professional competence, development, psychological training.
Е.В. Бурцева, кан. пед. наук, ст. преп., Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный юридический институт министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Владивосток, E-mail: [email protected]
М.В. Жерновой, канд. мед. наук, канд. юр. наук., нач. каф. специальных дисциплин, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный юридический институт министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Владивосток, E-mail: [email protected]
МЕТОДИКА И ТАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА СО СЛУШАТЕЛЯМИ ФАКУЛЬТЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД
Настоящая статья посвящена проблеме психологической подготовки сотрудников полиции. Цель - обоснование методики и определение тактики организации психологического практикума для сотрудников полиции, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел. Концепция развития личностного самоуправления сотрудников органов внутренних дел представлена в качестве основы формирования их профессиональной компетентности в профессиональной деятельности -что, на базе чего и рассмотрена образовательные стратегия и тактика. Структура обучения выстраиваемого в соответствии с технологией развития личностного самоуправления, включает следующие этапы: аналитико-прогностический; целеполага-ния; технологического планирования; определения критериев и оценок; контроля и систематизации результатов; рефлексии и коррекции.
Ключевые слова: профессиональное обучение, психологический практикум, личностное самоуправление, органы внутренних дел, профессиональная компетентность, развитие, психологическая подготовка.
Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел проходит в соответствии с Федеральными законами [1; 2], а также ведомственным приказом [3].
Исследователи, изучающие педагогические особенности проведения профессионального обучения, говорят о необходимости его интенсификации и в числе основных задач данного
вида подготовки обозначают адаптацию к служебной деятельности, психологическую подготовку [4], развитие мотивации к службе, понимания значения служебной дисциплины, а также обязательную практическую направленность занятий [5].
Слушатели, которые впервые поступают на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и проходят профессио-