ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.Ю. Азанов, Н.А. Павлова
В статье актуализированы вопросы оценки качества образования в образовательной организации, реализующей основные образовательные программы дошкольного, начального общего и основного общего образования, в условиях преемственности дошкольного и начального общего образования. Рассмотрены возможные подходы к созданию единого образовательного и оценочного пространства в общеобразовательной организации с дошкольными группами в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Представлены некоторые подходы по использованию шкалы ECERS-R как метода оценки качества дошкольного образования в условиях обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, качество образования, преемственность дошкольного и начального общего образования, комплексная характеристика образовательной деятельности, освоение основной образовательной программы, шкалы ECERS-R, единое образовательное и оценочное пространство.
Преемственность дошкольного и начального общего образования - это одна из сложнейших проблем, которая много лет обсуждается среди специалистов в области управления образованием, педагогов, родителей. Под преемственностью здесь понимается последовательный переход от одного уровня образования к другому, выражающийся в
сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов и технологий обучения. В связи с этим, одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного пространства, связывающего дошкольное и школьное образование, особенно в условиях, когда в структуре образовательной организации реализуются основные образовательные программы дошкольного, начального общего и основного общего образования.
Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием предполагает принятие общей для всех уровней общего образования основной цели и содержания образования, методов и организационных форм обучения, методики определения результативности образовательной деятельности. В большей степени это касается, конечно, преемственности дошкольного и начального общего образования.
Качество дошкольного образования в немалой степени определяет то, каким будет качество последующих уровней системы общего образования [5]. В условиях, когда дошкольные группы входят в структуру общеобразовательной организации, необходимо вести речь о формировании единого образовательного и оценочного пространства, в котором, наряду с преемственностью в содержании образования, должны учитываться преемственность в содержании, подходах, и механизмах оценивания качества образования.
Все эти категории применимы к понятию «качество образования» в качестве «комплексной характеристики образовательной деятельности» [7], что даёт объективные основания говорить о качестве образования как главном критерии обеспечения преемственности этих двух уровней общего образования. Кроме того, введение федерального го сударственного образовательного стандарта
дошкольного образования законодательно закрепило определённое Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. понятие «качество образования» как «комплексной характеристики образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающей степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, <.. .> в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [7], что требует создания такой комплексной системы оценки качества дошкольного образования, которая будет содержательно и организационно регулировать процессы обеспечения «формирования у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования» [5].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задач, одной из которых является «обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования» [5], то есть преемственность должна обеспечиваться не только в части требований к структуре основной образовательной программы и её объему, условиям реализации программы, но и в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы.
В отличие от других уровней образования, результаты дошкольного образования представляют собой целевые ориентиры, достижение которых не подлежит непосредст-
венной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики [5]. При этом педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования, названа одним из психолого-педагогических условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста [5].
Таким образом, отличием федерального-государственного образовательного стандарта дошкольного образования является перенесение акцента с диагностики результатов освоения программы, которые не всегда могут быть достигнуты в силу специфики дошкольного возраста, на диагностику развития детей для повышения эффективности педагогической деятельности.
Понятие «эффективная педагогическая деятельность» напрямую связано с её результатами и является одной из основных функций учителя и воспитателя, согласно профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [3]. Исходя из этого в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа № 110 г. Челябинска» внутренняя система оценки качества образования содержит следующие компоненты:
- оценка качества образования начального общего образования;
- оценка эффективности педагогических воздействий в дошкольном образовании (рисунок 1).
Рисунок 1. Система оценки качества образования
Как полагает один из разработчиков федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, директор Федерального института развития образования А. Г. Асмолов, «Не ребёнок должен быть готов к школе, а школа - к ребёнку. Детство - это самоценный этап жизни человека. Поэтому недопустимо сведение программ дошкольного детства к школьным программам - это может уничтожить мотивацию ребенка к творчеству, к познанию. Ключевая особенность дошкольного детства - это приобщение ребенка к ценностям культуры, которое происходит через игру» [2].
То есть, с одной стороны, дошкольный уровень сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а с другой - школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал [9]. Именно поэтому для объективной оценки результатов образовательной деятельности на уровне дошкольного образования и в обязательной части и в части, формируемой участниками образовательных отношений, целевые ориентиры должны быть конкретизированы с учётом требований к дошкольнику при поступлении в школу (переходе с уровня дошкольного на уровень начального общего образования). Продвижение детей в освоении этих планируемых результатов как
следствие проводимой с ними образовательной работы и является в нашей образовательной организации объектом педагогической диагностики.
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования находятся в преемственной связи результаты освоения основных образовательных программ, соответственно, дошкольного и начального общего образования: обеспечение «преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ <...> дошкольного и начального общего образования» [5] и «преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования» [6], а также предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования [5] и планируемых результатов освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего образования, уточняющих и конкретизирующих общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиций оценки этих результатов (таблица 1) [6].
Дошкольное образование
характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу); эмоционально волевое развитие, морально -нравственное (терпеть, поступать не как я хочу)
Начальное общее образование
личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сфор-мированность основ гражданской идентичности
Таблица 1
Планируемые результаты освоения обучающимися основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования
Дошкольное образование Начальное общее образование
универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др. метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями
знания, умения, навыки по образовательным областям и в процессе овладения разными видами деятельности предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира
Сравнительный анализ преемственной связи результатов освоения основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования указывает на то, что и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования более чем тесно связаны между собой, что не формально, а фактически обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
По нашему мнению, такой подход содействует формированию единого образовательного и оценочного пространства, обеспечивает реализацию единой линии развития воспитанника и учащегося на этапах дошкольного и начального общего образования, к тому же придаёт образовательному процессу целостный, последовательный и, что самое главное, перспективно-развивающий характер.
В контексте проблемы оценки качества дошкольного образования на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования инструментом оценки, апробированном во многих странах и хорошо зарекомендовавшем себя на практике, являются шкалы ЕСЕЯБ-К для комплексной оценки качества,
образования в дошкольных образовательных организациях. Шкалы ECERS-R прошли апробацию в российских дошкольных организациях, которая подтвердила полную применимость этого инструмента в условиях современного дошкольного образования России [8].
Ориентиры и подходы к оценке качества дошкольного образования, согласно названным шкалам, как и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования исходят из одной философии - философии образования, понимающей ребёнка как активного участника образовательных отношений. И Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, и шкалы ЕСЕЯБ-К поддерживают идею сообщества детей и взрослых на равных правах, включённых в образовательный процесс [8]. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования на первый план выходят активность ребёнка как полноценного участника образовательных отношений, создание социальных и материальных условий для индивидуализации его развития, поддержка его инициативы, обогащение образовательного процесса за счёт создания развивающей предметно-пространственной среды, активного включения в него семьи, образователь-
ных ресурсов окружения. Этот подход фокусирует внимание на качестве педагогической работы, то есть на качестве педагогических процессов и созданных для них условий, в которых каждый ребёнок получает максимум возможностей для своего развития.
Для комплексной оценки качества дошкольного образования в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа № 110 г. Челябинска» были апробированы шкалы ECERS-R:
- предметно-пространственная среда;
- присмотр и уход за детьми;
- речь и мышление;
- виды детской активности;
- взаимодействие;
- структурирование программы;
- родители и персонал.
В условиях образовательной организации, где реализуются основная образовательная программа дошкольного, начального общего и основного общего образования, ценность использования шкал ECERS-R для комплексной оценки качества дошкольного образования заключается в том, что, с одной стороны, администрация получает возможность постоянного совершенствования условий образовательной деятельности, с другой, — при переходе из дошкольных групп в начальные классы учитель, принявший первый класс, на основе проведённого в рамках внутренней системы оценки качества образования мониторинга индивидуальных достижений воспитанников, а теперь уже первоклассников, видит стартовые возможности каждого ребёнка, уровень достижения у них целевых ориентиров, а также качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на уровне начального общего образования. Это позволяет педагогу целенаправленно проектировать, используя данные мониторинга, постепенное продвижение учащихся в освоении планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования на основе адаптивного подхода. «обеспечивающего социально - педагогическую поддержку обу чающихся, позволяющего выровнять стартовые возможности выпускников» [1].
Именно в этом заключается идея создания
единого образовательного и оценочного пространства, связывающего уровни дошкольного образования и начального общего образования, особенно в тех специфических условиях, когда в образовательной организации реализуются основные образовательные программы дошкольного, начального общего и основного общего образования.
Список литературы
1. Адаптивное управление педагогическими системами [Текст] / П. И. Третьяков, С. Н. Митин, Н. Н. Бояринцева; под ред. П.И. Третьякова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368 с.
2. Асмолов, А. Г. Детство - это самоценный этап в жизни человека. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://mon-ru.livejournal.com/60611.html. Дата обращения: 09.04.2018.
3. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г.) N 544н). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/docu ment/cons_doc_LAW_155553/. Дата обращения: 09.04.2018.
4. Скоролупова О. А. Качество дошкольного образования: концептуальные подходы к определению и оценке [Текст] / О. А. Ско-ролупова, Н. В. Федина // Дошкольное воспитание, № 2. 2012. С. 13-27.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155. [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://base.garant.ru/70512244/. Дата обращения: 09.04.2018.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373. [Электронный ресурс] - Режим доступа: -http://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf74 1eb2d1ecc4ddb4c33/. Дата обращения:
09.04.2018.
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7 0191362/. Дата обращения: 09.04.2018.
8. Хармс, Т. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R: переработанное издание [Текст] / Тельма Хармс, Ричард М. Клиффорд, Дебби Крайер.
— Издательство Национальное образование», 2017. — 136 с. — (Национальная контрольно-диагностическая лаборатория).
9. Чащина, О. Ю. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС [Текст] / О. Ю. Чащина, С. Н. Аллерборн // Молодой учёный.
- 2015. - № 21. - С. 842-844.
References
1. Adaptivnoe upravlenie pedagogicheskimi sistemami [Tekst] / P. I. Tret'yakov, S. N. Mitin, N. N. Boyarintseva; pod red. P.I. Tret'yakova. M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2003. -368 s.
2. Asmolov, A. G. Detstvo - eto samotsenniy etap v zhizni cheloveka. [Elektronniy resurs] -Rezhim dostupa: https://mon-ru.livejour-nal.com/60611.html. Data obrashcheniya: 09.04.2018.
3. Professional'niy standart \"Pedagog (peda-gogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')\" (Utverzhden prikazom Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Feder-atsii ot 18 oktyabrya 2013 g.) N 544n). [El-ektronniy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_155553/. Data obrashcheniya: 09.04.2018.
4. Skorolupova O. A. Kachestvo dosh-kol'nogo obrazovaniya: kontseptual'nye pod-hody k opredeleniyu i otsenke [Tekst] / O. A. Skorolupova, N. V. Fedina // Doshkol'noe vospitanie, № 2. 2012. S. 13-27.
5. Federal'niy gosudarstvenniy obra zovatel'-
niy standart doshkol'nogo obrazovaniya // utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17.10.2013 g. № 1155. [Elektronniy resurs] -Rezhim dostupa : http://base.gar-ant.ru/70512244/. Data obrashcheniya: 09.04.2018.
6. Federal'niy gosudarstvenniy obra-zovatel'niy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya // utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 06.10.2009 g. № 373. [Elektronniy resurs] - Rezhim dostupa: -http://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf74 1eb2d1ecc4ddb4c33/. Data obrashcheniya: 09.04.2018.
7. Federal'niy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» № 273-FZ ot 29.12.2012. [Elektronniy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70191362/. Data obrashcheniya: 09.04.2018.
8. Harms, T. Shkaly dlya kompleksnoy otsenki kachestva obrazovaniya v doshkol'nyh obrazovatel'nyh organizatsiyah. ECERS-R: pererabotannoe izdanie [Tekst] / Tel'ma Harms, Richard M. Klifford, Debbi Krayer. — Iz-datel'stvo Natsional'noe obrazovanie», 2017. — 136 s. — (Natsional'naya kontrol'no-diag-nosticheskaya laboratoriya).
9. Chashchina, O. Yu. Preemstvennost' urov-ney doshkol'nogo i nachal'nogo obshchego obrazovaniya v ramkah FGOS [Tekst] / O. Yu. Chashchina, S. N. Allerborn // Molodoy uchyoniy. - 2015. - № 21. - S. 842-844.
Сведения об авторах
Азанов Владимир Юрьевич - директор МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 110 г. Челябинска», г. Челябинск
Павлова Наталья Алексеевна - методист лаборатории организационно-методического сопровождения отдела обеспечения оценки качества образовательных программ, ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors
Azanov V.Yu. - Director of the «Basic General education school # 110», Chelyabinsk
Pavlova N.A. - Methodist of Laboratory for organizational and methodological support of the Department «Ensuring the assessment qual-
ity of educational programs», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk