Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКУ САНИТАРНЫХ КАДРОВ НА УРОВЕНЬ СОВРЕМЕННЫХ ЗАДАЧ'

ПОДГОТОВКУ САНИТАРНЫХ КАДРОВ НА УРОВЕНЬ СОВРЕМЕННЫХ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКУ САНИТАРНЫХ КАДРОВ НА УРОВЕНЬ СОВРЕМЕННЫХ ЗАДАЧ»

УДК 614.3:378.661(47)

ПОДГОТОВКУ САНИТАРНЫХ КАДРОВ — НА УРОВЕНЬ

СОВРЕМЕННЫХ ЗАДАЧ

Проф. Л. А. Александров, проф. К. С. Петровский, проф. Ю. П. Сергеев,

проф. Б. Я. Белов, Г. Р. Мутовин

Государственная инспекция вузов Министерства высшего и среднего специального образования СССР, Москва

Развитие цивилизации, быстрый рост промышленности и технический прогресс выступают как существенная причина изменений, происходящих в демографической структуре общества, материальных условиях жизни и культурных запросах широких масс населения. С ростом крупных городов и промышленных центров становятся все более актуальными проблемы санитарно-гигиенического характера. Среди них особое значение имеют загрязнения атмосферного воздуха, воды и почвы, изменение качественного состава пищевых продуктов, переутомление и нервное напряжение вследствие интенсификации темпов жизни и др.

У нас в стране развернувшееся огромное индустриальное, жилищное и другие виды строительства, а также рост и развитие крупнейших химических и других промышленных комплексов выдвигают в качестве общегосударственной задачи необходимость усиления и совершенствования санитарного надзора, повышения его действенности и эффективности. «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении», принятые в 1969 г. и введенные в действие в 1970 г., четко определяют обязанности хозяйственных организаций, министерств, ведомств по оздоровлению внешней среды и обеспечению строгого выполнения всех установленных санитарно-гигиенических требований. Для проведения этой большой, ответственной работы требуются специалисты — сапитарые врачи и эпидемиологи с широким и общественным кругозором, обладающие большим диапазоном знаний и практических навыков, преданные своему делу.

В осуществлении приведенных выше задач соответственно высоким темпам современного развития социалистического строительства и в обеспечении оптимальных условий жизни и здоровья народа важная роль принадлежит санитарно-эпидемиологической службе в целом, учреждениям и организациям профилактического профиля. Большая армия санитарных врачей и эпидемиологов повседневно осуществляет большую, серьезную, многогранную работу по предупреждению заболеваний и реализации необходимых оздоровительных мероприятий во всех территориальных районах, а также профессиональных и возрастных группах населения, обеспечивая создание оптимальных условий труда, быта и отдыха.

Успешное выполнение задач, стоящих перед санитарно-эпидемиологической службой страны в современных условиях, возможно только при наличии достаточного числа хорошо подготовленных в теоретическом отношении и обладающих практическими навыками санитарных врачей.

В нашей стране созданы все условия для выпуска высококвалифицированных санитарных врачей и эпидемиологов, подготовка которых осуществляется в 26 высших медицинских учебных заведениях. Количество студентов в этих высших учебных заведениях превышает 23 тыс. Ежегодно выпускается более 2000 санитарных врачей. С каждым годом выпуск санитарных врачей повышается; в 1970 г. он составил 2500, а в 1971 г. 2700 человек. Прием студентов на санитарно-гигиенические факультеты в текущем пятилетии превысит 3000 в год. В 1969 г. в СССР обеспеченность населения санитарными врачами составляла 1,63 на 10 000 населения.

• Для изучения состояния подготовки санитарных врачей Государственная инспекция вузов Министерства высшего и среднего специального образования СССР проверила работу санитарно-гигиенических факультетов

в Ленинградском санитарно-гигиеническом, Ростовском, Ташкентском и Рязанском медицинском институтах, а также изучила материалы, представленные из других медицинских институтов страны, имеющих в своем составе санитарно-гигиенические факультеты. Была получена разносторонняя информация о контингенте студентов, профессорско-преподавательском составе и материально-технической базе институтов, осуществляющих подготовку специалистов гигиенического профиля.

Выявлено, что научно-педагогические коллективы профильных гигиенических кафедр правильно понимают значение подготовки высококвалифицированных кадров санитарных врачей, способных осуществлять стоящие перед ними задачи в современных условиях. На всех обследованных профильных гигиенических кафедрах принимаются меры к оптимизации учебного процесса и внедрению новых методов преподавания, в том числе элементов программированного контроля знаний студентов. Как правило, проводится большая методическая работа, разрабатываются наиболее приемлемые в данных условиях методы преподавания гигиенических, общетеоретических и клинических дисциплин, а также методические указания к проведению практических, лабораторных и клинических занятий со студентами. На некоторых кафедрах делаются попытки комплексирования своего курса с курсом смежных дисциплин по общим вопросам программы, такое комплексирование следует признать прогрессивным и обязательным элементом современного педагогического процесса.

К чтению лекционных курсов привлекаются наиболее квалифицированные специалисты. Многие преподаватели отказываются от шаблонного повторения материала, изложенного в учебных пособиях, и читают лекции на современном научном уровне, используя для этого экспериментальные и теоретические данные как отечественных, так и зарубежных авторов (Ленинградский санитарно-гигиенический институт, I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова, Ростовский, Рязанский и др.).

Ряд кафедр гигиенического профиля постоянно увеличивают фонд учебных пособий, экспонатов и демонстрационных материалов. Кафедра гигиены питания Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института располагает многочисленными таблицами и хорошим учебным музеем, в котором сконцентрировано 1700 экспонатов. Здесь же организована единственная в стране клиника алиментарных заболеваний, имеющая большое значение для теоретической и практической подготовки студентов. В Ташкентском медицинском институте в течение последних 3—4 лет организованы новые научно-исследовательские лаборатории, оборудованные современной аппаратурой.

Подготовка санитарных врачей осуществляется в соответствии с учебным планом, утвержденным Министерством высшего и среднего специального образования СССР в мае 1965 г. Этим планом предусмотрен 6-летний срок обучения, где большое внимание уделено общебиологической и лечебной подготовке санитарного врача. Подчеркивая положительную сторону учебного плана, нельзя вместе с тем не отметить, что па преподавание профильных гигиенических дисциплин отведено недостаточно времени — не более 27%, и теперь четко определились те направления и изменения, которые должны найти отражение в новом учебном плане подготовки санитарных врачей и эпидемиологов.

Многие из тех задач, которые требуют повседневного и оперативного решения, концентрируются вокруг вопросов подбора и расстановки кадров, совершенствования учебного процесса, внедрения современных средств обучения, подготовки новых учебников и учебных пособий, улучшения материально-технической базы и т. д.

Наряду с несомненными достижениями в области подготовки санитарных врачей и эпидемиологов имеются и существенные недостатки, которые касаются некоторых разделов работы высшего учебного заведения. Прежде всего необходимо отметить недостаточно равномерную расстановку кадров,

приведшую к частичному дефициту высококвалифицированных кадров преподавателей в ряде периферийных санитарно-гигиенических факультетов.

В настоящее время на всех санитарно-гигиенических факультетах работают свыше 100 докторов и 466 кандидатов наук, однако в 6 медицинских вузах (Иркутский Киргизский, Владивостокский, Кемеровский и др.) преподают на этих факультетах по 1—3 доктора наук, а количество преподавателей на профильных гигиенических кафедрах, не имеющих ученой степени кандидата медицинских наук, несколько больше, чем в других вузах страны.

Исключительно важное значение в настоящее время придается систематическому повышению квалификации и усовершенствованию преподавательского состава. Однако осуществление этого мероприятия в ряде случаев задерживается и не выполняется. Так, в 7 вузах (Пермский, Владивостокский и др.) за последние 3 года ни один из преподавателей не был направлен на факультеты повышения квалификации или стажировку. В целом эта работа до сих пор проводится непоследовательно, с нарушением существующих планов и графиков, о чем красноречиво свидетельствует тот факт, что за указанное время не более 16—18% преподавателей санитарно-гигиенических факультетов повысили свою квалификацию. В Рязанском медицинском институте многие преподаватели имеют небольшой опыт педагогической работы (кафедра коммунальной гигиены, курс гигиены питания и др.) и, безусловно, нуждаются в направлении на факультеты усовершенствования. Все это позволило бы повысить качество педагогической деятельности во всех ее звеньях.

Не всегда удачный подбор кадров преподавателей и недостаточное повышение их квалификации отрицательно влияют на постановку учебно-методической работы. Было обращено внимание, что во всех инспектированных вузах не проводится специальных исследований в области научной организации учебного процесса.

Недостаточно эффективно работают методические комиссии, особенно в Рязанском и Ташкентском медицинских институтах. Отмечаются некоторые недостатки в практической подготовке студентов. Выпускники санитарно-гигиенических факультетов недостаточно ориентируются в проектах и планах застройки городов и сел и не имеют достаточных практических навыков в вопросах предупредительного санитарного надзора. В равной мере студенты недостаточно ориентированы в административной практической работе. Они недостаточно твердо знают санитарное законодательство, принципы отчетности и нормативные документы, регламентирующие работу санитарного врача в санэпидстанции.

Почти во всех институтах допускаются случаи отклонения от учебного плана, а также использование не лучших вариантов систем обучения.

В Рязанском медицинском институте занятия на профильных кафедрах строятся по схеме непрерывно-цикловой системы с разделением программы на два семестра. В течение короткого времени студенты вынуждены овладевать знаниями по специальной дисциплине и ознакомиться с работой ряда предприятий. Слишком много времени тратится на контроль знаний студентов в ущерб их самостоятельной работе. На кафедре коммунальной гигиены предусмотренная учебным планом практика в санэпидстанциях заменена адаптированными к существующей программе занятиями непосредственно в помещениях кафедры. На одноименной кафедре Ростовского медицинского института неправомерно увеличен лекционный курс по жилищной гигиене.

В Ташкентском медицинском институте содержание лекционной программы на кафедре общей гигиены представлено преимущественно сведения-ими из области коммунальной гигиены. Едва ли можно признать целесообразным чтение так называемых укороченных лекций (чистое время одной лекции составляет 65—70 мин.), что практикуется в Ленинградском санитарно-гигиеническом медицинском институте. На некоторых кафедрах

инспектированных институтов занятия проводятся в 2 и более смены. Подобные меры являются вынужденными и в большинстве случаев обусловливаются недостаточной продуманностью в изыскании и обеспечении необходимой материально-технической базы санитарно-гигиенических факультетов.

Обращает на себя внимание неудовлетворительное размещение некоторых профильных гигиенических кафедр. Санитарно-гигиенические факультеты перечисленных выше вузов испытывают недостаток в учебных помещениях. Кафедра коммунальной гигиены Ростовского медицинского института особенно выделяется в этом отношении.

За редким исключением, аудитории санитарно-гигиенических факультетов полностью не приспособлены для чтения лекций по специальным

дисциплинам.

Приведенные примеры свидетельствуют, что многие из отмеченных выше недостатков могут быть устранены немедленно или в ближайшее время; для устранения же других требуются со стороны ректоратов продуманные, обоснованные решения и ходатайства в соответствующие инстанции, рассчитанные на перспективное осуществление ряда неотложных мероприятит в ближайшее пятилетие. >

Вторым важнейшим фактором, определяющим качество подготовки санитарного врача, особенно его практической обученности, является наличие производственной базы, способной удовлетворить все требования в современной подготовке санитарного врача в полном объеме. Под производственной базой следует поншмать санэпидстанции, в которых можно проводить практику студентов в полном объеме, а также промышленные и другие производственные объекты, необходимые для изучения условий работы в них. При открытии новых санитарно-гигиенических факультетов необходимо в первую очередь руководствоваться наличием достаточной в количественном и качественном отношении производственной базы.

В настоящее время учебно-производственная база некоторых санитарно-гигиенических факультетов не полностью соответствует требованиям, предъявляемым к нормальному ведению педагогического процесса.

До настоящего времени не решен полностью вопрос о производственной практике по профильным гигиеническим дисциплинам на типовых (базовых) санитарно-эпидемиологических станциях, организация которых на местах встречает значительные трудности. Качество практики страдает также из-за недостаточно четкой организации и использования практических возможностей обучения на промышленных торговых и других производственных объектах.

В равной мере как для обучения Ерача лечебного профиля необходима хорошо оборудованная клиника, так и для подготовки санитарного врача обязательно наличие хорошо оборудованной санэпидстанции. Создание базовых санэпидстанций, способных принять необходимое число студентов,— важнейшее мероприятие в повышении качества подготовки санитарных врачей и эпидемиологов. При проектировании новых санэпидстанций и реконструкции старых должны предусматриваться учебные помещения и лаборатории для студентов, а также соответствующие ассигнования на оборудование и аппаратуру, необходимую для учебных целей.

В процессе инспектирования и в результате проведения ряда совещаний с выпускниками, закончившими санитарно-гигиенические факультеты в течение последних 5 лет, выявилось, что теоретическая подготовка во Есех обследованных вузах в области гигиенических профильных дисциплин, а также общетеоретическая врачебная подготовка в основном вполне достаточны. Замечания имелись главным образом в отношении практической подготовки. Мнение всех было единодушно в том, что практическая подготовка нуждается в расширении, особенно в области предупредительного санитарного надзора за строительством, а также практической работы в санэпидстанциях (законодательство, нормативные материалы, отчетность и др.).

В соответствии с этим на практическую подготовленность студентов должно быть обращено большее внимание. Высокий уровень теоретической подготовки должен сочетаться с хорошей практической подготовленностью и исключать таким образом тот разрыв, который нередко возникает в этих важных видах подготовки санитарных врачей.

Все это заставляет в который раз обратиться к вопросу рационализации и оптимизации практики студентов после IV и V курсов, а также субординатуры на 12-м семестре. По-видимому, было бы полезно обсудить этот вопрос в печати, в том числе и на страницах журнала «Гигиена и санитария».

В решении коллегии Министерства высшего и среднего специального образования СССР, обсудившей результаты государственного инспектирования санитарно-гигиенических факультетов, отмечено, что практическая подготовка санитарных врачей (в инспектированных вузах) не в полной мере отвечает современным требованиям. В соответствии с этим Министерство здравоохранения СССР предложило республиканским министерствам устранить недостатки в работе подведомственных вузов, выявленные в процессе государственного инспектирования. Указанный вопрос обсуждался на коллегиях министерств здравоохранения союзных республик и советах медицинских институтов. Планы мероприятий предусматривают укрепление профильных гигиенических кафедр высококвалифицированными преподавателями, широкое внедрение в учебный процесс программированного контроля, оснащение кафедр современным оборудованием, аппаратурой и т. д. Главное управление учебных заведений Министерства здравоохранения СССР разрабатывает новый учебный план и пересматривает действующие программы с учетом реальных возможностей подготовки высокообразованных и практически подготовленных санитарных врачей и эпидемиологов, способных решать в современных условиях поставленные перед ними задачи. У

Поступила 17/II 1971 г.

УДК 613.32:546.131]-07:612 +616.12-008.331.1-

092.9-02:613.32:546.131

ВЛИЯНИЕ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ С РАЗЛИЧНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ ХЛОРИДОВ НА ОРГАНИЗМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЖИВОТНЫХ

В. К. Фадеева

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина, Москва

В нашу задачу входило изучение роли избыточного поступления хлористого натрия с питьевой водой в развитии экспериментальной гипертонии.

Клинические и экспериментальные данные последних лет показывают важное значение электролитов в развитии некоторых сердечно-сосудистых заболеваний (В. В. Парин и Ф. 3. Меерсон; В. М. Боголюбов; В. Н. Брик-кер, и др.). Большое место во вторичных периферических механизмах развития гипертонической болезни отводится состоянию электролитного обмена и, в частности, обмену хлористого натрия. С задержкой в организме хлористого натрия связывают прессорный эффект минералокор-тикоидов (Raab; С. М. Шендеров, и др.). Указанные особенности использованы нами при выборе экспериментальной модели дезоксикортикостероид-ной гипертонии (ДОК-гипертония). Минералокортикоиды способствуют, как известно, задержке хлористого натрия в организме и повышению артериального давления.

Экспериментальные исследования проведены нами на 200 крысах, получавших питьевую воду с различным содержанием хлоридов и находив-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.