При составлении схем были возможности предусмотреть максимальное озеленение населенных мест. Однако только по Волгоградской и Псковской областям более или менее полно представлен план озеленения сел. Во всех других областях предусматриваются лишь частичные мероприятия по озеленению.
ЛИТЕРАТУРА
Кирпичников А. А. Гиг. и сан., 1957, № 7, стр. 78.—О колов Ф. С. Гигиеническое обоснование благоустройства населенных пунктов колхозов. Фрунзе, 1957. — Пальгов В. И. В кн.: Ученые записки Московск. "ин-та санитарии и гигиены им. Эрисмана, 1960, № 6, стр.. 87.
Поступила 14/У 1963 г.
4
%
»
УДК 614.3(07) : 61(071.Ц
О ДАЛЬНЕЙШЕМ УЛУЧШЕНИИ ПОДГОТОВКИ
САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ1
%
Дсц. Т. А. Ларионова
Иркутский медицинский институт
%
Вопрос о подготовке санитарных врачей неоднократно обсуждался на различных совещаниях и в печати, менялись учебные планы и программы этой подготовки, Министерство здравоохранения СССР издавало важные приказы, определяющие ее пути и методы, а также условия обучения на гигиенических кафедрах и базовых санэпидстанциях. Однако в системе подготовки имеется еще много недочетов. Опыт преподавания по новым учебным планам и программам 1960/61 учебного года показывает, что в них необходимо внести серьезные коррективы.
Задача состоит в том, чтобы сделать подготовку санитарных врачей более профилированной и глубокой в области специальных знаний. Поэтому вполне закономерным является увеличение часов на гигиенические дисциплины. Однако, с нашей точки зрения, имеет место и необоснованное перераспределение часов в учебном плане. Так, например, ничем не оправдано увеличение почти в 2 раза часов на общую гигиену (на 114 часов, или 94%). Мотивировать это тем, что сюда включено преподавание курса радиационной гигиены (54 часа), нельзя, так как из прежнего курса исключили курс военной гигиены примерно такого же объема и передали его на соответствующие профильные кафедры.
Излишне большой объем учебных часов на эту дисциплину обусловил расширение программы за счет включения вопросов и целых разделов из других гигиенических дисциплин. Особенно много включено разделов из программы по организации здравоохранения.
Общая гигиена на санитарно-гигиеническом факультете является пропедевтической дисциплиной, она должна вводить слушателей в курс профильных гигиенических наук,, помогать студентам освоить методы санитарно-гигиенического исследования внешней среды, закладывать основы гигиенического мышления. В существующей же программе вследствие параллелизма с гигиеническими дисциплинами теряется основное направление и содержание ее как пропедевтики отраслевых
1 Обсуждено на методической комиссии санитарно-гигиенического факультета.
гигиен. Между тем время на чтение других отраслей гигиены увеличилось на сравнительно небольшую величину, особенно на гигиену питания (45 часов). Это не может иметь существенного значения для углубления преподавания основных курсов дисциплин, в особенности, если учесть, что с увеличением числа часов прибавлено и преподавание соответствующих разделов военной гигиены.
Много недочетов есть еще в учебных планах и программах по общебиологическим и клиническим дисциплинам, что требует особого освещения.
Положительным в новом учебном плане является введение непрерывной производственной практики студентов, в частности профильных ее видов. Но и она требует коллективного обсуждения важных организационных и методических вопросов, например о целесообразности производственной практики на II курсе в том виде, в каком она осуществляется сейчас в лабораториях санитарно-эпидемиологических учреждений. Кстати, следует заметить, что последние работают до 15—16 часов, а студенты должны дежурить после 15—17 часов.
Пора подвести итоги опыта производственной практики студентов
IV курса. Во многих институтах она проводится по типу смешанной, т. е. лечебной и санитарной. Каждый раздел практики весьма кратко-времен.
К моменту практики подготовка студентов по коммунальной гигиене заканчивается изложением только двух разделов: гигиены водоснабжения, гигиены населенных мест и санитарной охраны почвы. Следовательно, и практика ограничена этими разделами. Отсюда напрашивается вывод о переносе 2 недель практики по коммунальной гигиене на
V курс и присоединении их к практике по гигиене труда и эпидемиологии.
Преподавание гигиены труда и эпидемиологии также к моменту производственной практики на V курсе не заканчивается, следовательно, и здесь практика не охватывает всех разделов.
С целью более полной и теоретически подготовленной производственной практики по этим дисциплинам следует внести следующие изменения в порядок преподавания их по семестрам:1) по эпидемиологии с 11-го на 10-й семестр перенести 90 часов, оставив на 11-м семестре 72 часа для изложения курса паразитологии и индикации патогенных микробов; 2) по гигиене труда с 11-го на 9-й семестр перенести 72 часа, оставив на 11-м семестре лишь 54 часа. Для компенсации изъятых из учебного плана 11-го семестра часов перенести с 9-го на 11-й семестр преподавание травматологии (54 часа), а с 10-го — курс профессиональных болезней (72 часа), пополнив остальные часы за счет других дисциплин.
Наиболее полноценной является практика на 12-м семестре, к которой студенты приступают теоретически и практически более вооруженными.
Качество подготовки санитарных врачей зависит от того, насколько учебные базы факультетов обеспечены кадрами и оборудованием. Основная часть студентов нашего факультета проходит производственную практику на санэпидстанциях Иркутска, Ангарска, Черемхова, Усолья,- Братска, Красноярска и Улан-Удэ. Изучение этих баз и опыт проведения практики свидетельствуют о том, что их оборудование недостаточное. Это ведет к ограничению объема лабораторно-инструмен-тальных исследований при изучении студентами различных объектов. Недостаток лабораторных исследований во время практики, а следовательно, объективного и глубокого анализа объектов не способствует выработке у студентов интереса к санитарной деятельности.
В составе базовых санэпидстанций работает очень много молодых врачей, которые не имеют еще достаточного опыта. Это обстоятельство
требует систематического повышения их квалификации. Надо, чтобы областные (краевые) санэпидстанции имели планы по систематическому повышению квалификации санитарных врачей. Активную роль
в этих мероприятиях должны играть преподаватели гигиенических кафедр.
Дальнейшее повышение качества подготовки санитарных врачей невозможно без улучшения оснащения гигиенических кафедр лабора-торно-инструментальным оборудованием и современной аппаратурой. В нашем институте вопрос учебной площади для гигиенических кафедр в текущем году будет разрешен после окончания строительства гигиенического корпуса, однако с оборудованием дело обстоит неблагополучно. Отсутствие соответствующих заводов или мастерских, изготовляющих приборы и аппаратуру для гигиенических исследований, а также и учреждений, снабжающих ею, ставит в особо тяжелое положение факультеты периферийных институтов.
Министерству здравоохранения СССР следует уделить особое внимание этому делу и добиться организации или выделения специализированных предприятий по изготовлению различных видов приборов и аппаратуры для гигиенических исследований.
Исключительно большую роль в подготовке санитарных врачей играет научная и педагогическая квалификация профессорско-преподавательского состава гигиенических кафедр.
Все преподаватели гигиенических кафедр нашего факультета ведут научно-исследовательскую работу. Однако, как и в других вузах, рост научных кадров еще отстает от потребностей. В этом отношении требуется серьезная помощь со стороны головных институтов и Министерства здравоохранения СССР. Было бы полезно ежегодно в зимние каникулы проводить в Москве или Ленинграде декадники или семинары по научным и методическим вопросам, привлекая для участия в них ассистентский состав профильных кафедр. В настоящее время настоятельно требуется широкое совещание по вопросам производственной практики.
На гигиенических кафедрах факультетов к настоящему времени сформировались коллективы профилактиков, имеющих достаточный опыт преподавательской и научной работы, кровно заинтересованных в улучшении качества подготовки санитарных врачей. Нет сомнения, что для этого они сделают все зависящее от них.
• • Поступила 8/УШ 1963 г.
УДК 614.
НАСУЩНЫЕ ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ
Доц. И. А. Трутне в
Кафедра коммунальной гигиены Свердловского медицинского института
Вопрос об усилении внимания к социальным проблемам медицины давно назрел, и в настоящее время многие проблемы уже решены.
В Программе КПСС подчеркнуто, в частности, что укрепление и улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни советских людей обеспечиваются системой социально-экономических и медицинских мероприятий. Особое внимание обращено на роль профилактики, „оздоровление внешней среды, гармоническое развитие духовных и физических сил человека.