ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА
САНИТАРНАЯ СТАТИСТИКА ПОДГОТОВКА САНИТАРНЫХ КАДРОВ
УДК 613/614 (075.81}
• '
О НОВОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО
ФАКУЛЬТЕТА И ОПЫТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЕГО
Проф. Р. Д. Габович, Ю. Д. Гоц
Киевский медицинский институт
Действовавший до 1960 г. учебный план санитарно-гигиенического факультета и учебные программы не соответствовали требованиям жизни. Подготовка санитарного врача и эпидемиолога на теоретических и клинических кафедрах была не вполне профилизированной. Много учебных часов затрачивалось на изучение частных вопросов клинической медицины в госпитальных клиниках. С другой стороны, ввиду недостаточного количества учебных часов профильные кафедры не имели возможности вести преподавание на том уровне, которого требовали развитие гигиенической науки и все усложняющиеся задачи санитарной практики. Мало внимания уделялось и производственной практике, которая к тому же почти не была профилизирована. Из-за недостатка времени и плохой оснащенности профильных кафедр ограничен был элемент самостоятельности в учебе студента.
Закон об укреплении связи школы с жизнью и Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР» ускорили пересмотр учебного плана санитарно-гигиенического факультета. Составление в 1960 г. нового учебного плана происходило с учетом того, что факультет готовит высокообразованных врачей-гигиенистов и эпидемиологов, работающих в санитарно-противоэпидемической области — важной отрасли практического здравоохранения. Будущие специалисты должны быть организаторами, руководителями и проводниками массовых профилактических, противоэпидемических и других оздоровительных мероприятий. В своей практической работе специалисты, выпускаемые санитарно-гигиеническим факультетом, должны исходить из ясного понимания взаимоотношений человеческого организма и внешней среды (как природной, так и социальной). Следовательно, кроме изучения профильных дисциплин, им необходима хорошая подготовка по общественным наукам, физике, химии, биологии, теоретическим и клиническим дисциплинам, а также теории и практике здравоохранения.
Учебный план 1960 г. отличается от старого усилением профили-зации и приближением преподавания к запросам практической жизни, что нашло выражение: а) в увеличении числа учебных часов, отводимых на изучение профильных дисциплин (только на гигиену питания, труда,
(
гигиену детей и подростков, коммунальную гигиену и эпидемиологию прирост составил свыше 300 часов); б) во введении новых специальных курсов: радиационной гигиены и вирусологии; в) в сокращении учебных часов, отводимых на преподавание клинических дисциплин, в частности в замене курсов госпитальной терапии и госпитальной хирургии курсами профессиональных болезней и промышленного и сельскохозяйственного травматизма с организацией травматологической помощи; г) в увеличении числа учебных часов по физике, химии, биохимии и физиологии и некотором уменьшении числа учебных часов на морфологические дисциплины (изучение нормальной анатомии объединено с топографической анатомией,' а курс оперативной хирургии исключен из плана); д) в значительном усилении роли производственной практики.
Перестройка подготовки санитарных врачей и эпидемиологов не могла быть ограничена только изменением учебного плана. Она требовала создания условий, обеспечивающих его реализацию. К ним еле- -дует отнести изменение программ, издание профилизированных учебников, практикумов и других учебных пособий, укрепление профильных кафедр (штаты, помещение, оснащение), создание учебных производственных баз в санэпидстанциях.
Созванное Управлением учебных заведений Министерства здравоохранения УССР в апреле 1963 г. совещание профессорско-преподавательского состава санитарно-гигиенических факультетов Украины констатировало, что трехлетний опыт реализации учебного плана свидетельствует о том, что он в основном удовлетворяет требованиям подготовки санитарного врача и эпидемиолога и является значительным шагом вперед по сравнению со старым учебным планом.
Перестройка преподавания на теоретических и клинических кафедрах осуществлена главным образом в направлении усиления профи-лизации. На кафедрах глазных болезней, нервных, кожно-венерических и ЛОРкафедрах особое внимание уделяют сейчас заболеваниям инфекционного или профессионального происхождения, а также травматическим повреждениям.
Для изучения профессиональных болезней на факультетах либо созданы специальные клиники - профессиональных болезней (Киевский медицинский институт), либо используются существовавшие клиники институтов гигиены труда (Харьковский медицинский институт). Кроме ознакомления с профессиональной патологией в стационаре, студенты знакомятся с подобными больными при амбулаторном приеме в клиниках профессиональных болезней или непосредственно на здравпунктах заводов, главным образом там, где возможно действие токсических веществ на организм рабочих. Ряд тем по изучению курса травматизма также изучается непосредственно на предприятиях. Вопросы организации травматологической помощи изучаются также непосредственно в городском травматологическом пункте и на дежурствах по скорой помощи. Предметом изучения является и опыт борьбы с травматизмом, и организация травматологической помощи в условиях сельского района.
В отношении преподавания прежде всего следует отметить, что кафедры организационно (методически и материально) обеспечили обучение студентов новым дисциплинам. Так, при кафедрах микробиологии Киевского, Харьковского и других институтов созданы вирусологические лаборатории, в которых студенты обучаются основным методам вирусологических исследований, в том числе культивированию тканевых культур и серологической диагностике. На кафедрах общей гигиены созданы дозиметрические лаборатории, позволяющие обучить студентов основным методам исследования радиоактивности внешней среды.
Расширение и изменение тематики на профильных гигиенических кафедрах связаны с развитием народного хозяйства, химической промышленности, сельского хозяйства, коммунального дела и т. д. На большинстве профильных кафедр методика проведения практических занятий изменена — изживаются элементы школярства и увеличивается объем самостоятельной работы студентов.
Значительно увеличено число практических занятий на объектах. Если ранее отдельными профильными кафедрами на объектах проводилось от 10 до 30% практических занятий, то в настоящее время — от 30 до 50%. К тому же при санитарном обследовании объектов студенты теперь значительно чаще пользуются объективными методами исследования, для чего многие кафедры (например, гигиены детей и подростков и коммунальной гигиены Киевского медицинского института) создали портативные комплекты оборудования.
На кафедрах гигиены труда детей и подростков Киевского медицинского института в XI семестре (после того, как в X семестре были проведены пропедевтические занятия) студенты практические занятия выполняют на объектах в виде самостоятельных и индивидуальных заданий.
Радикально изменено обучение методике проведения предупредительного санитарного надзора. Если ранее все обучение сводилось к рассмотрению студентами упрощенных схематических чертежей отдельных сооружений, то в настоящее время студенты знакомятся с реальными проектами, получаемыми в санэпидстанциях и проектных институтах, содержащими пояснительные записки, полный комплект чертежей и прочую проектную документацию. Пользуясь руководствами, СНиП, санитарными правилами и справочниками, студенты составляют экспертные заключения по несложным проектам. На некоторых кафедрах создаются кабинеты санитарной экспертизы.
В связи с введением нового учебного плана претерпела существенные изменения производственная практика: она стала профилизирован-ной и непрерывной; продолжительность ее увеличилась с двух до четырех месяцев, и, кроме того, предусмотрено 15 недель производственного обучения в XII семестре. Производственное обучение в этом семестре построено следующим образом. Студент,- как правило, проходит производственное обучение в санэпидстанции (СЭС) той области, куда намечено послать его на работу. Здесь он работает в течение 15 недель под руководством одного из врачей СЭС 4 дня в неделю. 2 дня в неделю студенты по ранее составленному плану принимают участие в показательных санитарных обследованиях наиболее интересных объектов данного населенного пункта (водопровод, очистные сооружения бытовой или промышленной канализации, крупные промышленные и пищевые предприятия, шахты, школы-интернаты и т. п.), участвуют в отведении участков под новостройку, в санитарно-технических и архитектурных советах, на заседаниях исполкома, читают лекции на предприятиях и среди населения. В это время студенты знакомятся со спецификой работы, составляют планы и отчеты, производят санитарные обследования. и составляют углубленные санитарные описания, санитарную экспертизу проектов, санитарно-эпидемиологические обследования, готовят материалы для санитарно-технического совета или исполкома и т. д. Опыт показывает, что во второй половине производственного обучения студент фактически самостоятельно выполняет работу санитарного врача. Таково вкратце содержание производственной практики, хотя, конечно, изложение опыта ее проведения нуждается в специальной статье.
Отметив положительные стороны нового учебного плана, методическое совещание указало и на ряд дефектов в нем. Так, изучение общей гигиены нерационально растянуто на 4 семестра; изучение основ ра-
диационной гигиены предусматривается в XI семестре, в то время как желательно, чтобы студент был обучен им до прохождения профильных гигиенических дисциплин; курс санитарной статистики изучается лишь в XI семестре и знание его не может быть использовано при преподавании гигиенических и клинических дисциплин; недостаточно количество часов по неорганической химии; отсутствует курс биофизики и т. д. Было бы целесообразнее за счет уменьшения до одного месяца длительности производственной практики после IV курса удлинить до двух месяцев практику после V курса, когда студенты уже подготовлены по всем профильным гигиеническим дисциплинам и могут работать в качестве и. о. санитарного врача.
К сожалению, было выполнено далеко не все для создания условий, обеспечивающих эффективную реализацию нового учебного плана. Изданные Центральным методическим кабинетом по высшему медицинскому образованию Министерства здравоохранения СССР в период с 1961 по 1963 г. новые учебные программы по отдельным дисциплинам санитарно-гигиенического факультета являются шагом вперед. И тем не менее они страдают рядом недостатков. Так, между некоторыми программами нет должной согласованности и не устранено дублирование (например, гигиена общая и коммунальная); некоторые программы составлены без учета времени, отведенного на преподавание дисциплины (нормальная анатомия с топографической анатомией).
Нет программ и методических указаний для производственной практики и производственного обучения, занимающих в общем бюджете учебного времени около 30 недель. В результате в различных медицинских вузах производственная практика проводится по-разному.
В данной статье нет возможности детально рассмотреть дефекты программы по общей гигиене, которые были отмечены участниками методического совещания. В вузах по-разному понимают задачи этой дисциплины, неодинаково подходят к подготовке санитарного врача. В некоторых институтах много учебного времени затрачивается на изложение вопросов, по существу относящихся к коммунальной гигиене. Отсутствием единых взглядов на предмет и содержание общей гигиены объясняется тот факт, что лишь по этой дисциплине за 30 лет существования санитарно-гигиенических факультетов не только не написано учебника, но и его издание даже не планируется.
Овладение студентами некоторых дисциплин затрудняется отсутствием учебников и учебных пособий. К ним следует в первую очередь отнести учебники по общей и радиационной гигиене, неорганической и физколлоидной химии, нормальной анатомии с топографической, а также практикумы по коммунальной и радиационной гигиене, эпидемиологии и вирусологии. Отсутствие учебников и учебных пособий является серьезным недостатком, ибо это в значительной степени исключает возможность самостоятельной работы студента.
Практически мало сделано для осуществления Постановления коллегии Министерства здравоохранения СССР (май, 1960 г.) «Об улучшении организационной и учебно-материальной базы санитарно-гигиенических факультетов», в особенности их профильных кафедр, что тормозит дальнейшее развитие и совершенствование педагогического процесса. Учебно-материальная база хотя и улучшилась, но продолжает отставать от сложных и ответственных задач подготовки санитарных врачей и эпидемиологов. Нередко кафедры санитарно-гигиенического факультета не располагают современными приборами, которые имеются в крупных СЭС, а если имеют их, то в одном экземпляре, что, естественно, ограничивает возможности ознакомления с ними студентов.
Широко используемые в настоящее время в процессе академической учебы и производственной практики санэпидстанции недостаточно оснащены, иногда кадры их не вполне квалифицированы, а деятель-
5 Гигиена и санитария, № 5
65
ность не является показательной. Нет надлежащего положения о СЭСГ являющихся базами производственного обучения и практики студентов, регламентирующего их обязанности, взаимоотношения с кафедрами, особенности штатов, оснащения и пр. Необходимо добиться, чтобы наименование «Санитарно-эпидемиологическая станция — учебная база санитарно-гигиенического факультета» стало почетным, а СЭС, которой оно присвоено, отвечала этой большой и ответственной задаче, которую она призвана решать наряду со своей практической деятельностью.
В настоящее время под руководством Центрального методического кабинета по высшему образованию Министерства здравоохранения СССР разрабатывается проект коррективов к новому учебному плану. Необходимо, чтобы в нем было предусмотрено устранение перечисленных дефектов учебного плана и учтен опыт реализации этого плана.
Устранение многих отмеченных недостатков в подготовке санитарных врачей зависит от активности самих работников кафедр. Перед ними стоят большие задачи по созданию нужных учебников, практикумов, руководств, кинофильмов и других учебных пособий. Необходимо развивать методическую работу по совершенствованию преподавания в направлении: а) межкафедрального согласования методики и объема преподавания конкретных вопросов на лекциях и практических занятиях; б) увеличения элементов самостоятельности в работе студентов на практических занятиях; в) совершенствования лекционного преподавания, в частности увеличения элемента наглядности; г) укрепления связи кафедр с базами производственной практики студентов.
Во всей этой работе надо помнить, что «главное в перестройке высшей школы состоит в том, чтобы теснее связать ее с жизнью, значительно улучшить практическую и научно-теоретическую подготовку специалистов, воспитывая их как активных строителей коммунизма» (Н. С. Хрущев).
Поступила 17/X 1963 г.
УДК 613 : 614.21.088.6 (09)-
40 ЛЕТ РАБОТЫ МОСКОВСКОГО ИНСТИТУТА ГИГИЕНЫ ИМ. Ф. Ф. ЭРИСМАНА ПО ПОДГОТОВКЕ САНИТАРНЫХ КАДРОВ
Доц. П. А. Вавилин
Московский каучно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана
Организатор и руководитель московской санитарной станции Ф. Ф. Эрисман придавал большое значение установлению постоянной связи с санитарными врачами, для которых станция являлась своеобразной школой. Они охотно посещали ее, особенно после создания Ф. Ф. Эрисманом санитарно-бактериологической лаборатории.
С первых же дней после Великой Октябрьской социалистической революции профилактическое направление советского здравоохранения потребовало ускоренного развития гигиенической науки и санитарной практики, принципиально иного подхода к подготовке санитарных кадров. Это обстоятельство послужило причиной реорганизации станции в 1921 г. в Московский санитарный институт — одно из первых в Советском Союзе научно-исследовательских гигиенических учреждений. Именно здесь впервые проходили подготовку, специализацию и усовершенствование санитарные врачи из различных районов страны.
На базе Московского санитарного института в 1922 г. для санитарных врачей были созданы первые в стране курсы по изучению ме~