ность не является показательной. Нет надлежащего положения о СЭСГ являющихся базами производственного обучения и практики студентов, регламентирующего их обязанности, взаимоотношения с кафедрами, особенности штатов, оснащения и пр. Необходимо добиться, чтобы наименование «Санитарно-эпидемиологическая станция — учебная база санитарно-гигиенического факультета» стало почетным, а СЭС, которой оно присвоено, отвечала этой большой и ответственной задаче, которую она призвана решать наряду со своей практической деятельностью.
В настоящее время под руководством Центрального методического кабинета по высшему образованию Министерства здравоохранения СССР разрабатывается проект коррективов к новому учебному плану. Необходимо, чтобы в нем было предусмотрено устранение перечисленных дефектов учебного плана и учтен опыт реализации этого плана.
Устранение многих отмеченных недостатков в подготовке санитарных врачей зависит от активности самих работников кафедр. Перед ними стоят большие задачи по созданию нужных учебников, практикумов, руководств, кинофильмов и других учебных пособий. Необходимо развивать методическую работу по совершенствованию преподавания в направлении: а) межкафедрального согласования методики и объема преподавания конкретных вопросов на лекциях и практических занятиях; б) увеличения элементов самостоятельности в работе студентов на практических занятиях; в) совершенствования лекционного преподавания, в частности увеличения элемента наглядности; г) укрепления связи кафедр с базами производственной практики студентов.
Во всей этой работе надо помнить, что «главное в перестройке высшей школы состоит в том, чтобы теснее связать ее с жизнью, значительно улучшить практическую и научно-теоретическую подготовку специалистов, воспитывая их как активных строителей коммунизма» (Н. С. Хрущев).
Поступила 17/X 1963 г.
УДК 613 : 614.21.088.6 (09)-
40 ЛЕТ РАБОТЫ МОСКОВСКОГО ИНСТИТУТА ГИГИЕНЫ ИМ. Ф. Ф. ЭРИСМАНА ПО ПОДГОТОВКЕ САНИТАРНЫХ КАДРОВ
Доц. П. А. Вавилин
Московский каучно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана
Организатор и руководитель московской санитарной станции Ф. Ф. Эрисман придавал большое значение установлению постоянной связи с санитарными врачами, для которых станция являлась своеобразной школой. Они охотно посещали ее, особенно после создания Ф. Ф. Эрисманом санитарно-бактериологической лаборатории.
С первых же дней после Великой Октябрьской социалистической революции профилактическое направление советского здравоохранения потребовало ускоренного развития гигиенической науки и санитарной практики, принципиально иного подхода к подготовке санитарных кадров. Это обстоятельство послужило причиной реорганизации станции в 1921 г. в Московский санитарный институт — одно из первых в Советском Союзе научно-исследовательских гигиенических учреждений. Именно здесь впервые проходили подготовку, специализацию и усовершенствование санитарные врачи из различных районов страны.
На базе Московского санитарного института в 1922 г. для санитарных врачей были созданы первые в стране курсы по изучению ме~
тодов гигиенических и санитарно-бактериологических исследований объектов внешней среды. На курсах в 1922 г. занимались 135, а в 1923 г. — 83 врача. Занятия продолжались от 2 до 3 месяцев, изучались теоретические и практические вопросы коммунальной и промышленной гигиены, пищевой санитарии и санитарной бактериологии.
Одновременно с обучением на курсах с 1925 по 1926 г. вводится стажировка в отделах и лабораториях института. Программа курсов в 1926—1928 гг. расширяется. Санитарные врачи изучают методы исследования почвы, санитарное законодательство. С 1928—1929 гг. проходят усовершенствование химики коммунальных и пищевых лабораторий санэпидстанций.
/7/0 человек
/574 челобека
358 человек
А911-/927
/928-/935
/936-/940
194/-/946 /943-/953
Годы
/т
челебет
/954-/958 1959-/952
Число санитарных врачей и химиков РСФСР, прошедших подготовку и усовер
шенствование на базе Института гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана.
В 1931 г. создается отдел по подготовке и усовершенствованию санитарных кадров во главе с проф. П. Д. Винокуровым. Курсовые мероприятия принимают еще более организованный характер. Тогда же научно-исследовательское гигиеническое учреждение им. Ф. Ф. Эрисмана становится базой санитарно-гигиенического факультета* I Московского медицинского института. Студенты слушают лекции, проходят лабораторную практику, научные сотрудники становятся преподавателями.
При Институте гигиены организуются курсы по переквалификации лечащих врачей в санитарных врачей, ординатура и аспирантура. С 1932 по 1941 г. работают курсы по подготовке лаборантов для лиц со средним медицинским образованием.
В годы Великой Отечественной войны курсовые мероприятия значительно расширяются. В 1941 г., например, на курсах обучалось 530 санитарных врачей и химиков и 75 государственных санитарных инспекторов, в 1945 г. проведено 8 циклов по профилактике пищевых отравлений и один по промышленной санитарии (186 человек). Кроме того, 31 санитарный врач стажировался по гигиене питания, водоснабжения и труда.
В 1946 г. на 3-месячных курсах по гигиене труда занималось 280 промышленных санитарных врачей.
На рисунке представлены данные о количестве санитарных врачей и химиков Российской Федерации, прошедших в разные годы подготовку и усовершенствование на базе Института им. Ф. Ф. Эрисмана
(1922—1962).
5*
С7
Из приведенных на рисунке данных видно, что в течение 40 лет в Институте им. Ф. Ф. Эрисмана проходило подготовку и усовершен-- ствование 7344 1 санитарных врача и химика, причем начиная с 1922 г. примерно с каждой последующей пятилеткой число повышавших квалификацию все увеличивалось. Увеличение более чем в 3 раза числа обучавшихся в годы Великой Отечественной войны по сравнению с довоенной пятилеткой произошло главным образом за счет постоянно действующих курсов по индикации отравляющих веществ в воде и пищевых продуктах. Заметное уменьшение числа курсантов в первые послевоенные годы объясняется в основном ликвидацией курсов по индикации и переходом к изучению отдельных разделов гигиены.
Начиная с 1954 г. число санитарных врачей и химиков, проходящих подготовку и усовершенствование по различным разделам гигиены, все увеличивается. Это обстоятельство за последние 9 лет (с некоторыми колебаниями) можно объяснить возрастающей потребностью санитарных врачей и химиков санэпидстанций в повышении квалификации, заменой продолжительных циклов по комплексной программе обученйя тематическими декадниками и семинарами с целью более глубокого изучения отдельных вопросов того или иного раздела гигиены и сокращением вследствие этого сроков обучения до 10—25 дней.
За последние 9 лет (1954—1962) в институте ежегодно проводилось по 8—'12 плановых семинаров и декадников, на которых присутствовало от 150 до 582 человек. Причем из 3614 участников 577 санитарных врачей и химиков занимались вопросами гигиены питания, 463 — вопросами гигиены воды и санитарной охраны водоемов; 375 — вопросами гигиены детей и подростков, 361 — изучали физико-химические методы определения вредных веществ в воздухе и т. д.
Тематические семинары для промышленных санитарных врачей санэпидстанций были посвящены гигиене труда и предупредительному санитарному надзору в основных производствах и на открытых разрезах в угольной и железорудной промышленности, гигиене труда и профилактике профзаболеваний в химической, горнорудной и нефтяной промышленности, в промышленности строительных материалов, гигиене труда и профилактике профзаболеваний от воздействия различных физических факторов производственной среды на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве (шум, вибрация, ультразвук и др.). На семинарах по жилищно-коммунальной санитарии обсуждались такие вопросы, как гигиена планировки населенных мест и строительства; санитарная охрана атмосферного воздуха и водоемов; гигиена водоснабжения.
Как правило, на семинарах и декадниках для главных врачей санэпидстанций, для врачей по пищевой и школьной санитарии, санитарных бактериологов и химиков санэпидстанций различными были и тематика, и содержание программ. Так, в 1962 г. для санитарных врачей по пищевой санитарии был проведен 2-недельный семинар по вопросам рационального питания и профилактики пищевых отравлений, для школьно-санитарных врачей — декадник по вопросам гигиены политехнического и производственного обучения учащихся, для врачей-бактериологов — по изучению новейших методов санитарно-бактериологиче-ских исследований объектов внешней среды, для химиков промышленных и коммунальных лабораторий — один декадник по методам определения вредных веществ в воздухе и другой по методам исследования сточных вод, для химиков пищевых лабораторий — декадник по методам определения остаточных количеств ядохимикатов в пищевых продуктах и; наконец, для главных врачей районных санэпидстанций
1 Цифра приблизительная и значительно уменьшена, так как в течение ряда лет не было точного учета.
С 8
и санитарно-эпидемиологических отделений больниц — 4-недельный семинар по вопросам гигиены села (программа комплексная, включающая все разделы гигиены).
Кроме изучения теоретических вопросов, в программу краткосрочных курсов для всех циклов санитарных врачей и химиков всегда включаются практические и демонстрационные занятия с показом различных объектов, разбором и оценкой проектов строительства и т. д.
Начиная с 1959 г. заметное место в учебной работе института занимают выездные семинары, проводимые по комплексным программам в разных городах РСФСР К На семинарах занималось 490 человек. В основном это главные врачи городских и районных санэпидстанций, а также санитарные врачи по коммунальной и промышленной гигиене.
Опыт показал, что проведение семинаров с выездом специалистов на места, т. е. на базу той или иной областной (краевой) санэпидстанции, полностью себя оправдывает, так как при этом учитываются особенности области (края), где проводится семинар, значительно большее число людей посещает занятия, сотрудники института оказывают всестороннюю помошь местным работникам, знакомятся с деятельностью санэпидстанций и т. д.
На краткосрочных курсах с 1954 по 1962 г. из общего числа обучающихся 78,9% составляли санитарные врачи, 20%—санитарные химики и 1,1% —санитарные инженеры.
По опыту работы специалисты санэпидстанций, занимавшиеся в течение последних 6 лет на семинарах и декадниках, распределялись следующим образом: стаж работы до 5 лет был у 27,6%, от 5 до 10 лет — у 21,7%, от 10 до 15 лет —у 15,7% и от 15 до 20 лет — у 11,5%. У остальных стаж работы более 20 лет.
К недостаткам проводимых в институте учебных мероприятий, главным образом организационного характера, необходимо отнести то, что программы отдельных семинаров носят еще довольно общий характер и не являются строго тематическими; на всех семинарах и декадниках преобладают лекционные занятия и очень мало бывает практических; не хватает наглядных пособий; плохо еще привлекаются для преподавания высококвалифицированные специалисты из других научных учреждений Москвы; программы семинаров и декадников не рассылаются заранее на места, и санитарные врачи знакомятся с ними лишь на первом занятии; состав курсантов нередко бывает неоднородным по стажу работы и теоретической подготовке; отсутствие общежития создает трудности в размещении прибывших на учебу.
Поступила 23/У 1963 г.
1 Выездные семинары проводились институтом и раньше, в частности в 1945—1948 гг. было проведено 22 семинара по вопросам ликвидации санитарных последствий войны.