надзора общественным организациям и населению заслуживает внимания. Распространение этого опыта несомненно улучшит надзор за содержанием жилых домов, общежитий, мест общественного пользования и пищевых объектов и освободит санитарных врачей от повседневной надзорной деятельности, не требующей их компетенции, для решения наиболее важных вопросов жилищно-коммунальной и пищевой гигиены.
Редакция просит санитарных врачей высказать свое мнение по статьям Б. А. Даниловича и 3. Ю. Кусраева и поделиться личным опытом в этом деле, особенно если такие формы работы применялись в школьно-санитарной практике и в области санитарного надзора за промышленными предприятиями.
# -¿Г
УКРЕПЛЕНИЕ САНЭПИДСТАНЦИЙ КАДРАМИ — НЕОТЛОЖНАЯ ЗАДАЧА (ПО ДАННЫМ ГОДОВЫХ ОТЧЕТОВ САНЭПИДСТАНЦИЙ РСФСР ЗА 1961 г. И ОБСЛЕДОВАНИЙ
НА МЕСТАХ)
Кандидаты мед. наук П. А. Вавилин, Н. И. Гаврилов
Московский научно-исследовательский институт гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана
В свете задач, поставленных решениями партии и правительства, в настоящее время особое значение приобретает проблема кадров для санитарно-эпидемиологических учреждений и прежде всего укомплектование санэпидстанций квалифицированными санитарными врачами по всем основным разделам гигиены. Это особенно важно в связи с непрерывным большим ростом числа различных объектов, подлежащих систематическому санитарному контролю как в быстро растущих городах, так и в сельских районах.
Проведенная после ноябрьского Пленума ЦК КПСС перестройка органов здравоохранения на селе выдвинула задачу укрепления санитарно-эпидемиологической службы в сельских районах. В частности, возникла необходимость в реорганизации санитарной службы в укрупненных сельских районах. В районных санэпидстанциях сейчас уже нельзя ограничиваться только санитарными врачами общего профиля, необходимо иметь специалистов по различным разделам гигиены. Кроме того, санэпидстанции должны иметь оснащенные современным оборудованием лаборатории.
Эту новую большую проблему, выдвинутую самой жизнью, обязаны решать в настоящее время органы здравоохранения и в первую очередь по линии организации подготовки (специализации и повышения квалификации) специальных кадров санитарных врачей и укомплектования такими кадрами районных санэпидстанций и санитарно-эпидемиологических отделений больниц.
Кафедры гигиены ряда медицинских институтов из-за отсутствия специалистов и соответствующего оборудования не подготовлены в настоящее время к проведению в больших объемах первичной специализации и усовершенствованию санитарных врачей по вопросам сельской гигиены, поэтому систематическую и массовую специализацию и усовершенствование врачей для сельских районных санэпидстанций следует организовать в республиканских и отраслевых научно-исследовательских гигиенических институтах, занимающихся вопросами гигие-
ны, а также в институтах и на факультетах усовершенствования врачей и в Ленинградском медицинском санитарно-гигиеническом институте. Министерству здравоохранения СССР и республиканским министерствам следует решить этот важный вопрос.
Перспективным планом развития здравоохранения на 1959—1965 гг. предусматривалось расширение сети санитарно-эпидемиологических учреждений и увеличение численности врачебных должностей. Однако в реализации этого плана наблюдается определенное отставание, что не может не беспокоить руководителей органов здравоохранения и санэпидстанций.
В РСФСР за последние 3 года общий рост врачебных должностей в санэпидстанциях был незначителен и составил всего лишь 9%, а общая укомплектованность врачебными санитарными кадрами составляет в настоящее время в среднем 90% (с колебаниями от 63 до 95% по отдельным специальностям).
За последние 3 года незначительно увеличилось число штатных врачебных должнрстей по эпидемиологии, санитарной бактериологии, жилищно-коммунальной, пищевой и школьной гигиене и санитарному просвещению (в среднем от 1 до 17%). По общей и промышленной санитарии и санитарной статистике отмечается некоторое сокращение штатов; число должностей врачей-лаборантов и паразитологов остается без изменений. Значительная неукомплектованность штатных врачебных должностей отмечается по общей санитарии (всего лишь 63%), санитарному просвещению (84%) и паразитологии (86%).
За последние 3 года динамика укомплектованности санэпидстанций РСФСР врачебными кадрами почти по всем специальностям остается без изменений; исключение составляет лишь уменьшение укомплектованности врачами по общей санитарии (на 12,5%) и санитарному просвещению (на 6%) и одновременно с этим значительное увеличение по сравнению с 1959 г. укомплектованности санэпидстанций врачами-бактериологами (на 36%) и дезинфекционистами (на 49%).
Некоторые руководители местных органов здравоохранения и санэпидстанций главным образом из-за отсутствия нужных специалистов не предусматривают роста штатов врачей эпидемиологов, бактериологов, лаборантов и др. Примером неправильного стиля работы является планирование штатных должностей врачей-лаборантов в ряде областей, краев и автономных республик Российской Федерации. В Башкирской АССР, например, на 36 санэпидстанций имеется только 10 штатных единиц врачей-лаборантов, в Дагестанской АССР на 37 санэпидотделов— 1,5 единицы, в Коми АССР на 18 санэпидстанций и 6 санэпидотделов — 5 штатных должностей врачей-лаборантов, в Костромской области на 24 санэпидотдела — 5 должностей, в Архангельской области в двух самых крупных санэпидстанциях (областной и городской) работает на полставки только один врач-лаборант.
Результатом отсутствия достаточного числа штатных должностей лабораторных кадров (врачей и химиков) является то, что нагрузка лабораторных работников санэпидстанций превышает норму в 2—3 раза, а потребность в необходимых лабораторных исследованиях далеко не удовлетворяется. Так, например, в 1961 г. в РСФСР на один жилой и общественный объект приходилось в среднем всего лишь 0,16 лабораторных (инструментальных) исследований, на одно учреждение для детей и подростков — 0,7 и на один промышленный объект — 1 лабораторное исследование. Такая явно недостаточная лабораторная работа по обследованию объектов особенно недопустима в промышленности, где имеется много разнообразных факторов внешней производственной среды, которые можно оценить лишь с помощью лабораторных исследований. Работу промышленно-санитарных лабораторий также нельзя признать вполне удовлетворительной. Так, например, в 1961 г. в Архангель-
ской области лабораторные исследования производственной среды промышленных предприятий были проведены лишь на Уз предприятий, в Кировской области промышленно-санитарными лабораториями на предприятиях 8 отраслей промышленности за весь 1961 г. выполнялись анализы только на запыленность и загазованность воздушной среды; другие же факторы производственной среды не исследовались.
Причиной неудовлетворительной работы лабораторий многих санэпидстанций является недостаток и даже полное отсутствие современного лабораторного оснащения (особенно в районных санэпидстанциях).
Недостатком организаторской работы многих руководителей санэпидстанций является потеря значительной части санитарных врачей при слиянии районных санэпидстанций, когда многие санитарные врачи уходят на лечебную работу (особенно в Орловской, Кировской, Пермской, Владимирской, Ульяновской, Тульской и других областях).
Также не проводится работа по закреплению санитарных кадров. Не случайно поэтому в санэпидстанциях РСФСР в последнее время не решается проблема закрепления санитарных кадров. Министерством здравоохранения РСФСР с 1959 г. по настоящее время было выделено для санитарно-эпидемиологических станций 4093 врачебных должности, однако фактическое число санитарных врачей (физических лиц) увеличилось за это время всего лишь на 1336 (32,6%). Пермская область за последние 3 года получила 132 штатных врачебных должности, а число санитарных врачей за это время увеличилось только на 25; Московской области было выделено 156 врачебных должностей, а число санитарных врачей (физических лиц) возросло всего лишь на 7 и т. д.
Значительнзя текучесть кадров санитарных врачей является следствием плохой работы с ними, отсутствием заботы о создании на местах необходимых условий для жизни и работы врача. Так, например, в 1961 г. в Воронежскую область прибыло 22 санитарных врача, убыло тоже 22, в Московскую область прибыло 85 врачей, убыло 82, в Башкирскую АССР прибыл 21 врач, убыло 32, в Архангельскую область прибыло в 1961 г. 13 санитарных врачей, убыло 11 и т. д.
Важность этого вопроса заслуживает более подробного изучения причин текучести кадров санитарных врачей и разработки ряда мероприятий, способствующих прекращению в дальнейшем изменения места и тем более характера работы молодыми санитарными врачами, работающими в санэпидстанциях. К таким мероприятиям следует отнести в первую очередь организацию систематического повышения квалификации и научного уровня санитарных врачей, улучшение условий их труда и быта.
Почти во всех областях, краях и автономных республиках РСФСР имеется много врачебных должностей, не укомплектованных санитарными врачами. В Ростовской области, например, было не укомплектовано 24 врачебных должности, из них 3 должности главного врача санэпидстанций, 7 должностей врачей-эпидемиологов, 4 должности врача-бактериолога и т. д. В Кировской области процент укомплектования санитарных кадров в 1961 г. составил всего лишь 65.
В результате всего сказанного выше образовался большой разрыв между потребностью в санитарных кадрах и имеющимися врачебными должностями, а также между врачебными штатными должностями и фактическим наличием санитарных врачей (физических лиц), что неизбежно приводит к известным недостаткам в работе санитарно-эпидемиологической службы.
В этом кратком сообщении отражены лишь некоторые моменты, характеризующие неудовлетворительное положение с санитарными кадрами в санэпидстанциях, особенно в сельских районах РСФСР. Понятно, что проблема обеспечения и укрепления санэпидстанций квалифи-
цированными кадрами заслуживает более глубокого и всестороннего изучения в каждой области и республике.
Выводы
В целях улучшения обеспечения санэпидстанций санитарными кадрами органам здравоохранения необходимо провести следующие меро приятия.
1. Ускорить пересмотр существующих штатных нормативов санитарно-эпидемиологического обслуживания населения и ввести новые нормы обеспечения городского и сельского населения санитарными кадрами. При этом следует обратить особое внимание на организацию в укрупненных сельских районах санэпидстанций. В связи с этим следует пересмотреть существующую в настоящее время расстановку врачебных кадров внутри каждой республики, крае, области под углом зрения укрепления санитарно-эпидемиологических учреждений, в первую очередь в сельских районах, санитарными кадрами.
2. Необходимо срочно разработать и провести ряд конкретных мероприятий, направленных на прекращение дальнейшей текучести санитарных кадров и создание условий, способствующих закреплению санитарных работников в санитарно-эпидемиологических учреждениях, особенно в сельских районах. К таким первоочередным мероприятиям необходимо отнести следующие: а) укрепление лабораторной базы санэпидстанций и планомерное оснащение их современным лабораторным оборудованием; при этом особое внимание должно быть обращено на организацию новых и укрепление существующих лабораторий в сельских районных санэпидстанциях и санэпидотделениях больниц; б) организация четкой системы постоянно действующих курсов первичной специализации и усовершенствования санитарных врачей, в первую очередь в институтах усовершенствования врачей, а также в республиканских и отраслевых научно-исследовательских гигиенических институтах и Ленинградском санитарно-гигиеническом медицинском институте; в) повышение научного уровня санитарных врачей путем широкого их вовлечения в проведение научно-практических работ, деятельность Научного общества гигиенистов и санитарных врачей; г) улучшение условий труда и быта санитарных кадров; д) организация более глубокого изучения состояния санитарных кадров в областях и республиках, условий их труда и быта, четкое определение потребности в них и т. д.
Проблема укрепления санитарно-эпидемиологических учреждений квалифицированными кадрами может быть успешно решена лишь при активном и постоянном участии и содействии местных партийных и советских организаций, а также широкой общественности, в частности Научного общества гигиенистов и санитарных врачей.
Поступила 21/1 1963 г.