общего и, как нам кажется, принципиального вопроса о взаимоотношениях гигиены и физиологии.
До сих пор павловская физиология рассматривается почти исключительно с точки зрения ее влияния на клинику и непосредственной связи ее с клиникой и патологией.
Правильно ли это теперь, в эпоху грандиозного социалистического" строительства и профилактического направления советской медицины? Гигиеническая наука решает задачу перестройки на основах павловского учения. Поэтому необходимо широкое проведение физиологических исследований, направленных на изучение общих закономерностей и тех защитно-физиологических реакций организма человека, которые должны быть положены в основу гигиенических исследований. Более того, освоение в гигиене физиологических приемов исследования вряд ли может быть успешным, если оно не получит систематического подкрепления в соответствующих разделах физиологии, если не будет обеспечено активное взаимодействие гигиены и физиологии. Нам представляется, что наступил момент, когда павловская физиология должна более интенсивно, чем раньше, развиваться в направлении, которое будет соответствовать интересам профилактической медицины и гигиены.
Правильное сочетание физиологического эксперимента с местными гигиеническими обследованиями, основанными на санитарно-статистиче-ских и клинико-статистических данных о заболеваемости населения, является необходимым условием перестройки гигиенической науки в соответствии с указаниями объединенной сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР.
ЧХ * -Й
Зам. министра здравоохранения Белорусской ССР Д. П. Беляцкий
Санитарно-эпидемиологические станции Белорусской ССР
Санитарно-эпидемиологические станции как комплексные санитарно-эпидемиологические учреждения были созданы в БССР задолго до начала Великой Отечественной войны. Организация первой в республике Гомельской городской санитарно-эпидемиологической станции относится к 1925 г. К концу 1934 г. в восточных областях БССР насчитывалось уже 14 межрайонных санитарно-эпидемиологических станций, обслуживавших 98 районов.
Укрепление материальной базы межрайонных санитарно-эпидемиологических станций и рост кадров санитарных работников позволили в последующие годы перейти к организации районных санитарно-эпиде-миологических станций. К началу Великой Отечественной войны в БССР имелось 10 областных, 17 межрайонных, 120 городских и районных санитарно-эпидемиологических станций. Из указанного числа 49 станций были организованы в западных областях республики после воссоединения этих областей с Советской Белоруссией.
За 10—12 лет существования санитарно-эпидемиологические станции — к 1941 г.— превратились в прочную базу для проведения комплексной санитарно-противоэпидемичеекой работы среди населения. Половина станций располагала своими санитарно-бактериологическими лабораториями, обэспеченными необходимым лабораторным оборудованием, и подготовленными лабораторными работниками. Остальная часть районных станций имела простейшие санитарно-гигиенические и серологические лаборатории. Все областные и межрайонные станции имели в
•воем распоряжении транспорт в составе от 3 до 10 автомашин, в том числе автодезкамеры, автодушевые установки, передвижные сани-тарно-бактериологические лаборатории, санитарные машины для перевозки инфекционных больных и т. д. За годы советской власти на станциях были подготовлены многие десятки врачей-специалистов в области санитарно-противоэпидемического дела (санитарных врачей, эпидемиологов, бактериологов).
За три года фашистской оккупации в БССР были уничтожены почти все санитарно-эпидемиологические станции. Оставшиеся на оккупированной территории единичные станции были превращены в похоронные бюро по перевозке и захоронению замученных гестаповцами советских граждан.
Восстановление санитарно-эпидемиологических станций в послевоенные годы шло параллельно с восстановлением всей сети медицинских учреждений. Учитывая прошлый опыт, Министерство здравоохранения БССР не стало создавать межрайонные санитарно-эпидемиологические станции, считая их лишним звеном между областной и районной станцией. В основу восстановления станций был положен следующий принцип: каждая административно-территориальная единица (начиная с района и выше) должна иметь свою санитарно-эпидемиологическую станцию.
В каждой восстанавливаемой станции предусматривались следующие обязательные основные части: санитарно-противоэпидемическое отделение, лаборатория, дезинфекционный пункт, прививочный пункт и пункт санитарного просвещения. В составе областных санитарно-эпидемиологических станций предусматривались: коревая лаборатория, передвижной дезинфекционный отряд, дезинфекционно-ремонтная бригада и т. д.; в составе городских станций — молочно-контрольные пункты.
Подобная структура санитарно-эпидемиологических станций соответствовала изданному 10.VIII.1948 г. постановлению Совета министров СССР «Об утверждении номенклатуры санитарно-эпидемиологических учреждений и реорганизации их» и приказу министра здравоохранения СССР за № 716 от 27.XI.1948 г. Таким образом, в БССР реорганизация санитарно-эпидемиологических станций в большей своей части была осуществлена до решения этого вопроса в Министерстве здравоохранения СССР. Это позволило органам здравоохранения БССР в отличие от других союзных республик сосредоточить внимание в 1949—1950 гг. главным образом на укреплении санитарно-эпидемиоло-гических станций.
Что же сделано органами здравоохранения по созданию сети станций после освобождения БССР от фашистских захватчиков?
Прежде всего следует отметить количественный рост станций. На 1950 г. по народнохозяйственному плану было предусмотрено содержание 202 санитарно-эпидемиологических станций, что почти полностью удовлетворяет потребности республики в этих учреждениях.
Одним из моментов, способствовавших организационному укреплению санитарно-эпидемиологических станций, явилось установление типов и категорий станций в соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР № 367 от 27.VI.1948 г. Это мероприятие устранило существовавшее ранее многообразие в штатных нормативах и бюджетах станций, а также возможность произвольных толкований этих вопросов со стороны финансовых органов, да и самих органов 'здравоохранения.
В результате проведенной работы сеть санитарно-эпидемиологических станций в БССР представлялась в следующем виде:
а) областных санитарно-эпидемиологических станций второй категории — 1, третьей категории — 8, отнесенных ко второй категории районных станций — 3;
2»
19
б) городских санитарно-эпидемиологических станций 3 (Минск» Могилев, Гомель), городских станцнй, отнесенных к категории районных, — 13;
в) все районные станции были разбиты на 3 категории, в том числе первой категории — 5, второй категории—116, третьей категории—53.
Следует указать на некоторые недостатки типовых штатов санитарно-эпидемиологических станций. Мы считаем, что Министерство здравоохранения СССР поступило не совсем правильно, установив для областей, имеющих менее 16 сельских районов, областную станцию по типу районной станции второй категории. Как известно, в штате районной станции второй категории имеется всего 17 единиц медицинского персонала. В штате этой станции предусмотрены санитарные врачи по жи-лищно-коммунальной, школьной и промышленной санитарии. Лаборатория представлена одним лицом с высшим образованием. Руководство дезинфекционным делом возложено на фельдшера. Кстати сказать, в этих же областях, имеющих в своем составе до 16 районов, в штатах областной государственной санитарной инспекции также не представлены специалисты по школьной, промышленной гигиене и гигиене водоснабжения.
Такая областная станция, имеющая в своем штате одного санитарного врача, не может обеспечить методическое руководство районными станциями и лечебно-профилактическими учреждениями в области са-нитарно-противоэпидемической работы.
Согласно приказу министра здравоохранения СССР № 716 от 27.XI.1948 г., организация санитарно-эпидемиологических станций в центрах краев, областей и автономных республик с населением менее 75 ООО допускается по штатным нормативам для районных станций. Это значит, что такие областные центры БССР, как, например, Пинск, Полоцк, Мозырь, могут претендовать только на станцию, соответствующую районной станции второй категории. Кто же должен возглавить текущий и предупредительный надзор за городским водопроводом, водопроводами на промышленных предприятиях, а также за другими городскими коммунальными объектами в этих городах? Единственному санитарному врачу по пищевой санитарии вполне достаточно объектов для санитарного надзора. Можно, пожалуй, согласиться с отсутствием промышленного санитарного врача на этих санитарно-эпидемиологических станциях, но врач по школьной санитарии безусловно необходим. В каждом областном центре имеются минимум 2—3 полные средние школы, 4—5 начальных школ, 2—3 детских сада и столько же детских яслей. В областном центре с населением в 60 ООО врач по школьной санитарии будет иметь полную нагрузку. При настоящем же положении санитарный надзор в детских учреждениях явно недостаточен. Создавшееся в этих городах положение с санитарным надзором стало хуже, чем было до реорганизации санитарно-эпидемиологических станций, особенно если учесть, что государственная санитарная инспекция там ликвидирована. Министерству здравоохранения СССР необходимо внести соответствующие коррективы в штатные нормативы санитарно-эпидемиологических станций.
Одной из серьезных задач является обеспечение станций помещениями и кадрами.
За период фашистской оккупации почти все здания санитарно-эпидемиологических станций в БССР были разрушены; сохранились лишь единичные (в Минске, Бобруйске, Мозыре, Речице). В первые годы после освобождения республики от оккупантов большинство станций размещалось в лечебно-профилактических учреждениях (больницах, амбулаториях, диспансерах и т. д.). Начиная с 1946 г., положение изменилось. Совет министров БССР вынес постановление, обязывающее исполкомы местных советов депутатов трудящихся обеспечить санитарно-эпидемиологические станции отдельными помещениями. В порядке выпол-
нения этого постановления на местах были отведены и приспособлены за счет ассигнований на нецентрализованные капиталовложения помещения для санитарно-эпидемиологических станций. Таким путем на 1.1.1950 г. в республике были обеспечены помещениями 162 станции из 196. Наиболее успешно этот вопрос решен в Минской, Полоцкой и Пинской областях. Все 17 санитарно-эпидемиологических станций Минской области имеют собственные помещения из 4—9 комнат каждая. Последними закончили строительство санитарно-эпидемиологических станций в 1949 г. Борисовский и Минский сельские районы. Все станции Полоцкой и Пинской областей также имеют собственные помещения. В Гродненской и Молодечненской областях осталось построить по одной станции, после чего все районные станции буДут располагать собственными более или менее удовлетворительными помещениями. Отстают в обеспечении помещениями Полесская, Барановнчская, Бобруйская и Гомельская области. В целом по республике осталось 17% районов, где вопрос с размещением станций еще не разрешен. Задача органов здравоохранения БССР в 1951 бюджетном году — обеспечить оставшиеся санитарно-эпидемиологические станции собственными помещениями.
Вполне назрел вопрос о разработке в централизованном порядке типового проекта для строительства станций. Имеющиеся типовые проекты для районных станций, разработанные в свое время Госз'драв-проектом, нуждаются в пересмотре в связи с изменением структуры и функций этих учреждений. Разработка типовых проектов для санитарно-эпидемиологических станций несомненно окажет большую помощь в создании единого типа учреждения.
Необходимо также разработать табели оснащений станций лабораторным, дезинфекционным и санитарно-хозяйственным оборудованием. Это значительно облегчит планирование производства оборудования для санитарно-эпидемиологических станций нашей промышленностью, а министерствам здравоохранения союзных республик — получение ассигнований на приобретение для станций оборудования.
Восстановление сети санитарно-эпидемиологических станций БССР сопровождалось увеличением числа врачебного и среднего медицинского персонала, занятого в этих учреждениях. По состоянию на 1.1.1946 г. на станциях было замешено лишь 54,8% врачебных штатных должностей и 72,4% должностей среднего медицинского персонала. Совершенно иное положение на 1.1.1950 г-: по врачебным кадрам замещено 74,3% и по средним медицинским кадрам — 89,5% всех штатных должностей.
Из должностей врачебного персонала лучше всего укомплектованы штаты санитарных врачей (в среднем на 82,4%), несколько хуже штаты врачей-эпидемиологов (73,6%) и меньше всего штаты врачей-бактериологов (60,2%). Штаты санитарных фельдшеров укомплектованы на 82,8%, помощников эпидемиологов — на 90,7%, вакцинаторов — на 96,3%, дезинфекторов — на 97,1%.
Стаж работы главных врачей районных санитарно-эпидемиологн-ческих станций в основном небольшой (47% имеет стаж са.нитарно-эпи-демиологической работы до 3 лет). На санитарную работу часто направляются врачи, окончившие лечебные факультеты. Учитывая эти обстоятельства, Министерство здравоохранения БССР большое внимание уделило специализации врачебных кадров станции. С этой целью, помимо Центрального института усовершенствования и Ленинградского ГИДУВ, были широко использованы Белорусский институт усовершенствования врачей. Институт микробиологии и эпидемиологии и Санитарный институт. Свыше 40% всех врачей, работающих на станциях и имеющих стаж работы свыше 3 лет, уже прошло специализацию в Минске.
В последние два года Белорусский санитарный институт начал проводить декадники по отдельным санитарно-эпидемиологическим вопро-
сам (санитарная охрана водоемов, организация предупредительного и текущего надзора на промышленных предприятиях и т. д.). Этими декадниками охвачено свыше 40 санитарных врачей.
Опыт Бобруйской, Минской, Гомельской областных станций говорит о том, что первичная специализация врачей-бактериологов может быть осуществлена на базе областных санитарно-эпидемиологических станций. Вполне целесообразно использовать эту базу для подготовки и других специалистов по санитарным вопросам. Безусловно, не всем областным станциям можно поручить столь ответственное дело, но некоторые из них (Гомельская, Бобруйская, Витебская) при надлежащем методическом руководстве со стороны кафедр медицинских институтов и специальных институтов могут выполнять эту функцию. Однако использование областных станций в качестве базы для специализации лимитируется денежными средствами на оплату стипендий курсантам. Министерство здравоохранения СССР должно предусмотреть ассигнования на эти цели так же, как это практикуется по подготовке хирургов, терапевтов и других врачей, проходящих специализацию на базе областных больниц.
Использование краткосрочных курсов, декадников, семинаров для подготовки санитарных кадров восполняет пока только один пробел в этой области, а именно специализацию рядовых санитарных работников, но не решает вопроса о подготовке руководителей санитарно-про-тивоэпидемической службы областного и республиканского масштаба, будь то санитарный врач по гигиене питания, специалист по коммунальной санитарии или врач-бактериолог.
Диференциация санитарной службы на отдельные отрасли требует, чтобы во главе их стояли работники, достаточно подготовленные теоретически и практически. Врачи-хирурги, терапевты, офталмологи и другие специалисты получают эту подготовку в порядке прохождения трехлетней клинической ординатуры. Почему же санитарные врачи, врачи-эпидемиологи и врачи-бактериологи лишены такой возможности? Разве работа бактериолога в крупной лаборатории менее сложна и требует меньшей квалификации, чем работа офталмолога? Все признают неправильность этого положения, однако никто не решается узаконить для санитарных работников такую же форму долгосрочной подготовки, т. е. ординатуру. Нам могут сказать, что для этого существует аспирантура по гигиене, эпидемиологии, микробиологии. Но каждая кафедра имеет не более 2—3 аспирантов, которые используются самой кафедрой как научные работники и преподаватели. Нам кажется, что этот вопрос давно назрел и требует своего решения.
Важным участком в работе станций является подготовка и переподготовка средних медицинских кадров. За истекший период областные санитарно-эпидемиологические станции республики провели в этом направлении большую работу путем организации курсов, семинаров, выделения рабочих мест, а также путем проведения тематических совещаний.
За 5 лет на курсах при областных санитарно-эпидемиологических станциях подготовлено 919 дезинфекторов. Кроме того, курсы повышения квалификации за последние четыре года прошли 727 дезинфекторов и 150 дезинструкторов.
Широко проводится подготовка медицинского персонала общей сети здравоохранения также на районных санитарно-эпидемиологических станциях. За 1948—1949 гг. семинарами по дезинсекционному делу охвачено 899 заведующих сельскими врачебными участками, 469 дезинструкторов и 2 850 дезинфекторов.
В связи с тем, что школы медицинских лаборантов выпускают учащихся с небольшим объемом знаний в области санитарно-гигиенических
и бактериологических исследований возникла необходимость в дополнительной их подготовке, которая осуществляется на рабочих местах при санитарно-бактериологических лабораториях областных санитарно-эпиде-миологических станций, а также на краткосрочных (в течение месяца) курсах, организованных при Белорусском научно-исследовательском санитарном институте. За последние четыре года такую подготовку прошли более 200 человек, или 70% всех лаборантов, работающих на санитарно-эпидемиологических станциях.
Большое значение нами всегда придавалось лабораторной работе санитарно-эпидемиологических станций. В первое время после восстановления районных санитарно-эпидемиологических станций мы могли обеспечить их только походными серологическими лабораториями. Затем постепенно из года в год лабораторная база станций начала укрепляться. За последние два года в этом направлении достигнуты значительные успехи. Однако до настоящего времени организация и оборудование лабораторий на санитарно-эпидемиологических станциях находятся все еще не на должной высоте. Ответственность за это должны нести Главное аптечное управление Министерства здравоохранения СССР и его местные органы, плохо выполняющие приказ Министерства здравоохранения СССР № 642 от 20.Х.1948 г., которым на аптечные управления возложена задача снабжения санитарно-эпидемиологических станций лабораторным оборудованием, стеклом, реактивами и красками. Выделяемые фонды лабораторного оборудования и реактивов настолько незначительны, что они реализуются в областных центрах и до районов не доходят. Министерством здравоохранения СССР в 1950 г. была сделана попытка обеспечить некоторый процент санитарно-эпидемиологических станций СССР лабораториями за счет централизованного снабжения, но и эта попытка не дала результатов. Главное аптечное управление Министерства здравоохранения СССР не провело комплектование лабораторий в централизованном порядке, а перепоручило это республикаЬским аптекоуправлениям, которые с указанной задачей не могут справиться.
Главное санитарно-противоэпидемическое управление Министерства здравоохранения СССР, став на путь централизованного снабжения лабораториями санитарно-эпидемиологических станций, должно добиться безусловного выполнения Главным аптекоуправлением СССР приказа министра здравоохранения СССР № 254 от 31.III.1950 г. За республиканскими и областными аптечными управлениями следует оставить только текущее снабжение действующих санитарно-бактериологических лабораторий.
Отчетные данные о работе лабораторий санитарно-эпидемиологиче-ских станций за последние годы показывают, что количество анализов, производимых по поручению санитарных работников, неуклонно возрастает. При этом первое место занимают анализы питьевой воды и молочных продуктов.
Следует отметить, что в работе санитарно-бактериологических лабораторий санитарно-эпидемиологических станций БССР имеются довольно крупные недостатки, а именно: перегруженность лабораторий товароведческими анализами по заданиям хозяйственников; непроизводительная затрата сил, времени и реактивов на исследование продуктов, качество которых ясно и без лабораторного анализа; имеют место нарушения системы, порядка и сроков постоянного выборочного лабораторного контроля на объектах, где он должен проводиться.
Важнейшей задачей санитарно-эпидемиологической станции является методическое руководство всеми лечебно-профилактическими учреждениями в области санитарно-противоэпидемической работы. По отношению к сельскому врачебному участку эта задача большинством районных санитарно-эпидемиологических станций выполняется довольно
успешно. Главный саннтарный врач района и его ближайшие помощники часто посещают участковую больницу, врачебную амбулаторию и фельдшерско-акушерские пункты. Методическое руководство иммунизацией населения против инфекционных заболеваний, проверка качества этой иммунизации, организация систематического противореци-дивного лечения больных малярией, дезинфекционных мероприятий в эпидемических очагах, руководство проведением общесанитарных мероприятий в колхозах осуществляется целиком районной саннтарно-эпиде-миологической станцией. Ежемесячно проводимые конференции медицинских работников района используются санитарно-эпидемиологическими станциями для укрепления методического руководства. На каждой конференции главный санитарный врач района или эпидемиолог санитарно-эпидемиологической станции делает доклад по тому или другому разделу санитарно-противоэпидемпческой работы, по разъяснению инструкций и приказов вышестоящих органов здравоохранения.
В значительно меньшем объеме осуществляется пока методическое руководство лечебно-профилактическими учреждениями районного центра или города. Мы считаем, что эти недостатки можно изжить при условии, если органы здравоохранения обеспечат обязательное участие в разработке комплексных планов санитарно-противоэнидемической службы ответственных руководителей лечебно-профилактических учреждений. Составление этих планов в отрыве от них, практикуемое сейчас многими санитарно-эпидемиологическими станциями, не способствует привлечению к санитарно-противоэпидемической работе всех лечебно-профилактических учреждений районного центра и повышению ответственности за санптарно-противоэпидемическую работу в районе со стороны этих учреждений.
Для улучшения связи между санитарно-эпидемиологическими станциями и лечебно-профилактическими учреждениями и привлечения последних к санитарно-противоэпидемической работе необходимо организовать при каждой станции санитарно-эпидемиологический совет, в состав которого должен входить главный врач больничного объединения и другие руководители лечебно-профилактических учреждений.
Новым в деятельности санитарно-эпидемиологических станций республики в 1950 г. явилось то, что все они перешли на работу по единому плану, в основу которого положены вопросы борьбы с отдельными заболеваниями. Таким образом, в настоящее время в плане работы станций нет прежнего деления на чисто противоэпидемические и чисто общесанитарные мероприятия. Врач по пищевой санитарии знает, что выполнение плана по борьбе с кишечными инфекциями и успех этой борьбы зависят не только от мероприятий, осуществляемых врачом-эпидемиологом, но и от мероприятий, которые пищевой надзор должен осуществить на своих объектах. Санитарный врач постоянно находится в курсе работы врача-эпидемиолога и наоборот, этим обеспечивается единство санитарной и противоэпидемической работы, а следовательно, и ее эффективность.
В работе санитарно-эпидемиологических станций БССР имеется еще много недостатков, ликвидация которых является задачей ближайшего времени. Но можно с уверенностью сказать, что эти учреждения находятся на правильном пути.
# *