Научная статья на тему 'О ПОДГОТОВКЕ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ'

О ПОДГОТОВКЕ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПОДГОТОВКЕ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ»

СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА, ИСТОРИЯ ГИГИЕНЫ,

ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА

— -

УДК 378.661.4+614(07)

О ПОДГОТОВКЕ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ

Академик АМН СССР проф. Ф. Г. Кроткое, проф. Г. И. Сидоренко

(Москва)

У современного санитарного врача, осуществляющего государственный санитарный надзор, должен быть достаточный запас знаний и навыков для активной творческой работы по проведению широких профилактических и оздоровительных мероприятий с целью дальнейшего снижения общей и инфекционной заболеваемости, улучшения состояния внешней среды, условий труда и быта населения. Он должен хорошо владеть методами предупредительного и текущего санитарного надзора, иметь достаточную общебиологическую и медицинскую подготовку. Он должен быть способен к решению социально-гигиенических вопросов и постановке в необходимых случаях экспериментальных и натурных исследований.

Отвечает ли в настоящее время этим требованиям существующая система обучения врачей на санитарно-гигиенических факультетах медицинских вузов? По-видимому, не совсем, так как после окончания института молодые врачи не всегда подготовлены к выполнению сложных задач, выдвигаемых жизнью. Какие же недостатки имеются в подготовке санитарных врачей? По нашему мнению, их несколько. Прежде всего сюда нужно отнести далеко не совершенный учебный план, недостаточную продолжительность срока обучения в вузе, отсутствие первичной специализации по определенным разделам гигиены и эпидемиологии, слабую лабораторную базу профильных гигиенических кафедр и санэпидстанций, являющихся базами для производственной практики студентов, наконец, нехватку преподавательских кадров высшей квалификации.

При усовершенствовании учебного плана следует исходить из той основной предпосылки, что санитарно-гигиенические факультеты должны выпускать врачей, а не технических специалистов, поэтому нельзя уменьшать число часов на преподавание клинических дисциплин. В то же время опыт подготовки санитарных врачей, их первые шаги на самостоятельной работе свидетельствуют о том, что для преподавания специальных дисциплин необходимо увеличить учебное время на 200—250 часов. При внимательном рассмотрении существующего учебного плана эти часы можно выделить дополнительно без ущерба для общей подготовки санитарных врачей. Так, на санитарно-гигиенических факультетах преподавание нормальной анатомии занимает 270 часов (на лечебных факультетах 320 часов). Объем преподавания нормальной анатомии на лечебных факультетах давно обсуждается в печати, причем многие специалисты считают необходимым сократить этот курс. Более того, вносятся предложения дифференцировать нормальную анатомию в зависимости от узкой специализации выпускника. Чрезвычайно интересен опыт работы медико-биологического факультета II Московского медицинского института им. Н. И. Пирогова, готовящего врачей-биофизиков и врачей-биохимиков. На этом факультете нормальная анатомия, гистология и цитология или, иначе говоря, предметы,

имеющие отношение к макро- и микроструктуре тканей, преподаются в виде единой дисциплины, именуемой «морфология». На весь интегрированный курс отведено 325 часов, т. е. почти в 2 раза меньше, чем на лечебном факультете по всем упомянутым дисциплинам. Работа медико-биологического факультета свидетельствует о том, что усвоение студентами программы не только не ухудшилось от сокращения общего количества учебных часов, а, наоборот, значительно улучшилось.

Медико-биологический факультет располагает опытом создания интегрированного курса обучения по общей патологии, объединившего (при общем сокращении) курсы патологической анатомии и патологической физиологии. Студенты одновременно изучают изменение структуры и функции при патологических процессах. Опыт факультета и в данном случае оказался весьма положительным.

Эти примеры мы привели для того, чтобы показать, во-первых, возможности увеличения часов для преподавания специальных дисциплин на санитарно-гигиеническом факультете, вскрыть резерв времени, который при тщательном рассмотрении действующего учебного плана может быть, по-видимому, увеличен дополнительно, и, во-вторых, необходимость постоянного совершенствования учебного плана и программ преподавания на санитарно-гигиенических факультетах с учетом передового опыта, накопившегося в медицинских вузах. О важности постоянного совершенствования медицинского обучения свидетельствует и преподавание общей биологии в медицинских институтах. Назрела необходимость изучения не общей биологии, а «биологии человека», например, в таком плане, как она представлена в книге «Биология человека» Дж. Харриссона, Дж. Уайнера, Дж. Таннера и Н. Барникота (М., 1968).

Сказанное свидетельствует о том, что высвобождение 200—250 учебных часов для усиления преподавания гигиенических дисцинлин вполне реально. Высвободившиеся часы нужны для улучшения преподавания профильных гигиенических дисциплин и прежде всего для развития практических навыков у выпускников в области предупредительного и текущего санитарного надзора.

Неудовлетворительная практическая подготовка выпускников санитарно-гигиенических факультетов требует предусмотреть при совершенствовании учебного плана более длительную производственную практику на. всех этапах обучения. Для той же цели при сохранении 6-летнего срока обучения следует отвести на 12-м семестре не менее 3 месяцев для практики по одному из избранных разделов (эпидемиология, коммунальная гигиена, гигиена труда и гигиена питания).

Важность профильной подготовки санитарных врачей, соответствующей их первичной специализации, диктуется нуждами санитарной службы в городах и промышленных центрах, ибо на санэпидстанциях давно уже начался процесс дифференциации специалистов в соответствии с выполняемой ими работой. Этот процесс по-существу уже завершился в республиканских, областных и крупных городских санэпидстанциях. В дальнейшем он неотвратимо будет охватывать все более мелкие подразделения санитарной службы. Не замечать его сейчас, откладывать решение вопроса о профильной подготовке санитарных врачей на будущее было бы большой ошибкой. . .

Срок обучения в медицинском институте в настоящее время составляет 6 лет, следовательно, профилирование подготовки скажется в лучшем случае лишь через 4—5 лет. Оценивая систему подготовки санитарных врачей теперь и в перспективе, следует предусмотреть лучшее ознакомление будущих санитарных врачей во время учебы с оценкой воздействия комплекса разнообразных факторов внешней среды на человека, что требует более глубокого знания математики, физики, статистики и технологии производственных процессов. Разумеется, мы не предлагаем готовить в будущем санитарного деятеля нового типа — врача-инженера. Это невозможно,

да и не нужно. Техническая компетенция должна быть представлена в санэпидстанции соответствующими специалистами — физиками, химиками, инженерами различных профилей и т. д., которые смогут грамотно эксплуатировать сложное оборудование, поступающее во все более возрастающих размерах в санитарные учреждения страны. Эти специалисты совместно с санитарными врачами должны обеспечить действенное влияние на технологию производства, повышение эффективности очистных сооружений и т. п. с целью выполнения основной гигиенической задачи: создания оптимальных условий для труда, быта и отдыха населения.

Учитывая возможности профильной подготовки высококвалифицированных санитарных врачей, следует отметить, что 6-летняя продолжительность обучения их явно недостаточна. Поэтому для санитарно-гигиенических факультетов, так же как и для лечебных и педиатрических, необходима интернатура на 7-м году пребывания в вузе. По-видимому, вначале целесообразно ввести ее в 2—3 вузах, а затем, если опыт окажется положительным, постепенно перенести его на все или большинство санитарно-гигиенических факультетов медицинских институтов.

Для повышения уровня подготовки санитарных врачей требуется значительно улучшить оснащение гигиенических кафедр и базовых санэпидстанций современным оборудованием. Кафедрам и базовым санэпидстанциям нужны хроматографы, ультрацентрифуги, электрические счетные машины, автоматические пыле- и газоанализаторы; нужны эксифиментальные установки, камеры, действующие модели и стенды. В связи с этим целесообразно в минимально возможные сроки разработать перечни оборудования для типовых лечебных лабораторий и последовательно оснащать им соответствующие кафедры и санэпидстанции, используемые в качестве учебных баз для обучения и специализации студентов и интернов.

Пора вести строительство базовых санэпидстанций по специальным проектам, предусматривающим набор специальных учебных помещений для студентов, как это делается сейчас при сооружении новых клиник.

Чрезвычайно важное значение имеет постоянное совершенствование преподавательских кадров, улучшение педагогического процесса. Сейчас половину всех гигиенических кафедр в вузах возглавляют кандидаты наук. Подготовке кадров высококвалифицированных преподавателей и научных сотрудников и в первую очередь докторов наук должно быть уделено самое серьезное внимание, ибо от этого зависят уровень научных исследований и качество подготовки санитарных кадров.

Эффективность работы санитарной службы может быть в значительной мере повышена при достаточном обеспечении ее средним медицинским персоналом— помощниками санитарных врачей. Очевидно, оптимальное соотношение между санитарными врачами и санитарными фельдшерами в составе этой службы должно составлять 1:3. Следовательно, нужно неуклонно расширять подготовку среднего медицинского персонала для санэпидстанций. Улучшение указанного соотношения позволит санитарным врачам заниматься делами, требующими их компетенции, а не компетенции фельдшера, как наблюдается теперь. Санитарные врачи, таким образом, сосредоточат внимание на важнейших сложных вопросах практики. Возрастет их заинтересованность выполняемой работой, повысится ответственность за порученное дело. В свою очередь все это наверняка будет содействовать закреплению кадров санитарной службы.

Реализация перечисленных предложений, по нашему глубокому убеждению, будет способствовать значительному повышению качества специалистов, выпускаемых санитарно-гигиеническими факультетами медицинских вузов.

Поступила Iб/VI 1969 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.