ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА,
САНИТАРНАЯ СТАТИСТИКА, ПОДГОТОВКА САНИТАРНЫХ КАДРОВ
УДК 613(07):«»
О ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ НА ЛЕЧЕБНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ1
Доц. М. В. Антонова
Витебский медицинский институт
В Москве с 25/1 по 5/П 1966 г. проходил симпозиум заведующих кафедрами общей гигиены, организованный Центральным институтом усовершенствования врачей. Наряду со многими актуальными вопросами гигиены на симпозиуме обсуждались организационно-методические вопросы преподавания общей гигиены в медицинских институтах, на лечебном, санитарно-гигиеническом и педиатрическом факультетах.
Вопросы, поднятые на симпозиуме, по единодушному мнению его участников, признаны важными и подлежащими обсуждению в печати. Большой интерес представляет обмен мнениями и опытом преподавания общей гигиены на лечебном факультете возможно большего числа профессоров и преподавателей, обобщение опыта и разработка единой методики преподавания, применительно к специфике лечебного профиля. Такая необходимость вызвана тем, что значение кафедр общей гигиены лечебных факультетов в ряде институтов неоправданно понизилось.
Задача кафедры гигиены на лечебном факультете, как известно,, .заключается в том, чтобы научить студентов гигиенически мыслить,, преподать будущим врачам-клиницистам принципы и методы профилактического направления советской медицины. Однако при выполнении этой задачи встречаются трудности организационного и методического характера.
Из года в год учебная программа по общей гигиене расширяется в-связи с развитием новых отраслей народного хозяйства и проникновением в них гигиенической науки, а количество учебных часов сокращается. Это можно допустить на санитарно-гигиеническом факультете, где общая гигиена является пропедевтической дисциплиной, но никак: не оправдано на лечебном факультете. То, что на санитарно-гигиениче-ском факультете осуществляется перераспределением учебных часов, между профильными кафедрами, на лечебном выражается в простом сокращении.
Учебная программа 1963 г. дает основной перечень Материала, подлежащего изучению, но изложить этот материал за 72 лекционных.
1 Печатается в порядке обсуждения.— Ред.
4*
51
часа невозможно. Естественно, что при ограниченном времени одни разделы оказываются проработанными более полно, другие —в общих чертах, а для третьих не остается времени и студенты не получают полного представления о предмете.
Отсутствие единых методических указаний по проведению практических занятий создает еще большие трудности: составление тематических планов и распределение времени по темам в разных городах осуществляются произвольно и зависят от местных условий — наличия необходимых учебных лабораторий, оборудования, а также от внекафед-ральной базы. В основном тематические планы практических занятий составляются по шаблону; в них почти половина учебного времени отводится на установление качества пищевых продуктов, определение показателей качества питьевой воды. Для разнообразия некоторое количество часов отводится для так называемых экскурсий на пищевые, коммунальные, промышленные предприятия, в школу, казарму и т. п.
Нет нужды скрывать, что отношение студентов лечебного факуль-' тета к этим занятиям более чем равнодушное, потому что такие занятия очень далеки от будущей врачебной деятельности. В самом деле, мало кому из лечащих врачей в повседневной работе приходится определять качество пищевого продукта или воды. Всюду есть санитарные лаборатории, которые в основном только этим и занимаются. Даже на врачебном участке имеется штатная должность санитарного фельдшера, занимающегося проведением таких анализов.
Между тем гигиеническая наука и современный уровень лабораторной техники позволяют приблизить преподавание общей гигиены к лечебному профилю, обучить будущих врачей таким санитарно-гигиеническим методам, которые будут им необходимы в повседневной работе. Для этого надо решительно пересмотреть тематический план практических занятий. Например, в разделе «Гигиена питания» можно исключить определение химического состава и пищевой ценности хлеба, круп, молока, мяса, и т. п. и дать в более развернутом виде оценку питания по калорийности, по пищевым меню-раскладкам, оценку лечебного и профилактического питания; научить будущих клиницистов приемам организации сбалансированного питания больных. Здесь же •следует дать методику расследования и ликвидации пищевых отравлений с изложением этиологии и клинических симптомов, бактериологических исследований выделений больного, остатков подозреваемой пищи, смывов с инвентаря и рук персонала предприятия общественного питания. К выполнению этого студенты подготовлены при прохождении курса микробиологии.
На современном этапе развития экономики нашей страны большое значение приобрела химизация сельского хозяйства. Это обязывает нас вооружить будущих врачей необходимыми знаниями о применяемых ядохимикатах и их токсикологических свойствах, методах их определения. В план практических занятий необходимо ввести освоение основных методов определения ядохимикатов в пищевых продуктах и воде.
Занятия по определению физических свойств воды, аммиака, нитритов, нитратов, хлоридов, жесткости и пр., на что уходит 10—12 часов, можно заменить 2-часовым кинофильмом об очистке и обеззараживании питьевой воды на крупной водопроводной станции и 2—4 часа •отвести на оценку качества воды по протоколам, чтобы участковый врач мог дать заключение по анализу, выполненному санитарным фельдшером.
При изучении общей гигиены на лечебном факультете должен быть сделан упор на школьную, больничную и профессиональную гигиену. Эти разделы имеют непосредственное отношение к работе врача лечебного профиля.
Медицинское обслуживание школ, особенно сельских, целиком находится в ведении врачей-педиатров и участковых терапевтов. Поэтому студенты лечебного факультета должны освоить методику изучения физического развития детей и подростков, методы определения утомляемости у школьников, вопросы рационального построения учебного расписания и режима дня в обычных школах, в школах с группами продленного дня и в школах-интернатах, а также гигиенические принципы планировки и строительства детских учреждений.
В раздел «Больничная гигиена», кроме оценки проектов, необходимо ввести практические занятия по бактериальному анализу воздуха и санации его ультрафиолетовыми лучами. В некоторых вузах практикуется как обязательное задание студентам, проходящим производственную практику по хирургии, акушерству и педиатрии, давать оценку гигиенического режима в лечебном учреждении (прием и выписка больного, хранение и дезинфекция одежды больного, стирка и дезинфекция больничного белья; сбор, хранение и обезвреживание отбросов и т. п.). Это следовало бы сделать обязательным. Отрадно, что по новому учебному плану на лечебном факультете, наконец, введен курс профессиональных болезней. Это очень нужное мероприятие, но его надо продумать методически, четко разработав план проведения занятий по гигиене труда на кафедре общей гигиены и курса профессиональных болезней на кафедре факультетской терапии, чтобы избежать дублирования. Несмотря на то что этот курс создан при кафедре факультетской терапии, преподавание его должно проводиться в тесном контакте с кафедрой общей гигиены.
Ряд заведующих кафедрами указал на недостатки в организации преподавания военной гигиены, когда некоторые начальники кафедр военно-медицинской подготовки вмешиваются в работу кафедр общей гигиены, не считаются с мнением и опытом гигиенистов. В Витебском медицинском институте была даже попытка обязать кафедру общей гигиены преподавать гражданскую оборону на I курсе.
Для повышения авторитета общей гигиены следует завести учет практических навыков, приобретенных студентами в процессе прохождения курса, а также необходимо урегулировать вопрос о государственном экзамене. В соответствии с учебным планом студенты сдают государственный экзамен по «Гигиене с организацией здравоохранения», при этом за два самостоятельных экзамена выставляется одна общая (средняя) оценка. А в том же Витебском медицинском институте, кроме того, выставляется начальником кафедры военно-медицинской подготовки самостоятельная оценка за один удачный ответ на вопрос по военной гигиене. Это очень усложняет как оценку знаний студентов, так и оценку работы кафедры гигиены и организации здравоохранения.
Все эти методические и организационные вопросы необходимо широко обсудить и выработать единое мнение и порядок работы.
Такое важное дело, как преподавание общей гигиены на лечебном факультете, не может больше быть предоставлено лишь инициативе коллективов кафедр. Необходимо создать авторитетную методическую комиссию, которая должна стать руководящим, направляющим центром и систематически помогать работе кафедр, особенно кафедрам институтов II и III категории, где нет учебно-методических, санитарно-гигиенических центров.
В ряде вузов II и III категории кафедры общей гигиены занимают неопределенное положение — это не клиническая ведущая кафедра и не теоретическая вспомогательная. Некоторые кафедры не имеют учебных помещений достаточной площади; они находятся в крайне стесненных условиях. Теснота мешает оснащению учебных лабораторий современным оборудованием, наглядными пособиями, что отражается на уровне преподавания и на интересе студенчества к гигиенической
науке. Мы не можем предоставить каждому студенту самостоятельное рабочее место, не можем учить студентов рассказами, мы должны показывать. А показывать нам порой бывает нечего.
Немалую сложность представляет подбор кадров. Всем известно, что специфика работы кафедры гигиены требует от ассистента определенного стажа практической работы. Однако мы лишены возможности приглашать на кафедру опытных санитарных врачей по той простой причине, что врач, переходя на педагогическую работу на кафедру гигиены, теряет свой врачебный стаж. Тому же практическому врачу, переходящему на клиническую кафедру, не только сохраняется врачебный стаж, но еще и выдается дополнительная зарплата за ведение больных, которых курируют студенты его же группы во время практических занятий.
От ассистентов кафедры гигиены и облздравотделы, и облпроф-советы требуют квалифицированного санитарно-гигиенического обследования предприятий с производством санитарно-гигиенических исследований, выявления и ликвидации заболеваемости на предприятиях и в сельском хозяйстве. Эту работу проводят врачи-ассистенты кафедры гигиены и выполняют в свое так называемое личное время. Эта огромная работы нигде не учитывается, как и работа ассистентов кафедры гигиены на производстве со студентами — членами научного студенческого общества.
Впервые за много лет организован симпозиум для заведующих кафедрами общей гигиены, и он принес большую пользу его участникам. Желательно, чтобы Министерство здравоохранения СССР тщательно изучило выступления участников и создало организационно-методический центр, который помог бы кафедре общей гигиены лечебного факультета занять подобающее место среди других кафедр.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что кафедра общей гигиены лечебного факультета на современном этапе развития медицинской науки имеет большое значение в формировании врачебного мышления, широты кругозора будущего врача, а также в воспитании у студентов навыков гигиенически мыслить и оценивать влияние тех или иных факторов внешней среды на организм человека. Все мы понимаем свою задачу именно так. Но на практике вынуждены вести преподавание общей гигиены на лечебных факультетах в узких рамках, изолированно от других общеобразовательных и клинических дисциплин, и поэтому не достигаем желаемого результата.
В связи с прошедшей перестройкой преподавания физики, химии, биологии, биохимии, физиологии и увеличением учебных часов по этим дисциплинам на IV курс приходят в достаточной степени подготовленные студенты, поэтому нецелесообразно расходовать время на изучение того или иного прибора или метода, как это делается в настоящее время, а необходимо обучать студентов гигиенической интерпретации воздействия на организм факторов внешней среды и характера ответных реакций организма. На базе знаний, полученных студентами на других кафедрах, нужно развивать гигиеническое мышление у студентов, увязывая его с клиническими дисциплинами и будущей лечебно-профилактической деятельностью врача.
Для этого необходимо повысить уровень преподавания на кафедрах общей гигиены медицинских институтов, создав им соответствующие условия.
Поступила 12/У 1966 г.