ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА ПОДГОТОВКА КАДРОВ
-__ =====-
О ПРЕПОДАг^Ании ГИГИЕНЫ НА ЛЕЧЕБНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ
Проф. А. И. Пахомычев .лЗ 1 Московского ордена Ленина медицинского института имени И. М. Сеченова
Со стороны Главного управления медицинских учебных заведении Министерства здравоохранения СССР 2—3 года назад была сделана попытка внести некоторые изменения в направление преподавания гигиены с тем, чтобы усилить внимание к тем разделам, которые имеют особое значение для воспитания профилактической направленности у студентов. Помимо переработки программы по гигиене, был издал типовой план практических занятий по гигиене на лечебных факультетах, в котором предусматривалось сокращение занятий по лабораторным методикам и расширение занятий по ознакомлению с гигиеной труда, школьной и больничной гигиеной. Однако далеко не все кафедры гигиены перестроили систему преподавания и по существу дело изменилось мало. Даже в крупных медицинских институтах (например, я Ленинградском) преподавание гигиены ведется «по-старинке». Что касается клинических кафедр, то приказ Министерства здравоохранения от 5 марта 1952 г. остался невыполненным и все последующие пересмотры программ, учебных планов и методов преподавания совершенно не коснулись того основного, что определяет собой профилактическую направленность в подготовке лечащего врача.
Задачей преподавания гигиены на лечебных факультетах является1 воспитание профилактической направленности врачей в их непосредственной лечебной работе в условиях сельского участка, детского учреждения, средней школы, здравпункта и медико-санитарной части предприятий (в частности, по организации периодических медицинских осмотров рабочих вредных производств, по трудовой экспертизе и трудоустройству, по профилактике профессиональных интоксикаций, гнойничковых заболеваний и т. п.). Особого внимания требует охрана труда подростков, обучающихся в ремесленных и железнодорожных училищах и других учебных заведениях этого типа, обслуживаемых, как правило, врачами лечебного профиля. Здесь требуются достаточные познания и в области школьной гигиены, и в области профессиональной гигиены, а также физиологии труда с учетом возрастных особенностей подростков. Политехнизация средней школы предусматривает организацию в школах учебных мастерских, опытных учебных участков и пр. Поэтому к обычной профилактической работе школьного врача теперь прибавляется профилактика травматизма (в особенности гЛаз) при работе на станках, травматизма при использовании ручного инструмента, врачебный контроль по подбору инструментов (в зависимости от возраста и физического развития), по организации рабочего места у станков (в зависимости от роста), по методам трудового обучения, определению допустимых нагрузок и пр.
В деятельности врача лечебного профиля встречается необходимость в знаниях по вопросам питания, гигиене жилищ, личной гигиене. Эти знания должны быть приобретены студентами за время пребывания в институте.
Начиная с 1957 г., по распоряжению Министерства здравоохранения СССР, должно быть введено преподавание радиационной гигиены, что требует специальной подготовки.
После создания специальных факультетов для подготовки санитарных врачей на лечебных факультетах отпадает необходимость в подробном изучении студентами многочисленных частных методик гигиенических исследований и оно может быть ограничено требованиями программы по военной гигиене (исследование некоторых пищевых продуктов и питьевой воды, приемы дезактивации продуктов, воды, одежды и других предметов), а также требованиями школьной гигиены (исследование микроклимата, бактериальной и пылевой загрязненности воздуха, исследования освещенности, изучение гигиены педагогического процесса, а также методов оценки физического развития). Знание некоторых простейших методов исследования пищевых продуктов, воды, микроклимата помещений требуется также для врача, работающего в больницах, особенно в сельских. Однако объем необходимых для студентов лечебного факультета знаний по методам гигиенических исследований сравнительно невелик, и за счет сокращений практических занятий по методам лабораторных исследований должны быть усилены практические работы по исследованию на конкретных объектах условий труда, по школьной и больничной гигиене.
Направление перестройки преподавания гигиены на лечебных факультетах достаточно ясно, но на путях к ней может встретиться много затруднений. Первое из них—недостаточная подготовленность многих преподавателей по специальным отраслям гигиены. Преподавание гигиены труда, например, требует весьма широких знаний современной промышленности, представляющей собой необычайно сложный з технологическом и техническом отношении комплекс. И не только чтение лекций, но и проведение практических занятий по этому разделу требует глубоких знаний предмета и ясных представлений о задачах и методах профилактической работы на предприятии. Это же относится и к школьной гигиене, так как некоторые стороны этого раздела могут быть мало знакомы многим преподавателям кафедр гигиены, как, например, вопросы гигиены педагогического процесса, методика оценки физического развития школьников и школьных коллективов, без чего затруднительно преподавание таких важных разделов профилактической работы в школах, как гигиена учебно-воспитательной работы в школе и контроль за физическим развитем детей и подростков.
Недостаточно разработанной методически является гигиена больного в условиях больничного учреждения и это в свою очередь требует полноценного преподавания по больничной гигиене. К лечащему врачу (особенно в условиях сельского участка) предъявляются в настоящее время большие требования в области гигиены, чем раньше. Особенно большие требования к врачам сельских участков будут предъявлены при реализации принятого 31 марта 1958 г. Верховным Советом закона о дальнейшем развитии колхозного строя. Им придется часто отвечать на запросы населения и брать на себя решение отдельных вопросов, связанных с урегулированием условий труда и быта населения, и делать это без должного научного обоснования они не смогут. Следовательно, надо обеспечить более высокий уровень их подготовки.
Второе препятствие на путях перестройки преподавания гигиены на лечебных факультетах—-недостаток оборудования и помещений для преподавания по новой системе. В частности, сейчас при занятиях но гигиене нельзя обойтись без физиологического обоснования гигиенических норм и требований. Отказ от физиологического обоснования гигиенических норм по микроклимату, освещению в школе, по гигиене труда и пр. означал бы возврат к примитивным методам преподавания гигиены и к примитивным представлениям о ней, а это, конечно, недопустимо.
Одной из важных задач является организация производства оборудования и измерительной аппаратуры, потребных для преподавания и научной работы, и снабжение ими каферд. В министерствах здравоохранения этим никто не занимается.
Третьим препятствием к перестройке преподавания гигиены является отрыв работников кафедр обшей гигиены от практической санитарной работы. Нельзя преподавать гигиену труда, школьную или больничную гигиену, не имея соответствующего практического опыта в этих областях. При отсутствии практического опыта в санитарном деле (что, к сожалению, часто наблюдается) нельзя обеспечить должного качества преподавания гигиены, так как отсутствие такого опыта приводит к схоластике, к начетничеству без всякого реального представления о том, что преподается, к бюрократизму в преподавании. Кадры преподавателей гигиены целесообразно подбирать из людей, имеющих достаточный стаж практической санитарной деятельности.
Четвертым препятствием к урегулированию дела преподавания гигиены может служить нерациональное составление учебных планов. Как правило, вопрос о месте гигиены как дисциплины для преподавания в учебных планах решают люди, имеющие весьма слабое представление о современной гигиенической науке, ее задачах, содержании и методах, слабо интересующиеся вопросами преподавания гигиены и во всяком случае не имеющие должного представления, как это делать. Является крайне необходимым, чтобы соответствующие органы привлекли руководителей кафедр гигиены к решению этих вопросов, что было бы возможно путем созыва специального совещания.
Немало препятствует обеспечению должных условий для постановки преподавания гигиены и то, что деканаты медицинских институтов при составлении расписания и всего распорядка обучения не проникнуты интересами повышения усвоения этой дисциплины. Понимание интересов гигиенических кафедр и желание им помочь редко можно встретить и у директоров медицинских институтов и их заместителей. Кажется разумным и целесообразным в интересах общего дела этот порядок изменить.
Крайне необходимо, например, для правильного усвоения раздела больничной гигиены использовать период прохождения студентами IV курса практических работ (кураторство) в клиниках терапии или хирургии, а также период летней производственной практики, как это требовал изданный в 1953 г. Главным управлением учебных заведений Министерства здравоохранения СССР типовой план практических занятий по гигиене на лечебных факультетах и требует изданная в 1957 г. программа производственной практики. Однако приспособить расписание занятий на IV курсе к этим задачам, а также включить вопросы больничной гигиены в программу производственной практики далеко не везде удается. Многим деканам и директорам кажется, что из-за больничной гигиены нет смысла вносить изменения в установившуюся ранее систему производственной практики. При таком подходе к делу трудно поднять преподавание на нужный для будущего врача уровень.
Преподавание гигиены по учебным планам начинается с III курса. Одним из серьезных вопросов при этом является вопрос о том. в какой степени студенты III курса подготовлены к восприятию вопросов гигиены. Следует учитывать, во-первых, что студенты III курса — это в большинстве своем 19—20-летние молодые люди, которые поступали в медицинский институт и пребывали в нем первые два года с глубокими стремлениями к практическому делу врачевания. Врач для них представлялся или в образе хирурга, или в образе клинициста-терапевта. На III курсе студенты только-только начинают соприкасаться с медициной. приступая к изучению приемов исследования больного. О болезнях они еще не имеют и не могут иметь конкретных представлений. На
III курсе студенты еще не созрели не только для решения практических вопросов общественной профилактики заболеваемости, но и для понимания ее необходимости. К мысли о профилактике они еще не подошли, еще не столкнулись в клинике (при собирании анамнеза) с причинами, которые привели к болезни или которые осложнили ее. Сколько бы им ни повторяли слова наших великих клиницистов М. Я. Мудрова, Г. А. Захарьина, С. П. Боткина и других авторитетных ученых о том, чго профилактика является одной из важнейших сторон деятельности каждого врача, они не могут проникнуться этой мыслью. Они стремятся к хирургии, терапии, патологической анатомии, а стоящая на пути1 к этому малопонятная гигиена, кажется им лишней, мешающей зани' маться их главным, как они думают, делом.
Большая ошибка начинать преподавание гигиены прежде, чем студенты освоятся с понятием болезни и ознакомятся конкретно с некоторыми видами заболеваний, с их этиологией и ролью в ней конкретны* условий внешней среды, Преждевременное введение гигиены в число предметов преподавания на III курсе вынуждает или к тому, чтобы гигиену преподносить в слишком общем и популярном изложении (что не может удовлетворить студентов), или к тому, чтобы излагать ее в отрыве от интересов студентов (как они их понимают, не имея представления о болезнях). И в том и в другом случае крайне затруднен контакт преподавателя-гигиениста со студентами и это сильно осложняет все дело преподавания гигиены.
Начинать преподавать гигиену следует не раньше, чем с IV курса, после того, как студенты узнают, что такое болезнь, и могут задумываться о причинах, способствующих развитию заболеваемости населения. Начиная работать в клиниках как кураторы, они ближе соприкасаются с больными и вопрос о мерах предупреждения болезней для них не будет являться отвлеченным. При этом нужно, конечно, чтобы пре-подаватели-клинцисты пробуждали у студентов интерес к вопросам общественной профилактики болезней. Мысль о необходимости профилактики должна зарождаться у постели больного — это главное в воспитании профилактической направленности молодого врача. В курсе же гигиены эта направленность должна оформиться и закрепиться путем приобретения студентами конкретных знаний сущности и методов профилактики.
Министерство высшего образования СССР в циркулярном письме № И-100 призывает к развитию максимальной самостоятельности студентов при прохождении обучения в вузе. Это — правильное напрарление, вполне оправданное с педагогической точки зрения. Опыт показывает, что при самостоятельной работе студенты вынуждены предварительно готовиться к занятиям, а это поддерживает интерес к предмету и расширяет знания, при этом работают они в лабораториях усидчивее и отзываются по поводу самостоятельных работ с одобрением.
Для обеспечения возможности работать самостоятельно необходимо, чтобы каждый студент был обеспечен:
1) индивидуальным тематическим заданием;
2) рабочим местом, полностью оборудованным для предстоящей работы;
3) методическими пособиями и руководствами (в крайнем случае по одному на 2 студента);
4) достаточно разнообразным материалом для исследований, обеспечивающим возможность дать каждому студенту в группе индивидуальное задание.
Индивидуальное рабочее место может быть обеспечено лишь при наличии достаточного количества оборудования для каждого раздела гигиены. Кафедры далеко не везде могут удовлетворить этому элементарному педагогическому требованию. Следует отметить, что ответ-
ственность за это несут руководящие органы здравоохранения, недостаточно заботящиеся о производстве оборудования и снабжении им кафедр. Помещения и оборудование кафедр гигиены должны быть приведены в надлежащее состояние.
Имеющиеся печатные методические пособия и руководства, содержащие в основном изложение технических приемов исследования, не соответствуют современным требованиям к организации преподавания гигиены на лечебных факультетах. В лучшем случае они могут быть вспомогательным методическим материалом, но на вопрос, как ставить и проводить преподавание и какое внутреннее содержание в него вкладывать, они ответа не дают. Такое положение в данное время, пока не появятся в печатном виде нужные пособия и руководства, предъявляет к кафедрам гигиены требование иметь свои методические разработки, соответствующие основным педагогическим установкам о направлении и содержании преподавания.
Под разнообразием материала для исследования мы понимаем не только разнообразие проб для исследования внешней среды, но и наличие достаточного количества баз для преподавания по гигиене труда, школьной гигиене (гигиене детства), больничной гигиене и т. д.
Основной целью в практических работах должно быть ознакомление с разнообразием и своеобразием (в санитарном отношении) изучаемых факторов внешней среды. В процессе изучения этих факторов студенты должны ознакомиться и с применяемыми для этого методами. Но последнее не должно быть самоцелью. Цель — познание внутренней сущности и значения разных санитарных условий, окружающих человека.
Мы далеки от мысли, что изложенное легко осуществимо. Нужна серьезная и длительная работа многих педагогических коллективов, чтобы достигнуть нужного результата. И, конечно, нужна серьезная по-мощь руководящих органов, которые должны проникнуться пониманием глубокой необходимости коренного изменения в системе преподавания для воспитания профилактически мыслящих врачей лечебного профиля, знающих в то же время и методы профилактической работы. Эту серьезную и нужную работу надо проводить, а не только декларировать.
Поступила 23/VIII 1957 г.
тйг "йг "А"
ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ САНИТАРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ САНИТАРНО ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ С РАЙОННЫМИ БОЛЬНИЦАМИ
Санитарный врач П. П. Падерина Из Омской областной санитарно-эпидемиологической станции
Существующая система здравоохранения в сельских районах — райздравотдел, районная больница и районная санитарно-эпидемиологическая станции — не могла обеспечить руководства делом здравоохранения в районе. Райздравотдел не обеспечивал оперативного руководства районной больницей и санитарно-эпидемиологической станцией и являлся промежуточным звеном, которое тормозило выполнение поставленных задач. Поэтому возникла мысль о проведении реорганизации районного отдела здравоохранения и о передаче руководства здравоохранением районной больнице.