Научная статья на тему 'Типовой план практических занятий по гигиене для лечебных и педиатрических факультетов медицинских институтов'

Типовой план практических занятий по гигиене для лечебных и педиатрических факультетов медицинских институтов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Р.Д. Габович, С.С. Познанский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типовой план практических занятий по гигиене для лечебных и педиатрических факультетов медицинских институтов»

Р. Д. Габович, С. С. Познанский

Типовой план практических занятий по гигиене для лечебных и педиатрических факультетов медицинских институтов1

Наряду с дальнейшим улучшением лекционного курса гигиены и скорейшей подготовкой хорошего учебника, для повышения качества обучения и воспитания студентов медицинских институтов первостепенное значение имеет надлежащее руководство их самостоятельной учебной работой. Успех в этом отношении в значительной степени зависит от содержания, организации и методики практических занятий по гигиене. Попытка разрешить этот вопрос сделана в «Типовом плане практических занятий по гигиене для лечебных и педиатрических факультетов медицинских институтов», утвержденном Главным управлением медицинских учебных заведений Министерства здравоохранения СССР. Издание типового плана следует всемерно приветствовать, ибо он, несомненно, будет служить улучшению постановки преподавания гигиены. Однако при ознакомлении с планом возникают некоторые вопросы, которые требуют разрешения в дальнейшем. Авторы типового плана вполне правы, указав в объяснительной записке, что план «...далеко еще не разрешает всех вопросов преподавания гигиены на практических занятиях», в связи с чем, естественно, требуется уточнение и детализация ряда установленных в плане положений. Это и является целью нашей статьи, написанной на основании как собственного опыта, так и ознакомления с рабочими планами практических занятий 24 кафедр гигиены медицинских институтов.

Основными недочетами типового плана, по нашему мнению, являются следующие:

1. Авторы объяснительной записки не дают читателю указаний на то, какие цели преследуют практические занятия по гигиене на лечебном и педиатрическом факультетах. Между тем совершенно очевидно, что от четкого разрешения этого основного вопроса зависит обоснованный выбор-тематики практических занятий, содержание каждого из них, общая и частная методика их осуществления. С этой точки зрения, непонятно включение в план ряда «традиционных» тем, из которых, одни (например, эффективные температуры) не соответствуют современному состоянию советской гигиенической науки и практики, а другие ведут к ни чем не оправданной перегрузке плана в рамках отводимых на выполнение его 78 часов (например, методика определения в воздухе окиси углерода, сернистого газа, дисперсности аэрозолей и других ингредиентов «применительно к обследуемому предприятию», методика исследования воды, «различных водоисточников» в объеме сокращенного анализа, предусматривающего определение органолептических свойств воды, различных форм азота, хлоридов, жесткости, окисляемо-сти, бактериологических показателей загрязнения, исследование готовых блюд на калорийность и пр.).

Многие из этих практических работ сводятся при затрате относительно большого времени к повторению обычных исследований, усвоенных студентами на кафедрах физики, общей химии, биологической химии и др.

Как показывает ознакомление с рабочими планами кафедр гигиены,, еще и сейчас встречаются практические занятия под названием «гигро-метрия», «методика исследования естественного освещения», «определе-

1 Редакция просит читателей высказаться по затронутым в статье вопросам.

~ние жесткости воды» и др., не отражающие их гигиенической направ--ленности.

2. Отсутствуют конкретные советы, как осуществить перестройку практических занятий по гигиене в духе физиологического учения И. П. Павлова. Эти советы тем более необходимы, что тематика и содержание почти всех практических занятий в типовом плане не отражают правильной принципиальной установки о том, что «внешняя среда должна изучаться в связи с человеком» (например, «Исследование воздуха, загрязненного газовыми примесями», «Расчетно-технические методы нормирования естественного и искусственного освещения» и т. п.).

Ознакомление с рабочими планами кафедр гигиены показывает, что изучение реакций организма человека, особенно центральной нервной системы, на изменение факторов внешней среды на большинстве кафедр или совсем не производится, или ограничивается одним-двумя занятиями. Тем более полезными оказались бы соответствующие указания в типовом ^плане.

3. Отсутствуют указания на типовое распределение времени, отведенного по учебному плану на практические занятия по гигиене, между отдельными разделами. Необходимость этого указания особенно резко •ощущается в связи с несколько расплывчатой формулировкой в типовом плане ряда тем, позволяющей трактовать их очень широко [например, «Очистка и обеззараживание воды под контролем физико-химического и бактериологического исследования», «Методы гигиенической оценки пищевых продуктов (мука, хлеб, сухари, молоко, мясо, рыба и др.)]. Практическое значение указаний о распределении времени тем более целесообразно, что на местах господствует крайнее разнообразие. Так, например, на изучение краткого санитарно-химического анализа воды разные кафедры планируют от 3 до 18 часов, на весь раздел водоснабжения— от 14 до 30 часов, на исследование пищевых продуктов — от 4 до 16 часов, на исследование микроклимата — от 4 до 12 часов, на оценку естественного и искусственного освещения — от одного до 6 часов, на исследование загрязнения воздуха различными химическими соединениями — от 2 до 9 часов, на санитарное обследование предприятий — от 2 до 6 часов и т. п.

Следует также отметить, что ряд рекомендованных типовым планом практических занятий многими кафедрами не проводится. Мы имеем в виду изучение физиологических сдвигов и утомления в процессе работы, исследование бактериальной обсемененности воздуха, исследование влияния освещенности на функции зрения, «чтение» результатов санитарно-гигиенических анализов и пр., а часть кафедр не проводит занятий по санитарно-гигиеническому обследованию больницы и больничного питания, промышленного предприятия, столовой, школы и др. вероятнее всего в связи с перегрузкой плана и недостатком времени.

4. Имеется несоответствие между требованиями типового плана, стремящегося охватить как можно больше различных тем, и реальными возможностями кафедр, обусловленными ограниченным временем, отведенным по учебному плану для практических занятий по гигиене (78 часов) , в особенности если учесть необходимость изучения факторов внешней среды в связи с реакцией человека на их изменение, что требует немалой затраты времени. Следует отметить, что некоторые кафедры в погоне за выполнением всех упоминаемых в типовом плане тем вынуждены настолько перегружать отдельные занятия, что студент лишен возможности усвоить главное, основное. Например, на одном 2-часовом занятии студент изучает (или вернее знакомится) термометрию, баро-метрию, гигрометрию, анемометрию, актинометрию.

5. Имеется противоречивость некоторых указаний типового плана. •С одной стороны, рекомендуется самостоятельность работы студенов, вплоть до самостоятельного применения изученных в лаборатории мето-

дов исследования при обследовании объектов, с обеспечением студентов индивидуальными рабочими местами и оборудованием, а с другой — из-за недостатка времени часть программных вопросов рекомендуется освещать только демонстрационно. Часть занятий рекомендуется проводить по индивидуальному заданию, на базе соответствующих объектов, без указания, за счет какого времени.

6. Рекомендация проводить практические занятия по гигиене труда на педиатрических факультетах «в сокращенном виде», принципиально и методически не обоснована, в особенности если учесть, что практические занятия по разделу «Гигиена труда» имеют преимущественно общеобразовательное, а не прикладное значение и, следовательно, необходимы и педиатрам.

Учитывая основные принципиальные требования типового плана и опыт кафедр гигиены в ряде медицинских институтов, мы составили рабочий план практических занятий по гигиене для студентов лечебного и педиатрического факультетов. При его построении мы исходили из следующих положений:

1. Гигиена как медицинская дисциплина на указанных факультетах имеет, с одной стороны, общеобразовательное значение, а с другой — прикладное. В соответствии с этим главной целью практических занятий по гигиене является:

а) помочь студенту усвоить некоторые основные, вытекающие из павловского учения положения лекционного курса о здоровье человека как результате взаимодействия организма и внешней среды, помочь на конкретных и реальных примерах развить при активном участии студентов их представления в этой области и убедить их в могуществе профилактики, управляющей преобразованием внешней среды в интересах охраны здоровья человека;

б) возбудить у будущего врача потребность прибегать к гигиеническим исследованиям;

в) ознакомить будущего врача (в особенности участкового, цехового, школьного врача, врача здравпункта, районного педиатра и т. п.) с некоторыми методами, которые необходимы в процессе осуществления им практической врачебно-профилактической деятельности.

Для достижения первой цели особое внимание должно быть обращено на практические работы, позволяющие обнаружить ответ организма на воздействие факторов среды. С этой целью могут быть использованы: а) наблюдения в естественных условиях (в лаборатории кафедры, на предприятии, в школе, больнице и т. п.); б) искусственный эксперимент; для осуществления на кафедре необходимо наличие экспериментальной камеры, действующих моделей; в) экскурсии на такие объекты, где могут быть показаны достижения советской гигиены по охране населенных мест, предприятий, учреждений и их санитарная эффективность. Выбор объекта для экскурсии должен диктоваться не только степенью вероятности -встречи с ним будущего врача, но и санитарной культурой сооружения или предприятия; г) занятия по разбору и толкованию результатов санитарно-гигиенического исследования («чтение» анализов) воды, пищевых продуктов, воздуха, меню-раскладки и т. п.! Сосредоточивая внимание студентов на связи между характеристикой исследованного объекта и реакцией организма, которую он может обусловить, преподаватель на таких занятиях располагает большими возможностями содействовать развитию у них гигиенического мышления.

Перечисленные типы практических занятий могут служить весьма эффективным средством для достижения и второй цели, стоящей перед нами, — возбудить потребность прибегать к гигиеническим исследованиям.

Что касается третьей цели (ознакомление с методами), то она достигается и практическими занятиями, на которых студенты знакомятся

с методикой проведения санитарных обследований и санитарных описаний.

Изложенные выше положения и приведенный ниже проект рабочего плана показывают, что, несмотря на сокращение тематики по сравнению с типовым планом, практические занятия являются насыщенными.

Некоторые темы, имеющие пропедевтическое и прикладное значение, разбираются чрезмерно кратко, поэтому вполне назрел вопрос об увеличении в учебных планах времени, отводимого на практические занятия по гигиене. В целях .углубления знаний по гигиене необходимо разработать план практической работы студента на производственной практике, в котором предусмотреть задания, связанные с приобретением навыков, необходимых врачу в обстановке работы на селе (до сих пор задания по гигиене не включены в производственную практику студентов IV курса).

На педиатрическом факультете, где «Гигиена детства» имеет не только общеобразовательное, но и разностороннее прикладное значение, рациональнее поступить следующим образом. Тематика практических занятий на 7-м и 8-м семестре может быть идентична с лечебным факультетом с исключением занятий по «Гигиене детства». В учебный же план педиатрического факультета (не раньше 10-го семестра) должен быть введен дополнительно специальный курс «Гигиена детства» с последующей практической работой субординатора в этой области на 6-м году обучения.

Ввиду важности и сложности вопроса о перестройке преподавания гигиены на лечебном и педиатрическом факультетах необходимо провести организованные обсуждения его и обмен опытом между гигиеническими кафедрами, чтобы найти правильные пути его разрешения.

ПРИЛОЖЕНИЕ ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИИ ПО ГИГИЕНЕ Раздел I. Влияние воздушной среды и лучистой энергии на организм человека

1. Методика изучения физиологических реакций организма на изменение метеорологических условий воздушной среды (тепловое самочувствие, температура кожи тела, степень потения, частота дыханий, пульса, кровяное давление, состояние центральной нервной системы — по скорости зрительно-моторной реакции или другим методом)...

.................2 часа.

2. Изучение влажностно-теплового режима помещения и влияния его на состояние организма (определяется влажностно-тепловой режим лаборатории и иоследуюгся физиологические реакции находящихся в ней лиц)......2 часа.

3. Определение скорости движения воздуха, интенсивности тепловой радиации и воздействия их на организм (простейшим актинометром определяется интенсивность тепловой радиации от источника излучения и физиологическая реакция лиц, находящихся в сфере его действия. Включая вентилятор, создают различную скорость движения воздуха, определяют ее и отмечают физиологические сдвиги у облучаемых лиц')

................ 2 часа.

4. Исследование содержания двуокиси углерода в воздухе как показателя вентиляции помещения (в находящуюся в лаборатории небольшую камеру входит несколько лиц; в камере периодически определяют метеорологические условия, содержание углекислоты простейшим методом и физиологическую реакцию находящихся лиц — без проветривания камеры и с проветриванием) ........ 2 часа.

5. Изучение методов забора проб воздуха для определения запыленности и загазованности ..............2 часа.

6. Исследование бактерицидного и биологического действия ультрафиолетовой радиации (производится посев воздуха лаборатории до и после облучения ультрафиолетовыми лучами; производится определение эритемной дозы, демонстрируется химический метод определения интенсивности ультрафиолетовой радиации) ... 2 часа.

7—8. Изучение естественного и искусственного освещения помещений и их влияния на основные функции глаза (изменяя уровень освещенности в затемненной комнате, выясняют ее влияние на остроту зрения, скорость различения, устойчивость ясного видения, после чего производят оценку естественного и искусственного освещения лаборатории) ..............4 часа.

9. Контрольное занятие по разделу (проводит профессор или доцент) 2 часа.

Раздел II. Гигиеническая оценка воды и санитарный контроль за водоснабжением

1—2. Санитарное обследование источника водоснабжения (производят местной осмотр шахтного колодца; заполняют санитарный паспорт; отбирают пробу воды для анализа; производят исследование простейшими методами физических свойств воды, содержания аммиака, азотистой кислоты, хлоридов).....4 часа.

3. Чтение анализов питьевых вод (получив санитарные паспорта источников водоснабжения и бланк с данными лабораторного анализа воды, студенты, «читая» анализ, дают оценку источникам водоснабжения — шахтному колодцу, артезианской скважине, открытому водоему, водопроводу).......2 часа.

4. Определение содержания хлора в хлорной извести и таблетках «Пантоцид» и обеззараживание воды во флягах.........2 часа.

5. Санитарный контроль при обеззараживании воды в полевых условиях . 2 часа.

6. Санитарный контроль при обеззараживании воды хлорированием . 2 часа.

Примечание. На занятиях 5 и 6 производят бактериологическое исследование воды до и после обеззараживания.

7. Санитарный контроль за работой водоочистной установки (ТУФ-400) ................ 2 часа.

8. Экскурсия на городскую станцию водопровода.....2 часа.

9. Контрольное занятие по разделу........2 часа

Раздел III. Гигиена питания

1. Гигиеническая оценка качества мяса, рыбы, консервов ... 2 часа.

2. Гигиеническая оценка качества хлеба, сухарей, галет, концентратов

............2 часа.

3. Гигиеническая оценка молока и сливочного масла .... 2 часа.

4. Гигиеническая оценка сухих овощей и качественный анализ спиртоподобных жидкостей. Чтение анализов пищевых продуктов (жиров, муки и др.) . 2 часа.

5. Экскурсия на мясокомбинат или молокозавод.....2 часа.

6—9. Методика гигиенической оценки общественного питания (например, в ремесленном училище), для чего составляют гигиенические требования к питанию данного коллектива, исходя из возраста, антропометрических данных, вида работы, данных хронометража рабочего дня и т. д. (2 часа); производят гигиеническую оценку меню-раскладки путем сопоставления с данными предыдущего занятия (2 часа'); производят санитарное обследование пищеблока с забором пробы пищи, составлением акта выемки пробы, производят записи в санитарном журнале (2 часа), составляют акт обследования пищеблока (домашняя работа); всю работу студенты защищают (2 часа) . . . всего 8 часов.

10—И. Методика исследования коллектива с целью раннего выявления С- и А-витаминной недостаточности. Методика приготовления настоя хвои и определения содержания витамина С в ней, в квашеной капусте и готовых блюдах ... 4 часа.

12. Методика санитарного расследования случаев пищевых отравлений (производится путем разбора случаев пищевых отравлений по материалам санитарно-эпидемиологической станции)...... ..... 2 часа.

13. Контрольное занятие по разделу........2 часа

Раздел IV. Гигиена труда

1. Исследование физиологических сдвигов, происходящих в организме при работе (до работы, во время ее и в конце, в процессе отдыха исследуют частоту пульса и дыхания, кровяное давление, объем легочной вентиляции, температуру кожи, состояние центральной нервной системы..........2 часа.

2—3. Санитарное обследование промышленного предприятия или МТС (знакомство с работой здравпункта, условиями труда и мероприятиями по технике безопасности; описание условий труда в одном из цехов, производя инструментальные исследования; составление профессиограммы........4 часа.

Раздел V. Гигиена детства

1—2. Санитарное обследование школы (ознакомление с работой школьного врача; описание школьного участка; планировки и санитарно-технического устройства школьного здания; описание одного из классов с применением инструментальных методов исследования; оценка школьной мебели и учебного режима') . . 4 часа.

Раздел VI. Гигиена больницы

1. Гигиеническая оценка проекта сельской участковой больницы . . 2 часа.

2—3. Санитарно-гигиеническое описание больницы с оценкой больничного питания (по предложенной схеме студент описывает больницу, подробно останавливаясь на описании отделения, в котором находится курируемый им больной, и оценке питания последнего') — 2 часа. Защита описания — 2 часа . . . всего 4 часа.

* тйг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.