Научная статья на тему 'О преподавании общей гигиены на санитарно-гигиеническом факультете медицинского института'

О преподавании общей гигиены на санитарно-гигиеническом факультете медицинского института Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О преподавании общей гигиены на санитарно-гигиеническом факультете медицинского института»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СОЮЗА ССР

ГИГИЕНА И САНИТАРИЯ

Отв. редактор А. Я. КУЗНЕЦОВ, зам. отв. редактора А. Н. СЫСИН Члены редколлегии: Н. А. БАРАН, Ф. Е. БУДАГЯН, Н. П. КОМИССАРОВА. А. В. МОЛЬКОВ. Н. А. СЕМАШКО. 3. Б. СМЕЛЯНСКИИ. Т. Я. ТКАЧЕВ Отв. секретари: Р. М. БРЕИНИНА. Ц. Д. ПИК

1947

И. СЕРГЕЕВ

МЁДИЦИНСК. БИ6Л> ^

О преподавании общей гигиены на санитарно-гигиеническом факультете медицинского института1

Несмотря на почти десятилетнюю давность преподавания курса общей гигиены на санитарно-гигиеническом факультете, оно до сих пор не нашло вполне определившихся форм и содержания. Первоначальная идея курса как общего и пропедевтического остается в силе, однако ее реализация не носит законченного последовательного характера.

Большой, сложный материал учебной дисциплины, составляющий программу специальных курсов, делает целесообразным в дидактическом отношении предварительное овладение основными понятиями, фактами и методами изучаемого предмета. Этот давно проверенный методический принцип осуществляется при расширенном и углубленном преподавании многих научных дисциплин с обширной областью знаний — физики, химии, биологии, а также хотя и специальных, но богатых по содержанию клинических предметов, например, терапии, хирургии и в последнее время педиатрии2.

Несомненно, общий пропедевтический курс должен играть значительную роль в развитии гигиенического мышления, а также в поднятии интереса к изучаемой дисциплине. Исходные идеи и понятия значительно углубляют представления слушателей о предмете и стимулируют мысль к исканиям (чтению литературы) и исследованиям. В задачи этого курса должно входить овладение общими понятиями и концепциями, а также усвоение студентами основных фактов и методов исследования, способствующих развитию гигиенического мышления, объединяющих в единую систему гигиеническую науку во всем ее многообразии и, наконец, содействующих быстрейшему овладению курсом специальных гигиен. Курс должен предусмотреть все основные разделы и направления гигиены, а не ограничиваться узким кругом избранных тем.

С этой точки зрения как ранее предложенная программа ГУМУЗ НКЗдрава СССР (июнь 1939 г.), так и появившаяся в годы войны (июнь 1941 г.) не удовлетворяют требованиям. Последняя программа

• Статья печатается в дискуссионном порядке. Редакция.

г План шестилетнего обучения в медицинских институтах предусматривает преподавание на педиатрическом факультете двухсеместрового курса по пропедевтике детских болезней («Учебные планы медицинского института», Медгиа, 1945).

отчасти отражает положения, выдвинутые на методическом совещаний при НКЗдраве СССР в 1940 г. Однако ее неполнота и непоследовательность, а иногда даже явная сумбурность изложения (например, большой раздел «Медицинская климатология») значительно снижают ее достоинство.

Курс общей гигиены на санитарно-гигиеническом факультете должен охватывать следующий круг вопросов: 1. Вводные понятия о предмете: определение, история, значение, его место в практике и системе научного знания и т. д. 2. Основные понятия, факты и гигиеническое значение, относящиеся к элементам среды и главным экзогенным факторам, оказывающим влияние на организм. 3. Нечистоты и отбросы. 4. Личная гигиена, в частности, гигиена одежды. 5. Общая часть гигиены питания: основы физиологии и диэтетики питания; качественные, количественные и организационные показатели и нормативы питания. 6. Физиологические основы гигиены труда. 7. Практикум: методы исследования объектов, рассматриваемых в лекционном материале и заключение по результатам исследования.

Приведенная краткая тематическая схема помогает уяснить нам более существенные и принципиальные недостатки последней программы ГУМУЗ.

Вводная часть достаточно полно ставит необходимые вопросы, но не включает в себя две следующих важных темы: положение гигиены в системе медицинских наук и взаимоотношения между профилакти ческой и лечебной медициной. На вопросе же гигиены и санитарной техники в общем курсе останавливаться не следует, так как это область специальных гигиен и прежде всего коммунальной; так, например, пищевая гигиена могла бы 'представлять интерес со стороны ее взаимоотношений с товароведением или технологией пищевых продуктов, военная гигиена — в свете ее отношения к технике оборонительных сооружений и пр.

Стремление свести преподаваемый курс к служебно-подчиненкой роли, а ет задачи — преимущественно к методической подготовке для усвоения специальных гигиен находит известное выражение в программе— ее тематике, плане, изложении, а также в некоторых встречаемых в ней частных вопросах. Тенденция к подчеркнуто практической направленности курса общей гигиены, равно как и односторонне понимаемый пропедевтический характер его (главным образом в технико-методи-ческом смысле) сплошь и рядом приводят к неполноценному толкованию предмета общей гигиены и к недостаточно последовательной постановке некоторых программных вопросов.

Отсюда становится ясным построение программы по элементам среды и основным ее факторам и обилие в ней таких неконкретных названий, как «гигиенические оценки» соответствующих объектов, вместо принятого уточненного обозначения этих отделов — «гигиена воздуха», «гигиена воды» и пр.

То, что гигиена ттодходит к рассматриваемым ею предметам и явлениям с определенной точки зрения, вытекает из самого ее предназначения и столь же неоспоримо, как и то, что ее содержание имеет целеустремленный практический характер. Однако изучение объекта начинается не с гигиенической его оценки, а с определения, характеристики его во времени и пространстве, перечисления свойств (физических, химических, биологических), методов исследования и отношения к организму. Все это необходимо, чтобы на основании столь развернутого материала дать полную гигиеническую оценку, указав на необходимость индивидуального подхода к каждому случаю, в зависимости от реальных условий. С такой трактовкой предмета вынуждена считаться и рассматриваемая программа. Поэтому, несмотря на общие названия разделов, в них часто встречаются вопросы, подчеркивающие гигиениче

ское значение того или иного объекта, а в 'конце некоторых разделов опять повторяется та же формулировка вопроса; так, например, в начале отдела стоит заголовок «Гигиеническая оценка природных источников питьевой воды», а в конце его, уже как вопрос, снова — «Гигиеническая оценка воды рек, озер, запруд, водохранилищ и болот».

Эта преувеличенная боязнь, что курс, общей гигиены на санитарно-гигиеническом факультете не 'будет давать нужных практических знаний, приводит к совершенно ненужному и даже вредному дезориентирующему отделу программы, который носит название «Практические навыки». Спрашивается, какая надобность в этом отделе, когда несколько раньше в разделе «Практические занятия» дана тематика последних, охватывающая необходимую методику и предполагающая практическое усвоение указываемых методов. Однако и здесь нет строгой последовательности. В обоих разделах встречаются разные темы и задачи. Ряд актуальных методов, относящихся, например, ¡к освещенности, лучистой теплоте, анализу почвы, почему-то не включен в «Практические навыки», хотя овладение ими, бесспорно, является одной из задач курса. С другой стороны, в «Практические навыки» включено, например, определение свободного хлора в воде и активного хлора в белильной извести, не предусматриваемое тематикой практических занятий, да и вообще не входящее в предмет общей гигиены и достаточно обстоятельно представленное в курсе коммунальной гигиены как контрольная методика по очистке воды.

В том же отделе «Практические навыки», обращают на себя внимание занимающие Много места подробные указания на методы количественного объемного анализа, хотя все это, очевидно, должно составлять задачу практического преподавания аналитической химии. Получается ненужная подмена и параллелизм, а не напоминание основных моментов химического количественного анализа для лучшего усвоения методики санитарно-химического исследования.

В то же время приходится отмечать, что ни в одном из рассматриваемых разделов не приведено задач по баромегрии. Ссылка на пройденный курс физики неубедительна, так как то же можно сказать по поводу ряда других приборов и определений. Между тем значение барометра не только как метеорологического и геодезического прибора, но и как необходимого контрольного прибора при воздушном (геэр. газовом) анализе является очевидным.

Практические занятия по любой дисциплине ставят ближайшей задачей овладение основной методикой исследования и практические упражнения с целью приобретения соответствующих навыков; при экспериментальных дисциплинах практические занятия вырабатывают умелое обращение с соответствующими приборами,, инструментарием, правильное, осмысленное пользование проработанной методикой исследования. Поэтому нет никакой необходимости в курсе общей гигиены специально подчеркивать актуальность проходимых в практикуме методов и техники, к тому же без всяких оснований пропускная одни и выдвигая другие, подчас даже не являющиеся предметом общей гигиены. Методическая целесообразность подсказывает, что должна существовать одна систематически разработанная и последовательно изложенная прог грамма практических занятий, тематика которой отвечает задачам курса общей гигиены и увязана с его лекционной частью.

Это не мешает, конечно, дать в объяснительной записке к программе известные установки и поставить акценты на задачах теоретического и практического преподавания общей гигиены.

В программе ГУМУЗ вопросы, касающиеся почвы, отнесены к «гигиенической оценке природных источников питьевой воды». Такая суженная трактовка почвы и с методологической, и с дидактической точки зрения неправильна. Современное научное знание г— геохимия

и геофизика — различает четыре основные геосферы, имеющие само-, сто^гельный характер: атмо-гидро-, гидро-лито- и 'биосферу. Почва представляет собой поверхностную оболочку литосферы. Гигиене нет оснований отказываться от приведенной концепции и не рассматривать почву как самостоятельный элемент внешней среды, выделив для этого особый раздел «Гигиена почвы». Последнее диктуется и теми соображениями, что почва представляет многообразный интерес и в гигиеническом отношении, а не только с точки зрения грунтовых вод и разного их залегания. Почва важна и как климатологический фактор, и как среда, в которой в широких размерах происходит метаморфоза многих видов нечистот и отбросов, и, наконец, с точки зрения гигиены жилища и разного рода заземленного строительства. Односторонний подход к почве приводит к снятию или недостаточному развитию ряда гигиенически важных вопросов: теплота и температура почвы, геотермическая ступень, почвенный воздух и его движение, сапрофитная микрофлора почвы, а не только патогенная эпидемиология почвы, возбудители инвазионных заболеваний; последний актуальный вопрос отсутствует и в отношении воды.

Непонятно и даже досадно отсутствие некоторых существенных вопросов и целых глав, относящихся к гигиене воды и воздуха. Эта официальная программа известным образом связывает и ограничивает преподавание курса, являясь в то же время категорически обязательной при проверке знаний студентов по предмету.

В разделе о гигиеническом значении аналитически устанавливаемых ингредиентов естественных вод многие важные моменты пропущены, как: взвешенные вещества, рН, окисляемость, фосфаты, растворенные О? и СО2, ВПК, а также физические свойства. При постановке вопроса о химическом и микробиологическом анализе воды нет указаний на ее гидробиологический анализ. В источниках питьевой воды отсутствует упоминание о метеорной воде. Во вводной части о воздухе не говорится о строении атмосферы (тропо- и стратосферы). Между тем это основной вопрос авиационной гигиены, приобретающий все более актуальное значение.

Дальше обращает на себя внимание недостаточное развитие вопросов, относящихся к воздушной пыли и аэрозолям: не выделены такие вопросы, как распространение и распределение пыли в воздухе, метеорологическое (гевр. климатическое) значение пыли, заболевания, обусловленные пылью, значение дыма и сажи.

Совсем пропущен вопрос об эпидемиологическом значении воздуха — о воздушной инфекции. В разделе барометрического давления отсутствует упоминание о пониженном и повышенном давлении, а также о горной и кессонной болезни.

В отдел гигиены воздуха должна быть включена и глава о шумах. Общие данные, относящиеся к этому довольно важному вопросу, по праву должны войти в курс общей гигиены: основные физические и физиологические понятия, измерения (единицы — децибел, фон), распространение, шкала шумов, влияние на слух и вообще на здоровье, методы исследования, общие меры борьбы с шумами. Перечисленные вопросы являются общими для ряда отраслевых гигиен — гигиены труда, коммунальной, военной, школьной и больничной1. Наряду с общими теоретическими данными, в программу практикума должна быть включена методика определения и измерения шумов и звукопроводности изолирующих ограждений.

1 Если шумовой фактор не представлен в программах по школьной и больничной гигиене, это не значит, что о нем не следует упоминать в соответствующих курсах при изложении строительства и режима в такого рода учреждениях. На это приходится обращать все больше внимания в связи с тенденцией укрупнения названных учреждений и нередкого расположения их в оживленных и шумных городских районах.

В интересах цельности, обобщения и полноты анализа фактора загрязнения к трем отделам о внешней среде целесообразно добавить небольшой самостоятельный раздел «Нечистоты и отбросы». Здесь подлежат рассмотрению все основные виды бытовых и хозяйственных нечистот неканализованных и канализованных домовладений, обусловливающих загрязнение и заражение почвы, воды, а часто и воздуха. Практическими занятиями по этому разделу должна бытв основная методика санитарного исследования сточных вод и мусора.

В преподавание санитарной бактериологии в системе курса общей гигиены следовало бы внести большую полноту, определенность и значимость. Относящиеся сюда сведения должны более широко освещаться в соответствующих отделах гигиены внешней среды (воздуха, почвы и воды). Наряду с этим, перечисленные элементы внешней среды должны быть рассмотрены ближе с эпидемиологической точки зрения в отношении носительства и передачи возбудителей инфекционных и инвазионных заболеваний. Наряду с образцовым проведением лекционного преподавания санитарной бактериологии следует организовать и практические занятия. В программу их должна войти методика определения общего количества бактерий и соП-титра, определение числа анаэробов, методика определения соП-титра с помощью мембранного фильтра; на этих занятиях желательно практиковаться в выделении из воды патогенных микробов (холерных вибрионов и брюшнотифозных бактерий) и в определении наиболее распространенных в ней гельминтов.

При изложении комплекса методов, применяемых для исследования открытых водоемов, должен быть освещен и гидробиологический анализ с характеристикой основных биоценозов сапробных групп и более характерных индикаторных (ботанических и зоологических) форм, входящих в них. За последние годы в нашей стране широко проводятся исследовательские работы по загрязнению и самоочищению открытых водоемов, преследующие санитарные задачи, связанные с водоснабжением и спуском в водоемы сточных вод. Мобилизуемая для этих целей исследовательская методика приобретает особый интерес. Большего внимания к себе заслуживает и гидробиологический метод, расцениваемый как очень чувствительный и своевременно сигналйзирующий о неблагополучии и в то же время быстро и легко выполнимый практически. На практических занятиях желательно близкое ознакомление с основной аппаратурой для гидробиологического исследования и приемами пользования ею, а также с методикой распознавания более показательных форм. |

Целесообразно включить в курс общей гигиены и личную гигиену, в частности, гигиену одежды и некоторых предметов обихода и элементарного туалета (мыла и пр.). В программе 1939 г. такой раздел курса был предусмотрен. Основные сведения, относящиеся к указанной области, являются общими для некоторых специальных гигиен — военной, школьной, больничной и гигиены труда. Между тем вопросы, стоящие в программе, утвержденной в 1941 г., в ее разделе «Микроклимат одежды», разумеется, далеко не исчерпывают гигиенического значения одежды. Здесь трактуется хотя и очень существенная, но лишь одна функция одежды. Из рассмотрения выпал ряд других немаловажных в гигиеническом отношении вопросов: материал одежды и его свойства* химический состав воздуха одежды, ее загрязнение и эпидемиологическое значение, адсорбция и абсорбция газов, отношение к тепловой и световой радиации, защита от механических повреждений, красители одежды и гигиена обуви. Все это необходимо последовательно изложить в разделе «Гигиена одежды и обуви», наряду со свойствами одежды, имеющими отношение к воздуху, воде и теплу и определяющими ее микроклимат. В практикуме по этому разделу должна быть представ-

лена более доступная методика исследования механических и физических свойств одежды, ее загрязнения и природы материала, из которого она изготовлена.

В предмет общей гигиены должны быть включены еще два важных раздела — физиологические основы гигиены питания и гигиены труда, чтобы избежать повторяемости этих тем при преподавании специальных гигиен. Основные нормативы питания представляют интерес и для школьной, военной, больничной гигиены и гигиены труда и физкультуры. Но в общем курсе все эти проблемы в связи с другими вопросами гигиены могут быть освещены полнее и глубже, чем в специальном курсе гигиены питания, где внимание направлено преимущественно в сторону пищевой гигиены — пищевых продуктов: их технологии, состава, свойств, определения доброкачественности, оценки, а также содержания в пищевых продуктах и в готовой пище токсических и заразных начал и связанных с ними алиментарных отравлений и инфекций. Основными же вопросами общего раздела питания будут следующие: его значение для благосостояния организма, качественный состав и количественные нормы всех необходимых питательных веществ, понятие о пище, усвояемость, насыщаемость, вкус, факторы, обусловливающие различия в потребной пище (возраст, работа и пр.), диэтетиче-ские положения, относящиеся к порядку, режиму питания и общему характеру пищи, особенности питания разных групп населения, основы методики исследования индивидуального и коллективного питания. Этот лекционный материал должен найти отражение в соответствующей тематике практикума. Здесь уместны следующие занятия: определения энергетического расхода по газообмену (непрямая калориметрия), количественные определения в пище основных питательных компонентов (белков, жиров, углеводов, воды и золы), вычисления по таблицам пищевых рационов и раскладок. Этот практикум позволяет усвоить практически важные методы определения основных питательных начал, которые применяются по отношению к сырым продуктам и к готовой пище. С другой стороны, это помогает разгрузить практикум по курсу гигиены питания и усилить взамен этого разработку специальной методики определения доброкачественности и стандартности пищевых VI вкусовых средств, посуды и пр.

Подобные соображения заставляют нас включить в общую гигиену и физиологию труда. Относящиеся сюда вопросы интересуют не только гигиену труда, которая преподается главным образом как промышленная гигиена и сосредоточивает внимание на профпатологии, профврсд-ностях « методике определения последних, но также школьную, военную гигиену и физкультуру. Вопросы энергетики при мышечной и умственной деятельности, физиологические сдвиги органов и систем при работе, утомление, связанная с ним заболеваемость, факторы, повышающие работоспособность и предупреждающие раннее утомление, физиологическая рационализация труда — все это общие вопросы, связанные с деятельным состоянием организма, что составляет его общежизненное проявление и обычное взаимодействие с внешней средой и, несомненно, подлежит освещению в общем курсе гигиены.

По этому разделу проводятся следующие практические занятия: установление энергетических затрат методом газообмена, клинико-фи-зиологические определения изменений в функциях организма при р V боте, методика определения утомления 1.

Последние отделы курса придают ему выраженный биологический характер. Но и при изложении названных здесь разделов, наряду с до-

1 Основы физиологии питания л гигиены труда должны занять больше места и в преподавании гигиены на лечебном я педиатрическом факультете. Это будет соответствовать основному профилю специалистов, подготавливаемых на таких факультета*.

6

\

- _

статочно развернутой характеристикой экзогенных факторов средьг, должно быть учтено ближайшее влияние этих факторов на организм, а также нормальные и патологические реакции на них со стороны последнего. Так, в большей связи с нормальной и патологической физиологией, а также эпидемиологией и клиникой должно выясняться гигиеническое значение разного рода воздействий средьг на организм и взаимодействий их друг с другом, а с другой стороны, и предупредительных мероприятий. Подчеркнутое акад. Н. А. Семашко медико-физиологи-ческое направление в преподавании гигиены на лечебном факультетег в конечном счете сохраняет свое значение и для студентов санитарно-гигиенического факультета. И здесь, хотя и при более широком и углубленном изучении внешней среды и разного рода техники, основной акцент должен делаться на изучение живого человека и его здоровья.

В связи с потребностью в более развитой теоретической, лекционной части курса, а с другой стороны, с сокращением той части практикума, которая относится к предмету аналитической химии, а также коммунальной гигиены (см. выше), отношение между объемами (часами) лекционного и практического преподавания должно быть существенно изменено в пользу лекционного. Последнее по отношению практикума должно составить примерно 1 : 1 или- даже 0,6 : 0,4.

В указанном содержании, объеме и направлении предмет общей гигиены, преподаваемый на санитарно-гигиеническом факультете, действительно явится цельной, логически выдержанной учебной дисциплиной, в которой и лекционный курс, и практикум будут стоять на должной теоретической и методологической высоте. Освоение его, несомненно, будет служить хорошим основанием и ориентиром при изучении специальных гигиен. С другой стороны, он не теряет значения и как самостоятельный предмет, концентрирующий в себе основные вопросы гигиены. Мощное развитие гигиенической науки, особенно широко развернувшееся в нашей стране как в практической деятельности (отраслевые виды санитарной службы), так и в преподавании медвузов (самостоятельные кафедры специальных гигиен) и определившее все большую диференциацию предмета, в целях сохранения внутренней связи и единства последнего нуждается в известной интеграции материала путем обобщения и установления единых научных основ для разросшегося знания. Этому должна отвечать дисциплина общей гигиены, .преподаваемая на санитарно-гигиеническом факультете. В соответствии с теоретическим курсом экспериментальный практикум должен обогащать студентов освоением разнообразных методов гигиенического исследования. Здесь в разрезе гигиенических задач представлены методы всех главнейших экспериментальных дисциплин, на которые опирается гигиена при своих исследованиях — физики, химии, физиологии и микробиологии.

1 Проф. Н. А. Семашко, О преподавании гигмены иа лечебных факультетах медицинских институтов, Гигиена и санитария, № 7, 1943.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.