Описанный капельный метод для отличия сырой воды от кипяченой так же, как и индикаторные, в данном случае неприменимы вследствие окраски фруктовых вод, содержания в большом количестве свободной углекислоты и присутствия органических кислот. Здесь мы предлагаем определять жесткость, обусловленную кальциевыми солями, в исследуемой воде и в той воде, из которой напиток готовился.
Приготовление реактива: 1 см3 олеиновой кислоты растворяют в мерной 100 см3 колбе в 25 см;> 95° спирта, приливают нагретый раствор 20,0 сегнетовой с'Оли и 8,0 едкого натра в 4Э см3 воды, взбалтывают и доливают водой до метки. Получается совершенно прозрачный, готовый к употреблению реактив зо-лотистожелтого цвета. Затем в склянку емкостью в 50 см3 вливают 10 см3 исследуемого напитка и прибавляют из капельницы, по 5 капель указанного реактива (каждый раз взбалтывая) до получения устойчивой пены, не исчезающей в течение 5 минут.
Конец реакции легко' узнается также по своеобразному мягкому плеску при взбалтывании жидкости.
То же самое проделывают и с той водой, на которой готовился напиток. Разница в количестве капель затраченного реактива в первом и во втором случае будет с несомненностью указывать, что напиток готовился на кипяченой воде.
Вследствие устранения влияния магнезиальных солей при взбалтывании не образуется кожистой пленки, маскирующей реакцию и нет необходимости в разбавлении дестиллированной водой.
Результаты некоторых исследований представлены в (нижеследующей таблице.
Количество капель реактива на 10 см3 исследуемой жидкости
Вода, на которой готовился напиток (в каплях)
Хлебный квас—16 капель . .............34
Ситро -28 капель.......... . • 28
Сельтерская вода—45 капель..............45
Благодаря своей легкости и простоте этот метод так же, как и предыдущий, позволяет при любой обстановке отличить кипяченую воду от сырой.
Л. Ф. СИДОРОВ (Сталино)
О преподавании общей гигиены на лечебно-профилактическом факультете медицинского
института1
В программу практических занятий по общей гигиене на лечебно-профилактическом факультете медицинского института входят исследования воздуха, воды и пищевых продуктов. Подобный объем практических занятий проводился-в то время,когда медицинский факультет был универсальным и готовил врачей всех специальностей, таким, к сожалению, он сохраняется и до сих пор на лечебно-профи-лактическом факультете. В прошлом и объем, и содержание практических занятий оправдывали себя, так как студент по окончании факультета мог избрать любую специальность, в том числе санитарную работу.
1 Статья печатается в порядке обсуждения. Ред.
С разделением медицинского института на три факультета студент лечебно-профилактического факультета заранее знает, что по окончании медвуза он будет выполнять лечебную работу, даже больше, он знает, в какой узкой отрасли он будет специализироваться.
В большинстве случаев санитарные врачи в своей практической работе не выполняют в лаборатории тех химических анализов, каким они обучались в бытность свою студентами; обычно вся чисто лабораторная работа поручается по преимуществу химикам, а санитарно-гигиенические анализы выполняются в санитарно-гигиенических отделениях, санитарно-бактериологических лабораториях, которыми, в большинстве случаев заведует бактериолог. Таким образом, вся химическая часть санитарно-гигиенических исследований за редкими исключениями находится в руках химиков, а не врачей. Даже санитарные врачи — пищевики, коммунальники и промышленники, которым приходится часто основывать свои заключения на результатах химических анализов, сами этих анализов. не делают. Тем более не занимаются непосредственно практической химией врачи-лечебники.
При существующем дробном разделении отраслей санитарного дела в каждом районе имеется санитарно-бактериологическая лаборатория.
Студент в основном определяет свою специальность с первого курса. Студент лечебно-профилактического факультета знает, что ему не придется заниматься лабораторной работой и поэтому при прохождении практических занятий по общей гигиене относится к химическим анализам достаточно безразлично, как ненужным для его будущей деятельности. Неизбежно встает вопрос: если специальность лечащего врача будет узкой, для чего же студент лечебно-профилактического факультета должен не только знакомиться, но и усваивать, например, различные методы определения жесткости воды, константы жиров, определение жиров по Сокслету? Эти определения не будет по окончании втуза производить не только лечащий врач, но их никогда не производят и санитарные врачи, специалисты различных отраслей санитарного дела. Следовательно, поскольку студент в будущем никогда не изберет себе данной специальности; поскольку он будет изучать и усваивать этот предмет неохотно, и с нашей точки зрения заниматься со студентами подобными дисциплинами не следует. При изучении общей гигиены и в частности на практических занятиях студенту необходимо научиться тому, что нужно знать и врачу-лечебнику в его практической работе, — необходимо изучать вопросы гигиенизации больничного дела. Например, в больничном деле имеют огромное значение микроклимат помещений и питание больных. Оба эти раздела общей гигиены имеют значение в терапии. Температура и влажность воздуха имеют огромное значение для сердечных, легочных, почечных и других больных. В каждодневном изменении микроклимата в больничных помещениях врач-коммуналь-ник принимать участия не может, поэтому такого характера работа, необходимая для лечебных целей, должна проводиться самим врачом-лечебником. Следовательно, студент лечебно-профилактиче-ского факультета на практических занятиях должен основательно ознакомиться со всеми приборами для определения метеорологических факторов и с различными их системами и овладеть методикой пользования ими.
Данные о пользовании приборами, определяющими метеорологические факторы, необходимо сообщать студентам не как нечто отвлеченное, а в связи с влиянием микроклимата на самочувствие ■больных и на течение болезненного процесса. Данные о микрокли-
мате необходимо увязывать с вопросами лечебно-хозяйственного порядка (сушка белья, хранение пищевых продуктов и предметов для лечения и ухода за больными, борьба с сыростью зданий и пр.), В разделе «Атмосфера» необходимо уделять особое внимание (особенно в промышленных центрах) посторонним примесям в воздухе, их влиянию на организм человека, на растения и пр.
Студенту лечебно-профилактического факультета ,, необходимо уметь произвести расчет площади и кубатуры на 1 койку, на 1 человека и определение светоплощади. В этом разделе необходимо решить несколько задач, например, разрешить вопрос о числе коек в той или иной палате в зависимости от расположения обогревательных приборов и окон. Для понимания вентиляции помещения студенту также необходимо решать задачи.
Студент должен уметь читать план помещения, знать назначение элементов больницы, амбулаторий и пр. Для того чтобы учащийся эти знания и умения приобрел, следует проводить экскурсии в лечебные учреждения, разбирать с ними планы помещений, гигиеничность расположения оборудования, производственного процесса. В разделе «Питание» студента лечебно-профилактического факультета, нужно научить пользоваться таблицей состава и калорийности пищевых продуктов и методике составления пищевых раскладок для разнообразных болезней. Такая методика составления раскладок необходима каждому врачу-лечебнику, так как врач должен давать больному конкретные указания, какой диэты он должен придерживаться во время болезни в больнице и дома. Кроме того, любой врач на службе РККА должен будет уметь составлять раскладки пищевых продуктов. В этом разделе определение констант жиров, углеводов и белков в пище химическим путем не нужно. Оно отнимает много времени и в будущем никогда практическому врачу не потребуется. В настоящее же время составлению раскладок и определению калорийности пищевых раскладок совершенно не уделяется внимания.
Ио при прохождений раздела «Питание» нельзя забывать о группе будущих так называемых сельских врачей, которым приходится работать далеко от санитарно-гигиенических лаборатории и которым придется самим производить те или иные простейшие исследования пищевых продуктов. Врачи узкой специальности в больнице и в поликлинике никогда не будут делать никаких санитарно-гигиенических анализов, так как к их услугам будут соответствующие лаборатории. Врачи же небольших сельских лечебниц будут нуждаться в простейших анализах пищевых продуктов, так как организация доставки проб продуктов в лабораторию может быть затруднительной. Для врача-лечебника в сельских условиях необходимо уметь органолепти-чески определять доброкачественность пищевых продуктов —■ молока, мяса, хлеба. Кроме того, возможны и простейшие химические определения, не связанные с титрованием, выпариванием и другими процедурами, не могущими быть проводимыми лечащим врачом в сельской больнице. Необходимо знать и правила хранения пищевых продуктов.
Исследование воды, как не требующее срочных разрешений вопроса, лечащему врачу не нужно, тем более что заключение о воде только на основании простейших химических реакций делать нельзя. Поскольку вопрос идет о воде, то он будет выходить из круга деятельности больницы, и необходима будет консультация санитарного врача и лаборатории. Но с методами хлорирования воды лечащий врач должен быть знаком. На практических занятиях необходимо разрешение нескольких задач в различной их постановке на хлорирование воды. Определение микрофлорк в воздухе и на предметах оборудования и ухода за больными, требующее лабораторной обстановки, врачу-лечебнику не нужмо. Но изложить ему основные способы необходимо. Определение загрязненности пылью
воздуха больничных помещений, пожалуй, нужно, так как чистота воздуха в больницах имеет огромное значение, и такие определения сможет произвести сам врач-лечебник, в то время как санитарный врач повседневно такой работой заниматься в больнице не сможет.
Вывод таков — оставлять на практических занятиях по общей гигиене химию не нужно. Химией будут заниматься химики, а проверять химика лечащий врач, не занимающийся химией, также не сможет, но читать и понимать результаты химических анализов врач-лечебник должен и его этому научить необходимо. Следовательно, нужна не «химизация» практических занятий, а «гигиенизация» в аспекте будущей деятельности врача-лечебника.
Если санитарный врач является врачом, воздействующим на окружающую людей среду в обширном масштабе города, села, районау то лечащий врач, бывающий на дому у больного, узнающий от больного мелочи домашнего быта, должен воздействовать на квартиру, в которой живет больной. Мелочей быта санитарный врач ведь почти не касается. Лечащий врач обязан сказать больному, отчего происходит его болезнь, как предупредить ее развитие, должен указать режим труда и быта больному, т. е. преподать больному элементы личной профилактики в отношении обнаруженной болезни. Для этого лечащий врач доллсен быть знаком с основами гигиены. На квартире больного и у постели больного в больнице лечащим врачом могут быть разрешены вопросы воздуха, водоснабжения, благоустройства, питания, банно-прачечного дела, одежды и вообще вопросы из всех разделов общей, профессиональной, социальной, коммунальной гигиены применительно к данным конкретным условиям:
Обучение гигиене студентов лечебно-профилактического факультета необходимо ставить в разрезе будущей деятельности лечащего врача.
В теоретической части курса общей гигиены в разделе «Атмосфера» говорить о средней температуре и других факторах в Верхоянске, Женеве, Нью-Йорке, Алжире и совершенно не говорить о климатических условиях той области, в которой будут работать слушатели, нельзя. Это неинтересно студентам и неудобно преподавателям. Необходимо ознакомить студента лечебно-профилактического факультета с климатом местности, в которой он будет работать, с микроклиматом лечебного учреждения и тех мест, где приходится пребывать пациентам.
В отделе «Водоснабжение» также необходимо студентов ознакомить с местными условиями. Нельзя давать состава вод рек Эльбы, Вислы и др. и не давать состава местных рек, например, Донца, из которой пользуется водой почти половина Донбасса. Примеры из местной жизни будут для студента более интересными, они будут легче запоминаться, да и в будущем безусловно пригодятся ему, как врачу-лечебнику. Ведь будущие пациенты в Донбассе будут, вероятно, болеть от воды реки, например, Донца, а не от воды из реки Эльбы или Сены.
В разделе «Общая эпидемиология» необходимо ознакомить студентов с эпидемиологическими особенностями данной области и с противоэпидемическими мероприятиями, проводимыми в данной области, иллюстрировать лекцию примерами из местной жизни, а не только примерами из жизни Гамбурга и др. заграничных городов. В этом отношении грешат и наши учебники, повторяя примеры из иностранных учебников и не внося ничего родного, советского.
Лечащий врач должен быть знаком со всеми условиями, могущими влиять на здоровье людей в данной области.
В отношении подготовки ассистентов и профессоров необходимо сказать следующее. Гигиенист должен быть всесторонне образованным человеком. Но вместе с тем к профессору и ассистенту на ле-чебно-профилактическом факультете необходимо предъявить определенные требования — знакомство с условиями больничной и амбулаторной жизни, знакомство с условиями труда и быта, в условиях которых находятся будущие пациенты слушателей курса гигиены, знакомство с местными условиями.
Профессор общей гигиены на лечебно-профилактическом факультете свой теоретический и практический курс должен вдвинуть в:
рамки местной действительности и примерами из местной жизни — влиянием имеющейся среды в местных условиях, иллюстрировать лекции и практические занятия, так как одни предпосылки необходимо дать студенту в Иркутске .и другие —- в Донбассе.
На кафедре профессиональной гигиены необходимо ознакомить ■слушателей с теми конкретными условиями труда, в которых находятся их будущие пациенты.
Проф. Р. А. БАБАЯНЦ (Ленинград)
Об охране чистоты городского воздуха
В крупных промышленных городах атмосферный воздух сильно загрязнен -органической и неорганической пылью, дымом, сажей, частицами угля, золою н различными ядовитыми газами.
Эти загрязнения воздуха вызывают у человека воспаление слизистых оболочек дыхательных путей и глаз, ослабляют аппетит, понижают и ухудшают обмен веществ, ведут к малокровию и при известных условиях являются причиной отравлений.
В загрязненном и с дурным запахом воздухе человек не производит глубокого вдоха и выдоха, у него вырабатывается привычка к плоскому дыханию, при этом легкие неполностью вентилируются, в них застревают загрязнения и бактерии, что ведет к различным легочным заболеваниям, среди которых преобладает туберкулез.
Помимо этого непосредственного действия, загрязнения воздуха ведут к образованию туманов, уменьшению солнечного света и задерживают ультрафиолетовые лучи.
Дым, пыль и газы вредно действуют также на растительность; чахнут и умирают не только цветы, травы, листья и хвоя, но и деревья.
Сернистый газ, сероводород, аммиак, серная и соляная кислоты в воздухе действуют разрушающим образом на фасады зданий и на крыши.
Загрязнения воздуха городов делятся на следующие виды.
Неорганическая и органическая пыль
1) от мостовых, образующих пыль в большом количестве вследствие их неправильного устройства и плохого содержания;
2) от незамощенных и неозелененных, свободных от застройки земельных участков;
3) от различных фабрично-заводских предприятий;
4) от грязных порожних или с пылеобразующим грузо(м телег и особенно от автомобилей, перевозящих цемент, мел, муку, известь, мусор и пр. в незакрытых кузовах;
5) от вагонов трамвая, автобусов, такси и прочих видов 'транспорта, вследствие их грязного содержания;
6) от сильно запыленной одежды и обуви рабочих некоторых профессий (грузчики, маляры, извозчики и пр.).
Продукты неполного сгорания топлива — дым, сажа, зола, частицы топлива, I газы
1) из труб фабрик, заводов, электростанций и прочих предприятий;
2) из топок дымовых труб и примитивно устроенных в отдельных домах и кварталах мусоросжигалок;
3) из труб паровозов, пароходов и выхлопные газы автомобилей с двигате-.лями внутреннего сгорания.
I Газы
1) выделяющиеся в воздух из почвы и водоемов города .вследствие загрязнения их мусором и нечистотами, а также от мусорных ям, помоек, выгребных ям и при перевозке отбросов в неприспособленной тарб (к ним относится сероводород, аммиак, индол, скатол, метан и др.);