Научная статья на тему 'К 130-летию кафедры общей гигиены первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова'

К 130-летию кафедры общей гигиены первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
231
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мельниченко П. И., Прохоров Н. И., Ермакова Н. А., Юрьева И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 130-летию кафедры общей гигиены первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова»

maintenance in educational institutions. The management for doctors [Otsenka sostoyaniya zdorov'ya detey. Novye podkhody k profilakticheskoy i ozdorovitel'noy rabote v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh. Rukovodstvo dlya vrachey]. Moscow: GEOTAR-Media; 2008. (in Russian)

2. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Chubarovskiy V.V., Rapoport I.K., Danilenko O.V., Goncharova G.A., Pavlovich K.E., Berezhkov L.F., Il'in A.G., Kuindzhi N.N. Assessment of psychological health and psychophysiological status of children and teenagers in preventive medical examinations. Grant for doctors [Otsenka nervno-psikhicheskogo zdorov'ya i psikhofiziologicheskogo statusa detey i podrostkovpri profilakticheskikh meditsinskikh osmotrakh. Posobie dlya vrachey]. Moscow: GEOTAR-Media; 2005. (in Russian)

3. Grombakh S.M. Psychohygiene of studies at school. In: Serdyukovskaya G.N., Gel'nits G., eds. Psikhogigiena detey i podrostkov.Psychohygiene of children and teenagers [Psikhogigiena detey i podrostkov]. Moscow: Meditsina; 1985. (in Russian)

4. Kuchma V.R. Children in the megalopolis: some hygienic problems [Deti v megapolise: nekotorye gigienicheskie problem]. Moscow: NTsZD RAMN; 2002. (in Russian)

5. Sukhareva L.M., Rapoport I.K., Berezhkov L.F., Yampol'skaya Yu.A., Zvezdina I.V. Features of incidence of the Moscow school students over the last 50 years. Gigiena i sanitariya. 2009; 2: 21-5. (in Russian)

6. Dolin E.V., Zvezdina I.V., Nadezhdin D.S., Teksheva L.M., Shmarov I.A. Comparative hygienic assessment of conditions of lighting by luminescent lamps and LED light sources. Svetotekhnika. 2011; 1: 4852. (in Russian)

7. Kuchma V.R., Teksheva L.M., Nadezhdin D.S., Zvezdina I.V. Hygienic aspects of application of LED sources in systems of the general artificial lighting. Gigiena i sanitariya. 2011; 2: 41-4. (in Russian)

8. Teksheva L.M. Comparative hygienic assessment of conditions of lighting by luminescent lamps and LED light sources at schools. Svetotekhnika. 2012; 5: 16-22. (in Russian)

9. Dolin E.V., Zvezdina I.V., Nadezhdin D.S., Lyubov M. Teksheva L.M., Shmarov I.A. Comparative medical-vision evaluation of illumination conditions with fluorescent lamps and with light-emitting diode light sources. Light & Engineering. 2011; 19 (2): 28-41.

10. Kazin E.M., Blinova N.G., Litvinova N.A., Blinova S.I., Fedorov A.I., Igisheva L. N. Workshop on psychophysiological diagnostics [Praktikum po psikhofiziologicheskoy diagnostike]. Moscow: VLADOS; 2000. (in Russian)

11. Nadezhdin D.S., Rapoport I.K. State of health and features of mental development of first graders. Gigiena i sanitariya. 2009; 2: 56-60. (in Russian)

12. Matveev E.V., Nadezhdin D.S. System design considerations devices and complexes for psychophysiological study. Meditsinskaya tekhnika. 1994; 4: 31-4. (in Russian)

13. Nadezhdin D.S., Makulova N.D. Multilevel assessment of a functional condition of the visual analyzer in problems of control of exhaustion of nervous system of children and teenagers. In: Collection of materials X of Congress ofpediatricians of Russia «Ways of increase of efficiency of medical care to children» [Sbornik materialov X s»ezda pediatrov Rossii «Puti povysheniya effektivnosti meditsinskoy pomoshchi detyam»]. Moscow, February 8—10, 2005. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2005; 4 (Suppl. 1): 366-7. (in Russian)

14. Makulova N.D., Maslova O.I., Nadezhdin D.S. New diagnostic approaches to an objective assessment of cognitive violations at children with a syndrome of the minimum brain dysfunction. In: Materials IY of the congress ofpediatricians of Russia «Mental health care of children and teenagers» [Okhrana psikhicheskogo zdorov'ya detey i podrostkov: materialy IV kongressa pediatrov Rossii]. Moscow, 17—18 November 1998. Moscow: Soyuz pediatrov Rossii; 1998: 61-2. (in Russian)

15. Sukhareva L.M., Nadezhdin D.S., Kuzenkova L.M. Maslova O.I., Globa O.V., Andreenko N.V., Goncharova G.A., Sakharov V.G. Features of mental functions at children of younger school age with changes of the psychoneurological status. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2009; 2: 28-33. (in Russian)

16. Sukhareva L.M., Nadezhdin D.S. Age of receipt in school, as a factor of psychophysiological and psychosocial adaptation of children first graders. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; 4: 41-5. (in Russian)

17. Sukhareva L.M., Nadezhdin D.S. Psychophysiological and psychosocial features of children - first graders of different age. Al'manakh «Novye issledovaniya». 2012; 1: 19-30. (in Russian)

18. Nadezhdin D.S. Modern methodical approaches to studying of a functional condition of TsNS at children and teenagers. In: Materials of the international congress «Health, training, education of children and youth in the XXI century» [Materialy mezhdunarodnogo kongressa «Zdorov'e, obuchenie, vospitanie detey i molodezhi v XXI veke»]. May 12-14, 2004. Moscow: NTsZD RAMN; 2004: 319-23. (in Russian)

Поступила 03.06.13 Received 03.06.13

Юбилейные даты

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 613/.614:378.661]:061.75

Мельниченко П.И., Прохоров Н.И., Ермакова Н.А., Юрьева И.В.

к 130-летию кафедры общей гигиены первого московского государственного медицинского университета им. и.м. Сеченова

ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова « Минздрава России, 119991, Москва

В 2014 г. исполняется 130 лет со дня основания одной из старейших кафедр в нашей стране - кафедры общей гигиены Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова.

Кафедра прошла длительный и сложный путь формирования дисциплины «Гигиена» - от отдельных сведений по личной гигиене и диетологии к пониманию социально-общественной значимости профилактики в здравоохранении. Исторические корни возникновения и формирования кафедры уходят далеко в прошлое. В соответствии с Уставом Императорского Московского университета (ИМУ) в 1835 г. гигиена была включена в курс судебной медицины, медицинской полиции и эпизоотологии. В этом курсе гигиена осуществляла функции контроля за качеством воды, продуктов питания, условиями труда и быта населения. Исторические события Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и массовые эпидемии в стране настоятельно требовали усиления подготовки студентов-медиков в области гигиены. В связи с этим Ученый Совет ИМУ неоднократно выносил постановления о создании самостоятельной кафедры гигиены. В 1882 г. на медицинский факультет был при-

глашен Федор Федорович Эрисман (Фридрих Гульдрейх, нем. Friedrich Huldreich Erismann), русско-швейцарский гигиенист, известный медицинской общественности как крупный организатор санитарного дела и исследователь гигиенических проблем, связанных с условиями труда рабочих, санитарной экспертизой условий проживания населения, оценкой физического развития детей и подростков в России. В декабре этого же года Ф.Ф. Эрисман прочитал первую лекцию студентам, в которой отметил, что «врач должен не только лечить больных, но и предупреждать заболевания и, что собственно в этом заключается идеальная сторона его призвания, самая лучшая и самая полезная сторона его практической деятельности». Ф. Ф. Эрисман изложил цели и задачи гигиены, сформулировал новую концепцию этой науки. Важнейшими ее положениями были: «Гигиена есть наука об общественном здоровье»; «Не каждый врач ... может быть специалистом по гигиене, но каждый может и должен усвоить гигиенический способ мышления»; «умение устранять санитарные недуги общества ... вернее спасает от болезни и смерти, нежели все рецепты и лекарства вместе взятые»; «Санитарное направление

[гиена и санитария 4/2014

(профилактическое) в медицине одержит блестящую победу над чисто врачебными тенденциями»; «Предупредительной медицине - гигиене -предстоит большое будущее».

Учитывая эпидемическую ситуацию в России и основываясь на подвижнической деятельности медицинской общественности, в первую очередь Ф.Ф. Эрисмана, в октябре 1884 года Ученый совет медицинского факультета вынес решение о создании самостоятельной кафедры гигиены ИМУ, в ведение которой также вошли эпидемиология, медицинская полиция, медицинская статистика, учение об эпизоотиях и ветеринарная полиция. Ф.Ф. Эрисман был удостоен звания профессора и избран заведующим кафедрой. Гигиена в этот период преподавалась в 7-м и 8-м семестрах в объеме 144 учебных часов, в том числе 6 ч практических занятий в неделю. Интересно, что уже в это время экзамены проводили в виде решения практических ситуационных задач.

Научная и педагогическая деятельность Ф.Ф. Эрисмана способствовала созданию нового по содержанию курса гигиены, имеющего выраженное общественно-социальное значение. Им был впервые создан лабораторный курс гигиены по оценке качества воды, воздуха, продуктов питания и предметов быта с целью оценки их влияния на здоровье населения. Ф.Ф. Эрисман принимал активное участие в работе Московской санитарной организации, консультировал врачей по проблемам санитарной компетенции. Под его руководством было осуществлено проектирование и строительство клинического городка на Девичьем поле. Ф.Ф. Эрисман создал многочисленные учебные руководства и учебники, воспитал большую школу учеников, ставших впоследствии видными гигиенистами страны (Г.В. Хлопин, С.Ф. Бубнов, Н.К. Игнатов, С.С. Орлов, К.Я. Илькевич).

После вытеснения Ф.Ф. Эрисмана из России за поддержку прогрессивно настроенных студентов в 1896 г. кафедру возглавил С.Ф. Бубнов, который продолжил дело своего учителя и проработал в этой должности до 1909 г. В этот период и в последующие годы на кафедре трудились выдающиеся ученые-гигиенисты профессора С.С. Орлов, В.Е. Игнатьев, Н.К. Игнатов и многие другие. При их активном содействии в 1911 г. были организованы эпидемиологические курсы для врачей в 1912 г. -постоянные курсы для санитарных врачей. В 1915 г. был поднят вопрос об усилении подготовки врачей в деле военно-полевой хирургии и санитарии. Вклад этих ученых в профилактику остается значительным и до наших дней.

После кончины в 1909 г. С.Ф. Бубнова и до прихода в 1924 г. А.Н. Сысина кафедрой фактически руководил профессор кафедры гигиены ИМУ С.С. Орлов. Основные труды С.С. Орлова посвящены методикам санитарно-гигиенических исследований пищевых продуктов и предметов обихода, самоочищения городской почвы и грунтовой воды. С.С. Орлов активно участвовал в работе Ученого медицинского совета Наркомздрава РСФСР, был одним из организаторов Пищевой секции Научно-технического института при НТО ВСНХ.

В годы Советской власти гигиена как наука получила свое дальнейшее развитие. В 1925/26 учебном году были образованы 2 новые гигиенические кафедры: гигиены труда и школьной гигиены. Дальнейшая дифференциация гигиенических дисциплин была связана с организацией санитарного факультета, который должен был удовлетворить растущие потребности страны в кадрах санитарных врачей.

В 1930 г. в связи с решением Совнаркома РСФСР медицинский факультет ИМУ (с 1917 г. -- Московский государственный университет (МГУ)) был выделен из состава университета и реорганизован в I Московский медицинский институт с двумя факультетами: лечебно-профилактическим и санитарно-профилактическим. Все гигиенические кафедры были размещены в корпусе на Большой Пироговской улице в здании, построенном в 1899 г. по проекту Ф.Ф. Эрисмана специально для кафедры гигиены.

А.Н. Сысин возглавлял кафедру с 1924 по 1932 г., т. е. до перехода на должность директора санитарно-гигиенического института (в последующем - НИИ общей и коммунальной гигиены им. А.Н. Сысина). Это был крупный ученый-гигиенист, работавший в области коммунальной гигиены и эпидемиологии. Под его руководством выполнены научные исследования по санитарной оценке водоснабжения Москвы и атмосферного воздуха крупных городов. Им написан учебник по гигиене, который неоднократно переиздавался и не потерял своей актуальности и поныне.

В период 1934-1939 гг. коллектив кафедры возглавляла проф. Н.В. Красовская - ученица Г.В. Хлопина. Она продолжила традиционные научные направления, характерные для школы Г.В. Хлопина, дополнила их исследованиями, касающимися научных проблем эпидемиологии и дезинфекции, хлорпоглощаемости и дехлорирования воды и др.

Н.В. Красовскую на посту руководителя кафедры сменил проф. П.Д. Винокуров, который возглавлял кафедру до 1951 г. В этот период произошло изменение традиционной тематики кафедры, т. е. наметился

переход от гигиенической оценки факторов внешней среды к решению вопросов, связанных с изучением реакции организма на их неблагоприятное воздействие с исследованием этого явления в эксперименте на животных и у людей в конкретной производственной обстановке. Это, однако, был пока еще постепенный переход, и в большинстве научных работ преобладало методическое направление, т. е. в опытах на животных и in vitro разрабатывались методы, позволяющие определить степень воздействия того или иного вредного фактора на организм. Такая направленность в значительной степени объяснялась научным мировоззрением проф. П.Д. Винокурова, который, будучи широко образованным методистом, стремился в работах своих сотрудников разрабатывать вопросы, связанные с изысканием новых методов исследования. Примером работы такого направления являются кандидатские диссертации бывших аспирантов проф. П.Д. Винокурова: Л.Б. Юшкевич «Динамика накопления метгемоглобина при вдыхании окислов азота в малых концентрациях и регенерация оксигемоглобина в крови человека и животных» (1951); Э.Э. Саркисянц «Динамика накопления и диссоциация кар-боксигемоглобина в крови животных и человека при вдыхании окиси углерода в малых концентрациях (1951); Л.В. Кузнецова «Накопление и распределение марганца в животном организме при парентеральном его поступлении» (1951). Выводы этих работ дали основание рекомендовать особенности режима труда и ряд оздоровительных мероприятий в цехах, где имеет место выделение этих токсичных веществ. Все же следует констатировать, что усилия П.Д. Винокурова концентрировались в большей мере вокруг физиологических, а не гигиенических проблем труда. И тем не менее налицо поворот к здоровью человека, а не только исследования окружающей среды, чем так увлекались предшественники.

С 1951 г. научная тематика кафедры резко изменилась в связи с приходом на кафедру проф. А.И. Пахомычева. Известный гигиенист, имеющий большой опыт научно-исследовательской работы проф. А.И. Пахо-мычев, продолжая развивать сложившееся направление научных работ кафедры, не ограничивался узкими рамками методических задач, а стремился вопрос о действии на организм токсичных веществ рассматривать с разных сторон, подходя вплотную к проблеме гигиенического нормирования. С этого периода наиболее крупным направлением в научных исследованиях кафедры стало изучение комбинированного действия токсичных веществ на организм. Так, в работах Е.И. Кореневской, Т.А. Козловой и И.К. Атякиной изучено действие токсичных веществ (окиси углерода, бензола и сернистого газа) совместно с высокой температурой воздуха. Работы Н.А. Жиловой, Ю.Д. Прохорова, Л.С. Митиной посвящены изучению совместного действия на организм двух химических агентов. Эти работы дали основание рекомендовать уровень предельно допустимых концентраций для токсичных газов, находящихся в смеси.

Наряду с экспериментальными исследованиями на животных авторы проводили изучение условий труда на производстве, вели наблюдение за микроклиматическими условиями в цехах, контролировали содержание токсичных веществ в воздухе, изучали особенности технологии производства и режима труда. Существенной особенностью этих работ является их практическая направленность. Санитарно-гигиенические рекомендации, сделанные на основании исследований, приводили к значительному оздоровлению условий труда на конкретном производстве. В большинстве работ изучалось состояние здоровья работающих как путем медицинского осмотра, так и с помощью анализа общей заболеваемости (по листкам нетрудоспособности).

В этот период была проведена серия экспериментальных исследований по изучению иммунобиологической реактивности организма при воздействии на него малых концентраций токсичных веществ. Так, методика изучения фагоцитоза была использована и в исследованиях этой функции на людях непосредственно в производственной обстановке. Их изучение было проведено на работниках, имеющих контакт с органическими растворителями, а также подвергавшихся воздействию сернистого газа, высокой температуры воздуха и окислов азота (А.П. Волкова, Т.А. Козлова, И.К. Атякина, Е.П. Вишневская, Н.А. Жилова, Л.С. Митина). Состояние напряженности фагоцитоза изучалось у школьников, проживающих в районах, загрязненных выбросами химического комбината, и у рабочих герметизированных цехов (Э.Э. Саркисянц, Е.П. Вишневская, Т.А. Быстрова, Т.А. Березина, И.К. Атякина, Т.А. Козлова, В.Ф. Кириллов). Проведенные работы дали основание рекомендовать метод изучения фагоцитоза в гигиенических исследованиях как тонкий, чувствительный показатель симптомов отравления. Это положение было подробно изложено проф. А.И. Пахомычевым в статье «Определение иммунобиологической резистентности организма как метод изучения влияния малых концентраций токсических веществ» (1959 г.).

В 1960 г. в состав кафедры вошли сотрудники аналогичной кафедры фармацевтического института. Заведующим кафедрой был избран проф. Г.А. Митерев (с 1961 по 1967 г.), министр здравоохранения СССР в предвоенные и военные годы, председатель Общества Красного Креста

и Красного Полумесяца СССР. В этот период осуществлялись гигиенические исследования на предприятиях химико-фармацевтической промышленности, впервые была проведена оценка условий труда и профессиональных вредностей у врачей разных специальностей - анестезиологов, рентгенологов, радиологов, хирургов и т. д.). Большую работу в этом направлении проводили Р.А. Логинова, И.М. Новикова, В.Ф. Кириллов.

70-е годы были ознаменованы для кафедры началом разработки проблем радиационной гигиены. При энергичном участии проф. Г. А. Мите-рева на кафедре была создана лаборатория радиационной безопасности. Впервые в учебный процесс включили элементы радиационной гигиены для студентов сначала санитарно-гигиенического, а затем и лечебного факультета. Была разработана программа, созданы учебник, руководство к практическим занятиям, отработан лекционный курс и содержание практических занятий. Возникла новая дисциплина специальности «Радиационная гигиена», преподаваемая на санитарно-гигиеническом факультете.

С 1967 г. на протяжении 40 лет (до 2007 г.) кафедрой заведовал акад. РАМН проф. Г.И. Румянцев, который развивал научные направления, связанные с проблемами гигиены труда и гигиены окружающей среды. В 70-е и последующие годы ХХ века на кафедре сформировались самостоятельные научные группы (лаборатории) по отдельным целевым проблемам, в которых успешно трудились и оставили весомый вклад В.Я. Голиков, В.А Капцов, Н.В. Лаптева, Ю.А. Ревазова, Н.И. Зольникова и многие другие. Позже эту эстафету подхватили ставшие впоследствии профессорами А.М. Большаков, специалист в области гигиены полимерных материалов, и Н.И. Прохоров, изучавший вопросы гигиены труда в химической промышленности, ковровом производстве и гигиенические свойства полимерных ковровых изделий.

В течение нескольких десятилетий бывшие и настоящие сотрудники кафедры (С.М. Новиков, А.Б. Нургабылова, Е.А. Шашина, Л.Н. Семеновых, Г.К. Семеновых и др.) разрабатывали общие подходы и основные принципы гигиенического нормирования вредных факторов окружающей среды при изолированном, комбинированном и сочетан-ном действии, теоретические и методологические аспекты прогнозирования токсических свойств новых химических веществ, совершенствовали признанную в международном сообществе методологию риска при оценке влияния факторов окружающей среды на здоровье человека, развивали систему социально-гигиенического мониторинга. Совместно с Научно-исследовательским институтом гигиены окружающей среды и экологии человека им. А.Н. Сысина сотрудниками кафедры создано несколько крупных компьютерных банков токсикологических данных и проведены разработки автоматизированных прогнозирующих систем, ориентированных на оценку токсичности и опасности загрязнений окружающей среды, характеристику риска их воздействия на организм человека.

С 2007 г. кафедрой руководит проф. П.И. Мельниченко, заслуженный врач РФ, генерал-майор медицинской службы запаса. С 1981 по 1988 г. он участвовал в боевых действиях в Республике Афганистан в должности ведущего гигиениста 40-й армии, награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени и многими медалями. С 1996 по 2007 г. он являлся главным санитарным врачом Министерства обороны Российской Федерации - заместителем начальника Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации по санитарно-эпидемиологическому обеспечению. С 1997 по 2007 г. проф. П.И. Мельниченко возглавлял кафедру военной эпидемиологии и военной (военно-морской) гигиены с курсом организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора Государственного института усовершенствования врачей МО РФ. Под его руководством получила существенное развитие новая дисциплина «Военная гигиена», которая является самостоятельной и изучается студентами медико-профилактических факультетов медицинских вузов, создается компьютерный банк сведений по гигиенической характеристике окружающей среды. П.И. Мельниченко - автор учебников по военной гигиене, под его руководством коллектив кафедры создал новый учебник по гигиене для студентов лечебных факультетов, по структуре и содержанию отличающийся от предыдущих изданий и отражающий современное представление о формировании здоровья.

Отдельно следует остановиться на учебно-методической деятельности кафедры. На кафедре общей гигиены Первого Московского государственного университета им. И.М. Сеченова осуществляется преподавание профилактической медицины по различным дисциплинам на нескольких факультетах и курсах в соответствии с ФГОС ВПО. Это дисциплины «Гигиена» на стоматологическом факультете, «Общая гигиена» на фармацевтическом факультете, «Общая гигиена», «Радиационная гигиена» и «Военная гигиена» на медико-профилактическом факультете, «Гигиена» для бакалавров на факультете высшего

сестринского образования, а также «Гигиена и экология человека» для студентов, получающих среднее фармацевтическое образование. «Общая гигиена» как дисциплина профессионального цикла преподается в 4-м и 5-м семестрах студентам медико-профилактического факультета и является пропедевтической гигиенической дисциплиной. На занятиях студенты впервые знакомятся с ведущими гигиеническими проблемами среды обитания человека, основными направлениями гигиенической науки и практики, гигиенической характеристикой факторов окружающей среды. Все эти вопросы и проблемы в дальнейшем более широко рассматриваются в специальных гигиенических дисциплинах, однако ведущей профилактической дисциплиной на кафедре является «Гигиена», преподаваемая студентам лечебного факультета в 4-5-м семестрах (II-III курсы обучения) в количестве 252 ч в виде лекций, практических занятий и самостоятельной работы, заканчивающихся промежуточной аттестацией (курсовым экзаменом). Экзамен проводится в виде предварительного тестового контроля и решения студентами ситуационных задач по различным проблемам гигиены. По всем дисциплинам на каждом факультете сформированы учебно-методические комплексы, включающие рабочие программы, курсы лекций, учебно-методические пособия, тестовые задания и ситуационные задачи для текущего контроля и промежуточной аттестации, подготовленные преподавателями кафедры. Указанная дисциплина предвосхищает изучение большинства клинических дисциплин (пропедевтика, общая хирургия) или изучается параллельно с ними. И это не случайно. Гигиену следует отнести к базовым профессиональным медицинским дисциплинам. Она является равноправной составляющей с лечебной медициной, поэтому профилактика должна осваиваться студентами на базе таких естественнонаучных и медико-биологических дисциплин, как физика, химия, биология, анатомия, патология, и развивать у студента-медика мышление в направлении как лечения болезней, так и (в первую очередь) их профилактики. При этом необходимо отметить, что приоритет отдается преподаванию первичной профилактики заболеваний в различных группах здорового населения: у детей и пожилых людей, беременных и кормящих женщин, спортсменов и людей, проживающих в разных климатогеографических условиях, работников предприятий разных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Основными направлениями гигиены, которые изучают студенты лечебного факультета, являются как общие вопросы гигиены (гигиена водоснабжения, воздушной среды, почвы), так и специальные разделы гигиенической науки и практики (гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков, больничная гигиена, личная гигиена и здоровый образ жизни). Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что серьезное внимание уделяется преподаванию гигиенического нормирования и прогнозирования неблагоприятного действия факторов окружающей среды на организм, а также оценке риска для здоровья населения при воздействии вредных факторов среды обитания. При этом все рассматриваемые темы изложены в виде стройных внутридисциплинарных модулей, поскольку преподавание всей гигиены осуществляется в форме дисциплинарного модуля, представляющего собой дисциплину «Гигиена» на лечебном факультете, а контроль знаний, умений и полученных навыков осуществляется с использованием балльно-рейтинго-вой системы, что соответствует современным требованиям, изложенным в документах Болонской декларации.

За 130 лет своего существования кафедра общей гигиены прошла большой путь развития, осуществляя свою деятельность в разные исторические периоды (царская Россия, СССР, современная Россия). Кафедра всегда являлась ведущим методическим центром страны. Во все времена коллектив кафедры разрабатывал проблемы охраны здоровья населения, способствовал развитию профилактического направления здравоохранения, формированию высокого профессионального уровня врача в разных видах его деятельности.

Бывший и нынешний педагогический коллектив кафедры - это профессионалы и творческие личности, внесшие заметный вклад в научно - педагогическую деятельность. Это профессора Ф.Ф. Эрисман, С.Ф. Бубнов, Н.К. Игнатов, С.С. Орлов, В.Е. Игнатьев, А.Н. Сысин, Н.В. Кра-совская, П.Д. Винокуров, А.И. Пахомычев, Г.А. Митерев, Г.И. Румянцев, П.И. Мельниченко, С.М. Новиков, А.М. Большаков, В.Ф. Кириллов, В.А. Капцов Н.И. Прохоров, доценты Е.Ф. Черкасов, Е.П. Вишневская, Т.А. Козлова, Л.С. Митина, Н.Н. Беляева, В.И. Архангельский, Е.Е. Козеева, Г.К. Семеновых, Л.Н. Семеновых, С.А. Мишина, В.В. Макарова, Е.А. Шашина, старшие преподаватели И.К. Атякина, З.Ф. Ильюкевич и многие другие сотрудники.

С кафедры общей гигиены вышли многие известные ученые-гигиенисты, возглавляющие ведущие научно-исследовательские институты и кафедры в других вузах России.

Поступила 30.04.14 Received 30.04.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.