Научная статья на тему 'О преподавании практического курса гигиены на лечебном и педиатрическом факультетах'

О преподавании практического курса гигиены на лечебном и педиатрическом факультетах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Стояновский А.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О преподавании практического курса гигиены на лечебном и педиатрическом факультетах»

Проф. А. Ф. Стояновский

О преподавании практического курса гигиены на лечебном и педиатрическом факультетах1

Из кафедры общей гигиены Днепропетровского медицинского института

В настоящей статье рассматривается вопрос о программе практического курса по гигиене. На его преподавание на лечебном и педиатрическом факультетах медицинских вузов из общего числа 173—179 часов, предусмотренных учебным планом, отводится 90—96 часов. Рациональное использование этого времени требует специального обсуждения.

Прежде всего следует отметить, что в последней, изданной в 1949 г. программе по гигиене какие-либо данные об объеме и направленности практического курса отсутствуют; в ранее изданных программах, если и имелись указания в этом отношении, они всегда носили весьма неопределенный характер. С целью унификации преподавания программы по гигиене должны, конечно, включать как теоретический, так и практический раздел. В основу их должно быть положено физиологическое учение И. П. Павлова, определяющее направленность всего курса гигиены; при этом необходимо также учитывать объем профилактической деятельности будущего лечащего врача. Учение И. П. Павлова о единстве внешней и внутренней среды организма дает исходные позиции для решения и этого вопроса. Исходя из положений И. П. Павлова, изучение внешней среды (область, которой занимается гигиена) необходимо проводить с точки зрения ее влияния на организм человека (здоровье коллектива), а не изолированно, в отрыве от человека. На этой же основе, естественно, должно строиться и преподавание курса гигиены, как теоретического, так и практического.

Следовательно, практический курс должен дать студенту сумму необходимых навыков, которые позволят ему в будущей его практической деятельности не только исследовать свойства внешних условий, но и определять степень их влияния на организм человека. Изучение внешней среды в указанном разрезе, ознакомление с санитарно-бытовыми условиями, а также с условиями труда больного человека (или группы больных) позволят лечащему врачу глубже распознать этиологические факторы заболевания и наметить рациональные лечебно-профилактические мероприятия. На обязанности лечащего врача лежит и систематическое проведение общесанитарной и противоэпидемической работы на участке. Для этого также необходимо тщательное изучение среды (условий труда, быта и пр.) и ее влияния на организм человека.

Как показывает многолетняя практика, основным методом, которым пользуется лечащий врач в своей гигиенической работе, является метод •санитарного обследования, но, к сожалению, очень часто такого рода обследование ограничивается просто ознакомлением с санитарно-техни-ческими свойствами объекта, человек же выпадает из поля зрения врача. Поэтому в понятие «санитарное обследование» должно быть включено не только обследование внешних условий труда, быта и пр., но и обязательное определение степени влияния этих условий на организм человека. Это, естественно, предполагает широкое использование самых различных методов исследования и в первую очередь — исследование физиологического состояния организма в данных условиях внешней среды, изучение заболеваемости, психического состояния человека и т. д.

При таком понимании санитарное обследование должно рассматриваться как основной метод профилактической работы лечащего врача,

1 Печатается в порядке обсуждения. Ред.

дающий возможность оценить внешние условия в гигиеническом аспекте. Поэтому при построении практического курса гигиены для студентов лечебного и педиатрического факультетов необходимо ориентироваться на знания и навыки их прежде всего в области методики санитарного обследования. Будущий врач должен освоить практически (сначала с ассистентом, а потом и самостоятельно) методику санитарного обследования всех основных объектов, с которыми он будет сталкиваться в своей практической деятельности,— населенный пункт, жилище, общежитие, детские учреждения, больницы, источники водоснабжения, столовые и т. д.

В настоящее время в практической подготовке студентов преобладают лабораторные методы исследования (химические, физические и пр.), позволяющие исследовать только внешнюю среду. Опыт показывает, что из массы этих различных физических и химических методов ■санитарного исследования, которые изучает студент-медик лечебного и педиатрического факультета, в практической деятельности используются весьма немногие. Между тем при современной сильно развитой сети санитарно-эпидемиологических станций, где сконцентрированы специалисты санитарного профиля, владеющие всей суммой санитарно-гигиенических методик, у лечащих врачей,' как правило, не возникает необходимости в самостоятельных санитарно-лабораторных исследованиях. Наличие основных сведений в этой области, т. е. знание основных принципов лабораторных исследований, и приобретение ряда элементарных навыков являются, повидимому, совершенно достаточными для будущего лечащего врача. Это вовсе не означает, конечно, что мы предлагаем отказаться от обучения студентов лабораторным методам исследования (физическим, химическим и пр.). Речь идет лишь о приведении этой части программы практического курса к рациональному объему, действительно необходимому для теоретической и практической подготовки лечащего врача.

В настоящее время единственным пособием по практическому курсу гигиены, принятым в медицинских вузах, является «Руководство к практическим занятиям по гигиене» А. А. Хрусталева. Оно рассчитано на студентов лечебного и педиатрического факультетов и одобрено в качестве учебного пособия Главным управлением медицинскими учебными заведениями Министерства здравоохранения СССР. Этот учебник по существу и определяет направленность и объем всего практического курса гигиены на лечебном и педиатрическом факультетах.

Попытаемся с установленных в начале статьи позиций рассмотреть это руководство. Учебник посвящен преимущественно описанию физических и химических методов, применяемых в гигиене. По приблизительному подсчету студент должен усвоить (не учитывая органолептических исследований и качественных реакций) около 150 различных методов исследования внешней среды и научиться пользоваться метеорологическими приборами. При этом предлагаемые автором методы дают возможность исследовать главным образом внешние условия как таковые; они не применимы к определению реакции организма на изучаемую внешнюю среду. Механическое же сопоставление свойств изучаемой среды с существующими нормативами не всегда бывает достаточным для оценки влияния этой среды на организм человека (коллектив). Только в разделе школьной гигиены указано несколько методов исследования, касающихся непосредственно человеческого организма. Приведем примеры.

В разделе «Вода и водоснабжение» описываются преимущественно гидрохимические методы исследования воды и даны три типовые карты «санитарно-топографического описания» (а не обследования) источников водоснабжения: колодца, пруда, реки. Эти карты содержат вопросы

преимущественно санитарно-технического порядка. Из 49 вопросов схемы санитарного обследования колодца подавляющее большинство посвящено топографии, гидрогеологии, гидротехнике и лишь некоторые — самым общим сведениям о водопользовании (имеются в виду главным образом количественные данные). То же самое можно сказать и о других картах, рекомендуемых для описания водных источников. Студент, овладевший суммой этих методов, сумеет исследовать водоисточник как физическое явление, но не сможет оценить его влияние на здоровье человека (коллектива). А между тем накопившийся в этом отношении опыт дает возможность рекомендовать ряд рациональных практических приемов. В этот раздел программы практического курса, повидимому, следовало включить ознакомление с распространенностью кишечных инфекций среди населения, пользующегося данным водоисточником, выяснение наличия таких заболеваний, как флюороз, зоб, распространенность малярии, гельминтов и т. д. (путем ознакомления с материалами медицинских учреждений, опроса населения, личного выборочного осмотра отдельных групп населения и т. д.).

В разделе «Воздух и жилище» приведена также только физическая аппаратура для исследования метеорологических условий и одна «квартирная карта», включающая преимущественно санитарно-технические сведения. И здесь приводимые методы позволяют исследовать главным образом внешнюю физическую среду, но не дают возможности определить ее влияние на организм человека. И в этот раздел программы практического курса должен быть внесен ряд физиологических методик, получивших уже достаточно большое распространение в гигиенической практике: определение уровня обмена веществ (и основного обмена), температуры тела, температуры кожи, интенсивности потоотделения, пододежного микроклимата, оценка теплоощущения, исследование пульса, дыхания и т. д. С перечисленными методами студенты знакомятся в основном при прохождении курса нормальной физиологии. Однако использование физиологических методов для определения состояния организма в конкретных условиях внешней среды и, следовательно, для гигиенической оценки внешней среды является в равной степени и задачей гигиены.

Раздел «Обследование жилища», имеющий большое практическое значение, должен быть разработан особенно тщательно. Мы имеем в виду обучение студентов не только методике собирания чисто описательных сведений, но и приемам, которые позволяют составить представление о влиянии условий жилища на здоровье живущих в нем.

В разделе «Питание и пищевые продукты» приведены лишь лабораторные методы исследования пищевых продуктов, не указана методика обследования столовой, детской кухни, больничного питания и пр., а также изучения режима питания, обстановки и т. д.

В разделе «Промышленные предприятия» описывается только ряд физических и химических методов исследования воздушной среды, и не приведены методы исследования физиологических реакций у работающих. Ни в одном из разделов студент не может получить необходимые сведения по методике исследования утомления.

Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости тщательного пересмотра направления и объема практического курса гигиены, преподаваемого студентам лечебного и педиатрического факультетов.

# ^¿г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.