Научная статья на тему 'Основные требования к составлению руководств по гигиеническим дисциплинам для медицинских институтов'

Основные требования к составлению руководств по гигиеническим дисциплинам для медицинских институтов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные требования к составлению руководств по гигиеническим дисциплинам для медицинских институтов»

Для устранения отмеченных недостатков необходимо пересмотреть-ГОСТ на некоторые спортивные сооружения и разработать новые постоянные санитарные правила по содержанию мест занятий физкультурой и спортом, а также и гигиенические нормативы, касающиеся спортивной одежды и обуви. Санитарные органы должны усилить санитарный надзор за местами занятий физкультурой и спортом и следить за выполнением всех установленных гигиенических требований.

Проф. 3. И. Израэльсон

Основные требования к составлению руководств по гигиеническим дисциплинам для медицинских

институтов 1

Советская высшая медицинская школа имеет значительные достижения. Она обеспечила не только непрерывное пополнение кадров врачей, но и непрерывный рост качества их подготовки. Это является следствием особого внимания партии и правительства к вопросам подготовки медицинских кадров. Достаточно напомнить об удлинении срока обучения в медицинских институтах до 6 лет, о разработке новых учебных планов, предусматривающих возможность самостоятельной работы студентов на последнем курсе, и другое.

Однако и сейчас «важнейшей задачей работников высшей школы является дальнейшее повышение качества подготовки специалистов» «Одним из важнейших участков работы высшей школы, огромным рычагом подъема качества подготовки выпускаемых специалистов, повышения научной квалификации кадров и развития науки является подготовка высококачественных учебников и учебных пособий»3. Какую бы сторону учебной работы вуза ни иметь в виду, повышение эффективности ее может быть достигнуто лишь в том случае, если студенты действительно будут обеспечены учебниками высокого качества.

Общее ознакомление с состоянием подготовки учебников по гигиеническим дисциплинам позволяет убедиться в том, что это дело отстает.

Два года назад Государственное медицинское издательство объявило конкурс на составление ряда учебников по гигиеническим дисциплинам. Однако в этом издательстве имеются лишь единичные заявки на участие в составлении руководств.

В настоящее время имеются руководства по гигиене для лечебного факультета. Однако руководство под редакцией проф. А. Н. Сысина давно разошлось (последнее издание 1942 г.), а руководство проф. С. В. Моисеева признано несовершенным. По вопросам гигиены питания не существует руководства, отвечающего требованиям программы преподавания дисциплины. Руководство по гигиене труда под редакцией А. А. Летавета (1946 г.) уже нуждается в ряде исправлений и дополнений.

Таким образом, во всех разделах гигиенических наук имеется надобность в новых учебниках.

Что касается учебных пособий, то, кроме общеизвестного труда проф. Н. К. Игнатова по методике гигиенических исследований и книги проф. П. Д. Винокурова (правда, не рассчитанной на студента медицинского вуза), не существует составленных на уровне современных требований пособий к проведению практических занятий. Поэтому составление

1 Доклад на пленуме правления Всесоюзного гигиенического общества 29.VI.1949 г.

2 С. В. Кафтанов, Вестник высшей школы, № 3, 1948.

3 Т а м ж е.

практикумов является столь же настоятельной задачей, разрешение которой возможно лишь при самом деятельном участии большого контингента профессорско-преподавательских кадров.

Приступая к подготовке учебников и учебных пособий, надо с большой тщательностью определить те требования, которым они должны удовлетворять.

Совершенно естественно, что эти руководства должны в полной мере отвечать тем единственно верным требованиям, которые были сформулированы В. М. Молотовым на первом всесоюзном совещании работников высшей школы: «Нам нужен учебник, отвечающий современным требованиям. Он должен быть на уровне современной науки и вполне доступен учащимся по своему языку. Он должен дать необходимый объем знаний и вместе с тем подготовлять учащегося к его будущей практической деятельности», «...он должен в необходимой мере отвечать задачам идейно-политического воспитания молодежи». В этих .кратких словах намечена обширная программа работы над усовершенствованием учебников и по гигиеническим дисциплинам

В советской печати в последнее время было также не мало указаний о том, каков должен быть советский учебник. Министр высшего образования С. В. Кафтанов писал, что «многие учебники еще слишком велики по объему из-за перегрузки их излишними материалами, часто затемняющими основную идею излагаемой науки».

«Многие учебники не отвечают современным требованиям к их идейному содержанию. Авторы некоторых учебников еще не избавились от элементов формализма в науке, страдают раболепием перед буржуазной наукой, недооценивают великие вклады русских ученых в историю отечественной и мировой науки, мало раскрывают в учебниках творческие достижения русских и советских ученых».

Советский учебник должен отличаться от любого буржуазного руководства: труд советского ученого должен быть боевым оружием нашего народа; в нем должен быть боевой дух марксизма-ленинизма.

Устанавливая конкретные требования к учебникам по гигиеническим дисциплинам, можно четко определить следующие положения, непосредственно вытекающие из приведенных выше общих определений:

1) Учебник должен включать в себя изложение вопросов истории данной дисциплины; при этом изложение должно быть дано в духе подлинного советского патриотизма и истинного понимания значения партийности в науке.

2) Все изложение должно вестись с четких методологических позиций, т. е. на основе материалистического понимания развития общества и науки. Метафизическое толкование изучаемых явлений должно быть решительно отвергнуто. Во всем изложении надлежит исходить из единственно верного диалектического метода с его общепризнанным положением: «...ни одно явление в природе не может быть понято, если взять его в изолированном виде вне связи с окружающими явлениями... в отрыве от них...»

3) Должно быть решительно выкорчевано всякое проявление раболепия перед иностранщиной. Речь идет не только о правильном показе роли русской и советской науки, но и о решительной борьбе с объективизмом, являющимся наиболее ярким проявлением аполитичности.

4) В учебниках должны быть раскрыты успехи Советского Союза в экономической, политической и культурной жизни, в частности, в деле охраны здоровья трудящихся; подчеркнуты преимущество советского общественного строя, значение великих усилий нашего народа в деле построения коммунистического общества. Воспитание патриотического чувства у студенчества — задача каждого учебника.

1 И. Сталин, Вопросы ленинизма, издание 11, стр. 536.

37

1

5) В каждом учебнике по гигиене — науке, в большой мере опирающейся на достижения ряда теоретических дисциплин — физики, химии, физиологии и др.,— изложение должно соответствовать современному состоянию знаний. Надо решительно устранять всякое упрощенчество, граничащее часто с недостаточной грамотностью определений.

При составлении советских учебников по гигиеническим дисциплинам необходимо отказаться от подражания старым образцам буржуазных руководств.

Острая политическая направленность всех теоретических положений должна быть обязательной чертой советских учебников гигиены. Когда смотришь старые учебники гигиены, составленные зарубежными авторами и изданные на русском языке в начале XX века, видишь, как через эти учебники шла враждебная социализму, враждебная русскому народу пропаганда.

В учебнике Ф. Гюппе, изданном в 1910 г. с предисловием профессора Н. Н. Брусянина, говорится: «Как наука естественная, гигиена являлась застрахованной против интернациональных идей социальной демократии, потому что в природе нет равенства как между индивидуумами, так и между народами».

Этот же автор говорит: «Гигиена возводится до степени созидающего здравоохранения, которое позволит принять в соображение расовую гигиену, долгое время бывшую в пренебрежении».

Резкая реакционность, которая открыто характеризовала учебники зарубежных авторов ранее, в не меньшей мере свойственна им и сейчас. Именно поэтому методологическая четкость советских учебников должна подавлять возможное реакционное идеологическое влияние, приходящее извне.

Решительная борьба с раболепием перед иностранным должна пронизать все изложение нашей дисциплины.

После определения общих требований, предъявляемых к советским учебникам по гигиене, уместно перейти к изложению требований, которым должны удовлетворять учебники по гигиеническим дисциплинам.

1) В каждом учебнике по гигиене должно быть прежде всего четко определено содержание, задачи и место данной дисциплины в системе наук, особенно в условиях Советского Союза. Это положение не всегда соблюдалось. В единственном у нас руководстве по коммунальной гигиене изложение начинается непосредственно с частных вопросов, без какого-либо введения в общее содержание дисциплины.

2) В каждом учебнике по гигиеническим дисциплинам должна быть в наивысшей мере выражена обязательная связь теории с практикой. По основным вопросам гигиенической науки должны быть показаны пути практического использования теоретических знаний. Необходимо возможно шире доказывать значение гигиенических знаний практикой социалистического строительства.

3) Современное понимание гигиены, основанное на принципиальных советских позициях по вопросам биологии, требует изучения организма в его связи с внешней средой.

И. М. Сеченов еще в 1861 г. писал: «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен. Поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него, так как без последней существование организма невозможно...».

Советская гигиеническая наука не всегда исходила из этого принципа: в докладе проф. И. П. Разенкова, сделанном на заседании президиума Академии медицинских наук 9—10.1Х. 1948 г., было сказано: «До последнего времени внешняя среда изучалась абстрактно, вне связи с физиологией и патологией человеческого организма и социальных особенностей коллектива».

О неразрывной связи гигиены и физиологии говорят старые наши учители. Еще Доброславин писал, что нашей задачей является «изучение законов прочного физиологического равновесия в организме при различных условиях общественной деятельности и изучение наиболее выгодных условий охранения и развития производственных сил организма».

Эрисман писал: «Ближайшая цель гигиены — исследовать влияние на человека возможных явлений природы, действию которых он подвергается...», и далее «...влияние той искусственной обстановки, среди которой он живет...».

Физиологическое направление изложения должно быть четко выявлено во всех разделах. При этом и в гигиенической науке надлежит всячески развивать и углублять наследие нашего великого ученого И. П. Павлова. Необходимо твердо опираться на экспериментальный метод, который И. П. Павлов считал столь важным для медицины: «...Только познав все причины болезни, настоящая медицина превращается в медицину будущего, т. е. в гигиену в широком смысле слова».

4) Экспериментальный характер гигиены заключается не только в широком использовании физиологического, а иногда физического и другого лабораторного эксперимента, но и того колоссального естественного опыта, который совершается при нашем участии в жизни 'коллектива.

Ф. Ф. Эрисман во втором томе своего курса писал: «Без опытных исследований дальнейшее развитие научной гигиены немыслимо» и, в частности, имел при этом в виду изучение воздействия условий жизни на здоровье коллектива.

«...Статистика должна лечь в основу всякой санитарной деятельности...». И в другом месте: «...Медицинская статистика служит, так сказать, указательным перстом, обращающим наше внимание на те или другие явления санитарной обстановки населения. Без нее мы блуждали бы в темноте относительно всего, что касается улучшения этой обстановки...». Это было сказано в 1887 г., однако правильность этого положения сохраняется и ныне с той оговоркой, что при современном уровне развития экспериментальной гигиены значительно возросла роль физиологических, патофизиологических, физических и других экспериментальных наблюдений.

Качество учебника гигиены повысится, если в нем по общим и некоторым частным вопросам будут приведены статистические доказательства. Самое понимание учащимися значения гигиены от этого неизмеримо выиграет. Во вводной части учебника Г. В. Хлопина или более старом издании учебника гигиены А. Н. Сысина (1933 г.) такие статистические данные приведены и они способствуют усвоению сущности дисциплины.

5) В каждом учебнике по гигиене должно быть четко выражено правильное понимание взаимоотношений гигиены и санитарной техники.

Этот вопрос до сих пор является предметом особо оживлшной дискуссии. Гигиена —наука нормативная; гипиеиа, как ее характеризуют зарубежные авторы, — наука описательная. Однако советская гигиена не является наукой только фиксирующей свои наблюдения и устанавливающей требования и нормы. Советская гигиена является наукой действенной, стремящейся «не только изучать мир, но и переделывать его». Поэтому необходимо со всей четкостью установить, что при изложении любого курса гигиены должны быть разъяснены основные пограничные вопросы санитарной техники, без решения которых действительное влияние на окружающую среду практически невозможно. Однако при изложении вопросов санитарной техники надо всегда помнить о вспомогательном их значении и о примате гигиенических вопросов.

6) В некоторых разделах гигиенических дисциплин необходимо касаться также технологии производства, например, при изложении отдельных вопросов гигиены труда, гигиены питания и т. п.

В данном случае высказанное выше положение относительно санитарной техники в полной мере сохраняет свое значение.

7) Поскольку гигиена обязана определить свои требования к различным материалам, используемым в практике, характеристика этих материалов обязательна. Нельзя, например, говорить о требованиях к продуктам питания, не определив основных показателей качества этих продуктов. Однако надо решительно отвергнуть упрощенный стиль описания этих продуктов, уместный в курсах товароведения, но явно не отвечающий современному пониманию гигиены.

8) В каждом руководстве по гигиене должна быть отражена практика советской санитарной работы, понимая под этим вопросы санитарного законодательства, опыт социалистического строительства и др.

Наконец, необходимо назвать и такие требования к учебникам, которые больше относятся к форме изложения:

1) Необходимо устранить из учебников определения и формулировки общеизвестных предметов и явлений, потому что это умаляет значение теоретической гигиены в глазах читателя. Например, в одном из руководств по гигиене приводилось совершенно ненужное описание кровати как бытового устройства.

2) Необходимо обеспечить единство терминологии в применении к ряду явлений, рассматриваемых в различных частных гигиенических дисциплинах (при изложении проблемы микроклимата, вопросов вентиляции и многого другого).

3) Необходимо писать четким языком, короткими фразами, избегая сложных длинных периодов, затрудняющих усвоение предмета.

4) Желательно иллюстрировать изложение примерами, взятыми из Жизни.

Ф. Ф. Эрисман во введении к своему курсу гигиены (1887 г.) писал: «Всякому известно, что на лекциях весьма нередко систематический ход изложения прерывается приведением примеров, соображений, которые хотя и не имеют первостепенного значения, но тем не менее не лишены интереса для слушателей, потому что они освещают и поясняют те или другие общие положения науки. Такой способ изложения мне кажется особенно уместным при преподавании гигиены как науки, имеющей в высшей степени тесную связь с практической жизнью».

5) Каждый учебник гигиены должен быть снабжен хорошими разнообразными иллюстрациями, помогающими понять многие из описываемых явлений.

6) В каждом учебнике по гигиене должен быть дан перечень литературы для студентов, желающих углубить свои знания в данной отрасли науки.

7) Большой объем учебника не является обязательным признаком высокого качества его; наоборот, надо стремиться уложить все необходимые сведения в книге по возможности малого объема.

В заключение несколько слов о диференцированном подходе к учебникам.

Учебники по гигиене используются студентами различных факультетов. Поэтому надо в каждом учебнике учитывать особенности профиля будущего врача. Ф. Ф. Эрисман писал: «Не каждый врач, конечно, может быть специалистом по гигиене, но каждый, кроме известного запаса положительных знаний по этому предмету, может и должен усвоить себе так называемый гигиенический способ мышления». В этом отношении все руководства должны быть едиными. Однако в учебниках, предназначенных для студентов лечебных и педиатрических факультетов, должна быть проявлена большая забота о том, чтобы действи-

тельно заинтересовать лечащего врача этой отраслью медицинского знания.

Создание учебников по гигиеническим дисциплинам является большим и трудным делом; высококачественный учебник можно создать лишь при максимально широком участии научных и практических деятелей гигиены. Одни должны взять на себя составление руководств, другие — всесторонний критический разбор их. Именно поэтому Всесоюзное гигиеническое общество, объединяющее деятелей санитарного дела, должно стать организатором этой большой работы.

тЬг -Аг -й-

3. Г. Василькова

Загрязнение овощей яйцами гельминтов при орошении осветленной сточной водой

Из Института малярии, медицинской паразитологии и гельминтологии Министерства здравоохранения СССР

Установлено, что овощи, культивируемые на полях орошения, загрязняются яйцами гельминтов. Имеются также данные о более широкой и интенсивной пораженное™ аскаридозом и трихоцефалезом населения, употребляющего в пищу сырые овощи с полей орошения.

Для уменьшения роли полей орошения в распространении гельмин-тозов необходимо предупредить или снизить степень загрязнения яйцами гельминтов почвы и овощей. Одним из мероприятий, отвечающим этим задачам, является осветление сточной воды в отстойниках до орошения овощей. При пропускании сточной воды через вертикальные отстойники на биостанциях яйца гельминтов оседают на дно отстойника в 87—97% при скорости течения воды в 0,003—0,001 м/сек.

Кухаренко в результате своих многолетних наблюдений пришел к выводу, что предварительное отстаивание сточной воды следует производить не только в целях санитарных, но и агрономических — для уменьшения количества крупных взвесей и жироподобных веществ.

Взвешенные и жироподобные вещества, находящиеся в сточных водах, осаждаясь на поверхности почвы полей орошения, закрывают поры, образуют пленку, препятствующую проникновению <в почву кислорода, и нарушают нормальную минерализацию органических веществ. По данным Кухаренко, при предварительном отстаивании сточных вод в отстойниках задерживается азота общего 20%, азота аммонийного 7,5 %г калия 7%, извести 11,4% и фосфора 37,8%, что существенно не изменяет ценности сточной воды, служащей для удобрения.

Полевые опыты, проведенные Кухаренко с культурами кормовой свеклы, капусты, показали, что осветленные сточные воды являются ценным удобрением, уступающим по эффективности неочищенным сточным водам всего лишь на 8 или 10%. Внесение дополнительных минеральных удобрений при орошении культур осветленными сточными водами не только компенсирует потерю питательных веществ при отстаивании, но и значительно увеличивает урожай.

В связи с тем, что ГОСТ № 2103-43 допускает устройство простых горизонтальных земляных отстойников для очистки небольших количеств сточной воды, мы провели экспериментальные исследования по определению степени загрязнения яйцами гельминтов овощей, орошаемых водой, осветленной в простых земляных отстойниках. Конструкция отстойника была разработана старшим сотрудником Всесоюзного научно-исследовательского института гидротехники и мелиорации И. П. Ка-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.