Научная статья на тему 'Опыт применения препаратов ДДТ и гексахлорциклогексана для дезинсекции пассажирских вагонов'

Опыт применения препаратов ДДТ и гексахлорциклогексана для дезинсекции пассажирских вагонов Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
46
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт применения препаратов ДДТ и гексахлорциклогексана для дезинсекции пассажирских вагонов»

-чении контакта овощей со сточной водой, что имеет место при вневегета-ционном орошении, мы не обнаруживали ни одного жизнеспособного яйца на овощах.

Испытанные нами методы культивирования и орошения овощей хотя и снижают степень загрязнения их яйцами гельминтов, но все же являются недостаточными для предупреждения распространения геогель-минтозов. Поэтому мы считаем более рациональным дегельминтизировать сточную воду в отстойниках до орошения овощей. При исследовании сточной воды из вертикальных отстойников биостанций и из простых земляных горизонтальных отстойников, допускаемых по ГОСТ № 2101-43, нами установлено, что сточная вода дегельминтизируется на 93—99,8% при скорости течения 0,003—0,001 м/сек.

Из остающихся в осветленной сточной воде яиц гельминтов около 50% погибает от инсоляции и высыхания при попадании в почву и на овощи, что еще более снижает возможность загрязнения овощей жизнеспособными яйцами гельминтов.

При исследовании овощей, поливаемых осветленной сточной водой, мы обнаружили на них в 7 раз меньше яиц, чем при орошении неочищенной сточной водой. Поэтому следует считать целесообразным осветление сточной воды в отстойниках при скорости течения 0,001 м/сек до орошения огородных культур. Орошение же овощей, употребляемых в пищу в сыром виде, неочищенной сточной водой должно быть категорически -запрещено.

Тщательное механическое мытье овощей очищает их от яиц гельминтов на 98% (Альф, 1947); поэтому следует разработать и испытать в производственных условиях такие методы мытья овощей, которые, очищая их от бактерий и яиц гельминтов, не снижали бы их качества и сроков хранения.

Таким образом, для снижения роли полей орошения в распространении гельминтозов следует применять следующий комплекс мероприятий: 1) очистку сточной еоды в отстойниках; 2) культивирование и орошение овощей методами, обеспечивающими минимальный контакт овощей со сточной водой; 3) тщательное мытье овощей. Следует также широко проводить санитарно-просветительную работу о необходимости тщательного мытья всех овощей, употребляемых в пищу в сыром виде.

При выборе наиболее рационального метода обезвреживания отбросов сточных вод необходимо оценивать рентабельность метода с санитарной, экономической и агротехнической точек зрения. При этом следует учитывать эффективность метода не только в отношении дезинфекции сточной жидкости, как это делается до сих пор, но и в отношении ее дегельминтизации.

Санитарные работники и эпидемиологи, наравне с врачами и биоло-гами-гельминтологами, должны принять активное участие в разрешении проблемы дегельминтизации внешней среды в целях профилактики гельминтозов.

П. И. Никитин и Н. И. Фомичева

Опыт применения препаратов ДДТ и гексахлорциклогексана для дезинсекции пассажирских вагонов

Из отдела дезинфекции Центральной научно-исследовательской лаборатории гигиены и эпидемиологии Министерства путей сообщения СССР

Нами изучена эффективность дезинсекции препаратами ДДТ и гексахлорциклогексана, или гексахлорана, пассажирский вагонов в практических условиях их эксплоатации.

Опыты проводились с 5% раствором технического ДДТ в керосине (удельный вес 0,82), 10% дустом ДДТ и 5 и 7% дустами гекса-

хлорана на тальке. Применявшийся дуст ДДТ содержал 10% ДДТ и 90% пирофиллита. Один из образцов 7% дуста был дезодорирован' путем добавления 2% измельченного активированного угля.

Предварительно проведенные лабораторные испытания препаратов показали: 1) при непосредственном опрыскивании клопов 5% раствором ДДТ в керосине, а также одним керосином без ДДТ наступала немедленная гибель насекомых; 2) масляная окраска по дереву, обработанная 5% раствором ДДТ в керосине и испытанная через 1—6—15—30 суток, вызывала паралич с последующей гибелью 100% насекомых при контакте их с обработанной поверхностью в течение одного часа. Более высокая инсектицидность отмечалась в первую неделю (до механической чистки): паралич у клопов наступал в течение 1—2 суток; в последующие 3 недели (после 3 механических очисток вагона) инсектицидность резко снижалась: паралич наступал через ¡7—8 суток; 3) обивочная ткань-тигрозка, импрегнированная 5% раствором ДДТ в керосине, давала в тех же условиях более удовлетворительные результаты: паралич насекомых наступал в течение 1—2 суток; 4) материалы, импрегнированные одним керосином и испытанные в аналогичных условиях, паралича у насекомых не вызывали; отмечался только несколько повышенный процент отмирания насекомых на тканях, сохранявших сильный запах керосина; 5) при непосредственном опылении насекомых дустами как ДДТ, так и гексахлорана, паралич насекомых наступал в течение 2—3—4 часов с последующей их гибелью; 6) переползание клопами небольших участков поверхностей (10 см в течение 1 минуты) крашеной фанеры и ткани-тигровки, опыленных тонким слоем 10% дуста ДДТ или 5% дуста гексахлорана, не вызывало эффективного инсектицидного действия: паралич наблюдался примерно у 20% насекомых; 7) ткани, очищенные механическим выколачиванием, и окрашенная фанера, с которой протиранием был удален распыленный на ней 10% дуст ДДТ, не оказывали инсектицидного действия на клопов при часовом контакте. 5% дуст гексахлорана при тех же условиях давал высокую инсектицидность только в опытах с тканями, которые, повидимому, благодаря фумигационным свойствам гексахлорана хорошо адсорбируют и удерживают его в первые часы применения. Такая ткань обладала запасом гексахлорана.

Дезинсекция пассажирских вагонов производилась в условиях практической работы дезинфекционного пункта. Пассажирские вагоны предварительно тщательно осматривались для установления степени зараженности клопами и их локализации. Последующие осмотры вагонов производились через 2—3 часа после дезинсекционной обработки, затем перед отправкой в рейс и по прибытии из него.

Дезинсекция жестких пассажирских вагонов 5% раствором ДДТ в керосине производилась путем орошения с помощью аппарата «дез-инфаль». Орошались щели, швы, углы и другие места гнездования насекомых — под палками, скамьями и на стенках. При орошении жидкость попадала в значительном количестве и на открытые поверхности стен и полки вагона. Расход раствора ДДТ на вагон равнялся 5—7 л, что составляло о среднем 10 мл на 1 м2 внутривагонной поверхности, или не менее 30 мл на 1 м2 фактически обработанной площади. В одном вагоне поверхности были промазаны раствором ДДТ с помощью малярной кисти и расход раствора составил 3,75 л. При работе с керосиновым раствором ДДТ для защиты рук применялись резиновые перчатки, а для защиты органов дыхания — марлевые повязки.

Во всех вагонах через 2—4 часа после обработки отмечалось значительное количество клопов, выпавших из мест пребывания и находившихся в стадии паралича с явлениями тремора и в небольшом ко-

личестве мертвые клопы. В некоторых щелях были обнаружены живые клопы с нормальной подвижностью; дальнейшие наблюдения показали, что паралич их наступил через 20 часов, а спустя 2 суток они погибли. Мухи, находившиеся в вагонах, парализовались в течение первых 30 минут и погибали в течение последующих 2—-4 часов. После обработки раствором ДДТ в керосине никаких повреждений окрашенных поверхностей вагона не было обнаружено. Обработка вагона одним дезинфектором продолжалась в среднем 1 час 30 минут. Спустя 3—4 часа после обработки в вагонах производилась уборка с мытьем полов, и вагоны в тот же день направлялись в очередной рейс. Одновременно производилась контрольная дезинсекция вагонов с применением одного керосина (без ДДТ) или сульфуризация. Через 2—4 часа после обработки вагона керосином обнаруживались, наряду с мертвыми клопами, выползавшие из щелей живые клопы. В вагонах же, окуренных сернистым газом, обнаруживались только мертвые клопы. Результаты дезинсекции вагонов 5% раствором ДДТ в керосине показали, что в них после первого рейса, длившегося 21—23 суток, обнаружить клопов не удалось; после второго и третьего рейсов, т. е. через 43—70 суток, были обнаружены единичные экземпляры клопов.

В других вагонах, также обработанных 5% раствором ДДТ в керосине, но курсировавших на более коротких маршрутах, результат получался неудовлетворительным. Клопы обнаруживались в значительных количествах в первых же рейсах. Причина такого неудовлетворительного результата в том, что эти вагоны более часто подвергались общей механической очистке и уборке, а смена пассажиров в них была более интенсивной. Контрольные вагоны, обработанные как одним керосином, так и серой, возвращались из длительных рейсов заселенными значительным количеством клопов.

Дезинсекции 10% дустом ДДТ подвергались жесткие и мягкие пассажирские вагоны. Обработка производилась с помощью поршневого распылителя. На один вагон расходовалось 300—400—500 г дуста, что составляло в среднем около 1 г на 1 м2 внутривагонной поверхности, или 3 г на 1 м2 фактически опыляемой площади. Дуст распылялся в местах пребывания насекомых. Обработка вагона одним дезинфектором продолжалась около 1 часа. Через короткое время (20—30 минут) после опыления вагона обнаруживались парализованные мухи, которые через 2—3 часа погибали. В течение первых 4—6 часов после обработки в вагоне обнаруживалось значительное количество парализованных клопов; у клопов, проявлявших нормальную подвижность и по всем признакам казавшихся жизнеспособными, отмечались параличи в течение первых суток, и через 3—4 суток они погибали. Вагоны после обработки дустом не убирались в течение 2—5 часов, за исключением одного вагона, который по техническим причинам оставался неубранным 48 часов. Уборка производилась путем чистки, без выколачивания мягких предметов; полы мылись. Пос-.ле уборки заметное количество дуста оставалось в углах под полками и скамьями в жестких вагонах и особенно много в мягких вагонах на нижних поверхностях диванов.

Результаты дезинсекции вагонов 10% дустом ДДТ показали высокий положительный эффект дезинсекции в мягких вагонах: клопы не обнаруживались в вагонах в течение 3 рейсов, т. е. в течение 60 суток после обработки. В жестких вагонах такой результат не был достигнут: вагоны не были очищены от клопов, хотя наблюдалось резкое снижение их численности. Следует отметить, что следы дуста в мягких вагонах, в отличие от жестких, сохранялись в продолжение нескольких рейсов.

При дезинсекции вагонов 5 и 7% дустом гексахлорана техника и условия обработки вагонов были те же, что и при дезинсекции их дустом ДДТ. Дуст гексахлорана оказался более тяжелым при распылении: он быстрее оседал, поэтому расход его на вагон колебался от 500 до 970 г, т. е. был в Р/г—2 раза больше, чем расход 10% дуста ДДТ.

При обработке вагона отмечался резкий запах гексахлорана, который в течение 3—4 часов уменьшался, а на следующие сутки исчезал. Уборка мягких вагонов производилась через 5 суток, а жестких вагонов — через 3—24 часа после дезинсекции. Полученные результаты показали, что в мягких вагонах, обработанных дустом гексахлорана, численность клопов в течение первых рейсов после обработки резко снижалась, но сплошного уничтожения клопов добиться не удавалось. В жестких вагонах результат был получен менее удовлетворительный.

Таким образом, дуст гексахлорана оказался менее эффективным, чем дуст ДДТ, и менее пригодным для дезинсекции пассажирских «загонов.

ИЗ ОПЫТА МЕСТ

А. Н. Сумарона

Санитарно-гигиеническая оценка почвы села

Эпидемиологическое значение почвы особенно велико в тех насе- • ленных местах, где отсутствуют правильные методы собирания и удаления человеческих отбросов (фекалии, моча).

Литература в области санитарного исследования почвы посвящена главным образом изучению почвы городов, а между тем в настоящее время требуются данные, отображающие санитарное состояние почвы .сельских местностей. В этом направлении по предложению проф. В. А. Яковенко нами была проведена работа над изучением загрязнения почвы одного из сел Харьковской области.

Исследование почвы проводилось путем взятия проб и определения ® них химических показателей загрязнения. Пробы брали в 9 местах по всей территории села с поверхности почвы и с глубины в 10 см. В каждом месте было взято по 4 пробы. Всего было взято 80 проб.

Полученные нами результаты приведены в таблице.

Чтобы иметь более ясную картину загрязнения почвы села мы для ■сравнения провели анализ почвы, взятой из целины за селом, на которой никакие культуры не выращивались и куда не попадали органические удобрения. Полученные при этом результаты по всем показателям дали возможность сравнительной оценки загрязненности почвы села. Как и следовало ожидать, химические показатели почвы села далеко превосходят показатели почвы целины.

Так, в миллиграммах на 100 г воздушно-сухой почвы среднее количество общего азота в почве по всему селу составляло 304,83, органического углерода 3 237,23, минерального аммиака 1,69, тогда как в почве целины среднее количество общего азота было равно 119,5, органического углерода 1164,0, минерального аммиака 0,95.

Наиболее загрязненной оказалась почва дворов с прилегающей к ним уличной территорией при отсутствии дворовых уборных и правильного систематического сбора и удаления накапливаемых нечистот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.