ПРИМЕНЕНИЕ АЭРОЗОЛЕЙ, ПОЛУЧАЕМЫХ ПРИ ПОМОЩИ СЖАТОГО ВОЗДУХА, ДЛЯ ДЕЗИНСЕКЦИИ ПАССАЖИРСКИХ
ВАГОНОВ
Б. В. Яковлев, В. Г. Керн Из дорожной санитарно-эпидемиологической станции Октябрьской железной доропг
Применяемые в настоящее время методы дезинсекции вагонов имеют ряд существенных недостатков, что побуждает изыскивать новые способы дезинсекции. Наличие на парковых железнодорожных путях сжатого воздуха, применяемого для испытания тормозов, открывает возможности использовать его для получения аэрозолей.
Для дезинсекции пассажирских вагонов мы рекомендуем использовать растворы ДДТ. Превращение растворов в туманообразное состояние может быть достигнуто подачей сжатого воздуха в аппараты, имеющие широкое распространение в дезинсекционной практике (автомаксы, дез-инфали и др.). Наиболее целесообразно для распыления растворов применять пистолеты-распылители, изготовляемые заводами покрасочных аппаратов Главстроймеханизации. Эти пистолеты, действующие по принципу раздробления жидкости сжатым воздухом, дают возможность получать любую степень распыления жидкости любой консистенции.
Имеется большое количество различных систем пистолетов-распылителей весом от 400 до 600 г, рассчитанных на давление от 2 до 6 атмосфер, с диаметром сопла от 0,4 до 1,8 мм. Управление пистолетом удобно и дает возможность нажимом курка регулировать подачу вовдуха. Для практической работы нами .используется пистолет типа № 0-19, показавший на обработке 1 000 вагонов хорошие эксплуатационные качества.
Распыление даже незначительного количества раствора ДДТ от 400 до 600 г создавало в вагонах густой туман, который осаждался в зависимости от степени распыления в течение 35—120 минут. Определение величины частиц с помощью микрометрической линейки показало, что величина их в большинстве случаев равна 4—5 и в отдельных ), случаях достигает 20—30 ¡а. Количество частиц на 1 мм2 составляет ог 1 500 до 2 000.
Предлагаемый способ получения аэрозолей дает возможность направлять их факел на любые горизонтальные и вертикальные поверхности, что невозможно при использовании аэрозолей в виде дымов. Это позволяет обеспечивать получение большей концентрации дезинфекционного агента в желаемых местах: в щелях, под сидениями и т. д. Время, необходимое для обработки одного вагона, — около 5—6 минут. Проф. В. И. Вашков и М. Л. Турич рекомендуют проводить обработку не всех поверхностей, а создавать лишь широкие зоны в местах гнездования насекомых, обработанные ДДТ. Это позволяет не стремиться к сплошной обработке всех поверхностей, что значительно снижает расход дезинфекционных средств. Проф. В. И. Вашков (Труды Центрального научно-исследовательского дезинфекционного института) считает, что для уничтожения клопов и тараканов при дезинсекции аэрозолями необходимо расходовать 0,3—0,4 г технического ДДТ на 1 м3, что составит 50—60 г на вагон.
Для определения эффективной концентрации ДДТ мы проводили опыты по изучению действия на насекомых растворов ДДТ в туманооб-разном состоянии с расходом материала от 0,1 до 0,5 г на 1 м3. Наблюдения были направлены на выяснение непосредственного действия аэрозолей на насекомых и длительности остаточного действия поверхностей, подвергнутых обработке аэрозолями ДДТ.
Для выяснения непосредственного .действия на насекомых аэрозолей ДДТ высокие химические стаканы с клопами и тараканами помещали в вагоны, обрабатываемые аэрозолями 15% раствора технического ДДТ в
\
скипидаре или 10% раствора ДДТ на флициде. Расход раствора составлял от 0,1 до 0,5 г ДДТ на 1 м3. Стаканы с насекомыми находились в вагоне до осаждения тумана.
Для определения остаточного действия в вагонах помещали в горизонтальном и вертикальном положениях полированные, окрашенные пластинки фанеры размером 10 X 10 см, а также кусочки линкруста. Таким образом испытывали остаточное действие на материалах, употребляемых при изготовлении внутренних поверхностей цельнометаллических вагонов. Через 2, 4, 6 дней и позже на обработанные аэрозолями пластинки подсаживали на разные сроки клопов и тараканов, которых после этого помещали в чистые сосуды.
Результаты непосредственного действия аэрозолей ДДТ на насекомых, находившихся в малодоступных для проникновения аэрозолей условиях (высокие химические стаканы), следующие: паралич у клопов наступал через 1 —12 часов, а гибель — через 30—50 часов; паралич у тараканов — через 5—20 часов и смерть — через 40—70 часов.
Поверхности, обработанные аэрозолями ДДТ при расходе на 1 м3 0,4 г, сохраняют остаточное действие на клопов до 15 дней, на тараканов до 7 дней и летающих насекомых до 20 дней.
При использовании в качестве растворителя флицида сроки гибели насекомых несколько сокращаются. Добавление к растворам ДДТ масел, как это рекомендуется некоторыми авторами и нашими данными, оказывает положительное влияние на удлинение остаточного действия.
Кратность обработки вагонов аэрозолями ДДТ определяется длительностью остаточного действия обработанных поверхностей с учетом постепенного накопления на них кристаллов ДДТ. На этом основании, учитывая специфические условия, существующие в пассажирских вагонах, обработка должна в теплое время года производиться 3 раза в месяц и в холодное время — 2 раза.
Поверхности, обработанные аэрозолями, оставались сухими.
Для выяснения влияния аэрозолей различных растворителей на оборудование и внутренние поверхности вагонов в них размещали образцы материалов, употребляемых при изготовлении вагонов. Для сравнения одну часть образцов плотно покрывали бумагой, а другую оставляли доступной для осаждения на ней аэрозолей. Образцы неоднократно подвергали воздействию аэрозолей. Наблюдения за образцами и поверхностью вагонов показали, что лишь после 12-кратной обработки аэрозолями 15% раствора ДДТ на скипидаре появлялся едва заметный беловатый налет, который легко стирался как с полированных, так и с никелированных поверхностей. Поверхности, обработанные аэрозолями из раствора ДДТ на флициде, покрывались более заметным налетом. Однако и этот налет после стирания не оставлял видимых следов.
Дальнейшее увеличение концентрации ДДТ в указанных растворителях приводило к более интенсивному покрытию поверхностей налетом. В связи с этим в целях предупреждения возможности покрытия поверхностей налетом концентрация ДДТ в скипидаре уменьшена до 10% и во флициде до 8%. Количество раствора, расходуемого на вагон, соответственно увеличено.
Нами было опробовано получение аэрозолей ДДТ из различных весьма ценных растворителей (ацетон, циклогексанон и др.). Однако многие из них дефицитны и практическое использование их, несмотря на высокие качества, невозможно. Поэтому в практической работе мы были вынуждены выбрать наиболее доступные и дешевые растворители. От применения аэрозолей из эмульсий ввиду наличия в них влаги во избежание порчи фанерованных поверхностей вагона мы были вынуждены отказаться.
Расход сжатого воздуха на дезинсекцию вагонов, учитывая мощность существующих компрессорных установок, питающих колонки на
железнодорожных путях сжатым воздухом, по заключению авторитетных специалистов дороги, ничтожен.
Положительными сторонами рекомендуемого метода получения аэрозолей также являются: полное использование препарата ДДТ, что не имеет места при получении аэрозолей в виде дымов; отсутствие каких-либо следов на поверхностях вагона дает возможность уборку и мойку вагонов заключать дезинсекцией аэрозолями; низкая стоимость необходимого оборудования, состоящего только из резинового шланга и пистолета-распылителя; простота включения в воздуховодную сеть, требующая всего 1—2 минуты.
Учитывая токсичность растворов ДДТ, персонал проводит работу в резиновых перчатках, респираторах и очках, находясь вне сферы распространения аэрозолей.
Главное врачебно-санитарное управление МПС СССР, основываясь на заключении Центральной научно-исследовательской лаборатории гигиены и эпидемиологии МПС СССР, Технического совета дороги и отзывах специалистов, утвердило инструкцию по аэрозольному методу дезинсекции пассажирских вагонов. В настоящее время аэрозольная обработка вагонов внедрена в практику работы на Октябрьской железной дороге.
Аэрозольный метод обработки вагонов может и должен заменить влажную и порошковую дезинсекцию и, несомненно, постепенно вытеснит и газовую профилактическую дезинфекционную обработку, проведение которой на большей части сети железных дорог невозможно, так как газация цельнометаллических вагонов сернистым ангидридом запрещена, синильная же кислота применяется весьма ограниченно и только в исключительных случаях.
Выводы
1. Наличие на парковых экипировочных путях воздуховода со сжатым воздухом дает возможность проводить дезинсекцию вагонов аэрозолями.
Использование сжатого воздуха для получения аэрозолей возможно путем присоединения резинового шланга к воздухопроводу, соединяющему вагоны.
2. Распыление раствора целесообразно проводить при помощи пистолетов-распылителей, применяемых в строительной практике. Пистолет-распылитель обеспечивает превращение раствора в туманообразное состояние с величиной частиц от 4 до 20 ц. Направленность факела, с силой выбрасываемого в месте гнездования, обеспечивает высокий дезинсекционный эффект. Время обработки одного вагона — 5 минут.
3. Систематическая импрегнация вагонов и оборудования растворами ДДТ в виде аэрозолей дает возможность отказаться от профилактической порошковой и газовой дезинсекции, имеющих крупные недостатки.
4. Проведение дезинфекционной обработки вагонов аэрозолями непосредственно на экипировочных путях устраняет необходимость подачи их на дезинфекционные пути и сокращает простой вагонов под обработкой.
ЛИТЕРАТУРА
Вашков В. И. и Долинская Т. Ю., Инсектицидные свойства аэрозолей, хлорированных фенолов и хлорированных бензолов. Труды Центр, н.-и. дезинфеки. ин-та, М., 1951, № 7, 165—171,—В а ш к о в В. И., Погодина Л. Н. и Долинская Т. Ю., Инсектицидные свойства аэрозолей ДДТ, Труды Центр, н.-и. дезинфекц. ин-та, М„ 1949, № 5.— 171 —181—К о н д р а ш о в а К. Д.. К вопросу о длительности действия препаратов ДДТ и ГХЦГ на различных поверхностях, Труды Центр, н.-и. дезинфекц. ин-та, М., 1951, № 7, 152—156.—К о р о в и н Ф. Т. и Николаев Б. Н:, Мед. гтаразитол. и паразитарн. бол., 1949, № 6. стр. 562—566.—Муравьев М. И., К вопросу об использовании аэрозолей для камерной дезинсекции вещей, Труды Центр, н.-и. дезинфекц. ин-та, М., 1951, № 7, 134—139.—Т у р и ч М. Л., Мед. пара-зитол. и паразитарн. бол., 1950, № 5, 468—472.
Поступила 21/1У 1954 г.
т5г -й- -й-