Научная статья на тему 'Опыт применения масляной инсектицидной краски в жестких пассажирских вагонах'

Опыт применения масляной инсектицидной краски в жестких пассажирских вагонах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
27
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт применения масляной инсектицидной краски в жестких пассажирских вагонах»

Рис. 2. Сетка. Рис. 3. Автоклав в разрезе, загруженный

Вид сверху посудой

а — чашки Петри

екая трубка высотой 10—12 см и шириной в зависимости от диаметра пароотводного отверстия (рис. 1).

Трубка устроена так, чтобы ее при желании можно было легко удалить. Кроме того, на дно кожуха автоклава опускают плоскую, дискообразмую проволочную сетку со свободным (пространством в средней ее части для прохождения трубки (рис. 2).

Сетку делают с ножками; от дна она _

должна отстоять на 5—7 см, а от боковых

стенок автоклава—на 0,5 см (рис. 1). /У^

Данный способ оказался очень удоб- /уС х\

ным для подготовки чашек Петри. Раскрытые чашки с культурами переворачивают и складывают вместе рядами на сетке вокруг трубки; крышки опрокинуты покровной стороной также вниз. При этом чашки и крышки к ним укладывают не сплошными рядами, а ячейками с таким расчетом, чтобы между ними остались некоторые зазоры (рис. 3). На чашки можно ставить прочую посуду с культурами — пробирки, флаконы и т. п. Ставить эту посуду жела-

тельно пробками кверху во избежание излишнего увлажнения и порчи пробок покипевшей массой сред.

Заполнив автоклав посудой, его герметически закрывают и приводят в действие. Для (уничтожения юультур давление доводят до 0,5 добавочной атмосферы и выдерживают в течение 20—25 минут. За это время агаровая среда чашек Петри вместе с убитыми культурами стекает «а дно автоклава. После гибели культур автоклав переводят на 15—20 минут на работу с текучим паром. По истечении этого срока, не дожидаясь охлаждения автоклава, крышку его откидывают и приступают к выгрузке посуды. Пробирки и флаконы освобождают дт убитых культур путем слива, затем посуду споласкивают теплой водой и складывают для просушки. Чашки Петри, освобождаясь в процессе автоклавирования от отработанных культур, обыкновенно бывают чистыми и прозрачными. Их достаточно один раз сполоснуть водой и после просушки и стерилизации их можно использовать снова для разливки сред. Для подогрева воды можно с успехом использовать текучий пар автоклава, пропуская его через шланг в воду.

-Й- -¿Г -к

П. И. Никитин и Н. И. Фомичева

Опыт применения масляной инсектицидной краски в жестких пассажирских вагонах

На основании положительных результатов, полученных при испытании инсекти-■идных свойств масляных красок, содержащих ДДТ, нами были поставлены опыты с инсектицидными красками в практических условиях. С этой целью два жестких вагона были окрашены масляной краской на олифе оксоль, в состав которой был введен ДДТ в количестве 10 и 5%. В опытах применялся технический ДДТ. Для более равномерного распределения инсектицида в краске сначала готовился концентрат на олифе, содержащий 60% ДДТ. Последний при этом измельчался и растирался в фарфоровой ступке с олифой до получения однородной массы, которая добавлялась в краску в количестве 10 и 5%. Краски тщательно перемешивались и наносились

в один слой на стены, перегородку, полы, скамьи. Скамьи с нижней стороны прокрашивались только вдоль поперечных планок. Потолки красились белилами без ДДТ.

На первый вагон было «»расходовано 50,4 кг инсектицидной краски-(с содержанием 10% ДДТ), на другой вагон при наличии в краске 5% ДДТ было израсходовано 47,3 кг. На 1 м2 обработанной поверхности приходилось в первом случае 14 г, а во втором — 6,6 г препарата ДДТ.

Вагоны были отправлены в очередные рейсы и по прибытии подверглись тщательному осмотру. Одновременно находились поя наблюдением в качестве контроля вагоны, прошедшие годовой ремонт с покраской без ДДТ.

В первом вагоне, окрашенном масляной краской с содержанием 10% ДДТ, в течение 210 дней (7 месяцев) клопов не было обнаружено. После возвращения вагона из первого рейса было установлено, что поверхности, окрашенные инсектицидной краской, сплошь покрыты пятнами светлосерого цвета (напоминающими плесень), появившимися в результате выкристаллизовывания ДДТ из краски. После протирания тряпками, смоченными в керосине, пятна исчезали, но через некоторое время появлялись снова. Краска казалась явно испорченной. Однако по мере эксплоатации вагона количество пятен постепенно уменьшалось; через 3 месяца на открытых местах они почти совершенно исчезли и сохранялись только под скамьями.

В другом вагоне, окрашенном масляной краской, содержащей 5% ДДТ, за 12 дальних рейсов в течение 250 дней при самом тщательном осмотре было обнаружено всего 7 клопов. При этом клопы оказались в местах, не подвергшихся окраске с инсектицидом, а именно на нижней стороне нижних полок. На всех же других поверхностях вагона, где была применена инсектицидная краска, насекомых обнаружено не было. Это подтвердило высокую инсектицидность масляной краски с 5% ДДТ и в то же время указало на необходимость красить вагон без пропуска отдельных участков, мало доступных окрашиванию. Наличие в краске 5% ДДТ не отразилось на качестве краски.

В двух контрольных вагонах, эксплоатировавшихся »также на дальних маршрутах (Москва — Владивосток), сделавших по 16—19 рейсов в течение 8 месяцев, клопы обнаруживались, как правило, после каждого рейса. За указанный срок в этих вагонах было проведено от 4 до 7 влажных дезинсекций нафтализолом и 4—5 газовых дезинсекций сернистым ангидридов.

В двух других контрольных вагонах, эксплоатировавшихся на коротких маршрутах и сделавших по 56—93 рейса в течение 7 месяцев, клопы также обнаруживались. За указанное время в этих вагонах была до двух раз проведена влажная дезинсекция и до двух раз газация сернистым ангидридом. При применении инсектицидных красок клопы отсутствовали в вагонах в течение 10 месяцев эксплоатации без дополнительных дезинсекционных мероприятий.

Выводы

1. Инсектицидная масляная краска с содержанием 5% ДДТ (на олифе оксоль), примененная для внутренней покраски вагонов, обеспечивает высокую инсектицидную эффективность в течение 10 месяцев непрерывной эксплоатации вагона.

2. При содержании ДДТ в масляной краске в количестве 10% происходит сильное выкристаллизовывание ДДТ, в результате чего окрашенные поверхности на длительное время (до 3 месяцев) приобретают белесоватый цвет.

3. В целях полной защиты вагона от насекомых следует покрывать инсектицидной краской все поверхности, которые могут явиться местами обитания насекомых.

-А" -А- -¿г

СЪЕЗДЫ, СОВЕЩАНИЯ, КОНФЕРЕНЦИИ, НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА

Из деятельности Всесоюзного научного общества

гигиенистов

8—9.ХП.1950 г. в Москве состоялся второй пленум правления Всесоюзного научного общества гигиенистов с участием членов правления местных отделений общества.

Пленум заслушал и обсудил: 1) отчетный доклад председателя правления Всесоюзного общества гигиенистов действительного члена Академии медицинских наук СССР проф. А. Н. Сысина «О работе Всесоюзного научного общества гигиенистов за 1940—>1960 гг.» и содоклад председателя правления Ленинградского отделения действительного члена Академии медицинских наук СССР проф. 3. Г. Френкеля «О работе Ленинградского отделения Всесоюзного общества гигиенистов»; 2) докладдействитель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.