Проф. П. Д. Винокуров
К вопросу о практических занятиях студентов лечебного факультета по гигиене1
Из кафедры общей гигиены I Московского ордена Ленина медицинского института
В связи с перестройкой преподавания медицинских дисциплин проф. А. Ф. Стояновский своевременно поднял имеющий большое значение вопрос о направлении и содержании практических занятий по гигиене студентов общих и профилированных лечебных факультетов.
Действительно, разработкой программы практических занятий по гигиене методические центры по подготовке врачебных кадров до настоящего времени совершенно не занимались. Организация этих занятий предоставлена полностью на усмотрение заведующих кафедрами, которые обычно действуют соответственно своим личным склонностям и в зависимости от оснащения кафедр.
Основой для организации занятий мог бы служить практикум по гигиене или какое-либо другое учебное пособие. Однако в настоящее время имеется только одно не отвечающее современным требованиям руководство для практических занятий студентов проф. А. А. Хруста-лева, которое подвергается совершенно правильной критике со стороны А. Ф. Стояновского; руководства других авторов — В. А. Волжинского, Н. К. Шифрина — были изданы небольшим тиражом и теперь исчезли с книжного рынка. В статье А. Ф. Стояновского мы не находим, к сожалению, решения поставленного им в общей форме вопроса, так дак он не выдвигает никаких конкретных предложений.
Первоочередной задачей в реорганизации преподавания практического курса гигиены на лечебных факультетах, повидимому, нужно считать пересмотр направления и содержания тех работ, которые студенты выполняют на кафедре гигиены в настоящее время. По существу эти работы носят характер экспертизы по самым разнообразным вопросам практической гигиены: по разделу гигиены воды и водоснабжения, например, они преследуют цель научить студентов гигиенической оценке питьевой воды, получаемой из рек, озер и колодцев; по разделу гигиены питания — научить студентов определять неполноценность, фальсификацию, а также порчу пищевых продуктов,- по разделу гигиены труда — определять вредности окружающей среды в условиях производства и т. д. В качестве критерия гигиенической ценности того или другого объекта исследования обычно используется или соответствующий государственный стандарт, или постановление, инструкция и указания ведомственных органов.
Такой стиль практических занятий по гигиене сохраняется у нас более полувека, начиная со времен А. П. Доброславина и Ф. Ф. Эрис-мана и периода деятельности ведущего русского гигиениста Г. В. Хло-пина, который в свое время создал многотомное руководство по практическим работам для врачей и студентов. Как показывает опыт, этот метод ведения практических занятий значительно отстает от преподавания теоретического курса гигиены, который изменяется в соответствии с требованиями жизни.
В настоящее время имеется определенный разрыв между содержанием теоретического и практического курса гигиены для студентов лечебного факультета. Положения теоретического курса гигиены, формулируемые на основе физиологического учения и ряда данных клинической медицины, фактически не находят подкрепления в практических
1 Печатается в порядке обсуждения. Ред.
занятиях. В этом и состоит порочность той системы преподавания практического курса, о которой говорит А. Ф. Стояновский.
В результате создавшейся традиции уделять преимущественное внимание гигиенической экспертизе объектов и факторам внешней среды, что к тому же в значительной степени было доверено химикам, биологам, фармацевтам, инженерам, на кафедрах гигиены в настоящее время нет ни оборудования, необходимого для проведения физиологических, биохимических и клинических исследований, ни методических материалов, ни подготовленных кадров подсобного персонала. Традиционный учебный план лечебного факультета также не дает возможности рационально перестроить курс практических занятий, чтобы воспитать у студентов сознание единства лечебной и профилактической медицины в советской системе здравоохранения и дать им конкретные примеры их будущей профилактической работы. Повидимому, именно на эти звенья и необходимо обратить основное внимание, учитывая опыт согласованной лечебной и профилактической работы, которым мы располагаем в данное время. Таким образом, при реорганизации практического курса гигиены на лечебных факультетах в соответствии с современными задачами гигиенической науки необходимо прежде всего пересмотреть содержание и направление практических занятий студентов, учебный план преподавания гигиены, а также непосредственно связанное с ним штатное расписание персонала гигиенических кафедр.
В дореволюционный период при малочисленности санитарной организации и при почти полном отсутствии санитарно-технического аппарата, который был представлен лишь несколькими частными предприятиями и конторами подрядчиков, каждый врач, в особенности сельский, должен был выполнять некоторую часть санитарной и санитарно-техни-ческой работы. В настоящее время при наличии в стране мощной санитарной организации, мощных санитарно-технических аппаратов, обслуживаемых многочисленными кадрами высококвалифицированных техников, вопрос о степени знакомства лечащего врача с техническими приемами санитарной работы должен быть пересмотрен.
Несомненно, что некоторыми санитарно-техническими знаниями лечащие врачи должны располагать для их общей ориентировки в характере внешней среды. Однако ряд сохранившихся еще в программах гигиены для лечебных факультетов вопросов из области водоснабжения, очистки и планировки населенных мест, санитарного почвоведения, сани-тарно-пищевого товароведения, санитарно-технического обеспечения промышленных предприятий может быть исключен из современных программ преподавания гигиены и связанные с ними практические занятия студентов могут быть полностью сняты.
Вместе с тем целесообразно включить для практического изучения ряд таких вопросов, которые отсутствуют в программах, но знакомство с которыми необходимо в повседневной деятельности лечащего врача. К ним относятся, например, вопросы из области промышленной токсикологии, так как именно в этой области особенно ясно выступает связь патологии организма со средой. Здесь возможно проведение экспериментов, которых так недостает в практических занятиях по гигиене, хотя она и продолжает называться экспериментальной.
Учебно-практическую работу студентов целесообразно в значительной ее части перенести из лаборатории на объект — в школу, столовую, на предприятие, в больницу, поликлинику — с¥ем, чтобы научить студентов разбираться в сложных явлениях внешней среды и учитывать те факторы ее, которые в конкретной обстановке влияют на организм человека.
Структура преподавания практическосо курса гигиены студентам лечебного факультета представляется, таким образом, следующей: в течение 7-го семестра (18 недель) студенты изучают лабораторную
методику гигиенического исследования внешней среды, продуктов питания и питьевой воды, а весь 8-й семестр (12 недель) посвящают работе-на объектах по специальным программам, параллельно изучая дополнительные клинические и биохимические методики, которые нужны для исследований в области промышленной и бытовой токсикологии.
В конце года студенты сдают экзамен, цель которого заключается в проверке усвоения ими общих положений гигиены как основной профилактической дисциплины и овладения методикой исследования факторов-внешней среды, а также реакций организма на действие этих факторов..
Через два года студенты сдают экзамен в государственной испытательной комиссии, задачей которого является установить, насколько они подготовлены к выполнению профилактической врачебной работы; поэтому на государственном экзамене учитываются суммарные знания студентов в области гигиены, эпидемиологии и организации здравоохранения. Однако существующий учебный план далеко не обеспечивает полноценной подготовки студентов в этом направлении, так как в течение двух лет они не имеют никаких обязательных работ по гигиене. Совершенно очевидно, что этот дефект должен быть устранен.
Ввиду того что в советской системе здравоохранения лечебная и профилактическая медицина неразрывно связаны друг с другом, преподавание клинических дисциплин на V и в особенности на VI курсе должно проводиться при тесном контакте клинических кафедр с кафедрой гигиены. Только на конкретном материале можно научить студентов клинически мыслить, учитывая влияние факторов внешней среды на развитие патологического процесса, устранять вредное влияние этих факторов, смягчать их действие и т. д. Поэтому одной из основных задач нужно считать включение вопросов гигиены в той или иной форме в занятия студентов V и VI курса. С этой целью кафедра гигиены может участвовать, во-первых, в организации летней производственной практики студентов при переходе их с IV на V курс и в разработке материалов этой практики на V курсе путем семинарских занятий. Во-вторых, гигиеническая работа как элемент диспансерного обслуживания населения может проводиться на VI курсе, когда студенты работают в качестве субординаторов, курируя больных.
При этих условиях в порядке выяснения этиологии ряда заболеваний, характера интоксикаций, поражений органов чувств, повреждений кожных покровов и тому подобных случаев патологии, зависящей от внешней среды, студенты имеют полную возможность сочетать на практике лечебную и профилактическую работу, выполняя самостоятельно' под общим руководством кафедры гигиены необходимое гигиеническое обследование и делая практические выводы для улучшения условий внешней среды и оздоровления соответствующего коллектива.
При такой организации преподавания гигиены на трех последних курсах медицинских институтов — на одном как на подготовительном и на двух для проведения практических занятий в сочетании с работой лечащего врача — подготовка врачей в области профилактики будет гораздо более совершенной, чем в настоящее время, поскольку прохождение теории профилактических дисциплин будет сочетаться с практикой лечебной работы. Эта система требует незначительной перестройки учебного плана V и VI курса и соответственно штатного расписания гигиенических кафедр лечебного факультета.
Разделяя в общем взгляды А. Ф. Стояновского на преподавание практического курса гигиены студентам лечебных факультетов, в настоящей заметке мы имели в виду поставить на обсуждение некоторые вопросы, непосредственно связанные с перестройкой преподавания, исходя из новых установок в области медицинской науки и практики.
т* & * _