Научная статья на тему 'ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ-ГИГИЕНИСТОВ И ЭПИДЕМИОЛОГОВ'

ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ-ГИГИЕНИСТОВ И ЭПИДЕМИОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ-ГИГИЕНИСТОВ И ЭПИДЕМИОЛОГОВ»

вительность анализа 1 нг для плазменно-ионизационного детектора и 0,001 нг для электронно-захватного детектора. Один из выпускаемых фирмой приборов предназначен для анализа концентрации ацетилена и других углеводородов в воздухе. Приборы применяются для санитарного контроля атмосферного воздуха вокруг заводов, занятых производством жидких и сжатых газов из воздуха. В результате исследований установлено, что применение газовой хроматографии или суммирующего пламенно-ионизационного датчика является наиболее эффективным для определения углеводородов в воздухе.

Ряд интересных исследований осуществляется также в Институте технической физики Академии наук ГДР, на физическом и химическом факультетах университета в Ростоке и в научно-методическом пункте при поликлинике района Фридрихзайна в Берлине.

В настоящее время в ГДР активно ведется подготовка проекта закона об охране природы, составляющего содержание статьи 5 конституции республики.

Поступила 21/У 1970 г

ДИСКУССИИ И ОТКЛИКИ ЧИТАТЕЛЕЙ

УДК 613/614:378.661

ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ-ГИГИЕНИСТОВ И ЭПИДЕМИОЛОГОВ

Профессора Н. И. Баранник, И. П. Барченко, Р. Д. Габович и Е. И. Гон-чарук, доц. Ю. Д. Гоц, проф. И. Н. Моргунов, доценты С. С. Познанский И. И. Слепушкина, профессора И. М. Трахтенберг и Г. X. Шахбазян

Киевский медицинский институт

До настоящего времени учебный план санитарно-гигиенических факультетов был универсальным для всех студентов, специализация же складывалась в процессе дальнейшей практической деятельности и закреплялась в институтах усовершенствования врачей. В результате изменений учебного плана 1960 г. количество часов, отведенных на изучение профильных гигиенических дисциплин, а также общей гигиены и эпидемиологии, в последние годы несколько сократилось, тогда как требования к санитарной компетенции во всех областях народного хозяйства и при осуществлении социальных мероприятий чрезвычайно повысились.

Анализ учебных планов показал, что во всех вузах часы занятий распределяются так: на общетеоретический курс обучения отводится около 50%, на общепрофессиональный цикл — 15—20% и на специально-профессиональный цикл около — 35% часов.

Принцип преобладания основных дисциплин нарушен в учебном плане санитарно-гигиенического факультета. Здесь по действующему типовому плану (1965) специально-профессиональный цикл, включающий эпидемиологию с медицинской паразитологией, дезинфекцией и индикацией патоген-

ных микробов, социальную гигиену с курсами санитарной статистики, организации здравоохранения и истории медицины, гигиену питания, труда, детей и подростков и коммунальную гигиену, занимает лишь около 25% общего учебного времени.

При этом в учебных планах и программах профильных дисциплин санитарно-гигиенического факультета интегрируются данные и методы многих наук, таких, как гельминтология, зоология, вирусология и иммунология (в эпидемиологии), гидрогеология, гидрология, санитарная техника и архитектура (в коммунальной гигиене), технология производства разных отраслей промышленности и сельского хозяйства, светотехника и акустика (в гигиене труда), витаминология и технология производства пищевых продуктов (в гигиене питания), психология и педагогика (в гигиене детей и подростков). Поэтому вряд ли учебный план 1965 г. может обеспечить должное преподавание профильных дисциплин на санитарно-гигиеническом факультете в условиях все возрастающих требований к знаниям и практической деятельности санитарного врача.

Как известно, деятельность современного санитарного врача и эпидемиолога все больше требует от него систематического изучения влияния условий жизни (труда, быта и т. д.) на здоровье различных групп населения, разработки и планирования оздоровительных мероприятий, квалифицированного предупредительного и текущего санитарного надзора, проведения противоэпидемических мероприятий. Подобный характер работы врачей-профилактиков предполагает усиливающееся влияние санитарной службы на все стороны хозяйственного и культурного строительства. А для этого нужен специалист, преданный санитарно-противоэпн-демическому делу, подготовленный для успешной профилактической деятельности с широким научным и общественным кругозором, с более широким, чем сегодня, диапазоном знаний и навыков, сознающий важность их постоянного пополнения.

Научно-технический прогресс, бурное развитие социалистического народного хозяйства, в частности такой области его, как пищевая индустрия, огромные масштабы жилищно-коммунального строительства, рост благоустройства сел, совершенствование обучения и воспитания молодого поколения, борьба за ликвидацию одних и резкое снижение других болезней, массовая эффективная диспансеризация населения, глубокое и широкое претворение в жизнь принципа единства профилактики и лечения все настойчивее выдвигают и будут выдвигать перед санитарными врачами новые сложные задачи, которые должны решаться на качественно новом уровне. Много новых и ответственных задач встает перед санитарной службой в связи с «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении».

В нынешних условиях развитие санитарно-противоэпидемического дела не может идти иным путем, кроме как путем специализации. Так, анализ данных о состоянии санитарных кадров в УССР показывает, что отмечается вполне отчетливая тенденция к специализации их в сети санитарно-эпидемиологических учреждений. Представление об этом дает таблица.

Все изложенное побудило нас разработать новый индивидуальный (для Киевского медицинского института) учебный план, по которому санитарно-гигиенический факультет по согласованию с ГУМЗ Министерства здравоох-

Данные о специализации врачей в санэпидстанциях Украины

Число штатных долж-

ностсй в санэпид-

Профиль станциях УССР

1960 г. 1965 г. 1970 г.

Общая санитария ...... 185 244 262

Промышленная санитария . . . 276 383 510

Коммунальная » . . . . 310 421 555

Пищевая » ... . 338 533 664

Школьная » . . . 163 236 284

Эпидемиология ....... 1 058 1 579 1 792

Бактериология ....... 1 002 1 295 1 399

ранения СССР и с разрешения УУЗ Министерства здравоохранения УССР работает с 1968/69 учебного года. Особенности его сводятся к следующему. На уровне учебного плана 1965 г. полностью сохранено количество часов, отведенных на преподавание общетеоретических и клинических дисциплин, введено изучение ряда новых дисциплин, таких, как общая (неинфекционная) иммунология, оперативная хирургия, основы стоматологии и математическая статистика с элементами высшей математики.

Количество учебных часов на общесанитарном цикле обучения увеличено до того уровня, какой предусмотрен учебным планом 1960 г. по 5 профильным дисциплинам (коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков, гигиена труда, гигиена питания, эпидемиология), а также по общей гигиене (по сравнению с планом 1965 г. на 26 часов больше), аналитической химии (на 23 часа) и инфекционным болезням (на 23 часа). На XII семестре введена первичная профилизация по 6 дисциплинам — коммунальной гигиене детей и подростков, труда и питания, эпидемиологии и микробиологии.

Количество часов, добавленных на преподавание профильных дисциплин и профилизацию, изыскано в учебном плане 1965 г. за счет времени, отведенного на преподавание профильных дисциплин на XII семестре, за счет увеличения продолжительности учебной недели до 36 часов на всех семестрах (за исключением I семестра), за счет сокращения производственной практики после X семестра с 6 до 4 недель с переносом последних на июль. Учебный план предусматривает подготовку врачей-гигиенистов и эпидемиологов с интернатурой.

Учебные программы профилизации на разных кафедрах различны, но все они предусматривают следующие виды занятий: лекции (1 раз в неделю) по вопросам, не освещенным во время учебы на X11 семестре (лекции читают специалисты из научно-исследовательских гигиенических и смежных институтов, опытные санитарные врачи), участие в санитарной экспертизе проектов и отводе земельного участка, надзоре в процессе строительства, участие в комиссиях по приему построенных объектов, текущий санитарный надзор, включая углубленное санитарное обследование объектов с применением санитарно-лабораторных методов, выполнение тематических заданий, работа в лаборатории по освоению методик, применяемых по данной специальности (около 1 месяца), работа в качестве субординаторов на санэпидстанциях.

Проведенные совместно со студентами методические совещания говорят о том, что переход на профилизацию себя оправдал; в основном подтвердилась рациональность и реальность программ ее. Введение профилизации способствовало повышению качества подготовки санитарного врача. Расширился круг знаний будущих специалистов путем получения ими современных сведений из области смежных дисциплин. Например, введение профилизации по коммунальной гигиене позволило детально познакомить студентов с организационными сторонами деятельности санэпидстанции, а также с организацией и содержанием работы ее коммунальной группы. Студенты смогли приобрести практические навыки предупредительного санитарного надзора, участвуя в работе комиссий по отводу земельных участков, вели наблюдения за ходом строительства различных объектов, участвовали в комиссиях по приемке зданий, в работе санитарно-технических советов, самостоятельно осуществляли санитарную экспертизу проектов водоснабжения, канализации, планировки населенных мест, жилых и общественных зданий и т. д.

Работая в качестве субординаторов в коммунальных отделах санэпидстанций, студенты получили возможность проводить самостоятельные обследования самых различных коммунальных объектов, посетив научные и практические учреждения коммунального профиля, и ознакомиться с их работой, а также овладеть новыми сложными методами инструментально-лабораторного исследования (спектрофотометрическим, хроматографи-ческим, люминесцентным и др.). Двухнедельная работа в Донбассе позво-

лила студентам побывать на ряде промышленных объектов и изучить особенности работы коммунального врача в промышленных районах. Благодаря введению профилизации студенты смогли углубить свои теоретические и практические знания на лекциях по смежным дисциплинам, которые читают высококвалифицированные специалисты, путем непосредственного контакта с практическими коммунальными врачами и чтения отечественной и зарубежной литературы.

Введение профилизации по коммунальной гигиене ни в коей мере не отразилось, по нашему мнению, на общей подготовке студента-выпускника как общесанитарного врача, потому что специализация обогатила его крайне важными для него знаниями в области предупредительного санитарного надзора, водоснабжения, канализации и т. д. Аналогичная профилизация проведена по гигиене труда детей и подростков, питания, бактериологии и эпидемиологии.

Будущие специалисты всех профилей хорошо усвоили особенности применения общих и частных методик исследования при комплексном изучении конкретных гигиенических и эпидемиологических вопросов.

Самостоятельная работа студентов при профилизации вызывает у них потребность более осмысленного и глубокого познания нужных для них сведений, заставляет их повышать свой теоретический уровень, что крайне важно на современном этапе развития гигиенической науки. Полученные студентами знания во время профилизации могут служить основой их самостоятельной работы по соответствующим специальностям, но не исключают целесообразности интернатуры на 7-м году обучения.

Опыт преподавания по учебному плану, разработанному в Киевском медицинском институте, по сравнению с типовым планом 1965 г. позволяет нам высказать ряд общих пожеланий, направленных на улучшение подготовки санитарных врачей.

1. Необходимо разработать и утвердить на 5—8 лет типовой учебный план санитарно-гигиенического факультета.

2. Государственный экзамен на санитарно-гигиеническом факультете целесообразнее проводить в виде защиты студентом дипломной работы комплексного характера, выполнение которой должно быть органически связано с обучением на XII семестре. При этом сокращается продолжительность экзаменационного периода и соответственно удлиняется на 1 месяц обучение на XII семестре. При проведении государственных экзаменов дипломная работа будет в отличие от курсовых экзаментов призвана играть прежде всего прогностическую роль, устанавливать, в какой мере выпускник вуза творчески подготовлен к предстоящей профессиональной деятельности в качестве санитарного врача.

3. В ближайшие годы на санитарно-гигиенических факультетах 3—4 вузов следует ввести интернатуру на 7-м году обучения с постепенным охватом ею всех таких факультетов страны.

4. Необходима систематическая разработка в общесоюзном масштабе потребности санитарных врачей по профилям, а распределение окончивших санитарно-гигиенические факультеты должно вестись целенаправленно, исходя из этой потребности.

5. Необходима научная разработка характеристики производственных функций санитарных врачей различных специальностей с учетом общих перспектив развития санитарно-эпидемиологического дела.

6. Следует пересмотреть существующую форму связи санитарно-гигиенических факультетов с базовыми санэпидстанциями, имея в виду совершенствование этих связей и укрепление базовых санэпидстанций.

7. Следует пересмотреть систему оснащения кафедр санитарно-гигиенических факультетов и базовых санэпидстанций аппаратурой, имея в виду создание возможностей для каждого студента пользоваться необходимым оборудованием как при прохождении общего курса, так и во время профилизации.

8. Нужно принять меры по обеспечению кафедр санитарно-гигиенических факультетов счетно-вычислительной техникой, учебными фильмами, действующими моделями санитарно-технических установок и другими наглядными пособиями.

9. Наконец, следует подготовить и издать учебник пропедевтического курса гигиены для санитарно-гигиенических факультетов — учебник «Общей гигиены» и соответствующий практикум.

Поступила 29/У1 1970 г.

УДК 613.5:691.175(049.3)

ПО ПОВОДУ СТАТЬИ Д. Н. ЛОРАНСКОГО И СОАВТОРОВ «ПРИНЦИП ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ»1

Доктор мед. наук А. И. Корбакова, канд. мед. наук Н. И. Шуйская

(Москва)

Д. Н. Лоранский и соавторы подняли ряд вопросов, имеющих важное методологическое значение для гигиенической науки, в частности вопрос о недопустимости содержания в воздухе жилых помещений каких-либо вредных химических веществ и о регламентации полимеров, используемых в строительстве.

Выдвигаемое авторами требование об абсолютной чистоте воздуха жилых и общественных помещений (детские учреждения, больницы и пр.) справедливо. Дело только в способах осуществления этого требования.

Анализ данных литературы и наш собственный опыт указывают на то, что полимерные изделия, как правило, служат источником выделения летучих веществ: свежеприготовленные образцы — за счет исходных веществ и продуктов их взаимодействия; бывшие в эксплуатации образцы — за счет естественного старения или частичной деструкции материала.

К сожалению, в печати мало сообщается об образцах полимерных строительных материалов, из которых не выделяются токсические вещества. Однако степень выделения этих веществ из различных полимеров весьма различна. Известно также, что в ряде случаев миграция токсических веществ из полимера с течением времени снижается. Сроки эти колеблются от 30 до 90 дней и более (по данным разных авторов). Следовательно, наилучшими в гигиеническом отношении образцами являются такие полимеры, из которых выделяются небольшие концентрации летучих веществ в течение короткого времени. Отсюда возникает необходимость строгой регламентации полимеров, т. е. установления нормативов допустимого выделения низкомолекулярных компонентов из синтетических полимерных материалов в окружающую их среду (воздушную и водную).

Большинство исследователей в качестве гигиенического критерия при оценке токсичности полимерных строительных материалов принимает ПДК для атмосферного воздуха. По нашему мнению, такой подход не может считаться правильным, так как из полимера выделяется в контактирующую с ним среду сложная химическая смесь обычно полностью нерасшифрованного состава. Токсичность такой смеси чаще всего не совпадает с токсичностью отдельных компонентов, определяемых в ней химическими методами.

Так, в наших опытах с водными вытяжками из резины, содержащей тиурам в количестве 0,1 мг/л, наблюдалась гибель всех подопытных рыб в течение месяца. Равное количество тиурама, добавленное на 1 л воды в аквариум, вызвало у рыб нарушение эритропоэза спустя 2 недели от начала эксперимента. Однако гибели рыб в течение месяца не отмечалось.

В связи с изложенным необходимо перед внедрением полимерных материалов по назначению (вода и пища, воздух, полимеры медицинского наз-

1 Гигиена и санитария, 1970, № 5. с. 51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.