Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЕ НА 12-м СЕМЕСТРЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ'

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЕ НА 12-м СЕМЕСТРЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЕ НА 12-м СЕМЕСТРЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ»

как правило, демонстрируются (как бы в качестве дипломных работ) на государственных экзаменах, особенно в сомнительных случаях. Кроме тематических работ, студенты в конце практики сдают ассистенту-куратору кафедры дневник и характеристику, заверенную куратором и главным врачом санэпидстанции.

Как показывает многолетний опыт, изложенные нами принципы и методика проведения профильной производственной практики на 12-м семестре позволяют студентам не только знакомиться с содержанием и приемами работы санитарных врачей, но и непосредственно, а часто самостоятельно, участвовать в ней, что резко повышает эффективность производственной практики. Вместе с тем профильный принцип производственной практики вовсе не рассматривается как шаг на пути к профили-зации подготовки санитарных врачей; студенты предупреждаются, что прохождение ими производственной практики на той или иной кафедре вовсе не влияет на распределение студентов на профильную санитарную или научно-исследовательскую работу. Однако для части их, особенно членов научно-студенческих кружков при гигиенических кафедрах, часто имеется известное совпадение, которое, безусловно, целесообразно.

Накопленный в I Московском медицинском институте опыт проведения производственной практики на 12-м семестре по профильному принципу, как показано на примере кафедры коммунальной гигиены, заслуживает внимания.

УДК 614.7(076.5)

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЕ НА 12-м СЕМЕСТРЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ

Канд. мед. наук И. И. Никберг

Кафедра коммунальной гигиены Киевского медицинского института им. А. А. Богомольца

Преподавание гигиенических дисциплин на 12-м семестре занимает особое место в обучении студентов санитарно-гигиенического факультета. Однако единого мнения о наиболее целесообразных формах их обучения на этом семестре еще нет. Поэтому представляет интерес обмен опытом в этом направлении.

В Киевском медицинском институте на 12-м семестре 1966/67 учебного года принята цикловая система практических занятий по профилирующим гигиеническим дисциплинам. В частности, целью практических занятий студентов на этом семестре по коммунальной гигиене было обучение методике основных форм деятельности практического санитарного врача в области жилищно-коммунальной санитарии; усвоение теоретических вопросов и практических навыков, которые не были в достаточной мере освещены на 8-м и 9-м семестре, особенно в части, касающейся санитарной экспертизы проектов коммунальных объектов; повторение и обобщение материалов курса по дисциплине в порядке подготовки к выпускным государственным экзаменам.

Основными формами обучения в период цикла являлись самостоятельная работа студентов по санитарной экспертизе проектов коммунальных объектов, самостоятельное обследование таких объектов, в том числе по заданиям санэпидстанций, выполнение тематического задания по коммунальной гигиене с изучением литературы, углубленным обследованием объекта (объектов) и обобщением материалов, самостоятель-

ное решение учебных задач по различным разделам коммунальной гигиены, участие в показательных санитарных обследованиях коммунальных объектов преподавателями кафедры, участие в работе санэпидстанций по отводу участков для строительства коммунальных объектов и приемке последних в эксплуатацию, участие в учебно-экскурсионных посещениях научно-исследовательских институтов и учреждений санэпид-службы, подготовка научно-популярной беседы (лекции) по общей или коммунальной гигиене.

Индивидуальное задание являлось основным учебно-методическим документом, определявшим объем и порядок работы студентов в период цикла. Задание формировалось так, чтобы охватить все основные формы практической работы и разделы теоретического курса по коммунальной гигиене. В качестве примера приведем состав одного из индивидуальных заданий (№ 5). Студент, получивший это задание, должен был произвести санитарную экспертизу проекта детальной планировки и застройки поселка городского типа Кодаки. Васильковского района Киевской области (проект разработан «Киевоблпроектом» в 1966 г.); составить программу-план обследования общежития для рабочих-строителей; составить перечень основной литературы и официальных инструктивно-методических материалов по санитарной охране водоемов от загрязнение промышленными сточными водами; решить комплексную задачу по санитарной охране атмосферного воздуха; решить задачу по расчету теплопотерь помещения; составить схематический план терапевтического отделения общего профиля на 60 коек с размещением его на 2-м этаже 5-этажного здания; составить и доложить текст научно-популярной беседы на тему: «Каким должен быть благоустроенный колодец»; принять участие в выполнении группового тематического задания «Гигиеническая оценка условий проживания в жилых домах микрорайона Нивки со встроенными котельными»; обследовать (по заданию санэпидстанции) с оформлением документации 3—5 коммунальных объектов.

Время обучения в течение цикла (18 рабочих дней) распределено на 3 периода продолжительностью по 6 рабочих дней. В 1-м периоде предусматривалась самостоятельная работа студентов по предупредительному и текущему надзору за коммунальными объектами (на санэпидстанции и объектах ее обслуживания), во 2-м периоде выполнялось тематическое задание (преимущественно на санэпидстанциях и объектах ее обслуживания, в отдельных случаях непосредственно на кафедре), в 3-м периоде — санитарная экспертиза проектов (преимущественно на кафедре). Цикл начинался организационным занятием, на котором студенты знакомились с программой и рабочим планом, получали индивидуальные задания и уточняли порядок их выполнения. Вступительная часть завершается 40—45-минутной лекцией преподавателя, в которой освещались объем, формы и методы работы студентов в период цикла. В последующие дни студенты самостоятельно обследовали объекты и готовились к выполнению тематического задания. Обследованию объектов предшествовал инструктаж преподавателя или главного врача с последующим самостоятельным составлением студентом схемы санитарного обследования объекта. В 5-й и 6-й день цикла проводились 2 показательных экскурсионных обследования и обсуждались результаты самостоятельного обследования объектов.

Студенты самостоятельно обследовали общежитие, парикмахерскую, баню, кинотеатр, артезианский водопровод, жилую квартиру (по жалобе) и др. Совершались экскурсии на сооружения по очистке выбросов в атмосферу, по очистке сточных вод и др. Объектом экскурсии был и Киевский научно-исследовательский институт общей и коммунальной гигиены.

2-я неделя цикла (с учетом времени на показательные посещения и обсуждения) отводилась для выполнения тематического задания. Выпол-

нялись тематические задания: «Гигиеническая оценка котельных, встроенных в жилые дома», «Гигиеническая оценка планировки и санитарного режима больницы», «Гигиеническая оценка кондиционирования воздуха в кинотеатре» и др. К концу недели студенты сдавали тексты подготовленных ими санитарно-просветительных бесед и копии актов санитарных обследований, а также докладывали о ходе выполнения тематического задания.

3-я неделя посвящалась санитарной экспертизе проектов, оформлению тематического задания, занятию в Доме санитарного просвещения, завершению выполнения индивидуальной программы-задания. Большое внимание при прохождении цикла уделялось санитарному просвещению в деятельности санитарного врача по коммунальной гигиене. В отдельных случаях лучшим студентам, по их желанию, предоставлялась возможность выполнить тематическое задание, представлявшее собой небольшое научное исследование. Так, изучалось влияние ультрафиолетового излучения на воздушную среду замкнутого помещения, состав выдыхаемого воздуха, производилась оценка загрязнения ртутью стоматологических кабинетов и др.

Цикл завершался зачетно-семинарским занятием, на котором заслушивались и обсуждались сообщения студентов (по 10—15 мин.) об итогах выполнения тематических заданий; 1—2 заключения по проектам; сообщение о методике обследования 2—3 коммунальных объектов.

Для всего курса в конце семестра была прочитана лекция «Основные задачи, формы и методы практической работы санитарного врача по коммунальной гигиене».

УДК 572.51.087-053.2

К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Т. С. Криворучко, Л. М. Антонова

Молдавский научно-исследовательский инстлтут гигиены и эпидемиологии, Кишинев

Вопрос о методе оценки физического развития детей окончательно не решен. Дискуссия по этому поводу усилилась в 1965 г., после выступления В. Г. Властовского (1965, 1966). Следуя за В. Г. Штефко и А. Д. Островским, В. В. Бунаком, М. И. Корсунская, А. Б. Ставицкая, Д. И. Арон, П. И. Башкиров и другие авторы в основу оценки физического развития брали как основной показатель длину тела. А. И. Пахомычев предложил схему оценки физического развития детей, при которой учитывается не только рост как основной признак, но и взаимосвязь тотальных размеров равноправных признаков (рост, вес и окружность грудной клетки). Схема обоснованная, но довольно громоздкая; она состоит из 28 подгрупп. Схема Л. И. Фиглина состоит из 3 групп с 5 подгруппами. При ней учитываются рост и пропорциональность 3 основных признаков физического развития (соответствие веса и окружности грудной клетки росту). Недостатком этой схемы, на наш взгляд, является то, что в ней не принимается во внимание степень отклонения окружности грудной клетки и веса от уровня, соответствующего данному росту. Между тем тактика врача должна быть разной при различном отставании веса ребенка. Так, при отставании веса ребенка на 1—2 б можно наблюдать за ним для выяснения причин такого явления, при отставании веса более чем на 2 б следует предпринять срочные меры к обследованию и лечению ребенка. Схемой Л. И. Фиглина можно пользоваться для груп-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.