Научная статья на тему 'К МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ НА 12-м СЕМЕСТРЕ'

К МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ НА 12-м СЕМЕСТРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ НА 12-м СЕМЕСТРЕ»

ДИСКУССИИ

И

ОТКЛИКИ ЧИТАТЕЛЕИ

УДК 613/614(076.5)

К МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ НА 12-м СЕМЕСТРЕ

С. Н. Черкинский, В. Т. Мазаев, М. Н. Рублева

Кафедра коммунальной гигиены I Московского медицинского института им.

И. М. Сеченова

Совещание по подготовке санитарных врачей на санитарно-гигиенических факультетах, состоявшееся в Москве в апреле 1969 г., показало, что методика проведения производственной практики студентов на 12-м семестре различна на разных факультетах. Между тем эта практика в системе обучения будущих санитарных врачей играет существенную роль, поскольку она осуществляется в период, когда студенты должны быть хорошо к ней подготовлены, выполнив задание по всем основным профильным гигиеническим дисциплинам, тогда как предшествовавшая ей практика на V курсе весьма ограничена во времени. Поэтому мы считали полезным в порядке обмена опытом изложить принцип и методику проведения производственной практики на кафедре коммунальной гигиены I Московского медицинского института, тем более, что эти принципы и методы характерны в общем для всех профильных гигиенических кафедр института.

Как известно, учебным планом санитарно-гигиенических факультетов медицинских институтов рекомендуется использовать 12-й семестр для производственной практики на санэпидстанции. Предусматривается, что каждый студент в течение семестра должен работать во всех основных отделах санэпидстанции по цикловой системе. Практически получается, что из 3 месяцев практики студент может уделить каждой дисциплине 2 недели. Вместе с тем, как отмечено, будущие санитарные врачи уже владеют известным запасом теоретических знаний и практических навыков по всем профильным гигиеническим дисциплинам и даже знакомы с деятельностью основных отделов санэпидстанции по практике после V курса. Поэтому производственная практика на 12-м семестре по цикловой системе ничем не отличается от практики после V курса, исключает какую-либо возможность пробы сил студентов на выполнении самостоятельных задач санитарной практики и не способствует усвоению ими практических приемов санитарной деятельности. Больше того, при цикловой системе на некоторых санитарно-гигиенических факультетах производственная практика 12-го семестра сводится к простому повторению в сокращенном виде курса обычных практических занятий на кафедрах и проведению экскурсий на коммунальные объекты под руководством ассистента.

Таким образом, пропадает первоначальный смысл производственной практики 12-го семестра — приобретение студентами практических навы-

ков самостоятельной работы на санэпидстанции, а столь ограниченное время, предоставляемое учебным планом, растрачивается нецелесообразно, в лучшем случае, на восполнение пробелов в прохождении основного курса, на «натаскивание» перед государственными экзаменами. В то же время специфика работы санитарного врача требует значительного количества календарного времени на предварительное изучение санитарного состояния обслуживаемого участка и объектов, расположенных на нем, а тем более на осуществление хотя бы самых скромных по характеру санитарных мероприятий. Следовательно, за 2 недели студент никоим образом не может провести сколько-нибудь значительной и полезной врачеб-но-санитарной работы, не говоря уже о таком санитарном изучении, которое приближается к научно-практической деятельности, как основы серьезных оздоровительных мероприятий.

На санитарно-гигиеническом факультете 1 Московского медицинского института в течение ряда лет осуществляется другой, профильный принцип организации производственной практики на 12-м семестре. Весь курс делится между основными профильными кафедрами с учетом желания студентов и возможностей кафедр. Каждая кафедра предварительно подбирает несколько санэпидстанций районов города, отделы которых (коммунальный, промышленной санитарии и др.) могут выполнять роль учебных баз производственной практики. Далее кафедра распределяет закрепленных за ней студентов по соответствующим отделам выбранных санэпидстанций, примерно по 3—4 человека на каждую.

В коммунальном отделе СЭС в свою очередь студенты распределяются по врачебным участкам. При наличии вакансии и по рекомендации кафедры за отдельными студентами, проявившими себя на факультете наиболее самостоятельными и хорошо успевающими, закрепляются свободные врачебные участки, где они работают в наибольшей степени самостоятельно, используя и вспомогательных сотрудников санэпидстанций. Руководство работой студентов осуществляется, с одной стороны, ассистентом-куратором, выделенным кафедрой, а с другой — старшим врачом отдела санэпидстанции.

Студенты обязаны полностью соблюдать распорядок дня отдела, их заносят в табельную книгу санэпидстанции, они должны присутствовать на совещаниях ее отделов по профилю.

В первые дни производственной практики старший врач отдела знакомит студентов со структурой санэпидстанции и района, наличием и расположением основных объектов коммунального санитарного надзора, а также с отчетами отдела за прошлые годы и с планом на ближайший квартал. Далее студенты составляют индивидуальные планы работы, исходя из задач отдела санэпидстанции и особенностей закрепленного за ними участка. В составлении индивидуального плана обязательно участвует куратор кафедры.

В зависимости от характера санэпидстанции (областная, городская, районная) студенты в порядке предупредительного санитарного надзора принимают участие в рассмотрении проектов водоснабжения и канализации различных объектов и жилых зданий, планировке и реконструкции населенных пунктов, выборе участков под строительство, а также в приемке готовых объектов. При осуществлении текущего санитарного надзора они обследуют водопроводные станции и сооружения, станции и сооружения по очистке бытовых и промышленных сточных вод и с учетом аналитических данных определяют эффективность их работы, дают оценку санитарным условиям спуска стоков в водоем. Студенты обследуют также предприятия, загрязняющие атмосферный воздух, устанавливают эффективность осуществляемых мероприятий, проводят текущий санитарный надзор за жилыми зданиями, культурно-бытовыми и лечебно-профилактическими учреждениями, обследуют состояние и условия эксплуатации санитарно-защитных зон.

Санэпидстанция и куратор кафедры стремятся дать возможность каждому студенту практически ознакомиться со всеми видами и объектами жилищно-коммунального санитарного надзора, однако отнюдь не за счет качества и глубины обследования. Поэтому иногда лучше поручить молодому специалисту обследование меньшего числа объектов, но приучить его к более подробному изучению и оценке их в санитарном отношении. Студентов стараются привлекать к решению таких вопросов, на примере которых можно ясно в течение практики, видеть результаты работы санитарного врача (ремонт, реконструкция, закрытие вредного производства, включение в план нового строительства и т. п.).

При посещении объектов санитарного надзора студенты должны самостоятельно решать вопрос о целесообразности лабораторного исследования для контроля за эффективностью работы водопроводных станций, санитарным состоянием водоема и эффективностью станций по очистке бытовых и промышленных сточных вод, загрязнением воздуха и эффективностью очистных сооружений на предприятиях, загрязняющих атмосферу. Студенты определяют и степень необходимости инструментальных замеров в жилищах при обследовании по жалобам населения, а также в культурно-бытовых и лечебно-профилактических учреждениях. Будущих санитарных врачей привлекают к самостоятельным лабораторным и инструментальным исследованиям на объектах, к определению места отбора проб и выработке заключений по результатам исследования. Иногда для санитарной оценки объекта или обоснования мероприятий студенты используют местные материалы инфекционной и общей заболеваемости населения.

Вся документация, составляемая студентами (заключения по экспертизе проектов, акты обследования и т. д.), редактируется врачом санэпидстанции, прикрепленным к ним и периодически просматривается ассис-тентом-куратором. Кроме плановой и текущей деятельности, которая в период производственной практики не всегда и не на всех санэпидстанциях может быть достаточно разнообразной и сложной, студенты выполняют специальные задания, темы которых выбираются в соответствии с планом научно-практических работ санэпидстанций и при консультации ассистента-куратора кафедры. Для выполнения тематической работы могут выделяться 1—2 дня в неделю, в том числе и для работы в библиотеке, лабораториях санэпидстанций или на кафедре.

Иногда для отдельных студентов (например, членов научного студенческого кружка при кафедре) тема задания выбирается кафедрой. С этой целью кафедра составляет специальный список тем, включающий такие работы: «Санитарная оценка планировки жилого микрорайона» (построенного, строящегося, проектируемого), «Гигиеническая оценка нового жилищного строительства» (многоэтажного, 4—5-этажного, малоэтажного), «Санитарная оценка состояния и степень надежности артезианского водопровода», «Санитарная оценка планировки пригородного совхоза», «Санитарное состояние Москвы-реки и оценка условий спуска в нее сточных вод отдельными предприятиями» (по различным районам города) и др.

На некоторых санэпидстанциях (областных) тематические работы выполняются в течение ряда лет студентами разных выпусков и используются в дальнейшем санэпидстанциями для проведения специальных оздоровительных мероприятий (например, санитарной оценки рек Московской области в связи с загрязнением их промышленными сточными водами, санитарной оценки планировки и застройки городов-спутников Московской области и др.).

Выполненные студентами VI курса тематические работы консультируются, проверяются и оцениваются как санитарным врачом, так и прикрепленным к ним преподавателем кафедры, а затем докладываются ими на отчетной 2—3-дневной конференции кафедры в конце практики, и,

как правило, демонстрируются (как бы в качестве дипломных работ) на государственных экзаменах, особенно в сомнительных случаях. Кроме тематических работ, студенты в конце практики сдают ассистенту-куратору кафедры дневник и характеристику, заверенную куратором и главным врачом санэпидстанции.

Как показывает многолетний опыт, изложенные нами принципы и методика проведения профильной производственной практики на 12-м семестре позволяют студентам не только знакомиться с содержанием и приемами работы санитарных врачей, но и непосредственно, а часто самостоятельно, участвовать в ней, что резко повышает эффективность производственной практики. Вместе с тем профильный принцип производственной практики вовсе не рассматривается как шаг на пути к профили-зации подготовки санитарных врачей; студенты предупреждаются, что прохождение ими производственной практики на той или иной кафедре вовсе не влияет на распределение студентов на профильную санитарную или научно-исследовательскую работу. Однако для части их, особенно членов научно-студенческих кружков при гигиенических кафедрах, часто имеется известное совпадение, которое, безусловно, целесообразно.

Накопленный в I Московском медицинском институте опыт проведения производственной практики на 12-м семестре по профильному принципу, как показано на примере кафедры коммунальной гигиены, заслуживает внимания.

УДК 614.7(076.5)

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЕ НА 12-м СЕМЕСТРЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ

Канд. мед. наук И. И. Никберг

Кафедра коммунальной гигиены Киевского медицинского института им. А. А. Богомольца

Преподавание гигиенических дисциплин на 12-м семестре занимает особое место в обучении студентов санитарно-гигиенического факультета. Однако единого мнения о наиболее целесообразных формах их обучения на этом семестре еще нет. Поэтому представляет интерес обмен опытом в этом направлении.

В Киевском медицинском институте на 12-м семестре 1966/67 учебного года принята цикловая система практических занятий по профилирующим гигиеническим дисциплинам. В частности, целью практических занятий студентов на этом семестре по коммунальной гигиене было обучение методике основных форм деятельности практического санитарного врача в области жилищно-коммунальной санитарии; усвоение теоретических вопросов и практических навыков, которые не были в достаточной мере освещены на 8-м и 9-м семестре, особенно в части, касающейся санитарной экспертизы проектов коммунальных объектов; повторение и обобщение материалов курса по дисциплине в порядке подготовки к выпускным государственным экзаменам.

Основными формами обучения в период цикла являлись самостоятельная работа студентов по санитарной экспертизе проектов коммунальных объектов, самостоятельное обследование таких объектов, в том числе по заданиям санэпидстанций, выполнение тематического задания по коммунальной гигиене с изучением литературы, углубленным обследованием объекта (объектов) и обобщением материалов, самостоятель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.