ДИСКУССИИ ОТКЛИКИ ЧИТАТЕЛЕЙ
УДК 614.7(07)
ЕЩЕ О ПРЕПОДАВАНИИ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ
Канд. мед. наук К■ Б. Хаит Кафедра коммунальной гигиены Карагандинского медицинского института
Статьи И. А. Трутнева и соавторов «О некоторых формах преподавания курса коммунальной гигиены», Р. Д. Габовича «Из опыта преподавания курса коммунальной гигиены» и В. В. Ермакова и соавторов «Летняя производственная практика студентов при переходе с IV на V курс»1 представляют большой интерес. К сожалению, материалы о преподавании профильных гигиенических дисциплин появляются в журнале нечасто. Между тем обмен опытом в этой области — чрезвычайно полезная форма общения между кафедрами разных институтов, позволяющая одним кафедрам использовать лучшие образцы других, а значит, совершенствовать учебный процесс и подготовку будущих санитарных врачей. Это тем более необходимо потому, что в организации учебного процесса, в рабочих планах, в методике преподавания (проведения практических занятий) некоторых гигиенических дисциплин (коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков) отсутствует единство. В этом легко убедиться в случае перевода студентов из других вузов и при общении с выпускниками разных институтов.
Хочется остановиться на некоторых трудностях, испытываемых кафедрами коммунальной гигиены, с тем чтобы были приняты действенные меры для их устранения. Давно назрела необходимость в переиздании учебника «Коммунальная гигиена», написанного в свое время (1958) А. Н. Марзеевым, в выпуске нового, так как во многом упомянутый учебник устарел. Конечно, отсутствие учебника может компенсироваться чтением лекционного курса, но если принять во внимание существующую цикловую систему проведения практических занятий, то нужда в полноценном учебнике вполне обоснована.
Учебная программа по коммунальной гигиене, утвержденная в 1961 г., не соответствует современному уровню преподавания этой дисциплины. Ощущается острая потребность в пересмотре программы как в части теоретического курса, так и в части практических занятий. На многих кафедрах перечень тем и объем практических занятий далеко вышли за пределы, предусмотренные программой 1961 г. Вместе с тем отмечается, что нет единства на кафедрах коммунальной гигиены разных институтов в тематике практических занятий и методике их проведения. Нет единства и в методике проведения производственной практики студентов санитарно-гигиенических факультетов.
Кафедры постоянно испытывают недостаток в некоторой гигиенической аппаратуре (анализаторы шума и шумомеры, счетчики ионов, актинометры и др.), макетах, учебных таблицах, учебных кинофильмах и т. п., которые поступают в порядке централизованного снабжения. Пора бы заводам медицинской аппаратуры и экспериментальным мастерским при научно-исследовательских институтах наладить производство гигиенической аппаратуры, с тем чтобы не только кафедры, но и санэпидстанции были обеспечены всем необходимым. Следует считать ценным предложение проф. Р. Д. Габовича о создании местных кинофильмов по коммунальной гигиене и обмене ими между кафедрами.
Нам представляется мало целесообразным привлечение к чтению плановых лекций по коммунальной гигиене (как сообщает И. А. Трутнев) специалистов-практиков (врачей и инженеров), особенно если учесть разрыв между лекционным курсом и практическими занятиями. Время, отведенное для чтения курса, незначительно (83 часа), а согласно новому учебному плану оно еще более сокращается. Лучше было бы практиковать такие лекции в факультативном порядке или на специально организованных вечерах-встречах студентов санитарно-гигиенического факультета с врачами и инженерами по специальным вопросам (как принято у нас).
1 Гигиена и санитария, 1965, № 10, стр. 79, 80 и 83. 7» 99
Как же организовано преподавание коммунальной гигиены в Карагандинском медицинском институте? Кафедра у нас существует 3 года, однако она неплохо оснащена и накопила некоторый опыт. В преподавании лекционного курса у нас нет каких-либо особенностей по сравнению с другими институтами. Что касается практических занятий, то часы между разделами распределены так: водоснабжение—36 часов, санитарная охрана водоемов—28 часов (VIII семинар), планировка населенных мест — 28 часов, санитарная очистка —8 часов, санитарная охрана атмосферного воздуха — 24 часа и гигиена жилых и общественных зданий—36 часов (IX семестр).
Перед началом каждого раздела преподаватель (в течение часа) знакомит студентов с содержанием работы по предупредительному и текущему санитарному надзору, относящемуся к данному разделу, с методическими и инструктивными материалами и дополнительной литературой, которые должны быть использованы слушателями в процессе работы. Заранее студентам на руки (каждому в отдельности) выдаются подробные методические указания (разработанные кафедрой) для выполнения практических заданий. В дальнейшем преподаватель обеспечивает систематический контроль за ходом выполнения задания, дает консультации, проверяет усвоение теоретического материала и результаты.
При такой системе более 4/s всех часов практических занятий затрачивается на самостоятельную работу студентов (по индивидуальным заданиям), которая проводится как в лаборатории кафедры, так и на коммунальных объектах города. Нередко на практических занятиях проводятся совместные обсуждения результатов работы студентов, например при санитарной экспертизе проектов водоснабжения, канализации, планировки населенных пунктов, после обследования некоторых объектов и т. п. При таких обсуждениях студенты за короткий срок знакомятся с различными вариантами решения вопроса, с которыми санитарному врачу приходится сталкиваться в своей деятельности. Обычно студенты с большим интересом и живо участвуют в подобных обсуждениях.
На кафедре создан научно-студенческий кружок. Тематика научных работ студентов частично связана с научной тематикой кафедры, частично носит научно-практический характер и вытекает из практических запросов городской и областной санэпидстанций. Результаты таких работ направляются на соответствующую санэпидстанцию, затем совместно с врачом по жилищно-коммунальной гигиене на том или ином объекте или в управлении организуются доклады студентов. Все научные работы студентов были доложены на научно-студенческих конференциях института и одна — на I Республиканской научно-студенческой конференции (на иностранном языке).
Перед началом производственной практики декан совместно с заведующими кафедрами инструктирует студентов; им выдаются на руки планы, схемы обследований, планы тематических заданий. Преподаватели гигиенических кафедр 2—3 раза выезжают на места, где студенты проходят производственную практику, для их проверки. По окончании практики студенты представляют документацию о выполнении плана по каждому профилю. На основании данных проверки на местах, характеристики, представленной главным врачом санэпидстанции, изучения документации и личной беседы со студентами кафедра выставляет им зачет (дифференцированный).
Для повышения квалификации санитарных врачей области на базе кафедры проводятся семинары и декадники. В свою очередь это способствует улучшению организации и проведения производственной практики студентов на базах.
В заключение хочется поддержать предложение о созыве совещания заведующих кафедрами коммунальной гигиены. Такие совещания в прошлом практиковались.
В преподавании гигиенических дисциплин еще немало неразрешенных вопросов. Поэтому обмен опытом работы в этой области вызывает большой интерес у преподавателей гигиенических кафедр, в связи с чем освещение данного вопроса на страницах журнала заслуживает одобрения.
Поступила 7/XII 1965 г.
УДК 613.63:613.95«
О СТАТЬЕ И. А. АРНОЛЬДИ «ХИМИЗАЦИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА ПОДРОСТКОВ»1
Е. И. Люблина (Ленинград)
В своей статье И. А. Арнольди, ссылаясь на А. В. Логинова, Л. А. Тиунова, А. О. Лойта и И. В. Олюнина, указывает на возможность повышения устойчивости к токсическим веществам при повторных воздействиях или адаптации к физическому фактору (гипоксии). Правда, в дальнейшем автор говорит о повышенной чувствительности и недостаточности механизмов адаптации у подростков, однако читателя не
1 Гигиена и санитария, 1965. № 11, стр. 98.